Пенроуз, Роланд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Роланд Пенроуз
Roland Penrose
Имя при рождении Роланд Алджернон Пенроуз
Стиль сюрреализм
Награды Командор ордена Британской империи

Сэр Роланд Алджернон Пенроуз (англ. Sir Roland Algernon Penrose; 14 октября 1900, Лондон — 23 апреля 1984, ферма Фарли, Восточный Суссекс) — британский художник, писатель и историк искусств. Один из основателей сюрреалистского движения в Великобритании и Института современного искусства в Лондоне.

Жизнь и творчество

Пенроуз родился в состоятельной квакерской семье. Его отец — Джеймс Дойл Пенроуз (1862—1932) — был художником-портретистом, мать — Элизабет Джоузефин — дочерью банкира, лорда Пековера. Воспитывался в атмосфере строгости и религиозной морали. В 1918 году окончил школу Лейтон-Парк в Рединге. После изучения архитектуры в Куинз-колледже Кембриджского университета он решает стать художником. В 1922 году Пенроуз приезжает во Францию, где посещает художественные школы Отона Фриза и Андре Лота, знакомится с кубистскими работами Пикассо и Жорж Брака. Первые работы, нарисованные в Париже, были выполнены в позднекубистическом стиле. В 1924 году Пенроуз покупает виллу Мимоза на юге Франции в местечке Касси-сюр-Мер. Здесь он знакомится с поэтессой Валентиной Буэ, ставшей его женой в 1925 году и введшей его в круг французских сюрреалистов. Художник знакомится с А. Бретоном, Полем Элюаром, Ж. Браком, Жаном Варда, Максом Эрнстом, Х. Миро и другими мастерами. Особенно сильное влияние на его творчество оказал Макс Эрнст, у которого английский художник перенял техники коллажа и фроттажа, используемые Пенроузом в его поздних работах. В 1928 году Пенроуз с женой приезжает в Париж, затем они живут на родине Валентины, в нижней Нормандии. В 1932 году Пенроузы отправляются в путешествие по Индии.

Принимал участие в съёмках фильма Бунюэля "Золотой Век" (1930). Оказывал финансовую помощь в различных издательских проектах.

В 1936 году Пенроуз возвращается в Лондон и участвует в организации Лондонской международной сурреалистической выставки (англ. London International Surrealist Exhibition) в галерее Барлингтон. В 1937 году художник через П. Элюара знакомится с Пикассо, с которым потом дружил долгие годы. В 1938 году Пенроуз организует выставку монументального полотна Пикассо «Герника» в Великобритании. Сюрреалистские воззрения Пенроуза привели со временем к его разрыву с женой, исповедовавшей другие взгляды на искусство (развод состоялся в 1936). В 1938 году он открывает свою Лондонскую галерею, где выставляются работы художников-сюрреалистов и авангардистов, таких как Наум Габо, Пит Мондриан, Вольфганг Паален, Генри Мур, Бен Николсон, Барбара Хепуорт. Художник также начал приобретать работы сюрреалистов и стал обладателем крупнейшей в Англии коллекции современного искусства. Галерея была закрыта в 1940 году в связи с началом Второй мировой войны. После того, как перед своим домом Пенроуз в 1938 году выставляет скульптуру Г.Мура «Мать и дитя», он оказывается в центре скандального обсуждения в прессе, направленного против абстрактного искусства.

В 1937 году Пенроуз знакомится в Париже, на одном из сюрреалистских вечеров, с американской художницей-фотографом Ли Миллер, ранее ассистировавшей художнику Ман Рэю. Ли была замужем за египетским миллионером Азизом Элю-беем и проживала в Каире. В 1939 году она разводится с Азизом и уезжает с Пенроузом в Лондон.

С началом войны Пенроуз, будучи пацифистом по убеждениям, всё же уходит добровольцем и служит в частях противовоздушной обороны, где занимается в первую очередь разработкой цвето- и светомаскировки артиллерийских и зенитных орудий. Занимается также преподаванием; с окончанием войны художник имеет звание капитана. С окончанием военных действий, в 1947 году художник вновь открывает свою Лондонскую галерею, однако из-за недостаточного интереса лондонцев к авангарду в послевоенное время вынужден был её закрыть в 1951 году. В то же время он, совместно с некоторыми другими энтузиастами — издателем Джефри Григсоном, художественным критиком Гербертом Ридом — создаёт в 1947 году лондонский Институт современного искусства (англ. ICA). В 1948 в институте проводится первая большая выставка «40 лет современного искусства», с большим количеством работ художников-кубистов; затем — «40000 лет современного искусства» — об искусстве народов Африки.

В 1947 году Роланд и Ли поженились. В 1949 году они покупают ферму Фарли в Суррее, вокруг которой художник создаёт скульптурный парк, а в самом здании размещает своё собрание художественных работ, включающее полотна Пикассо и сюрреалистов. Вплоть до конца 1970-х годов Петроуз работает куратором при Институте современного искусства и галерее Тейт. Был автором монографий о жизни и творчестве Пикассо (1958), Миро (1970), Ман Рэя (1975) и Антони Тапиеса (1978).

Награды

За организацию выставки работ Пикассо в галерее Тейт в 1958 году Р.Пенроуз был награждён орденом Британской империи. В 1966 году ему присвоено рыцарское звание. В 1980 году, к 80-летию художника, он становится почётным доктором в области литературы Суссекского университета.

Избранные работы

  • The Last One — коллаж, (1984)
  • House the Light-house — гуашь, коллаж (1983), Галерея Тейт, Лондон
  • The Last Voyage of Captain Cook — скульптура (1936-67), Галерея Тейт, Лондон
  • Portrait — холст, масло (1939), Галерея Тейт, Лондон
  • Magnetic Moths — (1938), Галерея Тейт, Лондон
  • Le Grand Jour — холст, масло (1938), Галерея Тейт, Лондон

Сочинения

  • Tàpies. Originalausgabe 1978, Neuauflage: Ediciones Poligrafa S.A, 1995, ISBN 84-343-0467-8.
  • Man Ray. Originalausgabe 1975, Neuauflage: Thames & Hudson Ltd, 1989, ISBN 0-500-27055-4.
  • Joan Miro (World of Art) Thames & Hudson Ltd, 1970, ISBN 0-500-18105-5.
  • Pablo Picasso. Sein Leben — sein Werk. Originalausgabe 1958, 2. Aufl., Heyne, München 1985, ISBN 3-453-55083-8.
  • Kenneth Armitage, Bodensee-Verlag, Originalausgabe 1960.

Литература

  • Katherine Slusher: Lee Miller and Roland Penrose. The Green Memories of Desire.Prestel, 2007, ISBN 978-3-7913-3762-3.
  • Antony Penrose, Alen Macweeney (Fotografien): Das Haus der Surrealisten. Der Freundeskreis um Lee Miller und Roland Penrose. Nicolai’Sche Verlagsbuchhandlung, Berlin 2002, ISBN 3-87584-164-6.
  • Elizabeth Cowling, Lee Miller (Fotografien): Visiting Picasso. The notebooks and letters of Roland Penrose. Thames & Hudson, 2006, ISBN 978-0-500-51293-7.
  • Antony Penrose: Roland Penrose, The Friendly Surrealist. Prestel, 2001, ISBN 3-7913-2492-6.

Примечания

Ссылки