Московская компания
Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией. Вслед за Остзейской компанией, обозначала сферу своих интересов эмблемой фантастического вьючного животного (с головой осла и крупом верблюда).
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Ivan_the_Terrible_and_Harsey.jpg&width=250)
Учреждение компании
В 1551 году по инициативе известного мореплавателя Себастьяна Кабота и математика и астронома Джона Ди, поддержанных регентом Джоном Дадли, герцогом Нортумберлендским[1], в Лондоне была создана «Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown»[2], что можно перевести как «Торговая компания купцов-путешественников для открытия земель, стран, островов и неизвестных мест».
Русский историк XIX века Ю. В. Толстой переводил название компании как «Общество купцов, искателей открытия стран, земель, островов, государств и владений неизвестных и доселе не посещаемых морским путем»[3]. Советский исследователь Арктики В. Ю. Визе переводил его следующим образом: «Общество купцов-изыскателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и доселе морским путем не посещённых»[4]. Инженер-кораблестроитель и краевед Беломорья Леонид Георгиевич Шмигельский в очерке «Два плавания Ричарда Ченслера», опубликованном в сборнике «Остров Розовый в море Белом», переводил название компании как «Общество купцов-искателей для открытия неизвестных и до этого обычно не посещаемых морским путем стран, областей, островов, владений и княжеств»[5].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=1551_Venice_Gastaldi-Descriptione_de_la_Moscouia.jpg&width=250)
Предшественницей компании была созданная ещё во второй половине XIV века лондонская гильдия купцов-путешественников, имевшая своим покровителем Св. Томаса Бекета и в 1485 году получившая привилегии от короля Генриха VII[7].
Первичный капитал компании, составлявший 6000 фунтов стерлингов, состоял из 240 паёв. Эти паи, стоимостью 25 фунтов стерлингов каждый, были приобретены 201 человеком, из которых 199 были мужчинами и 2 женщинами. Помимо Джона Дадли, среди учредителей компании насчитывалось немало других представителей высшей знати, в частности, лорд-хранитель печати Уильям Герберт, граф Пембрук, лорд-дворецкий Генри Фиц-Алан , граф Арундел, адмирал Уильям Говард?!, граф Эффингем и другие. Компания стала первой коммерческой организацией, устав которой был утвержден парламентом.
Изначально компания намеревалась найти так называемый Северо-восточный проход к Китаю, и разрушить торговую монополию Испании и Португалии.
В те годы в европейской географии господствовали ошибочные представления, согласно которым из Европы в Китай возможно было попасть северным путём через реку Обь. В частности, ещё в 1525 году итальянский ученый-гуманист Павел Иовий Новокомский в «Книге о Московитском посольстве к папе Клименту VII» со слов русского посланника Дмитрия Герасимова сообщал, что из Северной Двины «можно добраться на кораблях до страны Китая»[8].
В 1540-е годах австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 годах, составил карту Сибири, на которой в верховьях Оби было показано огромное озеро, названное им «Китайским» (Kitai lacus), неподалеку от которого располагался город «Кумбалик» (Ханбалык), совр. Пекин[9][10]. Такое же озеро указывалось на опубликованной в 1562 году в Лондоне «Карте Руссии, Московии и Тартарии» Энтони Дженкинсона.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=1562-anthony_jenkinson.2.jpg&width=250)
Компания снарядила экспедицию из трёх кораблей: 160-тонного «Эдуард Бонавентура» (Edward Bonaventure), 120-тонного «Бона Эсперанса» (Bona Esparanza) и 90-тонного «Бона Конфиденца» (Bona Confidentia)[11], которая вышла из Лондона 10 мая 1553 года. Главой экспедиции был избран сэр Хью Уиллоби (Hugh Willoughby), имевший чин «капитан-генерала» и не обладавший практическим опытом морской навигации, но имевший поддержку при королевском дворе. Под его командование отдан был лучший корабль — «Бона Эсперанса». Самым маленьким кораблем — «Бона Конфиденца» — командовал Корнелий Дюрферт. Опытный шкипер из Бристоля Ричард Ченслор (Richard Chancellor) по рекомендации Р. Хаклюйта-старшего назначен был капитаном самого крупного корабля — «Эдуард Бонавентура» (Edward Bonaventure)[12].
Первое путешествие
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0_%D0%A7%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0_1553_%D0%B3._%D0%9D%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B0.%D0%AF%D0%B3%D1%80%D1%8B._%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA._%D0%92.%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2_137%D1%85198_%D1%85.%D0%BC.2015.jpg&width=250)
Корабль, которым командовал Ченслор, попал в шторм у Лофотенских островов и отделился от двух других кораблей вблизи Вардехуса[13]. Уиллоби на двух кораблях достиг Баренцева моря и Новой земли. Некоторое время он шёл вдоль побережья, а затем повернул на юг. 14 сентября 1553 года он встал на якорь в губе реки Варзина, где погиб вместе с командой двух кораблей во время зимовки. В мае 1554 года занимавшиеся рыбным промыслом поморы нашли в гавани два корабля на приколе, на которых было обнаружено 63 трупа, в том числе и тело капитана Хью Уиллоби.
Ченслор благополучно доплыл до Белого моря. 24 августа 1553 года он вошёл в Двинский залив и пристал к берегу в бухте св. Николая, где был тогда Николо-Корельский монастырь, а впоследствии основан город Северодвинск[14]. Ченслор поехал в Холмогоры, где представился воеводе Фофану Макарову. Воевода отправил Ченслора в Москву, к Ивану Васильевичу.
В Москве Ченслор получил аудиенцию у царя. Ченслор передал Ивану Васильевичу письмо от Эдуарда VI, написанное на нескольких языках всем северным правителям. Царь в ответном письме разрешил торговать в России английским купцам. В феврале (или марте) 1554 года Ченслор выехал из Москвы.
Московская компания
В 1555 году «Mystery» была переименована в «Московскую компанию». Новая компания получила патент от королевы Марии Тюдор. Первым говернором компании назначен был Себастьян Кабот[15].
Управление компанией и её привилегии
Компания ежегодно избирала 28 правительственных членов; из них четверо назывались консулами, а двадцать четыре — ассистентами. В отсутствие говернора компанией управляли консул и 12 ассистентов. Торговые и судебные дела решались голосованием — требовалось 15 голосов, включая голос говернора и двух консулов. Компания имела право приобретать земли, но не более, чем на 60 фунтов стерлингов в год, издавать свои правила, наказывать членов компании, для чего иметь своих сержантов, строить и снаряжать свои корабли, торговать во всех портах, делать завоевания и приобретать страны и города в открытых землях, противодействовать совместным действиям торгующих в России иностранцев и даже англичан, если они не являются членами Московской компании.
Административный штат компании был довольно раздутым. Её возглавляли 2 президента, 4 консула, при которых состояли 24 ассистента. Финансовые документы демонстрируют сложную систему счетов, не характерную для обычной гильдии купцов. «Двойная бухгалтерия» курировалась дополнительным казначеем и секретарем в Лондоне, что, по мнению специалистов, было уникальным для торговой организации того времени[16].
Льготная грамота 1555 года
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Facial_Chronicle_-_b.22%2C_p._433_-_Osip_Nepeya.jpg&width=250)
В 1555 году Ченслор ещё раз отправился в Москву. Царь выдал льготную грамоту для английской компании. Грамота давала право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу, построить дворы в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе).
Ченслор вернулся в Англию. С ним в посольство к английской королеве поехал дьяк посольского приказа Осип Непея. У берегов Шотландии корабль «Эдуард Бонавентура» потерпел крушение. Ченслор утонул, погибли большая часть русских купцов и посланников, а также все подарки, предназначенные для королевы Марии Тюдор и ее супруга Филиппа II Испанского.
Чудом спасшийся Осип Непея сначала доставлен был в пограничную с Шотландией крепость Бервик, а затем с почетом был встречен за 12 миль от Лондона 80 членами компании. В марте 1557 года он имел аудиенцию у короля и королевы, после чего с ним проведены были официальные переговоры. Затем вместе с английским послом Энтони Дженкинсоном Непея вернулся в Россию на корабле «Первоцвет» (Primrose), привезя с собой две грамоты для русского царя, немало ценных подарков и специалистов, в том числе врача и аптекаря[14].
Поиски торговых путей
Ежегодно из Англии начали прибывать караваны кораблей. Они шли вокруг Норвегии до устья Двины.
Компания хотела осуществить свои планы открыть торговые пути в Китай. Летом 1555 года Стивен Бэрроу из Колы доплыл до Оби, посетил Печору, Новую землю и Вайгач. В 1557 году член компании Энтони Дженкинсон предложил царю открыть торговый путь в Китай через Бухару. Англичане имели сведения о том, что в Китай из Бухары ходят караваны. Царь разрешил проезд до Астрахани.
Дженкинсон выехал из Москвы 23 апреля 1558 года, в Астрахань прибыл 14 июля. Путешествие проходило по Москве-реке до Коломны, оттуда по реке Ока до Нижнего Новгорода, а потом по Волге в Астрахань. Из Астрахани Дженкинсон отправился в Бухару. В Бухаре он узнал, что караваны в Китай уже не ходят. Он вернулся в Москву в сентябре 1559 года.
В 1561 году Дженкинсон ещё раз приехал в Москву, и предложил открыть торговый путь в Персию. В это время в Москве был персидский посланник. Дженкинсон вместе с посланником совершил путешествие до Астрахани. Путешествие оказалось неудачным. Персия получала европейские товары из Турции.
В 1607 году Московская компания наняла капитана Генри Гудзона на поиски северо-восточного пути в Азию.
Патент 1567 года
В 1567 году королева Елизавета Тюдор выдала компании новый патент. За компанией остался монопольный доступ к Беломорскому пути. Новая льготная грамота была выдана компании и в Москве. Компания получила право беспошлинной торговли, но должна была предоставить право царской казне первой совершать закупки — это старинное русское правило соблюдалось с XV века.
Компания получила право строить в разных городах дворы, нанимать русских работников. В Вологде разрешалось построить канатную фабрику (Вологда была центром российского льноводства), в Вологде было отведено место для поиска железной руды. Царь мог арестовывать членов компании и их имущество. Разрешалось хождение английской монеты в Москве, Новгороде и Пскове. Компания могла отправлять свои «комиссии» для охраны своих товаров от разбойников, пользоваться ямскими лошадьми. Ни один корабль (даже английский), не принадлежащий Московской компании, не мог заходить в Печору, Обь, Колу, Мезень, Печенгу, Холмогоры, Соловецкий остров. Ни один иностранец (даже англичанин, не входящий в компанию) не мог следовать через Россию в Китай, Персию, Бухару, Индию. Члены компании имели право сами ловить таких путешественников и конфисковывать их имущество.
Подобные привилегии позволили компании занять важные места в России. В 1567 году компания открыла свою главную контору в Москве, Ричард Грей в Холмогорах построил прядильную фабрику. Свои дворы компания имела в Новгороде, Пскове, Ярославле, Казани, Астрахани, Костроме, Ивангороде. Остальные иностранные купцы должны были хранить свои товары на общественных гостиных дворах.
Английские купцы завышали цены на свои товары, занижали на российские. Это вызывало недовольство, и царь в 1569 и 1572 году жаловался на компанию английскому послу. Со своей стороны английские купцы жаловались на неплатежи и долги. Для решения проблем в Москву приезжал Дженкинсон. Иван Грозный ограничил права компании, в Казань и Астрахань компания могла заходить с разрешения царя. Компания должна была платить половину от таможенных сборов.
В 1567 году через одного из руководителей компании — Энтони Дженкинсона — Иван Грозный вёл переговоры о браке с английской королевой Елизаветой I. Брак обеспечивал царю возможность убежища в Англии в случае катастрофических последствий Ливонской войны.
Утрата монополии
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Moscow%2C_English_Court_%282%29.jpg&width=250)
После Ливонской войны иностранцы получили разрешение торговать на российском севере. Англичане пытались вернуть свою монополию на торговлю через российский север. После смерти Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович послал в Лондон посла Бекмана. Фёдор Иоаннович предлагал королеве вернуть монопольные права на торговлю с Россией в обмен на свободную торговлю русских гостей в Англии. В ответ английская королева попросила дать Московской компании монополию на торговлю со всей Россией, закрыв доступ в Россию всем иностранным купцам.
Привилегия 1587 года
В 1587 году царь выдал компании привилегию торговать свободно и беспошлинно, но только оптовой торговлей. Члены компании могли через Россию путешествовать в другие страны, но товары они могли покупать только в царской казне, и закупленные в других странах товары, тоже должны были продаваться казне.
Компания могла держать дворы в Москве, Холмогорах, Ярославле, Вологде.
Регулирование деятельности членов компании
Члены Московской компании выступали не от своего имени, а от имени компании. Иногда это приводило к недоразумениям.
После банкротства члена Московской компании Антона Мерша с долгом в 23 тысячи рублей, начался дипломатический скандал. Для его разрешения в 1588 году в Москву приехал посол Флетчер. Русские купцы, торгуя с Мершем, считали его гостем, и думали, что по его долгам будут отвечать английские гости. Английские гости считали, что Мерш торговал от своего имени. В результате переговоров было решено, что гости, торгующие в России, должны находиться в ведении гостинного приказчика. Составлялось два списка гостей: один хранился в Посольском приказе, другой — у гостинного приказчика. Изменения в составе гостей должны были заноситься в оба списка.
Компании запретили нанимать русских служащих. Ярославец по имени Вахрум, работавший у английского гостя, тайно перевозил через литовскую границу англичан.
Царствование Бориса Годунова
Борис Годунов оставил привилегии за Московской компанией, но не расширил её права. Английские послы просили права свободного прохода в Персию и Китай, но однозначного ответа от царя не получили.
Царствование Михаила Фёдоровича
Михаил Фёдорович оставил Московской компании право беспошлинной торговли, но компания обязывалась поставлять в царскую казну ткани и прочие товары по ценам, по которым они продаются в стране изготовления. Компании запрещалось вывозить шёлк, ввозить табак.
В 1619 году были выданы привилегии на 23 человека. По этим привилегиям торговали 70 человек. Беспошлинная торговля в России дала возможность Московской компании захватить российский оптовый рынок. Англичане скупали оптом российские товары, и продавали их в Архангельске иностранным купцам. Такое положение дел было выгодно мелким и средним российским торговцам, но подрывало крупную торговлю.
Царствование Алексея Михайловича
В 1646 году российские гости подавали челобитную царю с просьбой ограничить деятельность Московской компании. В 1649 году был казнён Карл I. Это дало повод Алексею Михайловичу ограничить деятельность Московской компании. За компанией осталось право торговать в Архангельском порту. После воцарения Карла II деятельность была восстановлена. Англия пыталась вернуть привилегии, но безуспешно.
Утрата монополии и торговых привилегий
Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I.
Компания прекратила операции в 1808 году[17].
Память
В 1994 году здание компании (Старый английский двор, ул. Варварка, 4) во время своего визита в Москву посетила королева Елизавета II.
См.также
Примечания
- ↑ Жорж Блон. Великий час океанов. Полярные моря Архивная копия от 10 июля 2018 на Wayback Machine / Пер. с франц. А. М. Григорьева. — М., 1984. — С. 13.
- ↑ Лебедев Н. К. Завоевание Земли. — М., 2002. — С. 286.
- ↑ Толстой Ю. В. Первые сорок лет сношения России с Англией. 1553—1593 Архивная копия от 16 ноября 2018 на Wayback Machine. — СПб., 1875.
- ↑ В. Ю. Визе. Моря российской Арктики. — М., 2016. — Т. I. — С. 33.
- ↑ Остров Розовый в море Белом: историко-краеведческий сборник / Сост. А. С. Бобрецов, В. Ф. Кологриев; ред. А. А. Попов. — Северодвинск: МП «Звездочка», 1992.
- ↑ Герберштейн С. Записки о Московии. — М.: МГУ, 1988. — С. 143.
- ↑ Таймасова Л. Ю. Зелье для государя. Английский шпионаж в России XVI столетия. Архивная копия от 17 августа 2018 на Wayback Machine
- ↑ Павел Иовий Новокомский. Книга о посольстве Василия великого государя Московского Архивная копия от 13 августа 2018 на Wayback Machine / Пер. А. И. Малеина.
- ↑ Герберштейн С. Записки о Московии. Архивная копия от 10 августа 2018 на Wayback Machine — М., 1988. — С. 157, 159.
- ↑ Города-призраки: По свидетельству древних географов // Алтайская правда. . Дата обращения: 31 июля 2018. Архивировано 3 августа 2018 года.
- ↑ В поисках Северо-Восточного прохода. Английская экспедиция Уиллоуби — Ченслора Архивная копия от 12 августа 2018 на Wayback Machine // Страны Арктики.
- ↑ Жорж Блон. Великий час океанов. Полярные моря Архивная копия от 10 июля 2018 на Wayback Machine. — С. 14.
- ↑ Воинов И. Причина гибели экспедиции сэра Хью Уиллогби на Мурманском берегу. Архивная копия от 8 августа 2010 на Wayback Machine
- ↑ 14,0 14,1 Толстой Ю. В. Первые сорок лет сношения России с Англией. 1553—1593. Архивная копия от 16 ноября 2018 на Wayback Machine
- ↑ George Lillie Craik. The History of British Commerce. Volume 1. L., 1844. Архивная копия от 17 августа 2018 на Wayback Machine
- ↑ Таймасова Л. Ю. [history.wikireading.ru/161897 Зелье для государя.]
- ↑ 99. Речь идет о так называемой Русской, или Московской торговой компании… . Дата обращения: 14 сентября 2010. Архивировано 20 декабря 2010 года.
Литература
- Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / Пер. с англ. и комм. Ю. В. Готье. — М.: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1937. — 308 с.: ил. — (Иностранные путешественники о России).
- Переизд.: Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. — Рязань: Александрия, 2007. — 400 с. — (Источники истории).
- Костомаров Н. И. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях . — СПб.: Изд. Н. Тиблена, 1862. — 301 с.
- Таймасова Л. Ю. Зелье для государя. Английский шпионаж в России XVI столетия. — М.: Вече, 2010. — 368 с.: ил. — (Тайны земли Русской). — ISBN 978-5-9533-4367-1.
- Толстой Ю. В. Первые сорок лет сношения России с Англией. 1553—1593 . — СПб.: Тип. и хромолит. А. Траншеля, 1875. — 563 с.
Ссылки
- Кагарлицкий Б. Английский царь// Периферийная империя