Натсир, Мохаммад

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мохаммад Натсир
Mohammad Natsir
5 сентября 1950 — 26 апреля 1951
Президент Сукарно
Предшественник Абдул Халим
Преемник Сукиман Вирьосанджойо
12 марта 1946 — 26 июня 1947
Глава правительства Сутан Шарир
Президент Сукарно
Предшественник Амир Шарифуддин
Преемник Сетиади
29 января 1948 — 4 августа 1949
Глава правительства Мохаммад Хатта
Президент Сукарно
Предшественник Шахбудин Латиф[индон.]
Преемник Шафруддин Правиранегара

Дата рождения 17 июля 1908(1908-07-17)
Место рождения Алахан-Панджанг[англ.], Солок, Западная Суматра, Голландская Ост-Индия
Дата смерти 6 февраля 1993(1993-02-06) (84 года)
Место смерти Джакарта, Индонезия
Отец Мохаммад Идрис Султан Сарипано
Мать Хадиджа
Супруга Нурханар
Партия Индонезийская исламская партия (с 1938); Машуми (с 1945)
Профессия политик, общественный и религиозный деятель
Отношение к религии Ислам
Награды Национальный герой Индонезии
Орден «Звезда Республики Индонезии» 2 степени

Моха́ммад Натси́р (индон. Mohammad Natsir; 17 июля 1908 года, Алахан-Панджанг[англ.] — 6 февраля 1993 года, Джакарта) — индонезийский политик, религиозный и общественный деятель. Член партии Машуми. Премьер-министр Индонезии (1950—1951), министр информации Индонезии (1946—1947, 1948—1949). Национальный герой Индонезии.

Ранние годы жизни

Мохаммад Натсир родился 17 июля 1908 года в западнояванской деревне Алахан-Панджанг[англ.] в семье Мохаммада Идриса Султана Сарипадо (индон. Mohammad Idris Sutan Saripado), государственного служащего, и его жены Хадиджи (индон. Khadijah)[1][2]. В 1916 году поступил в нидерландскую школу для коренного населения[англ.] (индон. Hollandsch-Inlandsche School) в Паданге; месяц спустя перевёлся в аналогичную школу в Солоке, где проучился три года, в свободное от школы время занимаясь самостоятельным изучением ислама[1][2]. В 1919 году он, вместе со своей старшей сестрой, перевёлся обратно в Паданг, где в 1923 году продолжил обучение в средней школе[англ.] (индон. Meer Uitgebreid Lager Onderwijs)[2].

В 1920-е годы Натсир начал заниматься общественной деятельностью, вступив в организацию Союз молодых мусульман (нидерл. Jong Islamieten Bond). Также в это время он брал уроки игры на скрипке[2][3].

После окончания школы Натсир переехал в Бандунг, где продолжил обучение в общей средней школе[индон.] (индон. Algemeene Middelbare School)[2][3]; позже Натсир признавался, что выбрал эту школу за её соответствие западным стандартам образования[1]. С 1928 по 1932 год занимал пост руководителя Ассоциации молодых мусульман в Бандунге[4]. Пройдя двухлетнее обучение в педагогическом колледже для коренных жителей, он начал заниматься педагогической работой. После переезда в Бандунг, он продолжил изучение ислама, в особенности интересуясь интерпретацией Корана. Его наставником в области ислама в это время был Ахмад Хассан[индон.], лидер организации Персатуан Ислам[индон.][5].

Карьера

Натсир и министры его кабинета с президентом Индонезии Сукарно и вице-президентом Хаттой
Натсир на почтовой марке Индонезии. 2011 год

В молодости Натсир активно занимался журналистикой. В 1929 году он написал две статьи, опубликованные в газете Algemeen Indische Dagblad под заголовками «Коран и евангелисты» (нидерл. Qur'an en Evangelie) и «Мухаммед как пророк» (нидерл. Muhammad als Profeet). С 1929 по 1935 годы был одним из редакторов газеты «Пембела Ислам» (индон. Pembela Islam — «Защитники ислама»), писал статьи о религии для газет «Панджи Ислам» (индон. Pandji Islam — «Знамя ислама»), «Педоман Машаракат» (индон. Pedoman Masyarakat — «Проводник народа») и «Аль-Манар» (индон. Al-Manār — «Факел»). В 1930 году им была основана школа «Пендидикан Ислам» (индон. Pendidikan Islam — «Исламское образование»), просуществовавшая до 1942 года, когда Индонезия была оккупирована Японией[6].

Хорошие отношения сложились у Натсира с известным исламским богословом Агусом Салимом[7]; в середине 1930-х годов он принял участие в дискуссии между Салимом и одним из лидеров национально-освободительного движения, будущим президентом Сукарно о роли ислама в независимой Индонезии[8]. В 1938 году Натсир вступил в ряды Индонезийской исламской партии (индон. Partai Islam Indonesia), с 1940 по 1942 год возглавлял её отделение в Бандунге[8][4]. Во время японской оккупации вступил в партию Машуми, в 1945 году был избран одним из её председателей, оставаясь им до запрета партии в 1960 году[4][8].

После провозглашения независимости Индонезии Натсир вошёл в состав Центрального национального комитета Индонезии. Занимал пост министра информации в первом[англ.] и втором кабинете[англ.] Шарира, а также в первом кабинете[англ.] Хатты. 3 апреля 1950 года по его инициативе в Индонезии начался процесс, известный как Интегралистское движение Натсира[индон.] (индон. Mosi Integral Natsir); в результате этого процесса федеративная Республика Соединённые Штаты Индонезии, образованная по итогам Гаагской конференции круглого стола и состоявшая из 17 государственных образований, была преобразована в унитарную Республику Индонезию[9]. С сентября 1950 по апрель 1951 года Натсир возглавлял индонезийское правительство[англ.][10].

В период «направляемой демократии»[англ.] Натсир перешёл в оппозицию к президенту Сукарно, входил в состав Революционного правительства Республики Индонезии (РПРИ). После разгрома сил РПРИ правительственными войсками был арестован, с 1962 по 1964 годы находился в тюремном заключении в Маланге. В июле 1966 года окончательно освобождён[11].

После освобождения активно участвовал в деятельности исламских организаций, таких как Majlis Ta’sisi Rabitah Alam Islami и Majlis Ala al-Alami lil Masjid в Мекке, Оксфордский центр исламских исследований[англ.] и Всемирный мусульманский конгресс[англ.] в Карачи[6]. Был основателем фонда «Совет по распространению ислама в Индонезии» (индон. Yayasan Dewan Dakwah Islamiyah Indonesia). Критиковал политику нового президента Сухарто, в частности, подписал Петицию пятидесяти[англ.] — обращение 50 известных государственных и общественных деятелей к правительству, содержавшее критику его действий[11].

Мохаммад Натсир скончался 6 февраля 1993 года в Джакарте[12].

Политические взгляды

Натсир считал своей основной задачей осуществление политики, соответствующей интересам индонезийских мусульман, руководствуясь при этом аятом 56 суры Аз-Зарийат Корана. Он говорил, что его целью является достижение состояния, когда исламское учение «применяется в жизни личности, общества и государства Республики Индонезии»[13]. Также он получил известность как борец за права человека и модернизацию ислама[14].

Натсир считал, что отделение церкви от государства неприемлемо для Индонезии, вступив в этом в противоречия с президентом Сукарно. В поддержку своей позиции он часто цитировал слова Уильяма Монтгомери Уотта о том, что ислам не только религия, но и целая культура. Он был разочарован в политике Сукарно и Сухарто в отношении ислама, сказав в 1970-х годах, что Индонезия «лечит ислам так, как будто лечит кошку от кольчатых червей»[14]. Позже он пытался создать собственную версию государственной идеологии Панча Сила, приведя её в соответствие с нормами ислама[14].

Литературная деятельность

Натсир опубликовал 45 книг и монографий, а также несколько сотен статей, посвящённых его взглядам на ислам. В его ранних работах, написанных на голландском и индонезийском языках[15], он рассматривает исламскую доктрину, культуру, взаимоотношения между исламом и политикой, а также роль женщин в исламе[16]. Его поздние произведения, написанные в том числе и на английском языке[15], затрагивают темы политики, проповеди ислама, а также взаимоотношений ислама и христианства[17]. Поэт Аджип Росиди[англ.] и исламский философ Хамка[англ.] отмечали, что произведения Натсира имеют ценность и в качестве исторических документов, и в качестве пособий для будущих мусульман[15]. Брюс Лоуренс называл его «самым выдающимся политиком исламской реформы»[18].

Награды

В 1967 году Натсиру была присвоена почётная докторская степень по литературе от исламского университета Ливана, а в 1980 году — Международная премия короля Фейсала. В 1991 году он стал почётным доктором двух малайзийских университетов — Национального университета Малайзии и Научного университета Малайзии[англ.][12]. В 1998 году Указом Президента Индонезии № 110/TK/TH.1998 Натсир был посмертно награждён Орденом «Звезда Республики Индонезии» 2-й степени. 10 ноября 2008 года он был провозглашён Национальным героем Индонезии[19].

Личная жизнь

20 октября 1934 года в Бандунге Натсир женился; его жену звали Нурханар (индон. Nurnahar), у них было шестеро детей[12]. Натсир был полиглотом, знал английский, голландский, французский, немецкий и арабский языки; кроме того, он понимал эсперанто[20].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ma'mur, 1995, p. 29.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Luth, 1999, pp. 21-23.
  3. 3,0 3,1 Dzulfikriddin, 2010, pp. 19-20.
  4. 4,0 4,1 4,2 Luth, 1999, pp. 23-24.
  5. Ma'mur, 1995, pp. 30–31.
  6. 6,0 6,1 Ma'mur, 1995, pp. 30–33.
  7. Ma'mur, 1995, p. 33.
  8. 8,0 8,1 8,2 Ma'mur, 1995, p. 34.
  9. Luth, 1999, pp. 24-25.
  10. Khouw, 2008, In search of Mohammad.
  11. 11,0 11,1 Luth, 1999, pp. 25-26.
  12. 12,0 12,1 12,2 Luth, 1999, p. 27.
  13. Ma'mur, 1995, pp. 34–35.
  14. 14,0 14,1 14,2 Effendy, 2008, Mohammad Natsir.
  15. 15,0 15,1 15,2 Ma'mur, 1995, p. 37.
  16. Ma'mur, 1995, pp. 38–41.
  17. Ma'mur, 1995, pp. 42–46.
  18. Ma'mur, 1995, p. 36.
  19. Tempo, 2008, Sumatra Barat Sambut.
  20. Ma'mur, 1995, p. 30.

Литература