Брак, Жорж
Жорж Брак | |
---|---|
Жорж Брак (фр. Georges Braque; 13 мая 1882, Аржантёй — 31 августа 1963, Париж) — французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Основатель кубизма (совместно с Пабло Пикассо).
Биография и творчество
Молодость
Жорж Брак родился в Аржантёе, департамент Валь-д’Уаз. Происходил из семьи ремесленников. Вырос в Гавре и учился на маляра и декоратора, как его отец и дед. Тем не менее он также серьёзно изучал живопись по вечерам в Школе изящных искусств (у Шарля Луйе), примерно с 1897 по 1899 год.
В Париже, куда Брак переехал в 1900 году, он выучился на декоратора и был награждён в 1902 году сертификатом. Позже он поступил в академию Эмбера в Париже и творил там до 1904 года. Именно здесь он встретил Мари Лорансен и Франсиса Пикабиа.
Фовизм
Ранние работы Брака были импрессионистскими, но после просмотра выставки работ фовистов в 1905 году он перенял их стиль. Фовисты были группой, которая включала, в частности, Анри Матисса и Андре Дерена. Они использовали яркие цвета и упрощённые формы, чтобы добиться максимально сильной эмоциональной реакции. Брак также тесно сотрудничал с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом.
В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В том же году стиль Брака постепенно начал эволюционировать под влиянием творчества Поля Сезанна. Ретроспективная выставка Сезанна, умершего в 1906 году, в Осеннем салоне значительно повлияла на направление авангарда в Париже.
Кубизм
В 1907 году Брак также посетил мастерскую Пабло Пикассо. После встречи с ним он резко изменил художественную манеру, стремясь к лаконизму живописных средств и геометризации предметов. В 1909—1912 гг. Брак работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения. В то время Пикассо находился под влиянием Гогена, Сезанна, масок африканских племён и иберийской скульптуры, а Брак в основном был заинтересован в развитии идеи Сезанна — множества перспективных точек зрения.
Картины Брака в 1908—1913 годах начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В картине «Дома в Эстаке» (фр. Maisons à l'Estaque, 1908) Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трёхмерной. Таким образом, Брак обратил внимание на саму природу зрительных иллюзий и художественные представления.
Послевоенное творчество
Брак участвовал в Первой мировой войне, в 1915 году был тяжело ранен и смог вернуться к живописи только в 1917 году. В это время в его творчестве почти исключительно преобладали натюрморты.
Художник оформил по заказу С. П. Дягилева декорации и костюмы для балета «Зефир и Флора» в постановке Л. Ф. Мясина на музыку В. А. Дукельского для труппы Русский балет Дягилева (1925)[1].
В дальнейшем искал большей просветлённости и гармоничности изображения, его известной декоративности. Создал несколько живописных серий («Купальщицы» и др.). В 1934 г. вышла первая монография о художнике — книга Карла Эйнштейна.
Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. В 1949—1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. В 1950-х гг. исполнил ряд декоративных работ: занимался церковными витражами, оформил потолок в этрусском зале Лувра. Сквозной мотив позднего творчества Брака — летящая птица.
Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года.
Похищенные картины
20 мая 2010 года Музей современного искусства Парижа сообщил о краже пяти картин из своей коллекции. Похищены были полотна «Оливы близ Эстака» (L’Olivier Près de l’Estaque) Жоржа Брака, «Голубь с зелёным горошком» (Le pigeon aux petits pois) Пабло Пикассо, «Пастораль» (La Pastorale) Анри Матисса, «Женщина с веером[фр.]» (La Femme à l’Eventail) Амедео Модильяни и «Натюрморт с подсвечниками» (Nature Morte aux Chandeliers) Фернана Леже[2]. Стоимость украденных картин составила 100 миллионов евро. Вор проник в помещение музея через окно и вынул холсты из рам, что зафиксировали камеры видеонаблюдения[3]. Похищение стало одной из крупнейших краж произведений искусства за последние десятилетия, и, по мнению экспертов, было совершено по заказу, так как продать настолько известные полотна на аукционе невозможно.
Избранные работы
- «Морской пейзаж. Эстак», 1906, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид;
- «Скрипка и кувшин», 1909—1910, Художественный музей, Базель.
- «Женщина с мандолиной», 1910, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид;
- «Женщина с мандолиной», 1910, Новая пинакотека, Мюнхен;
Примечания
- ↑ Кулаков Г. М. Дукельский (Dukelsky) Владимир // Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- ↑ "Пять шедевров украдены из парижского музея современного искусства". BBC News Online. 20 мая 2010 г. . Дата обращения: 6 мая 2019. Архивировано 5 мая 2019 года.
- ↑ В Париже украли живописи на 100 млн . Дата обращения: 6 мая 2019. Архивировано 6 мая 2019 года.
Литература
- на русском языке
- Брак, Жорж / Крючкова В. А. // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 152. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
- на других языках
- Einstein C. Georges Braque. Paris: Éditions des Chroniques du jour; New York City: E. Weyhe, 1934
- Hofmann W. Georges Braque: his graphic work. New York: H.N. Abrams, 1961
- Cogniat R. Georges Braque. New York: H.N. Abrams, 1980
- Georges Braque, the Late Paintings, 1940—1963. Washington: Phillips Collection, 1982.
- Zurcher B. Georges Braque, life and work. New York: Rizzoli, 1988
- Clement R.T. Georges Braque: a bio-bibliography.Westport: Greenwood Press, 1994.
- Danchev A. Georges Braque: a life. New York: Arcade Pub., 2005
- Georges Braque et le paysage. Marseille: Musée Cantini; Paris: Hazan, 2006