Паален, Вольфганг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вольфганг Паален
Паален около 1940 годаПаален около 1940 года
В.Паален Запретная страна (1936—1937)

Вольфганг Паален (нем. Wolfgang Paalen, 22 июля 1905, Вена — 24 сентября 1959, Таско-де-Аларкон, Мексика) — австрийский и мексиканский художник — сюрреалист и теоретик искусства.

Биография

Вольфганг Паален родился в смешанной еврейско-немецкой семье богатого коммерсанта и изобретателя Г. Р. Паалена, урождённого Поллака. Детство будущего художника прошло в Вене и Штирии, где его отцу принадлежал санаторий. В 1913 году его семья переезжает в Берлин, и затем в Силезию, где отец Вольфганга приобретает замок Санкт-Рохусбург. Проведенные здесь годы, овеянные фантазиями и древними сказаниями о таинственном мире фей и эльфов, оказали сильнейшее воздействие на сюрреализм художника 1930-х годов. В 1919 году Паален уезжает в Рим, где берёт уроки у Лео фон Кёнига. В 1924 году он вместе с Кёнигом приезжает в Берлин, в 1925 выставляет свои работы на Берлинском сецессион. 1926 год художник проводит в Париже, 1927—1928 годы — в Мюнхене и Сен-Тропе. В 1929 году приезжает в Париж и посещает уроки в мастерских Ганса Гофмана и Фернана Леже. Затем живёт в Париже, где в 1933 году становится членом группы Abstraction-Creation; картины этого периода носят чисто абстрактный характер. В 1936 году становится членом сюрреалистской группы Андре Бретона. В 1938 участвует в международной сюрреалистической выставке в Париже (Exposition Internationale du Surréalisme).

Много экспериментировал в различных техниках, изобрёл фюмаж — художественный приём, использующий следы, оставляемые на холсте или бумаге копотью горящей свечи. В 1938 году состоялись его персональные выставки в Париже, Лондоне и Нью-Йорке, где были представлены созданные им фюмажи.

В 1939 году В.Паален вместе со своей женой, французской художницей Алисой Рагон, путешествует по западной Канаде и затем, по приглашению Фриды Кало, по Мексике. В Мексике художник прожил вплоть до 1949 года; здесь в 1941—1945 годах он издаёт специализировавшийся на современном искусстве журнал DYN 1-6. В 1940 году вместе с Сезаром Маро организовывает Международную сюрреалистическую выставку. В 1940—1946 годах В. Паален участвует в различных авангардистских выставках в США, оказывая влияние на развитие в этой стране такого направления в живописи, как абстрактный экспрессионизм. В 1951 году вместе с Онслоу-Форд художник создаёт группу «Dynaton». С 1949 года Паален живёт и работает в Сан-Франциско. В 1952 году приезжает в Париж, где остаётся до 1954 года, после чего возвращается в Мексику. В 1959 году художник покончил жизнь самоубийством.

Творчество

В своих работах, начиная с 1932 года, Паален ищет возможности соединить абстрактное искусство с сюрреализмом. В 1932—1936 годах на его полотнах выделяются фигуры на фоне абстрактных пространств; произведения Паалена имеют сходство с работами Ганса Арпа. Наряду с Марселем Дюшаном, Паален был одним из организаторов сюрреалистской выставки в Париже в 1938 году. На ней был представлен его один из первых энвайронментов: на покрытой дубовыми листьями поверхности, в углублении — пруд с лилиями, на берегу которого находится манекен, одетый в фантастические шёлковые одеяния и с летучей мышью над головой. В мае того же года Паален выставляет свои, полные фантазии, сюрреалистические полотна в парижской галерее Renou et Colle. Эти работы художника, изображающие фантастические «тотемные» ландшафты, написанные в 1936—1939 годах, сделали его имя известным.

В Мексике художник, параллельно своей деятельности издателя и теоретика искусства, занимается своим, развившимся из фюмажа (Fumage) направлением («Spaciales»), которым он впечатляет художественную общественность США в 1945 году, на выставке в нью-йоркской галерее Art of this Century: полотнами, полными пространственности дофигуративной фазы искусства. Паален является также автором ряда эссе, в которых излагает своё видение искусства в форме «тотемной мировой гармонии», сходной с пространственной структурностью индейской живописи американского северо-западного побережья. Подобные идеи излагает в своей, вышедшей в Нью-Йорке в 1945 году работе Form and Sense известный американский художник, один из основоположников абстрактного экспрессионизма, Роберт Мазеруэлл, в 1941—1943 году обучавшийся в Мексике у Паалена.

В 1936—1994 годах работы Паалена выставлялись в крупнейших музеях Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Мехико, Вены, Сан-Франциско и др.

Литература

  • Мосин, Иван. Большая иллюстрированная энциклопедия. Сюрреализм. — Санкт-Петербург: СЗКЭО, 2017. — 256 с. — ISBN 978-5-9603-0388-0.
  • Энциклопедический словарь сюрреализма / Сост. Т. В. Балашова, Е. Д. Гальцова. — М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2007. — 584 с. — ISBN 987-5-9208-0274-х.
  • Wolfgang Paalen: retrospectiva. México: Inst. Nacional de Bellas Artes, 1994
  • Andreas Neufert, Wolfgang Paalen, Im Inneren des Wals, Wien-New York (Springer) 1999 (Monografie und Werksverzeichnis)
  • Amy Winter, Wolfgang Paalen. Artist and Theorist of the Avantgarde, Westport, CT (Praeger) 2002
  • Andreas Neufert: PAALEN. Life and Work, I. Forbidden Land: The Early and Crucial Years 1905 - 1939. Hamburg/Berlin 2022, ISBN 978-3756858873 (hardcover, in English), ISBN 978-3756820061 (softcover, in English), ISBN 9783756826711 (e-book, in English)

Примечания

Ссылки