ЕрАЗ-762

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ЕрАЗ-762
ЕрАЗ-762 на марке Армении, 2018ЕрАЗ-762 на марке Армении, 2018
Общие данные
Производитель

ЕрАЗ

ЛАРЗ
Годы производства 19661996
Сборка

Союз Советских Социалистических Республик ЕрАЗ (Ереван, СССР)
Флаг Армении ЕрАЗ (Ереван, Армения)

Украина ЛАРЗ (Луганск, Украина)
Иные обозначения ЛАРЗ-977 «Луганск», РАФ-977 «Латвия»
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. фургон (2‑мест.), 5‑дв. пикап (2‑мест.)
Платформа ГАЗ-21 «Волга»
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Двигатель
ЗМЗ-21 / 21А
Общие данные
Производитель ЗМЗ
Тип бензиновый, карбюраторный
Макс. скорость 130
Ресурс до капремонта — 250 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность 70−75 л. с., при 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент 166,7 Н·м, при 2200 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Объём 2445 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 92 мм
Ход поршня 92 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Материал блока цилиндров алюминий, мокрые гильзы из чугуна
Материал ГБЦ алюминий
Клапанной механизм OHV
Степень сжатия 6,7
Питание
Рекомендованное топливо А-72, А-76
Охлаждение жидкостное
Система питания карбюраторы К-22И, К-105 или К-124
(однокамерные);
Расход топлива при смешанном цикле 12 л/100 км
эксплуатационный 16 л/100 км
ЗМЗ-4021 (А-76)
Общие данные
Производитель ЗМЗ
Тип бензиновый, карбюраторный
Макс. скорость 137
Ресурс до капремонта — 350 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность 85 л. с., при 4400 об/мин
Максимальный крутящий момент 171,6 Н·м, при 2200-2400 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Объём 2445 см³ см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 92 мм
Ход поршня 92 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Материал блока цилиндров алюминий, мокрые гильзы из чугуна
Материал ГБЦ алюминий
Клапанной механизм OHV
Степень сжатия 6,7
Питание
Рекомендованное топливо А-76, АИ-80
Охлаждение жидкостное
Система питания карбюратор К-126, двухкамерный
ЗМЗ-4021
УМЗ-4178
Трансмиссия
Массово-габаритные характеристики
Длина 5060 мм
Ширина 1790 мм
Высота 2060 мм
Клиренс 205 мм
Колёсная база 2700 мм
Колея задняя 1420 мм
Колея передняя 1410 мм
Масса 1425 кг
Полная масса 2625 кг
На рынке
Связанные ГАЗ-21 «Волга» (шасси и ДВС),
РАФ-977 «Латвия»
Похожие модели Nysa N57,
Škoda 1203,
Barkas B1000,
Volkswagen Transporter T2,
УАЗ-452 (возраст кузова)
Сегмент M-сегмент
Другая информация
Грузоподъёмность 1000
Объём бака 37 л (ЕрАЗ-762), 55 л (ЕрАЗ-762В)
Предшественник
нет
Преемник
ЕрАЗ-3730

ЕрАЗ-762 (762A, 762Б, 762B)малотоннажный развозной фургон, выпускавшийся Ереванским автомобильным заводом с 1966 по 1996 год, представляющий собой разновидность автомобиля маршрутного такси РАФ-977.

Описание

В 1964 г. на базе микроавтобуса РАФ-977Д «Латвия» на Рижской автобусной фабрике был создан однотонный развозной фургон РАФ-977К . Ограниченные производственные мощности РАФа не позволили тогда развернуть их серийный выпуск, и его передали на ЕрАЗ — завод, масштабы которого изначально были рассчитаны на производство автопогрузчиков. Решение об использовании кузова и шасси микроавтобуса (легковых) для перевозки грузов было спонтанным и временным, также, данная модификация не рассматривалась как основной продукт — её назначение было сугубо вторичным, что предопределяло второстепенный характер и уровень её производства в Ереване, и накладывало печать побочности на весь завод. Автомобиль оказался непригоден для данной задачи: главным образом из-за плохой жёсткости кузова и перегруженности его передней части, поэтому одновременно с началом производства данного автомобиля, работники ЕрАЗ, при участии НАМИ, начали разрабатывать настоящий, собственный, автофургон ЕрАЗ-763 «Армения». По причине возникшей обратной зависимости РАФ от ЕрАЗ, для которого последний должен был поставлять некоторые кузовные элементы, до появления у РАФ следующего современного микроавтобуса (модели 2203), а также нехватки у ЕрАЗ мощностей для одновременного производства старого и нового автомобилей, запуск модели ЕрАЗ-3730 «Армения» был отложен в пользу продолжения производства неподходящего автомобиля ЕрАЗ-762. Это, в большей степени, предопределило дальнейшую плохую судьбу завода.[1]

Модель, конструктивно принадлежащая к 1950-м годам, производилась в Ереване вплоть до 1996 года, несмотря на свою архаичность, поскольку автофургоны малой грузоподъёмности были крайне востребованы народным хозяйством. Фактически за 30-летнюю историю производства продукция завода модернизировалась незначительно[2].

С 1966 по 1971 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762, который имел гладкие стенки бортов и восемь продольных гофров на крыше. С 1971 по 1976 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762А, который получил штамповки-фальшокна на боковинах кузова, а также в дверях грузового салона (панели кузова аналогичны автобусу РАФ-977ДМ).

С 1976 по 1979 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762Б, который получил двигатель от автомобиля ГАЗ-24-01 «Волга». Внешне отличался наличием трёх выпуклых гофрированных полос на боковинах и задней части кузова, поперечными гофрами крыши а также иной, более сложной штамповкой фальшокон. Вместо бензобака от ГАЗ-21 внедрён бак от ГАЗ-24 с низкой горловиной, поэтому её лючок опущен ниже.

С 1979 года был освоен выпуск фургона ЕрАЗ-762В. Внешне он отличался тем, что вместо трёх ярусов выпуклых полос на панелях кузова и дверях появились вогнутые подштамповки, прерывающиеся у стыков.[2] А также появившимися отдельными фонарями указателей поворота (число задних фонарей с четырёх увеличилось до шести). В 1980-х годах световые приборы приведены в соответствие Правилам ЕЭК ООН: внедрены новые, «камазовские» подфарники, изменены рассеиватели задних фонарей, использованы «европейские» оптические элементы фар (ФГ-140). В конце восьмидесятых вместо двигателя ЗМЗ-24-01 используется модернизированный вариант ЗМЗ-4021. В 1990-х двигатель заменён на УМЗ-4178; вместо волговского бензобака внедрён уазовский (под полом слева); на части машин (особенно модификаций ВГП и ВДП) использовались алюминиевые бамперы с черными пластмассовыми закруглениями и пластмассовые облицовки радиатора. Задние фонари фургона были заменены комплектом из восьми фонарей от РАФ-22038, с соответствующей подштамповкой на кузове.

Максимум выпуска ЕрАЗов пришёлся на конец 1980-х — начало 1990-х годов. До нашего времени дошло не так много экземпляров, и в основном это автомобили последних лет существования СССР, выкупленные частными лицами у госпредприятий.

Срок эксплуатации автомобилей ЕрАЗ, как правило ограничивался от силы пятью годами, сказывалось исключительно низкое качество[3] их изготовления в течение всего периода выпуска автомобилей. Проблемы качества продукции ЕрАЗа неоднократно поднимались на Союзном уровне, но так и не были решены.[4][5][6][7]

Конструкция

Кузов — закрытый, цельнометаллический с несущим основанием, вагонного типа, четырёхдверный. В грузовом помещении — одна боковая и одна задняя одностворчатые двери.

Модификации

ЕрАЗ-762 (1966—1971)
ЕрАЗ-762А (1971—1976)
ЕрАЗ-762Б (1976—1979)
ЕрАЗ-762В (1979—1996)
ЕрАЗ-762ВГП (1988—1996) — пятиместный фургон
ЕрАЗ-762ВДП (1992—1996) — пятиместный пикап
ЕрАЗ-762ВП (1996) — двуместный пикап
ЕрАЗ-762Р  — рефрижератор

Примечания

  1. Олег Полажинец. Армянские инновации: как на ЕрАЗе изобрели фургон, опередивший своё время - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал. Автомобильный журнал «КОЛЕСА.РУ». Дата обращения: 30 июля 2022.
  2. 2,0 2,1 Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. — М.: ИЛБИ, 1994. — Т. 2. — С. 13, 15. — ISBN 5-87483-006-5; Шугуров Л. М., Ширшов В. П. Автомобили страны Советов, М., Изд-во ДОСААФ СССР, 1980, с. 86
  3. жур. Крокодил, 1980, с.cccliii
  4. Промышленность Армении, 1986, стр. 11—18
  5. Промышленность, строительство и архитектура Армении, 1987, № 7—12, с. 68—76
  6. Хозяйство и право, 1987, № 1—6, стр. 31—33
  7. Литературная Армения, 1978, № 7—12, стр. 67—69

Литература

  • Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. — М.: ИЛБИ, 1994. — Т. 2. — С. 13, 15. — ISBN 5-87483-006-5.
  • Самвел Шахмурадян. Автомобиль переключает скорость. // Литературная Армения, № 1, 1987

Ссылки