Серп
Серп (др.-русск. сьрпъ) — округленное ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож.
Обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота).
История и происхождение
Появился в эпоху неолита как орудие для собирания дикорастущих злаков.
Устройство
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BF_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9.%D0%9A%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.jpg&width=193)
Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти. Длинное, изогнутое лезвие (как правило, стальное) режущей части обычно имеет мелкозазубренную внутреннюю кромку. Длина режущей части колеблется между 0,25 и 0,5 метрами, ширина — между 40 и 60 миллиметрами. Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезаемые растения. Обычно используется при уборке небольших участков; широко употребляется в огородничестве и цветоводстве[1].
-
Древнеегипетские пахари времён правления Тутмоса III, XVIII династия
-
Серп
-
Коса и серп
-
Картина К. Русецкого, «Жнея»
Применение и обычаи
Обычно рожь, пшеницу, ячмень повсюду жали серпом, — считалось большим грехом косить пшеницу косой. Если плохую пшеницу нельзя было сжать серпом, её вырывали с корнем.
11 (22) мая 1721 года российский император Пётр I издал Указ «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами»[2]. В Указе были описаны преимущества косы перед серпом:
«Понеже в здешних краях в Курляндии, в Лифляндии и в Пруссах у мужиков обычай есть, что вместо серпов хлеб снимают малыми косами с граблями, что перед нашими серпами гораздо споро и выгоднее, что средний работник за десять человек сработает»
Однако коса ещё долго не могла полностью заменить серп. Дело в том, что хлеб иногда «полегает» — стебли стелются почти горизонтально по земле; в этом случае срезать их косой невозможно. Полегание часто вызвано недостатком солнечного света, вследствие чего клеточные стенки стебля плохо развиваются, остаются слабыми и не выдерживают веса колосьев. Полегания хлебов полностью или частично случались также в бурю и сильные ветра и тогда в жатву крестьянам приходилось браться за серп.
В военном деле
За неимением другого холодного оружия серп мог применяться для защиты и нападения.
В японской культуре искусство ведения боя при помощи серпа носит название камадзюцу (яп. 鎌術).
В некоторых кланах ниндзя включали серп в свой арсенал ручного холодного оружия.
Производные слова
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Vialikija_Sale%C4%8Dniki._%D0%92%D1%8F%D0%BB%D1%96%D0%BA%D1%96%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%96%D0%BA%D1%96_%28A._Adam%2C_9.07.1812%29.jpg&width=300)
Видимая на ночном небе ущербная или нарождающаяся Луна носит в русском языке название серп по зрительному сходству с инструментом.
Месяц август, когда созревала рожь и пшеница и крестьяне выходили с серпами на жатву носит название:
- в украинском языке — серпень
- в польском языке — sierpien
Загадки, поговорки и пословицы
Загадки
(Кто таков?)
- Маленький, горбатенький, все поле обскакал.
- Сутул, горбат, все поле перескакал
- Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел.
Половицы и поговорки
- Нивка не моя, а серп чужой.
- Тупой серп руку режет пуще острого.
- Чем старый серп зубрить, не лучше ли новый купить?
- Высекают (пшеницу) как молния, серпы у хороших жний (перевод с украинского).
Серп в символике и геральдике
Серп — один из атрибутов правителей, символ-знак Луны и «лунных» богинь, а также земледелия. У древних греков серп был принадлежностью богини плодородия Деметры.
В коммунистической символике скрещённые друг с другом серп и молот означают союз крестьян и рабочих.
Изображение скрещённых серпа и молота было повсеместно представлено в советской эмблематике и геральдике, на флагах СССР и союзных республик.
Одним из наиболее известных символов является монумент — памятник-скульптура на постаменте «Рабочий и колхозница» — «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот[3]. Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения — Вера Мухина. Монумент создан для демонстрации на Всемирной выставке в Париже, которая проходила в 1937 году. По окончании выставки монумент был установлен в Москве.
Галерея
- В живописи
-
На жатве. Лето
Алексей Венецианов, середина 1820-х -
Руфь на поле Вооза
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, 1828 -
Жнецы
Алексей Венецианов, конец 1820-х -
Жатва на Украине
Николай Пимоненко, 1896
См. также
Примечания
- ↑ Серп // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Пётр I. Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. — Т. VI, 1720—1722, № 3781. — С. 388.
- ↑ Новая российская энциклопедия, 2004, с. 744.
Литература
- Серп // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1960. — Т. VIII. — Стб. 134—135
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |