Николо-Корельский монастырь
Монастырь | |
Николо-Корельский монастырь | |
---|---|
Координаты: 64°34′59″ с. ш. 39°50′48″ в. д.HGЯO | |
Страна | Россия |
Город |
Северодвинск Архангельское шоссе, дом 58, строение 74, 109 |
Конфессия | Православие |
Епархия | Архангельская епархия |
Первое упоминание | 1419 год |
Настоятель | Александр (Шестаков) |
Статус | ОКН |
Сайт | nikolo-korel29.ru |
Николо-Корельский монастырь — мужской монастырь Архангельской епархии Русской православной церкви, известный с 1419 года и действовавший до 1920-х годов на берегу Никольского устья Северной Двины в 35 км от Архангельска.
Николо-Корельский монастырь издавна служил морскими воротами Русского государства: через него пролегал путь русских послов в Европу. В иностранных источниках известен как рейд Святого Николая. Поселение вокруг монастыря послужило основой для современного города Северодвинска.
Название
Одно из четырёх устьев реки Северной Двины — Никольское, долгое время именовалось Корельским. Это название встречается на картах вплоть до XVII века и происходит от древне-русского названия угро-финского народа «корела» (ср. совр. деревни Большие и Малые Корелы в 25 км от Архангельска). Монастырь, который стоит возле устья, вобрал в себя оба этих названия и со временем стал Николо-Корельским.
История
Предполагают, что монастырь был основан в конце XIV или в начале XV веков просветителем корелов преподобным Евфимием, мощи которого были открыты в 1647 году[1].
В источниках монастырь впервые упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами. В 1420 году монастырь пострадал от пожара. Следующие полвека монастырь пребывал в запустении.
В 1471 году в Белом море утонули при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие — сыновья Марфы Посадницы. Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Святого Николая и дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные промыслы.
Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.
В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера (её целью было открытие северного пути в Индию) обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а «Московией»; следующая стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана.
В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558). В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.
С 1620 года в монастыре начала действовать монастырская тюрьма. В ней содержали политических и религиозных оппонентов существующей власти[2]. Среди прочих в монастырские казематы были помещены, например:
- Член царского кружка ревнителей древнего благочестия Иван Неронов.
- В 1653 году, согласно указу Патриарха Никона — монах Соловецкого монастыря Герасим Фирсов и «безместный старец» Иона — будущие идеологи Соловецкого восстания
- В конце 1670-х гг. здесь содержались также двенадцать мятежников с Соловков и др.
- В 1725 году сюда был заключён простым монахом и в следующем году скончался здесь бывший архиепископ Феодосий (Яновский).
- В 1763—1767 годах здесь содержался простым монахом лишённый сана за выступление против секуляризационных мер Екатерины II митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич).
Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах — собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.
В 1764 году монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса (См. Секуляризационная реформа 1764 года).
Именно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 году отправился учиться в Москву Михайло Ломоносов.
Большевики закрыли монастырь в 1920-х годах.
Первостроители города Северодвинска в 1930-е годы возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое вначале специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а затем уже специализируется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок. Деревянная стена XVII века была большей частью снесена. Последняя историко-архитектурная экспедиция в Никольское устье Северной Двины состоялась в 1932 году, когда реставратор и знаток древнего зодчества Пётр Барановский разобрал и перевёз деревянную надвратную шатровую башню монастыря с примыкавшими к ней пряслами стен в создававшийся в это время в Москве Музей деревянного зодчества в Коломенском, где памятник экспонируется по сей день[3].
Постройки Николо-Корельского монастыря сейчас не только находятся на территории Севмашпредприятия, но и интегрированы в его структуры: в бывших храмах располагаются некоторые подразделения огромного завода.
Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы возвращены Русской православной церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие «режимное». Первым стали восстанавливать собор Николая Чудотворца. 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова) в соборе бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена первая Божественная литургия[4].
22 августа 2009 года в монастыре совершил всенощное богослужение Патриарх Кирилл.
В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены пять куполов и крестов. Купола собора были утрачены в 1933 году из-за пожара, предположительно вызванного молнией. Барабаны собора были разрушены в 1936 году. Восстановление велось на средства прихожан. Стальные купола были изготовлены в цехах 7(А) и 40, кресты — в цехе 42[5].
Археологическая экспедиция 2024 года
В сентябре — октябре 2024 года специалисты Северной экспедиции Института археологии РАН провели археологические исследования в Николо-Корельском монастыре. Были раскрыты фрагменты фундаментов зданий XVII века, которые сложены из больших валунов с использованием в верхней части грубо отёсанных квадров белого камня (известняка) и мелких булыжников для заполнения пустот между крупными валунами. Подошва фундаментов была укреплена свайным полем — вертикально вбитыми сосновыми брёвнами.
Под лестницей, ведущей в собор, нашли камеру в рост человека размером примерно 3 × 4 м со входною дверью и сводчатым окошечком размером в кирпич. По монастырскому преданию, в этой камере под лестницей был упокоен игумен Косьма, «строитель», часто упоминаемый в летописи в связи с работами второй половины XVII века. Выяснилось, что погребение сохранилось в сильно потревоженном виде. Надгробная плита была перевернута, на её отшлифованной лицевой поверхности оказалась надпись:
ЛѢТА ЗРЧИ[6] ГОДУ МЕСЯЦА
ГЕНЪВАРЯ ВЪ [7] ДЕНЬ
ПРЕСТАВИСЯ РАБ БОЖIЙ МОНАХЪ КОСМА
И ПОЛОЖЕНЪ ПОД СИМ КАМЕНЕМ
Таким образом, археологические работы открыли место захоронения Косьмы, год смерти и его останки, что может считаться как исключительной исследовательской удачей, так и восстановлением исторической справедливости[3].
Примечания
- ↑ Денисовъ Л. И. Православные монастыри всѣхъ 1105 нынѣ существующихъ въ 75 губерніяхъ и областяхъ Россіи. М., 1908. С. 5.
- ↑ Утраченные монастыри Архангельской епархии (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 августа 2010. Архивировано 26 апреля 2009 года.
- ↑ 3,0 3,1 Монах Косьма и южная галерея собора: первые археологические работы в Николо-Корельском монастыре в Северодвинске. Патриархия.ру, 29.10.2024.
- ↑ Архангельская и Холмогорская епархия. Преподобный Евфимий Корельский. Праведные Антоний и Феликс Корельские. . Дата обращения: 20 марта 2014. Архивировано 20 марта 2014 года.
- ↑ Засияли купола . «ОАО «ПО Севмаш» (4 декабря 2009). Дата обращения: 7 декабря 2009. Архивировано 2 марта 2012 года.
- ↑ 7198 — т. е. 1690
- ↑ На месте обозначения дня оставлен большой пробел.
Литература
- Сойкин П. П. Корельский Николаевский монастырь в Архангельском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 44-47. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
- Мельник А. Г. Николо-Корельский монастырь второй половины XVI века и русская святость // Соловецкое море : Историко-литературный альманах. — Архангельск; М., 2013. — Вып. 12. — С. 37—40. — ISSN 1810-7818.