Дракон (пьеса)
Дракон | |
---|---|
![]() Ленинградский государственный театр комедии | |
Автор | Евгений Шварц |
Дата написания | 1944 |
Язык произведения | русский |
Жанр | сказка, притча |
«Драко́н» — пьеса-сказка в трёх действиях советского драматурга Евгения Шварца. Написана в 1942—1944 годах, в эвакуации из блокадного Ленинграда в Сталинабаде. Попытки постановки пьесы на сцене театра в период правления Иосифа Сталина и Никиты Хрущёва закончились цензурным запретом[1]. Спектакль в итоге начали ставить много позже.
В 1988 году режиссёр Марк Захаров по мотивам пьесы снял фильм «Убить дракона».
Составляет наряду с «Тенью» и «Голым королём» трилогию пьес-памфлетов[2].
Сюжет
Рыцарь Ланцелот приходит в город, которым уже четыреста лет правит могущественный Дракон. Ланцелот узнаёт, что каждый год Дракон выбирает себе в жертву красивую девушку, после этого жертвы исчезают бесследно. Если верить слухам, девушки умирают «от омерзения». Кот сообщает Ланцелоту, что завтра жертвой Дракона станет Эльза, дочь архивариуса Шарлеманя. При этом сама Эльза и её отец спокойны, они давно смирились со своей участью и оба готовы умереть. Другие жители города тоже свыклись с жестокостью Дракона и вовсе не думают ему противостоять. Каждый надеется, что хуже не будет. Ведь вступать с драконом в бой — верная смерть. Ланцелот вызывается освободить город от власти чудовища.
Дракон, как ни пытается избежать поединка, подсылая бывшего жениха Эльзы Генриха с отравленным мечом уговорить девушку убить рыцаря, отказывая противнику в оружии и пр., в итоге погибает от меча Ланцелота. Тяжело раненый Ланцелот покидает город. В то же время место Дракона быстро занимает Бургомистр, объявивший освободителем города себя. Он бросает в тюрьму всех несогласных, и город быстро смиряется и принимает власть нового «дракона». Предварительно выведав, что Ланцелот умер от ран, бывший Бургомистр, который теперь зовётся президентом вольного города, собирается жениться на Эльзе. Однако в день свадьбы получает отказ. Девушка умоляет горожан очнуться и вступиться за неё. Неожиданно появляется Ланцелот. Как оказалось, он выздоровел, вернулся в город в шапке-невидимке и наблюдал, что стало с городом в его отсутствие. Теперь он намерен жениться на Эльзе и убить дракона в изуродованных душах горожан.
Персонажи

- Дракон
- Ланцелот
- Шарлемань — архивариус
- Эльза — дочь Шарлеманя
- Бургомистр
- Генрих — его сын
- Кот
- Осёл
- 1-й ткач
- 2-й ткач
- Шапочных дел мастер
- Музыкальных дел мастер
- Кузнец
- 1-я подруга Эльзы
- 2-я подруга Эльзы
- 3-я подруга Эльзы
- Часовой
- Садовник
- Мальчик
- Разносчик
- Тюремщик
- Лакеи
- Стража
- Горожане
Художественные особенности
За основу взят сказочный сюжет народов Юго-Восточной Азии о драконе, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона, и только юноша с чистыми помыслами убивает чудовище[3]. Шварц тоже рассматривает тему превращения победителя в тирана. В пьесе горожане не особенно хотят, чтобы их спасали, им не нужна свобода, они предпочитают быть в рабстве, лишь бы господин оказался помягче. Лишившись одного тирана, они с удовольствием идут под власть другого. Герой с удивлением обнаруживает — для того, чтобы освободить людей, убить дракона недостаточно.
Р. Велиев и В. Прищепа отмечают, что Ланцелот, убив дракона, и сам в конце концов занимает его место и начинает устанавливать законы. С помощью сюжета о возрождении Дракона Шварц, по мнению исследователей, характеризует политическую систему своей страны, а для победы над злом каждому нужно «убить дракона» в себе[4].
Жанр
Исследователи Валентина Головчинер[5] и Оксана Русанова[6] относят пьесу Шварца к эпической драме (уподобляя произведениям Бертольта Брехта). Некоторые исследователи говорят о синтезе жанров в драматургии Шварца. В частности, Г. Миронова находит в пьесе «Дракон» черты антифашистского памфлета и антиутопии. С одной стороны, пьеса писалась в годы Великой Отечественной войны, и очевидной мишенью её сатиры является гитлеровский фашизм. С этой точки зрения она может быть названа антифашистским памфлетом. По словам Николая Акимова, началась работа над пьесой ещё до войны, когда Советский Союз пытался её избежать дипломатическими путями, а продолжалась уже в разгар войны. Появление образа Бургомистра (и мысли, что убить Дракона недостаточно) связано с опасной игрой, которую вели страны Западной Европы, надеясь одновременно победить Гитлера и ослабить СССР. Немецкие имена героев (а также указание на происхождение Дракона от гуннов, описание его человеческого облика — светлые волосы, военная выправка) говорят об антифашистской направленности произведения. На то же указывают и другие детали: описание города и коричневого здания без окон в ремарке, очищение города от цыган, подозрительное отношение к любым брюнетам и пр.[7]
В то же время произведение Шварца направлено против тирании, и в этом смысле имеет черты антиутопии. Решив, что лучший способ избавиться от чужих драконов — иметь собственного, горожане смиряются с его жестокостью и деспотизмом и начинают искать в нём достоинства, идеализировать его. Как в любой антиутопии, в пьесе Шварца есть герой, противостоящий государственной системе, которого она, в свою очередь, пытается уничтожить. Другие характерные черты мира антиутопии — доносительство, жизнь в атмосфере страха, манипулирование сознанием горожан, лживые лозунги и пр.[7] В итоге за образом Дракона современники видели не только Гитлера, но и Сталина[1][4].
Театральные постановки
При жизни автора
Первая попытка постановки была предпринята Николаем Акимовым в Ленинградском театре Комедии во время Великой Отечественной войны, в заглавной роли — Лев Колесов. «Никогда не забуду, как играл он Дракона», — запишет Евгений Шварц о нём в своей «Телефонной книге». В роли Ланцелота — Борис Смирнов. Спектакль был одобрен на предварительных просмотрах, но после первого показа на публике в Москве 4 августа 1944 года пьеса попала под запрет на постановку и не ставилась в СССР 18 лет[1][8].
В СССР
В 1962 году, уже после смерти автора, постановка «Дракона» была повторно осуществлена Николаем Акимовым в Ленинградском театре Комедии. В главных ролях были заняты: Дракон — Лев Колесов и Георгий Тейх, Ланцелот — Геннадий Воропаев и Лев Милиндер, Эльза — Нелли Корнева, Бургомистр — Павел Суханов, Генрих — Иосиф Ханзель, Шарлемань — Глеб Флоринский. Спектакль сохранялся в репертуаре два сезона[1].
В 1962 году Марк Захаров поставил пьесу в Москве, в Студенческом театре МГУ. Дракона в этой постановке играл Вадим Зобин, Ланцелота — Святослав Дёмин, будущий экономист-международник, Бургомистра — Юрий Горин, Эльзу — Ия Саввина. После 17 представлений этот спектакль был запрещён[9].
- 1969 — постановка Николая Стуликова в «Сатирическом театре» УПИ (ныне театр «Старый дом»).
- 1979 — Виктор Шрайман поставил пьесу в театре «Буратино» в Магнитогорске. В спектакле использовались куклы и маски для изображения некоторых воплощений дракона, кота Машеньки и горожан (манекены среди зрителей в зале). В основном роли исполняли актёры.
- 1980 — Сергей Образцов представил в своём театре полностью кукольную версию «Дракона»[10].
- 1981 — Валерий Белякович и Павел Куликов поставили «Дракона» в Театре-студии на Юго-Западе. В роли Ланцелота выступил Павел Куликов. С 1982 по 1998 год Ланцелота играл Виктор Авилов. Спектакль выдержал три редакции. Последнее возобновление состоялось 13 мая 2008 года, режиссёр А. Горшков, в роли Дракона выступили Олег Задорин, Дмитрий Козлов и Николай Ломтев, Ланцелота играл Денис Нагретдинов[11].
За рубежом
К началу 1960-х годов относятся и первые постановки «Дракона» в других странах (в Польше и ФРГ)[1][12].
Особое место среди зарубежных постановок занимает спектакль Немецкого театра в Берлине, ГДР, режиссёр — Бенно Бессон, художник — Хорст Загерт, композитор — Райнер Бредемайер. Сыгранный первый раз в марте 1965 года, «Дракон» оставался в репертуаре до конца сезона 1981 года, выдержав 580 представлений; спектакль был с успехом показан во многих странах Восточной и Западной Европы, получил единодушно высокую оценку у зрителей и критики и стал событием не только немецкого, но и мирового театра[13].
- 1967 — Антуан Витез поставил пьесу во Франции[14]. Показана в 1967—1968 годах в Сент-Этьене, Гренобле и Бурже.
- 1969 — в берлинской Государственной опере состоялась премьера оперы «Ланцелот», композитор — Пауль Дессау, либретто (по мотивам «Дракона») — Хайнер Мюллер[15].
- 1972 — радиоспектакль «Дракон» Театра Польского Радио — Радио Ольштын в постановке Яна Блешыньского[16].
- 2013 — постановка пьесы «The Dragon» Мельбурнским Merlyn Theatre[17].
В России
- 1994 — Санкт-Петербургская студия Радио России выпустила радиоспектакль «Дракон». Режиссёр радиоверсии Светлана Томилина (Коренникова), звукорежиссёр Ольга Климович. Длительность спектакля — около 45 минут. В ролях: Геннадий Богачёв (Дракон), Сергей Дрейден (Шарлемань, Музыкальных дел мастер), Иван Краско (Бургомистр), Татьяна Михалевкина (Эльза), Андрей Красавин (Ланцелот), Александр Васильев (Кот), Владимир Котов (Шапочных дел мастер)[18].
- 1996 — Радио России выпустило радиоспектакль «Дракон» на основе постановки Театра на Юго-Западе. Режиссёр радиоверсии — Дмитрий Соломатин, звукорежиссёр — Марина Карпенко. По сравнению с театральным спектаклем, эта радиоверсия короче приблизительно на час и напоминает, скорее, детскую сказку — и значительно упрощённым текстом, и облегчённой, «сказочной» манерой игры[19].
- 1982 — режиссёр Марк Вайль поставил «Дракона» в ташкентском театре «Ильхом» (в постановке был использован текст ранних редакций пьесы).
- 1984 — режиссёр Юрий Попов поставил «Дракона» в Русском драматическом театре Литвы (Вильнюс).
- 1988 — в Казанском ТЮЗе «Дракона» поставил Борис Цейтлин. В главных ролях: Дракон — Владимир Фейгин, Ланцелот — Евгений Царьков, Эльза — Елена Крайняя, придуманную авторами спектакля роль Секретарши играла Роза Хайруллина.
- 1988 — режиссёр Геннадий Егоров поставил «Дракона» в Ленинградском государственном театре им. Ленинского комсомола. В главных ролях: Ланцелот — Игорь Арсеньев, Эльза — Лариса Луппиан, Бургомистр — Лев Лемке, Генрих — Рустем Гумеров, Первая голова — Алексей Арефьев, Вторая голова — Юрий Оськин, Третья голова — Валерий Смирнов, Кот — Виктор Сухоруков[12].
- 1990 — режиссёр Сергей Федотов поставил «Дракона» в пермском театре «У Моста».
- 2006 — Владимир Мирзоев поставил пьесу в Театриуме на Серпуховке п/р Терезы Дуровой, с Ефимом Шифриным в роли Бургомистра[20].
- 2010 — Сергей Арцибашев поставил «Дракона» в Российском Государственном «Театре на Покровке».
- 2010 — Андрей Корионов поставил пьесу в Театре имени Ленсовета[21].
- 2016 — постановка в городе Заречном. Режиссёр-постановщик — Александр Купрянов, актёр московского «Театра на Юго-Западе», автор всей музыки спектакля московский композитор Александр Рогозин[22].
- 2017 — премьера спектакля «Дракон» режиссёра Константина Богомолова в МХТ им. Чехова[23].
- 2019 — постановка Марата Гацалова на сцене Омского государственного академического театра драмы. Работа омского театра получила пять номинаций на премию «Золотая маска»[24][25].
- 2024 — дебютная постановка Фёдора Федотова на новой сцене Социально-художественного театра (Санкт-Петербург)[26][27].
Экранизации
- 1961 — Телеспектакль «Дракон» (Польша)[28]. Режиссёр Ежи Красовский. В главных ролях: Дракон — Тадеуш Шанецкий, Станислав Михалик; Ланцелот — Фердинанд Матысик, Бургомистр — Эдвард Рончковский. .
- 1980 — Телеспектакль «Дракон» (Польша)[29]. Режиссёр Мацей Войтышко. В главных ролях: Дракон — Януш Клосиньский, Юзеф Нальберчак, Януш Ревиньский; Ланцелот — Кшиштоф Вакулиньский, Бургомистр — Владислав Ковальский.
- 1988 — фильм «Убить дракона». Режиссёр Марк Захаров. В главных ролях: Дракон — Олег Янковский, Ланцелот — Александр Абдулов, Бургомистр — Евгений Леонов. Сценарий к фильму написали Григорий Горин и Марк Захаров[30].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Заболотняя М. Дело о «Драконе» // Вопросы театра : журнал. — М.: Государственный институт искусствознания, 2009. — № 1—2. — С. 302—329. — ISSN 0507-3952. Архивировано 10 июля 2017 года.
- ↑ Арина Овчинникова. Пётр Шерешевский поставит Шварца в Казани, Театръ (16 ноября 2021). Дата обращения 25 сентября 2024.
- ↑ Дракон . Санкт-Петербургский театр Комедии имени Н. П. Акимова. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Велиев, Прищепа, 2012.
- ↑ Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе XX века: Дисс. д-ра филол. наук.. — Томский государственный педагогический университет, 1995. — 445 с.
- ↑ Русанова О. Н. Мотивный комплекс как способ моделирования авторской картины мира (на примере драматургии Е. Шварца) // Вестн. Томского гос. ун-та. Бюл. операт. науч. информ. «Теоретические и прикладные аспекты литературоведения». — 2006. — Июль (№ 80). — С. 93—98.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 Миронова, 2022.
- ↑ Театр, которого не было: «Дракон» Николая Акимова, Коммерсантъ (7 июня 2019). Дата обращения 25 сентября 2024.
- ↑ Марина Давыдова. Режиссёр Марк Захаров: «Мой спектакль запретили после посещения Хрущевым выставки абстракционистов», Известия (25 января 2006). Дата обращения 25 сентября 2024.
- ↑ Дракон . Государственный Академический Центральный Театр Кукол С. В. Образцова. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Дракон (1981—2002) . Театр на Юго-Западе. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 Журнал «Театрал» о премьере спектакля «Дракон» . Санкт-Петербургский театр Комедии имени Н. П. Акимова. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Воспоминания об Евгении Шварце / сост. Е. М. Биневич. — СПб.: Петрополис, 2013. — 520 с. — ISBN 978-5-9676-0552-9.
- ↑ Витез Антуан . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Пауль Дессау (Paul Dessau) . Belcanto.ru. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ «Дракон» (1972) на сайте «Радиопостановки» Архивная копия от 10 июля 2021 на Wayback Machine (польск.)
- ↑ The Dragon | 27 Jun — 25 Jul, 2013 | Malthouse Theatre Архивная копия от 16 мая 2014 на Wayback Machine
- ↑ Александр Харьковский. «Музыкальная пауза» в радиоспектакле как драматургический приём маркирования поворотного момента // Opera musicologica. — 2016. — № 2 [28].
- ↑ Легенда о Юго-Западе (Запасники) >>> Дракон >>> «Дракон» на «Радио России» . ugozapad.msk.ru. Театр-студия На Юго-Западе. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Дракон . Театр Терезы Дуровой. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Театр имени Ленсовета . Дата обращения: 4 ноября 2010. Архивировано 31 октября 2010 года.
- ↑ Абульханов И. В Заречный прилетел «Дракон» Архивная копия от 21 ноября 2016 на Wayback Machine, — Газета «Город Z», 19 сентября 2016 года.
- ↑ Дракон . МХТ им. А. П. Чехова. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Дракон . Омский государственный академический театр драмы. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ В Омской драме «Дракон» «откусил» ползала . Издательский дом «КВ». Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Дракон Шварца . СХТ. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ Актер Федор Федотов дебютирует в качестве режиссера со спектаклем «Дракон Шварца» для Социально-художественного театра . Собака.ru. Дата обращения: 25 сентября 2024.
- ↑ «Дракон» (1961) в интернет-базе польского кино Filmpolski.pl Архивная копия от 20 октября 2021 на Wayback Machine (польск.)
- ↑ «Дракон» (1980) в интернет-базе польского кино Filmpolski.pl Архивная копия от 7 января 2020 на Wayback Machine (польск.)
- ↑ Убить дракона . Мосфильм. Дата обращения: 25 сентября 2024.
Литература
- Велиев Р. Ш., Прищепа В. П. Образ Ланцелота в творчестве драматурга Е. Шварца (на материале пьесы «Дракон») // МНКО. — 2012. — № 6.
- Говердовская В. А. Интертекстуальность как инструмент создания языковой игры в пьесах Е. Шварца // Преподаватель ХХI век. — 2011. — № 3.
- Дашевская О. А. «Дракон» Е. Шварца и «Железная мистерия» Д. Андреева: условные модели драмы в литературе 1940-х 1950-х годов // Вестник ТГПУ. — 2008. — № 2.
- Миронова Г. С. Жанровый синтез антифашистского памфлета и антиутопии в пьесе-сказке Е. Л. Шварца «Дракон» // Вестник ВУиТ. — 2022. — № 2 (38).
Ссылки
- Хорькова М. Убить дракона… в себе: О пьесе Евгения Шварца «Дракон» // Татьянин день. — 2007. — 29 марта.