Тральщики проекта 266-М
Тральщики проекта 266М «Аквамарин-М» |
|
---|---|
![]() |
|
Проект | |
Страна | |
Изготовители |
|
Операторы | |
Предшествующий тип | 266 |
Последующий тип | 266МЭ, 12660 |
Годы постройки | 1970 - 1978 |
Годы в строю | 1970 - н.в. |
Построено | 31 |
В строю | 2 |
В резерве | 3 |
Отправлено на слом | 26 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
745 т (стандартное) 800 т (полное) |
Длина | 61 м |
Ширина | 10,2 м |
Осадка | 2,97 м |
Двигатели |
2 ДД М503Б-37 2 ДГ ДГРА-200/1500, 1 ДГ ДГРА-100/1500 |
Мощность |
5000 л.с. (2х2500 л.с.) 500 кВт. (2х200 кВт. + 1х100 кВт.) |
Движитель | 2 ВРШ в насадках |
Скорость хода |
16,5 узлов (полная) 12 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 2000 морских миль (12 узлов) |
Автономность плавания | 10 суток (с пополнением до 6 месяцев) |
Экипаж | 68 человек (6 офицеров, 8 мичманов) |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | СОЦ МР-104 «Рысь», СРО «Нихром-Р» 2 НРЛС «Дон-Д», НРЛС МР-212 «Вайгач» РЛС СУАО МР-104 «Рысь» |
Радиоэлектронное вооружение | ГАС МГ-69 «Лань», ГАС МГ-79 «Мезень» ГАС МГ-26 «Хоста», ГАС МГ-35Э «Штиль-2» |
Артиллерия | 2х2 АК-230М, 2х2 2М-3М, 2х1 МТПУ «Жало» |
Ракетное вооружение | 2x4 ПЗРК «Стрела-3» (16 ЗУР 9М32) |
Противолодочное вооружение | 2x5 РБУ-1200М «Ураган» (30 РГБ-12) |
Минно-торпедное вооружение |
32 ББ-1 или 7 мин КМД-1000 Искатель КИУ-1, электромагнитный МТ ТЭМ-4 контактный МТ ГКТ-2, акустический МТ АТ-3, |
Тральщики проекта 266М «Аквамарин-М», по классификации НАТО — Natya class minesweeper — серия советских тральщиков, состоявших на вооружении ВМС нескольких стран. Модификация тральщиков проекта 266, разработанная спустя два года после создания предшественников. От предшественников тральщики отличаются более совершенным оборудованием по поиску и уничтожению мин, а также пониженным акустическим полем.
Основные боевые качества
Защита
Корпус изготовлен из маломагнитной стали и лёгких сплавов, а его детали защищены специальным диэлектрическим покрытием. Также установлены на специальных амортизаторах звукоизлучающие механизмы, фундаменты оклеены демпфирующим резиновым покрытием, а трубопроводы имеют гибкие вставки. Само судно также оснащено противоатомной и противохимической защитой, а на нём присутствует система кондиционирования жилых помещений.
Двигатели
Энергоустановка имеет эшелонное построение. В состав энергоустановки входят два лёгких быстроходных дизеля М503Б-3 производства ПАО "Звезда", оснащённых пневматической дистанционной системой управления "Дельфин", двумя дизель-генераторами ДГРА-200/1500 по 200 кВт и одним дизель-генератором ДГРА-100/1500 100 кВт. На всех двигателях корабля находятся обмотки размагничивающего устройства для уменьшения магнитных девиаций корабля. Палубные механизмы оснащены гидроприводами. Мореходность корабля не ограничена, применение оружия возможно при волнении до 4 баллов. Устройство слипа в кормовой части механизировало постановку и выборку тралов, и в целях снижения акустического поля корабля его главные двигатели были установлены на вибродемпфирующих продольных балках, а гребные винты большого диаметра с малошумными лопастями размещены в шумопонижающих насадках.
Вооружение
Работа основных систем и технических средств автоматизирована. Тральщики оснащены глубоководным тралом с новой аппаратурой управления, тралом для уничтожения активных мин, трёхканальным широкополосным буксируемым телевизионным и комплексным искателями-уничтожителями мин, а также более совершенной гидроакустической системой «Мезень», обеспечивающей обнаружение донных мин. В оборудование также входит размагничивающее устройство с общекорабельными и местными обмотками и автоматическим управлением, которое компенсирует поля корабля, крупных механизмов и вихревых токов в корпусе при качке.
Для защиты от кораблей противника на тральщики ставились автоматические орудия АК-230М и 2М-3М, а также пулемёты ДШК. Для противовоздушной обороны поставлялись ПЗРК типа «Стрела-3» и «Игла» с соответствующими ракетами, что привело к увеличению длины и полного водоизмещения модернизированного корабля. Для обнаружения плавающих мин в дневное и ночное время имеется специальная электронно-оптическая аппаратура.
Проектирование, постройка и развитие проекта
Морской тральщик проекта 266М спроектирован в 1965 году Западным ПКБ под руководством Т.А. Походуна и Н.П. Пегова. Проект разрабатывался с учетом опыта эксплуатации морских тральщиков проекта 266. Головной корабль «Семён Рошаль» заложен в 1967 году и вступил в строй в 1970 году. До 1978 года построен 31 корабль; все они включены в состав ВМФ СССР с переходом в состав ВМФ России (27 единиц) и ВМС Украины (2 единицы). В 1974 году Западным ПКБ под руководством Н.П. Пегова и Ш.А. Мустафина разработан модифицированный проект 266МЭ, характеристики которого привлекли внимание ряда зарубежных заказчиков, приобретавших корабли с модификациями под региональные условия эксплуатации. Тральщики находились в составах ВМС Сирии, Йемена, Ливии и Индии.
Боевое применение
- в период до 1990 г. тральщики Северного, Балтийского и Черноморского флотов осуществляли охрану советских рыболовных судов в районе рыбного промысла Западная Сахара от нападений катеров ВМФ Марокко.
- Тральщик «Ковровец» в 2016 году принимал участие в военной операции России в Сирии, где осуществлял траление акватории Сирии[1][2].
Примечания
Ссылки
- (недоступная ссылка) Морские тральщики проекта 266М на сайте «Оружие России» (недоступная ссылка)
- Список тральщиков проекта 266М на сайте Russian-Ships.Info (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июня 2012. Архивировано 6 июля 2013 года.