Мурман (картина)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
К. Н. Редько
Мурман. 1925 год
Холст, масло. 107 × 81 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
инв. Ж-8542

«Мурман» — картина русского советского художника Климента Николаевича Редько из собрания Государственного Русского музея.

На картине изображена трёхмачтовая парусная шхуна в заливе с крутыми берегами. В небе переливается северное сияние. В левом верхнем углу круто вниз пикирует крупная полярная чайка, еще несколько чаек изображены в разных частях холста. Справа внизу красной краской нанесена подпись художника и дата: C. Redko 1925 г. На обороте холста авторская надпись: «Мурман» К. Редько 1925 п/N 18. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 107 × 81 см[1].

Как следует из авторской надписи, картина была создана в 1925 году — в этом году Редько совершил вторую поездку по Русскому Северу и создал там ряд работ[2]. Показ этих картин состоялся в 1926 году — на первой персональной выставке Редько; на этой выставке было продемонстрировано 10 работ «полярной серии». Очевидец выставки писал: «Более рациональный образ природы Редько воплотил в картине „Мурман“ <…>. В ней при тонком и сдержанном колорите превалирует рисунок и подчёркнутая построенность композиции, также по-своему синтезирующая разновременные впечатления, полученные художником в период северного путешествия» [3]. После этого картина оказалась в Париже и в 1927 году была выставлена на Осеннем салоне. По возвращении в СССР долгое время оставалась в московской мастерской художника, но тем не менее несколько раз демонстрировалась на выставках[4]. В 1968 году, через 11 лет после смерти К. Н. Редько, его вдова продала картину Русскому музею и она была включена в основную экспозицию русского искусства XX века, выставляется в зале 80 Корпуса Бенуа. В инвентарные описи Государственного Русского музея внесена под № Ж-8542[5].

Климент Николаевич Редько в своём дневнике за 1925 год описывал работу над картиной:

24 апреля. <…> Я уже живу Мурманом, рыбами океана, пространствами чаек…
22 мая. <…> Когда я думаю о работе, о том, как бы я написал окружающее, из глубины величавого однообразия этой природы воспринимаю сильнее цвета! Да, сюда нужно вложить сильные, яркие цвета!
4 июня. В Териберку приехал 26 мая. Первые дни находился под неприятным впечатлением холодной погоды. <…> Пишу из окна спасательной станции залив с полоской океана на горизонте.
1 августа. <…> Думаю это будут самые лучшие мои работы, так как в моей груди сильная, глубокая благодарность природе за моё существование и за всё здесь виденное — день и ночь[6].

Советский искусствовед А. К. Антонова писала о «Мурмане»:

Главное отличие этих произведений от ранних работ — та роль, которую Редько отводит в них живому впечатлению, натуре. Не случайно основным жанром его творчества становится пейзаж. <…> В картине «Мурман» — поэтический образ Белого моря <здесь описка, должно быть «Баренцева моря»>, изображённого таким, каким оно запечатлелось в душе художника: небо, полное света, вода, отражающая небо, чайки, стремительно проносящиеся над водой, над пустынными прибережными скалами, над покачивающейся на волнах рыбачьей шхуной, — природа, поразившая Редько гармонией, спокойным величием[7].

Е. Н. Петрова отмечала, что в «Мурмане» заметно сказалось мироощущение, свойственное космистам:

Интересуясь наукой, <…> Редько искал свой путь, свой стиль, отличающие его творчество. «Свечение» — направление в искусстве, открытое Редько, в основе своей было связано с процессами в природе. <…> Пожалуй, ярче и естественнее эта теория выразилась в картинах Редько, посвящённых Северу. <…> Идея ясна художнику, но он не устаёт любоваться, восхищаться и удивляться северному сиянию [8].

Российский искусствовед Р. А. Бахтияров проводит прямую параллель «Мурмана» и другой северной работой Редько «Полуночное солнце» с картиной «Памятник В. И. Ленину на Новой Земле (мыс Желания)» работы С. Г. Писахова (1937 год; холст, масло; 100 × 250 см; Государственный Русский музей, инв. № ЖС-918) и считает Писахова своеобразным продолжателем сказочно-романтической трактовки образов Арктики, созданных К. Н. Редько[9].

Примечания

Литература

  • Антонова А. К. Климент Николаевич Редько. — Л., 1990.
  • Бахтияров Р. А. К берегам Антарктиды и Арктики // К берегам Антарктиды и Арктики: произведения искусства XIX—XX веков из собрания Русского музея. — СПб.: Palace Edition, 2019. — С. 5—9.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Науч. ред. В. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2013. — Т. 12: Живопись. Первая половина XX века (Н—Р). — 283 с. — ISBN 978-5-93332-470-6.
  • Петрова Е. Н. Космизм в русском искусстве. Предисловие // Космизм в русском искусстве. — СПб.: Palace Edition, 2021. — С. 5—29.
  • Редько К. Н. Дневники. Воспоминания. Статьи / Сост. и автор вступ. статьи В. И. Костин. — М.: Советский художник, 1974.