Сторожевые корабли проекта 1159
Сторожевые корабли проекта 1159 типа «Дельфин» | |
---|---|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы |
|
Годы постройки | 1975-1987 |
Построено | 14 |
В строю | несколько кораблей |
Отправлено на слом | 5 |
Потери | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1760 т |
Длина | 96,51 м |
Ширина | 12,56 м |
Осадка | 4,08 м |
Двигатели |
трёхвальная ГЭУ типа CODAG: 1 ГТД М-8В ДН59Л4 4 среднеоборотных дизеля 68Б |
Мощность |
1×18000 л.с. 2×9000 л.с. |
Движитель | 3 гребных винта |
Скорость хода |
29,5 узлов (максимальная) 14-14,5 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 2000 миль (при скорости 14 узлов) |
Автономность плавания | 10 суток |
Экипаж |
96-110 человек (в том числе 9-10 офицеров) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | навигационный комплекс «Горизонт-Э» |
Радиолокационное вооружение |
РЛСО: МР-352 «Позитив-МЭ» РЛС УО: МР-105 «Турель» МР-123.2 «Вымпел» |
Радиоэлектронное вооружение |
средства РЭБ: «Бизань-4» МГК-335МЭ МГС-407К |
Артиллерия | 2×2-76мм АУ АК-726 |
Зенитная артиллерия | 2×2-30мм АУ АК-230 |
Ракетное вооружение |
1× ПУ ЗРК 8Э10 Оса-М (20 ЗУР 9М33)[1] 2 счетверённых ПУ МТ-4УС ЗРК «Стрела-3»[2] (16 ЗУР 9М32М)[3] |
Противолодочное вооружение |
2× РБУ-6000 «Смерч-2» (120 РГБ-60) |
Минно-торпедное вооружение | 14 мин на верхней палубе |
Сторожевые корабли проекта 1159 типа «Дельфин» — по классификации НАТО — Koni I, II, III — советские сторожевые корабли, проект спроектирован в 1970-х годах Зеленодольским проектно-конструкторским бюро и состоявшие во флоте некоторых стран (в нескольких странах они всё ещё числятся в списках флота). Головной корабль — «Дельфин».
Относятся к кораблям 3-го ранга (корветам).
История разработки
В 1960 годах экспорт из СССР сторожевых кораблей малого водоизмещения значительно расширился, что вынудило начать разработку специального экспортного сторожевого корабля. Создание его началось в 1968 в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро. Проект получил кодовый номер 1159 по выданному ВМФ тактико-техническому заданию. Главным конструктором проекта был назначен Ю. А. Никольский, главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. П. Демешкевич. При проектировании разработчики учли опыт создания сторожевых кораблей проекта 159 и малых противолодочных кораблей проекта 1124.
История строительства
Головной корабль проекта 1159, получивший наименование «Дельфин», был построен в 1975 году на заводе имени А. М. Горького в Зеленодольске (ССЗ № 340), а всего с 1975 по 1987 годы было построено 14 кораблей: 6 проекта 1159, 6 проекта 1159-Т и два судна по проекту 1159-ТР. Изначально они входили в состав ВМФ СССР, но затем стали передаваться на экспорт.
Конструкция
Корпус и надстройка
Полное водоизмещение корабля достигало 1760 тонн.
Этот раздел не завершён. |
Вооружение
Основное противовоздушное вооружение включало два ЗРК самообороны:
- спаренная пусковая установка ЗИФ-122 для ЗРК 8Э10 (он же «Оса-М») с 20 ЗУР 9М33.
- две счетверённых пусковых установки МТ-4УС для ЗРК «Стрела-3» с 16 ЗУР 9М32М
Также в состав вооружения входили две спаренные артустановки АК-726 калибра 76,2 мм (по одной в носу и корме), два спаренных зенитных автомата АК-230 калибра 30 мм, тактический ударный ПКРК П-20 (на пяти кораблях) с четырьмя ракетами П-20 и две реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 (боезапас — 120 РГБ-60). Имелись бомбосбрасыватели и рельсы для приёма морских мин заграждения.
Силовая установка
Главная энергетическая установка — трёхвальная — полностью повторяла установку малых противолодочных кораблей проекта 1124, однако её быстроходные дизели на бортовых валах были заменены на менее мощные среднеооборотные. На средний вал работала форсажная газовая турбина М-8В мощностью 18 тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость корабля достигала 29 узлов, поисковая лежала в пределах 20-24 узлов, а экономической была скорость в 14 узлов. При скорости 14 узлов дальность плавания составляла 2000 миль.
Мореходность и обитаемость
По условиям безопасности плавания мореходность оценивалась в 8-9 баллов, по использованию оружия всего в 5 баллов. Экипаж корабля насчитывал 110 человек, автономность плавания по запасам провизии составляла 10 суток.
Модификации
Помимо базового проекта, был создан специальный вариант проекта 1159-Т специально для некоторых стран: 6 кораблей были построены для Алжира и Кубы (кодовое название НАТО — Koni-II). Также были построены пять сторожевиков для флота СФРЮ и Алжира, вооружённые четырьмя одноконтейнерными пусковыми установками ПКР П-20, направленными в корму. Ещё некоторые корабли получили на вооружение по две аналогичные счетверённые пусковые установки МТ-4УС для запуска ракет ЗРК «Стрела-3». Ещё два корабля были построены для Ливии по проекту 1159-ТР (кодовое название НАТО — Koni-III): корабли отличались повышенным водоизмещением, изменённой конструкцией надстроек и наличием двух спаренных пусковых установок для противокорабельных ракет П-20М, расположенных побортно у носовой надстройки.[4]
История службы
В ходе войны в Хорватии в ноябре 1991 года югославский фрегат «Split» принял участие в битве в далматинских проливах, в ходе которой обстрелял город Сплит, в честь которого и был назван.
В мае 1997 года алжирский фрегат «Rais Korfou» прибыл в Кронштадт на КМОЛЗ, где проходил ремонт и модернизацию, завершившуюся в 2000 году.
Один из двух ливийских кораблей («Al Ghardabia») был потоплен британскими ВВС в 2011 году в ходе интервенции в Ливии.[4]
-
Split
-
Rais Korfou
-
Al Ghardabia
Представители проекта
Страна | Проект | Имя корабля[5] | Год продажи | Состояние |
---|---|---|---|---|
ГДР | 1159 | Rostock | 1978 | Разрезан на металл после 1990. |
ГДР | 1159 | Berlin - Haupstadt | 1979 | Разрезан на металл после 1990. |
ГДР | 1159 | Halle | 1985 | Разрезан на металл после 1990. |
Югославия | 1159 | Split[6] | 1980 | Разрезан на металл в 2013.[7] |
Югославия | 1159 | Kopar[8] | 1982 | Разрезан на металл в 1998. |
Болгария | 1159 | Смели[9] | 1991 | В строю. |
Алжир | 1159-Т | Mourad Rais | 1980 | В строю. Прошёл ремонт и модернизацию в 2011-м. |
Алжир | 1159-Т | Rais Kellich | 1982 | В строю. Прошёл ремонт и модернизацию в 2013-м. |
Алжир | 1159-Т | Rais Korfou | 1985 | В строю. Прошёл ремонт и модернизацию в 2000-м. |
Куба | 1159-Т | Mariel | 1981 | Выведен из состава флота. |
Куба | 1159-Т | без имени[10] | 1984 | Выведен из состава флота. |
Куба | 1159-Т | Monkada | 1988 | Выведен из состава флота. |
Ливия | 1159-ТР | Al Hani | 1986 | В строю. |
Ливия | 1159-ТР | Al Ghardabia | 1987 | Потоплен британскими ВВС в 2011-м. |
Примечания
- ↑ SA-N-4 «Gecko» по классификации НАТО
- ↑ На некоторых кораблях
- ↑ SA-N-5 «Grail» по классификации НАТО
- ↑ 4,0 4,1 Зеленодольский фрегат затоплен в Триполи . Дата обращения: 17 января 2012. Архивировано 16 января 2012 года.
- ↑ Имена давались в странах, закупивших корабли.
- ↑ В 1993 году переименован в VPBR-31 «Beograd».
- ↑ Posljednja plovidba «Splita» . Дата обращения: 20 августа 2015. Архивировано 6 марта 2016 года.
- ↑ В 1993 году переименован в VPBR-32 «Podgorica».
- ↑ Изначально головной корабль проекта «Дельфин». В СССР использовался как учебный.
- ↑ Заводской номер 356.