Новороссийск (авианесущий крейсер)
Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск» | |
---|---|
Служба | |
СССР | |
Класс и тип судна | Тяжёлый авианесущий крейсер |
Порт приписки | Фокино |
Организация | Тихоокеанский флот ВМФ СССР |
Изготовитель | Черноморский судостроительный завод |
Строительство начато | 30 сентября 1975 год |
Спущен на воду | 26 декабря 1978 года |
Введён в эксплуатацию | 24 ноября 1982 года |
Выведен из состава флота | 30 июня 1993 года |
Статус | Продан в Южную Корею, где в 1997 году разделан на металл |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
31 900 т (стандартное)[1], 43 220 т (полное)[1] |
Длина |
273,1 м (наибольшая), 235,8 (по КВЛ)[1] |
Ширина |
31,0 м (по КВЛ), 51,3 м (ширина полётной палубы) [1] |
Высота | 61,6 м (от киля до клотика) |
Осадка | 9,3 м (максимальная) [1] |
Двигатели | 4 котло-турбинных установки |
Мощность | 4 × 35 500 л. с. |
Скорость хода |
32,5 уз. (максимальная), 30,4 уз. (полного хода), 14,2 уз. (экономичная), 18,2 уз. (боевая экономичная) |
Дальность плавания | 7160 морских миль экономичным ходом |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж |
1607 человек, авиагруппа — 430 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 2 × 76,2-мм АК-726 |
Зенитная артиллерия | 8 × 30-мм АК-630 |
Ракетное вооружение |
4 × 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт» 2 × ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет) |
Противолодочное вооружение |
1 × РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), 2 × РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60) |
Авиационная группа |
18 самолётов (ЯК-38И), 18 вертолётов (КА-27) |
«Новороссийск» — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) проекта 1143.3 Тихоокеанского флота (ВМФ СССР) в 1978—1991 годах. В первые годы службы действовал совместно с силами Черноморского и Северного флотов в Атлантике и Средиземном море. Экипаж крейсера — войсковая часть 22812.
Проект
Сокращённый технический проект 1143М был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро в январе 1975 года (руководитель А. Н. Маринич), утверждён в июле 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. Впервые в СССР ТАВКР был рассчитан на размещение десанта на борту, приём тяжёлых транспортных вертолётов (до 36 тонн) и базирование перспективных перехватчиков ВВП Як-38П.
Назначение
Предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям в составе группы.
Конструкция
Как и у других тяжёлых авианесущих крейсеров, полётная палуба расположена под углом к продольной оси (4,5°), покрыта термостойкими плитами АК-9Ф, а надстройка смещена к правому борту.
ГЭУ
Энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3, разделялась на два эшелона. Для выработки электроэнергии применялись 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 МВт.
Вооружение
Вооружение состояло из 4 установок П-500 Базальт (16 ракет), 2 установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 артиллерийских установок АК-726 и 8 30-мм установок АК-630, 1 установки противолодочного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60). Торпедные аппараты отсутствовали.
На борту корабля могла базироваться авиагруппа, численностью до 18 вертолётов типа Ка-27/29 и до 18 самолётов вертикального взлёта и посадки типа Як-38. Общее число летательных аппаратов увеличено до 36 (больше, чем у крейсеров «Киев» и «Минск»). В подпалубном ангаре размещалось 24 машины, остальные стояли на палубе. На полётную палубу из ангара поднимали с помощью двух подъёмников: подъёмник для самолётов располагается в районе миделя, подъёмник для вертолётов позади надстройки. Самолёты Як-38 принадлежали 311-му штурмовому авиационному полку с дислокацией на аэродроме Пристань, вертолётная группа формировалась на базе 710-го вертолётного полка с аэродрома Новонежино.
Строительство
Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор А. Б. Ганькевич).
30 сентября 1975 года состоялась закладка корабля С-103 на стапеле «0» Черноморского судостроительного завода.
26 декабря 1978 года корабль был торжественно спущен на воду для достройки на плаву.
В процессе постройки корабля проект несколько раз пересматривали. Перепланировка в общей сложности затронула около тысячи корабельных помещений, что составляет 40 %. В частности, было решено разместить на корабле в составе авиагруппы совершенно новые СВВП Як-41, для эксплуатации которых были смонтированы три газоотводящих устройства. В конце концов, согласно совместному решению МАП, МСП, ВМФ и ВВС СССР от 10 октября 1979 года, шахты и решётки ГОУ, «как не оправдавшие своего назначения по результатам испытаний», были демонтированы. Переделки повлекли за собой перенос срока сдачи корабля с 1979-го на 1982 год.
«Новороссийск» проходил швартовные испытания с 1 сентября по 27 декабря 1981 года. Экипаж корабля формировался на базе 7-й оперативной эскадры Северного флота в г. Североморске. Заселение экипажа на корабль состоялось 24 ноября 1981 года, первый командир — капитан 1 ранга Б. П. Черных.
5 января 1982 года корабль ушёл в Севастополь на докование перед покраской подводной части корпуса, С 29 января по 12 апреля на корабле проводились ходовые испытания. На испытаниях вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3, который был экстренно заменён заводскими специалистами.
Государственные испытания корабля с 12 апреля по 28 мая, с перерывам на парад Победы в г. Севастополе. За время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили с корабля 112, вертолёты Ка-27 — 108, Ка-25 — 51, Ми-6 — 10 и Ми-8 — 139 полётов. Одним из лётчиков-испытателей стал В. И. Ефимов.[2] Во время испытаний потерпел катастрофу вертолёт Ка-27, матроса убило обломком винта. выполнены стрельбы РК «Базальт», УЗРК «Шторм» и автоматами АК-726 и АК-630М. По окончании испытаний корабль пришёл в Николаев на ревизию и окраску.
14 августа 1982 года подписан Акт приёмки корабля. 15 августа 1982 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включён в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.
С момента закладки до сдачи корабля прошло 6 лет, 10 месяцев и 14 дней.
Служба
9 мая 1982 года корабль участвовал в параде на рейде Севастополя.
24 ноября 1982 корабль включён в состав ТОФ и началась его подготовка к переходу к месту постоянного базирования. 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачи, и «Новороссийск» был зачислен в состав кораблей постоянной готовности.
С 14 мая по 7 июня 1983 года переход в Североморск в составе группы. Далее принял участия в учениях Северного флота.
С 17 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года в составе группы совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования совершил заходы в Луанду (Ангола), Викторию (Сейшельские острова), Мапуту (Мозамбик), Мадрас (Индия). Во время перехода выполнено около 600 вылетов, в том числе с испытательными целями. По завершении перехода командиру авиагруппы полковнику Чурилову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1984 году участвовал в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень».
В марте-апреле 1985 года участвовал в учениях Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов.
В 1986 году проводился частичный ремонт на «Дальзаводе», бухте Золотой рог города Владивостока, затем в плавдоке.
12—16 мая 1988 года нанёс визит в город Вонсан (КНДР).
В 1988—1990 годах прошёл средний ремонт на «Дальзаводе».
Последний поход состоялся в мае 1991 года.
В июле 1991 года вышел приказ Командующего ВМФ СССР о приостановке эксплуатации самолётов Як-38.
Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов.
Из-за сокращения финансирования в 1991 году корабль был поставлен на отстой в бухте Разбойник близ острова Путятина Приморского края. В январе 1993 года на корабле произошёл пожар. Был поставлен в док где были сняты гребные винты и заварены кингстоны и только после этого он был отбуксирован в бухту Постовая Хабаровского края, но 30 июня 1993 года было принято решение об исключении из состава ВМФ.
6 октября 1994 года, между ЦУМР и ВЭС (Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны) и южнокорейской компанией «Янг Дистрибьюшн Компани» (Young Distribution Corp), при посредничестве фирмы «Компас», были заключены контракты 148/8/11014051 и 148/8/11014049, в соответствии с которыми были проданы ТАВКР «Минск» и «Новороссийск», за 4,583 миллиона и 4,314 миллиона долларов США соответственно.
«Новороссийск» в 1997 году был разобран на металлолом в городе Пхохан, Южная Корея.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Проект 1143 . Дата обращения: 30 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
- ↑ Ефимов Владимир Иванович . Испытатели (5 мая 2011). Дата обращения: 30 января 2020. Архивировано 3 февраля 2020 года.. Автор ссылается на Симонов Андрей Анатольевич «Заслуженные испытатели СССР»
Источник
ТАВКР «Новороссийск» на страничке «Современная авиация России» Архивная копия от 19 марта 2017 на Wayback Machine
Для улучшения этой статьи желательно: |