НАМИ-012

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
НАМИ-012
Общие данные
Производитель ЯАЗ
Годы производства 19491950
Класс грузовой автомобиль (паровой грузовик)
Двигатель
Паровой двигатель
Общие данные
Макс. скорость 42
Производительность
Максимальная мощность 100 л. с.
Камера сгорания
Объём 4500 см3
Цилиндров 3
Питание
Рекомендованное топливо дрова
Расход топлива при смешанном цикле 300 - 400 кг дров
Массово-габаритные характеристики
Длина 7690 мм
Ширина 2630 мм
Высота 2600 мм
Колея задняя 1920 мм
Колея передняя 1950 мм
Масса 8060 кг
На рынке
Сегмент Паровой грузовик
Другая информация
Грузоподъёмность 6 т

НАМИ-012 — паровой грузовой автомобиль, созданный в СССР. Был разработан в 1949 году Научным автомоторным институтом (НАМИ). Двигатель автомобиля работал на дровах. Заказчиками проекта были МГБ и ГУЛАГ. Разрабатывался как серийный автомобиль, было выпущено 3 автомобиля.

История

Паровой грузовик Sentinel S4, экземпляр которого был приобретен НАМИ в 1936 для исследования, который возможно был использован при разработке грузового автомобиля НАМИ [1].

В 1935 году в Научном тракторном институте (так тогда назывался НАМИ) было создано бюро паросиловых установок. В 1936 году там испытывали легковой автомобиль Doble. В 1938 году НАМИ приобрел для исследований шеститонный самосвал Sentinel S4 английской фирмы Сентинел с котлом низкого давления. Машину топили углем и, несмотря на огромный расход угля — 152 кг на 100 км пути, а также необходимость наличия кочегара эксплуатация оказалась выгодной, так как литр бензина стоил 95 копеек, а килограмм угля — 4 копейки.[1]

В следующем году на шасси ЯГ-6 был создан[2] паромобиль МП-28, который умел бы работать на жидком топливе или антраците. Но его не успели построить до начала войны.

После войны новые разработки парового автомобиля начались с изучения иностранного опыта. В 1946 году были проведены испытания немецкого парового тягача «Саксенберг», результаты которых удовлетворили инженеров.[3] 7 августа 1947 года Советом Министров СССР было принято постановление «О механизации лесозаготовок и освоении новых лесных районов».

После войны перед конструкторами НАМИ поставили задачу: создать для леспромхозов автомобиль, который работает на дровах. Такие автомобили могли обеспечить безотходное производство, так как лесорубов в стране хватало: лагеря были переполнены узниками. Кроме того в такую машину уже не требовался кочегар — дрова опускались в топку автоматически, под собственным весом.

В отличие от газогенераторных машин, которые были распространены в СССР в то время, паромобиль должен был топиться не маленькими дровами, а большими, длиной до 50 см и диаметром до 20 см. Такие дрова использовались в стационарных паровых машинах (локомобилях), однако топить ими паровую машину автомобиля было предложено впервые.

Речь шла не про экспериментальные экземпляры — разрабатываемые модели предназначались для серийного выпуска. На оперативном совете ведущие инженеры института пришли к выводу о невозможности создания парового автомобиля с заданными характеристиками. В НАМИ составили записку с изложением своей позиции и направили её в правительство. В ответе говорилось: «Мы считаем необходимым разработку такого автомобиля. Для успешного выполнения задания вам будет оказана любая помощь».[4]

Постановлением правительства для работы над машиной было создано специальное конструкторское бюро. В него вошли специалисты самого НАМИ, заводов ЗИС и МЗМА. До декабря 1948 года исследовательский образец был готов.

На 100 км пути расходовалось 350—450 кг дров[источник не указан 2662 дня].

Следом за исследовательским образцом в конце 1949 и в середине 1950 годов были построены ещё два автомобиля: внешне они отличались более скругленными кабинами, спереди исчезли массивные хромированные украшения в виде «клюва». Оба экземпляра испытывались и как грузовики, и как тягачи-лесовозы.

Государственное тестирование автомобилей НАМИ-012 началось 2 сентября 1950 года и завершилось 25 августа 1951 года[1]

Испытание проводилось на Крайнем Севере. Морозы доходили до −40 °C, вода бралась из местного озера. В конце испытаний машины сделали пробег по маршруту Москва — Ярославль и назад. Всего одна из них прошла 16 тыс. км, другая — 26 тыс. км.

На основе испытаний комиссия пришла к выводу, что машина имеет хорошую проходимость в загруженном состоянии. Но без загрузки, из-за высокого веса, который приходился на переднюю ось, паровой автомобиль НАМИ-012 имел меньшую проходимость. Поэтому в 1953 году построили новую модель парового грузовика — полноприводный лесовоз НАМИ-18, который не уступал наиболее мощному лесовозу того времени МАЗ-501.

Существовал так же проект парового автомобиля на жидком топливе, но этот вариант остался только на бумаге.

Статьи про эти машины и детальные расчеты про их продуктивность публиковались в автомобильных журналах и отчетах НАМИ до конца 1950-х годов — в основном под фамилиями разработчиков, Шебалина и Коротоношко.

Характеристики

Грузовой автомобиль на шасси лесовоза ЯАЗ-200. Автомобиль оборудован паросиловой установкой, которая состояла из водотрубного котла и паровой машины одинарного расширения и двойного действия. Количество цилиндров парового двигателя — 3, рабочий объём — 4590 см³, мощность 100 лошадиных сил, 74 кВт при 1000 оборотов в минуту. Паропродуктивность котлового агрегата — 600 кг пара в час при давлении 25 атмосфер и перегреве до 425 °C. Испарительная поверхность котла — 8 м². На средних и форсированных нагрузках котловой агрегат работал с КПД до 70 %. Топливом были дрова, расход которых составлял 300—400 кг на 100 км. Коробки передач не было. Запас хода с полной нагрузкой по шоссе на дровах 75 — 100 км, по воде — 150—180 км. Время, необходимое для начала работы после разогрева парового котла — 23 — 40 минут, в зависимости от влажности дров.[5] Грузоподъемность составляла 6 т, с прицепом — 12 т.

Литература

  • Паровой автомобиль. // Большая советская энциклопедия. — Т. 32, 1955.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Дмитрий Дашко. Затея с паромобилями. «Грузовик-пресс», № 11, 2011. (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 17 апреля 2012 года.
  2. Паромобиль времен Сталина. Авто ревю, № 16 (386), 2007.. Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 14 апреля 2012 года.
  3. Дмитрий Дашко. Затея с паромобилями. «Грузовик-пресс», № 11, 2011. (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 17 апреля 2012 года.
  4. Автомаг No13(43), 15-31 июля 1999 г. (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 9 июля 2002 года.
  5. Паровой автомобиль НАМИ-012. «Грузовик Пресс» № 9, 2004.. Дата обращения: 9 апреля 2017. Архивировано 10 апреля 2017 года.

Ссылки