Перейти к содержанию

Полуночное солнце (картина)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
К. Н. Редько
Полуночное солнце. 1925 год
Холст, масло. 107 × 81 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
инв. Ж-8543

«Полуночное солнце» (другое название — «Северное сияние») — картина русского советского художника Климента Николаевича Редько из собрания Государственного Русского музея.

На картине изображено солнце в полярный день, на фоне которого происходит северное сияние. На обороте холста авторская подпись, дата и название картины: К Редько 1925 п/№ 20 108 х 81 (Север) Полуночное солнце. На подрамнике наклейка с надписью: К. Редько 1897–1956 Северное сияние 1925 г 108 х 81 х. м. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 107 × 81 см[1].

Как следует из авторской надписи, картина была создана в 1925 году — в 1924—1925 годах Редько совершил поездку по Русскому Северу и создал там ряд работ[2]. Первый её показ состоялся в 1926 году — на единственной персональной выставке Редько, состоявшейся при его жизни; на этой выставке было продемонстрировано 10 работ «полярной серии». После этого картина долгое время оставалась в московской мастерской художника и публике была практически неизвестна. Лишь в 1968 году, через 11 лет после смерти К. Н. Редько, его вдова продала картину Русскому музею и она была включена в основную экспозицию русского искусства XX века, выставляется в Корпусе Бенуа. В инвентарные описи Государственного Русского музея внесена под № Ж-8543[1].

Климент Николаевич Редько в своих воспоминаниях так описывал начало работы над картиной:

Замысел картины в общем есть. Вдали вибрирующей напряжённостью должна выделяться линия горизонта. Горизонт — это пружина и острие ножа. Вблизи, над городом повисло, запуталось в сетях туч разъярённое ночное сияние. Огненный ком света ударяет в пространство океана, на котором лежат десятка два посудин с промышляющими рыбаками[3].

Как видно на завершённой работе, замысел претерпел некоторые изменения: от написания города художник в итоге отказался, оставив только безбрежное море, также существенно сократилось количество рыболовных кораблей.

Советский искусствовед А. К. Антонова писала о «Полуночном солнце»:

Оно полно напряжения, своеобразного драматизма. Эффект сияния солнечного диска на полуночном небе поражает непривычного к Крайнему Северу человека. Ощущение необычности усиливает сказочно прекрасная корона северного сияния, охватившая небо. Удивительное зрелище, необычность красок, насыщенных светом, потрясли художника: «Северное сияние двигалось как поверхность полей ржи, и текло, и струилось по небу небесными светящимися реками... Ум не в состоянии всесторонне обнять неведомую мощь Арктики». Стремление подчеркнуть эту мощь определило лаконизм композиции картины, в которой пространство холста делится на две почти равные части — небо и отражающее его море, а увлеченность Редько явлениями соляризации определила специфику его красок, как бы наделенных светоносной силой[4].

Е. Н. Петрова отмечала, что в «Полуночном солнце» заметно сказалось мироощущение, свойственное космистам:

Интересуясь наукой, <…> Редько искал свой путь, свой стиль, отличающие его творчество. «Свечение» — направление в искусстве, открытое Редько, в основе своей было связано с процессами в природе. <…> Пожалуй, ярче и естественнее эта теория выразилась в картинах Редько, посвящённых Северу. <…> Идея ясна художнику, но он не устаёт любоваться, восхищаться и удивляться северному сиянию [5].

Российский искусствовед Р. А. Бахтияров проводит прямую параллель между «Полуночным солнцем» и другой северной работой Редько «Мурман» и картиной «Памятник В. И. Ленину на Новой Земле (мыс Желания)» работы С. Г. Писахова (1937 год; холст, масло; 100 × 250 см; Государственный Русский музей, инв. № ЖС-918) и считает Писахова своеобразным продолжателем сказочно-романтической трактовки образов Арктики, созданных К. Н. Редько[6].

Примечания

Литература

  • Антонова А. К. Климент Николаевич Редько. — Л., 1990.
  • Бахтияров Р. А. К берегам Антарктиды и Арктики // К берегам Антарктиды и Арктики: произведения искусства XIX—XX веков из собрания Русского музея. — СПб.: Palace Edition, 2019. — С. 5—9.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Науч. ред. В. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2013. — Т. 12: Живопись. Первая половина XX века (Н—Р). — 283 с. — ISBN 978-5-93332-470-6.
  • Петрова Е. Н. Космизм в русском искусстве. Предисловие // Космизм в русском искусстве. — СПб.: Palace Edition, 2021. — С. 5—29.
  • Редько К. Н. Дневники. Воспоминания. Статьи / Сост. и автор вступ. статьи В. И. Костин. — М.: Советский художник, 1974.
  • Государственный Русский музей. — Редько К. Н. Полуночное солнце (Северное сияние).