Московский нефтеперерабатывающий завод
Акционерное общество «Газпромнефть – Московский НПЗ» | |
---|---|
Тип | акционерное общество |
Год основания | 1938 |
Прежние названия |
• 1938—1952 Московский крекинг-завод № 413 • 1952—1994 Московский НПЗ • 1994—2011 ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод» |
Расположение | Россия: Москва, Капотня, 2 квартал, д. 1, корп. 3 |
Ключевые фигуры | Виталий Игоревич Зубер (генеральный директор) |
Отрасль | нефтеперерабатывающая промышленность |
Продукция | бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, битумы |
Число работников | около 2,2 тыс. |
Материнская компания | ПАО «Газпром нефть» |
Награды | |
Сайт | mnpz.gazprom-neft.ru |
Моско́вский нефтеперераба́тывающий заво́д, МНПЗ (Акционерное общество «Газпромнефть — Московский НПЗ») — нефтеперерабатывающее предприятие нефтяной компании «Газпром нефть», расположенное в Москве в районе Капотня. Введено в строй в 1938 году. Профиль НПЗ — топливный.
История
Запуск
Необходимость нефтеперерабатывающего предприятия в ближнем Подмосковье была вызвана потребностями бурной индустриализации Советского Союза в 1930-е годы и, в частности, ростом количества автотранспорта. На тот момент в РСФСР функционировало всего пять НПЗ, причём все они располагались в районах нефтедобычи.
Поэтому на землях, выделенных Наркомату тяжёлой промышленности СССР в Ухтомском районе Московской области недалеко от посёлка Капотня рядом с Москвой-рекой, в феврале 1936 года было начато строительство нового предприятия — Московского крекинг-завода № 413[1].
1 апреля 1938 года на заводе была переработана в бензин первая тонна нефти — эта дата и считается днём рождения МНПЗ. Его первым директором был назначен Николай Мухин[2]. В 1939 году предприятие было переподчинено Наркомату нефтяной промышленности (с 1946 года — Миннефтепром СССР)[1].
Расчётная мощность НПЗ в первые годы составляла 155 тыс. т бензина в год, причём основным сырьём при его производстве тогда был мазут Бакинских нефтепромыслов — его привозили баржами по Москве-реке и выгружали в районе Братеевской поймы. Позднее была построена система магистральных трубопроводов[1].
Великая Отечественная война
Великая Отечественная война продемонстрировала, что стратегическое значение Московского крекинг-завода № 413 для обороны и народного хозяйства Советского Союза трудно переоценить: он находился в самом сердце страны и бесперебойно обеспечивал и фронт, и тыл остро необходимыми горюче-смазочными материалами. С началом войны 22 июня 1941 года и быстрым продвижением врага на восток многие столичные заводы эвакуировались в азиатскую часть России, Казахстан и Среднюю Азию, однако демонтаж и вывоз всего НПЗ был невозможен: это обескровило бы оборону города. Поэтому были вывезены лишь некоторые его установки, а остальное оборудование заминировано на случай захвата гитлеровцами[3].
У немецких лётчиков завод был указан в «топ-листе» объектов для уничтожения — наряду с Кремлём и Мавзолеем Ленина. С конца июля и до конца октября 1941 года он подвергался почти ежедневным массированным налётам люфтваффе. Бомбить завод бомбардировщики прилетали ночью. Сначала они сбрасывали на парашютах осветительные бомбы, которые защитники завода гасили меткими выстрелами; после этого в действие шли зажигательные бомбы, в борьбу с которыми вступала заводская пожарная команда[4].
Московский крекинг-завод № 413 был взят под усиленную охрану; его непосредственная оборона продлилась 90 дней, при этом объект ни на день не прекращал работы. С целью ввода врага в заблуждение по курсу германских бомбардировщиков, но на 3 км восточнее расположения реального предприятия (в районе, где ныне находится ТЭЦ-22), силами почти 2 тыс. человек была возведена его точная копия в натуральную величину из фанеры и старых бочек из-под мазута[3][4].
Вокруг бутафорского завода были высажены дополнительные лесополосы, чтобы он как можно меньше отличался от прототипа при аэрофотосъёмке. Во время и после каждой бомбардировки самолётами ВВС нацистской Германии дежурившие на бутафорском заводе сапёры намеренно жгли использованную тару и промасленную ветошь, чтобы создать впечатление большого урона из-за пожаров. Гитлеровское командование поверило в подложный завод-близнец. Таким образом удалось минимизировать реальный ущерб предприятию и дотянуть до начала периода затяжных осенних дождей, когда основные налёты прекратились[3][4].
В ходе оборонительного этапа битвы за Москву при максимальном приближении линии фронта прямо на Московском крекинг-заводе № 413 была организована заправка отправлявшейся на фронт бронетехники горючим. Из-за прекращения сырьевых поставок из Закавказья были перестроены схемы снабжения, оперативно решались проблемы переработки крайне неоднородного по качеству сырья с востока страны. При этом уже к концу 1941 года завод выпускал на четыре вида продукции больше, чем до войны, построив новые цеха и оснастив их оборудованием. Продолжая работать на полную мощность, за 1941—1945 годы НПЗ совокупно переработал 2,8 млн т нефти[3].
Развитие
1950—1960-е
В августе 1960 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Капотня был выведен из состава Люберецкого района Московской области и включен в состав Москвы. Одновременно в черте столицы оказалась и территория Московского крекинг-завода № 413 Миннефтепрома СССР, переименованного в сентябре 1952 года в Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ)[5].
В начале 1960-х годов на МНПЗ была проведена комплексная автоматизация, запущены 19 новых объектов. За 1950—1960-е годы введены в эксплуатацию первые в Советском Союзе электрообессоливающая установка (ЭЛОУ) с шаровыми электродегидраторами, установка карбамидной депарафинизации дизельного топлива, опытная установка по производству полипропилена, установка каталитического риформинга бензина, а также печь беспламенного горения[5]. За запуск этой печи тогдашний (1953—1975) директор завода Демид Иванюков и учёные Гипронефтемаша удостоились Ленинской премии[5].
1970—1980-е
К началу 1970-х годов на Московском НПЗ было внедрено 12 новых технологических процессов, налажен выпуск 32 видов новой продукции, организована спецлаборатория по анализу содержания вредных веществ в атмосферном воздухе на промплощадках и в жилых районах вблизи завода. В это же время был запущен в эксплуатацию первый в Советском Союзе цех по переработке полипропилена[5].
В первой половине 1970-х годов завод подвергся масштабной модернизации (в частности, его мощность была доведена до 12 млн т нефти в год), а в 1976 году пережил смену руководства, новым директором (1976—1987) стал Эдуард Джашитов[2]. В 1983 году на предприятии заработала установка каталитического крекинга, первый в СССР отечественный комплекс по глубокой переработке нефти. 8-9 апреля 1985 года на заводе произошёл крупный пожар, в тушении которого было задействовано 117 пожарных автомобилей[6]. К началу 1990-х годов доля продукции МНПЗ на рынке нефтепродуктов Москвы и Московской области составляла 70 %[5].
Акционирование
В 1994—1995 годах предприятие было акционировано. В мае 1994 года завод был преобразован в ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод» с 51 % акций в федеральной собственности, его первым гендиректором стал избранный ещё в 1987 году трудовым коллективом директор предприятия Анатолий Самохвалов[7]. В 1997 году НПЗ вошёл в состав ОАО «Центральная топливная компания» (ЦТК). Управление Московским НПЗ осуществляла нефтяная компания Sibir Energy совместно с Правительством Москвы[5].
До 2008 года основными акционерами МНПЗ были: полностью принадлежащая Sibir Energy ОАО «Московская нефтегазовая компания (МНГК)» (50,08 % акций), «Газпром нефть» (38,8 % уставного капитала) и «Татнефть» (около 18 % уставного капитала, в том числе около 8 % — голосующие акции)[8]. В мае 2008 года ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Московская нефтегазовая компания» для управления заводом зарегистрировали в Нидерландах совместное предприятие на паритетных началах — Moscow NPZ Holdings B.V.[9].
В конце 2010 года состав акционеров радикально изменился: нефтяная компания «Газпром нефть» приобрела 100 % Sibir Energy, став основным владельцем, контролирующим завод. В ноябре 2011 года МНПЗ был переименован в ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ» (Gazpromneft Moscow Refinery)[5]. При этом выделенное с 2003 года в отдельное юрлицо производство полипропилена было преобразовано в совместное предприятие «Газпром нефти» с нефтехимической компанией «СИБУР Холдинг» — ООО «НПП Нефтехимия»[10].
МНПЗ сегодня
Описание
Основным акционером МНПЗ является ПАО «Газпром нефть». Генеральный директор — Виталий Игоревич Зубер. Общая численность сотрудников составляет более 2 тыс. человек. Предприятие расположено по адресу: Россия, 109429, Москва, Капотня, 2-й квартал, д. 1, корп. 3[11].
Нынешняя установленная мощность Московского НПЗ — 11 млн т нефти в год[11]. Это самый компактный нефтеперерабатывающий завод такой мощности, его площадь составляют лишь 284 га (для сравнения: расположенный рядом Кузьминский лесопарк занимает почти 1,2 тыс. га)[12].
Производственный комплекс завода включает в себя более 30 установок различного назначения, в том числе каталитического крекинга, термокрекинга, риформинга. Выпускает бензины марок АИ-80ЭК; АИ-92ЭК; АИ-95ЭК, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, битумы, серу, различные полимеры и т. п. Предприятие подключено к магистральному нефтепроводу из Западной Сибири и Татарстана, а также продуктопроводам (бензин, авиакеросин, дизельное топливо)[11]. Кроме того, на заводе есть четыре резервуара вместимостью по 50 тыс. т нефти каждый.
С 2015 года на территории МНПЗ работает автоматизированная система мониторинга воздуха (АСМВ). 9 постов контроля локализуются на основных источниках воздействия производства на атмосферный воздух. Установлен экоинформер, чтобы жители прилегающих к заводу районов могли наблюдать за экологической обстановкой.
Помимо качественного топлива экологического класса Евро-5, Московский НПЗ выпускает широкий ряд продукции для самых различных отраслей: всего 30 наименований и более 60 марок.
Показатели
Общая доля МНПЗ на топливном рынке столицы составляет 35 %. Завод обеспечивает 40 % потребностей Москвы в бензине и 50 % в дизельном топливе, является основным поставщиком топлива для столичных аэропортов. Топливом Московского НПЗ заправляется каждый 3-й автомобиль в Москве. С использованием битума МНПЗ строится и ремонтируется каждая 2-я улица столицы.
Это один из крупнейших налогоплательщиков среди предприятий Москвы[12]. Около 80 % вырабатываемой продукции реализуется в Москве и Московской области, 10—15 % экспортируется, 5—10 % отгружается в другие регионы России и страны ближнего зарубежья.
В 2013 году первым среди российских профильных предприятий завод полностью перешел на выпуск моторного топлива экологического класса Евро-5[5]. Использование такого топлива позволяет пятикратно (по сравнению с Евро-4) снизить нагрузку на атмосферу от автомобильных выхлопов[11].
По итогам 2018 года МНПЗ переработал 11 млн т нефти. Выход светлых нефтепродуктов составил 60 %. Объём выработки высокооктановых бензинов экологического класса 5 достиг 2,23 млн т, их доля в общем объёме автомобильных бензинов составила 92,88 %, дизельного топлива класса 5 — более 79,43 %. Объём производства дизтоплива — 2,16 млн т, керосина — 630 тыс. т, битумных материалов — 1,02 млн т. Глубина переработки в 2018 году составила 83 %.
С 2011 года на заводе проводится масштабная модернизация, что позволило в 2011—2015 годах Московскому НПЗ снизить поступление загрязняющих веществ в атмосферу на 36 %, а общее воздействие на окружающую среду — на 50 %.
В рамках первого этапа модернизации, за период с 2010 по 2015 годы, были полностью ликвидированы отходы, накопленные до 1991 года. Реконструирована установка производства битума. Малая битумная установка, загрязнявшая атмосферу, выведена из работы. Реконструирована установка получения серы.
К 2015 году МНПЗ вошел в число российских предприятий, лидирующих по экологическим параметрам. С 2017 года завод перешел на практически замкнутый цикл водопотребления. Эффективность очистки сточных вод завода к 2018 году составила 99,9 %.
Все технологические установки завода переведены на экологичное газовое топливо.
В 2017 году проект МНПЗ «Биосфера» вошел в число победителей ежегодной международной экологической премии «Ecoworld-2017» в номинации «Экологические разработки, ресурсосбережение и безотходные технологии»[13].
Комплекс «Биосфера» вошел в число финалистов международной энергетической премии Platts Global Energy Awards* в номинации «Технологический проект года»[14].
Инвестиции компании «Газпром нефть» в модернизацию завода в Москве составили 250 млрд рублей. Общий уровень модернизации завода на 2018 год — 80 %.
Награды
- В 1941—1945 годах за героический труд коллективу предприятия 14 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны СССР, позже переданное заводу на вечное хранение[1].
- В 1966 году за выдающиеся успехи в труде и вклад в развитие отечественной нефтепереработки Московский НПЗ был награждён орденом Трудового Красного Знамени[2].
- В 1985 году в ознаменование 40-летия Победы в Великой Отечественной войне и за выдающиеся заслуги в обеспечении войск горюче-смазочными материалами завод был награждён орденом Отечественной войны I степени[5].
- В 2013 году завод стал лауреатом конкурса правительства Москвы в области охраны окружающей среды в номинации «Лучший реализованный проект с использованием экологически чистых и энергосберегающих технологий» за переход на производство моторного топлива стандарта Евро-5[11].
- По итогам 2013 года Всемирная ассоциация по нефтепереработке (World Refining Association, WRA) признала Московский НПЗ лучшим нефтеперерабатывающим предприятием СНГ[11][15].
Технология
Технологическая схема на Московском НПЗ подразделяется на восемь этапов, три из которых относятся к первичным процессам, остальные пять — ко вторичным. В ходе первичных процессов происходит физическое разделение сырой нефти на фракции. В ходе вторичных — углубление её переработки и улучшение качества получившихся нефтепродуктов.
Первичные процессы
В процессе подготовки сырая нефть под воздействием высокого напряжения (25 тыс. вольт) очищается на электрообессоливающей установке (ЭЛОУ) от солей и иных примесей, а также обезвоживается. Далее в ректификационной колонне установки атмосферно-вакуумной перегонки очищенная нефть разделяется на бензиновые, керосиновые, дизельные фракции и мазут. В ходе вакуумной дистилляции в колонне вакуумной перегонки при абсолютном давлении не выше 0,07 мПа из мазута выделяются пригодные для дальнейшей переработки фракции, а остаток — гудрон — поступает в установку по производству битумов.
Вторичные процессы
Далее в реактивном блоке на особой установке происходит риформинг: путём нагревания и последовательных химических реакций в бензиновых фракциях повышается октановое число. В процессе изомеризации при давлении до 35 атм. и температуре от 160 °С до 380 °С получаются изоуглеводороды (изобутан, изопентан, изогексан, изогептан — углеводороды с разветвлённой цепью). В результате термического, химического и каталитического расщепления в реакторах в ходе крекинга выделяется больше бензиновых фракций, при этом отдельно образуются бензол и толуол. Гидроочистка бензиновых, керосиновых и дизельных фракций происходит при температуре от 280 °С до 340 °С, они освобождаются от серных и азотных соединений, а также кислорода. Процессы завершаются блендингом — смешиванием полученных компонентов в определённых отраслевыми стандартами пропорциях для получения готовой продукции.
Цепочки
На МНПЗ существуют две технологические цепочки, объединённые в кольца — малое и большое. Каждое из колец содержит набор установок, обеспечивающих непрерывную переработку нефти. Обе технологические цепочки раз в два года проходят капитальный ремонт. В то время, пока идут ремонтные работы на установках одного кольца, переработка сырья осуществляется установками другой цепочки. Это позволяет заводу работать без перерывов[2].
В программу капремонта включено техобслуживание всех производственных установок. Подвергаются восстановлению сосуды, аппараты, печи, трубопроводы, реакторы, на объектах ведутся работы по модернизации оборудования, техническому перевооружению — всему, что невозможно выполнить в период штатной эксплуатации. В 2016 году Московский НПЗ переходит на четырёхлетний интервал между капитальными ремонтами, это позволит довести эксплуатационную готовность предприятия до 95,9 %[2].
Производство
Структура
До 2003 года и выделения полипропиленового производства в отдельное предприятие производство на Московском НПЗ было разграничено на 8 основных и 9 вспомогательных цехов:
№ 1. Первичной переработки нефти; |
№ 8. Товарно-сырьевой; |
№ 16. Воды и канализации; Тринадцатого цеха на предприятии никогда не было. |
В настоящее время[когда?] структура модернизирована и оптимизирована. Ниже перечислены технологические установки и участки, сгруппированные по цехам, к которым они относятся и где находятся[2]:
|
|
ЭЛОУ АВТ-6
Установка ЭЛОУ АВТ-6 предназначена для переработки сырой нефти и состоит из блока ЭЛОУ (электрообессоливающей установки), колонн атмосферной и вакуумной перегонки, блока вторичной стабилизации бензина, реагентного хозяйства и котлов-утилизаторов. В колонне стабилизации бензина (головная фракция) — это газы, такие как пропан, бутан и пентан до 2,5 %. После своего выхода они поступают на газофракционирующую установку (ГФУ). Далее идут фракции:
- Блока вторичной перегонки:
- НК-85 — компонент бензина прямой перегонки для изомеризации;
- Фр. 85-120 — компонент прямогонного бензина для каталитического риформинга.
- Блока атмосферной перегонки:
- Фр.120—180 — фракция для каталитического риформинга;
- Фр.150—250 — керосиновая фракция ТС-1;
- Фр.240—370 — компонент дизельного топлива (ДТ).
- Вакуумного блока:
- Фр. до 350 — компонент ДТ;
- Фр. 350—560 — сырьё каталитического крекинга;
- свыше 500 — гудрон, являющийся сырьём для установки висбрекинга (АТ-ВБ) и для битумной установки, а также топочного мазута.
Котлы-утилизаторы вырабатывают пар.
ЛЧ-35-11/1000
Установка ЛЧ-35-11/1000 предназначена для вторичной переработки бензиновых фракций. На данной установке происходит риформинг бензина с октановым числом 50 до октанового числа 80 (числа приведены по исследовательскому методу (RON). Установка состоит из трех блоков.
Первый блок — гидроочистки. В нём на алюминиевокобальтовомолибденовых катализаторах бензин очищают от вредных примесей серы, азота и кислорода. Далее он поступает во второй блок — блок каталитического риформинга, в котором на платиновом катализаторе происходит реакция дегидрирования нафтеновых углеводородов. Третий блок осуществляет стабилизацию бензина и служит для удаления из конечного продукта углеводородных газов, которые накопились вследствие химических процессов, протекавших во втором блоке.
После прохождения установки ЛЧ-35-11/1000 в бензине повышается содержание ароматических углеводородов с 10 % до 60 %. Основу производства составляют печь для подогрева сырья П 101 и колонна К-1, а также насосная установка.
Лаборатория
Для контроля качества продукции на заводе имеется лаборатория, которая проводит анализы выпускаемого бензина, дизельного топлива, керосина, битума и других видов продукции, выпускаемой заводом. Лаборатория проводит следующие виды анализа:
- измерение фракционного состава;
- определение температуры воспламенения для топлив с целью присвоения класса пожароопасности;
- анализ на вязкость и твёрдость для битумов;
- анализ на содержание серы для бензинов;
- хроматографический и потенциостатический анализ топлива;
- маркировку битума;
- анализ топлива на содержание ароматических углеводородов.
Экология
Мониторинг воздуха
Функционирующая на заводе Автоматизированная система мониторинга воздуха (АСМВ) даёт возможность в режиме реального времени получать информацию о состоянии атмосферного воздуха на территории завода и в его окрестностях. Она была запущена в апреле 2015 года после испытаний с участием ГПБУ «Мосэкомониторинг» и стала частью общегородской системы контроля состояния воздуха в Москве. Её показания доступны как природоохранным органам столицы, так и простым гражданам[16].
АСМВ состоит из локальных автоматизированных постов, оснащённых приборами аналитического контроля, получающих данные непосредственно из заводских труб. Установленные внутри труб газоанализаторы обеспечивают непрерывное измерение состава воздуха и содержания в нём тех или иных примесей. На постах в автоматическом режиме происходит анализ этих данных, и по каналам оптоволоконной связи результаты измерений выводятся на мониторы операторов технологических установок, диспетчера по заводу и специалистов экологической службы предприятия[16].
Полученные в онлайн-режиме данные позволяют контролировать уровень воздействия установок Московского НПЗ на окружающую среду и корректировать режим их работы. Каждые 20 минут данные о состоянии воздуха над заводом автоматически передаются в «Мосэкомониторинг». АСМВ смонтирована на восьми объектах предприятия, определённых «Мосэкомониторингом»[16]:
- установке утилизации углеводородных газов;
- дымовых трубах котельной ДЕ-100;
- установке атмосферно-вакуумной перегонки нефти ЭЛОУ АВТ-6;
- установке каталитического риформинга ЛЧ-35-11/1000;
- установках получения серы и водорода;
- установке гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24/2000;
- комбинированной установке каталитического крекинга Г-43-107.
Претензии
Загрязнение воздуха
10 ноября 2014 года микрорайон Кожухово был окутан густой дымкой с ярко выраженным запахом[17]. Позже запах распространился по многим другим районам Москвы; предельно допустимые нормы по содержанию вредных веществ в некоторых из них были превышены в несколько раз[18]. В тот же день первый замначальника главного управления МЧС России по Москве Юрий Акимов сообщил, что на НПЗ в Капотне произошла утечка сероводорода[19].
На следующий день министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской сообщил, что по результатам проведённой Росприроднадзором проверки зафиксировано многократное превышение ПДК вредных веществ в выбросах Московского НПЗ[20]. Согласно версии Росприроднадзора, Московский НПЗ допустил превышение ПДК по изопропилбензолу (кумол) в 23—30 раз, пропаналю в 13 раз, ксилолу в 2 раза. Авария произошла в связи с утечкой высокооктановой смеси, использовавшейся для улучшений качеств топлива. Значимому загрязнению воздуха подверглись юго-восточные районы Москвы — Капотня, Люблино, Марьино, Братеево[21].
На предприятии выводы Росприроднадзора назвали некорректными, указав, что изопропилбензол в производстве МНПЗ не используется, пропаналь не является характерным веществом, образующимся в процессе нефтепереработки на заводе, а данные по показателю уровня сероводорода на территории МНПЗ по результатам проверки самого Росприроднадзора равны нулю[22]. В начале декабря 2014 года руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин проинформировал, что причиной выброса сероводорода авария на МНПЗ быть не могла: первое место, куда направились специалисты его ведомства, был как раз Московский НПЗ, и там не было зафиксировано никаких связанных с этим происшествий[23]. Зампред комитета Госдумы по природным ресурсам и экологии Максим Шингаркин заявил, что виновника выброса установить не удалось[24].
Несмотря на то, что по факту выброса прокуратура Москвы возбудила уголовное дело[22], обвинения Московскому НПЗ так и не были предъявлены[25]. По словам главы ДППиООС Москвы Антона Кульбачевского, под подозрением находятся около 30 предприятий, а всего в Москве насчитывается 80 возможных источников сероводорода[25]. Руководитель метеорологической обсерватории МГУ, доцент кафедры метеорологии и климатологии геофака МГУ Михаил Локощенко сообщил, что анализ ветров над Москвой в тот день, сопоставленный с хронологией появления сероводородного облака в различных её районах, однозначно[25] показал: вынос с юго-востока был в те часы в тех условиях невозможен. «Если бы выброс газа произошёл на заводе в Капотне, он никак не смог бы оказаться над центром Москвы ранее двух часов дня. Искать источник в это время нужно значительно севернее», — уверен он[25].
Буферный пруд
С 2007 года МНПЗ попал в поле зрения следователей Межрайонной природоохранной прокуратуры Москвы. Проверки следователей прокуратуры и Росприроднадзора показали, что на территории предприятия находилась доставшаяся ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ» от прежних собственников система водостоков, не указанная на топографических картах, и по ней в реку сливались неочищенные отходы производства нефтепродуктов. В Люблинском райсуде Москвы против Московского НПЗ было возбуждено дело о негативном воздействии на окружающую среду буферного пруда завода. В октябре 2012 года Люблинский суд обязал МНПЗ за год устранить нарушения[26].
В результате на заводе были построены закрытые очистные сооружения, после чего буферный пруд был в 2013 году ликвидирован, а на территории, которую тот занимал, проведена рекультивация грунтов. Там планируется размещение второй очереди комплекса биологических очистных сооружений, которые позволят довести очистку сточных вод МНПЗ до уровня чистоты воды в рыбохозяйственных водоёмах. Новая система, по данным пресс-центра «Газпром нефти», сможет удалять из сточных вод предприятия 98 % загрязняющих веществ и в 2,5 раза снизить водопотребление завода[26].
Тем не менее, 11 ноября 2014 года Арбитражный суд города Москвы вынес решение по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры города к МНПЗ, обязав последний возместить столице совокупный ущерб в 1,391 млрд рублей от загрязнения атмосферного воздуха и вод Москвы-реки за 2011—2012 годы[26]. По информации департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (ЦФО) России, эти средства были выплачены предприятием городу, а затем возвращены обратно департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы как переплата в счёт выполненных ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ» природоохранных мер. В московском департаменте природопользования подчёркивают, что на эти мероприятия завод потратил 12 млрд рублей, что в 10 раз превышает сумму расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду (1,391 млрд)[27].
Перспективы
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2013-2015 годы. |
Последняя модернизация на Московском НПЗ была закончена ещё в 1975 году. Поэтому с 2011 года, после смены собственников, проводится новая масштабная модернизация, её планируется завершить в 2020 году, инвестировав совокупно более 250 млрд рублей. Значимой частью программы стали природоохранные мероприятия[28].
За 2011—2015 годы ликвидированы все отходы, накопленные за предыдущие 20 лет (более 260 тыс. т). В результате замены очистного оборудования объём атмосферных выбросов CO2 сократился в 10 раз, а H2S — в 70. В целом, за четыре года вредные выбросы были уменьшены вдвое. К 2017 году на заводе должно было на 80 % обновиться оборудование[28]. Выполнен демонтаж подземных мазутных резервуаров (объём каждого — 10 тыс. м³).
По итогам второго этапа модернизации, запланированного на период с 2015 по 2020 год, МНПЗ дополнительно снизит воздействие на окружающую среду на 50 %, в том числе ещё на 39 % сократится поступление загрязняющих веществ в атмосферу.
Главные проекты второго этапа модернизации — строительство инновационных биологических очистных сооружений «Биосфера» и самой современной комбинированной установки переработки нефти «Евро+». Ожидается, что забор воды из Москвы-реки за счет повторного использования очищенных вод в рамках замкнутого цикла сократится в 2,5 раза. Стоимость проекта «Биосфера» составила 9 млрд рублей.
Уже в 2019 году начнёт работу самая современная установка переработки нефти «Евро+», которая позволит вывести из эксплуатации сразу 5 установок предыдущего поколения.
Руководством МНПЗ было запланировано, что к 2020 году будет запущена одна из технологий, позволяющая обойтись вообще без сброса воды: за счёт выпаривания солей (в том числе тяжёлых металлов) и примесей можно получать дистиллированную воду, а эти соли и примеси утилизировать отдельно, на полигонах[28].
К 2020 году на МНПЗ рассчитывают снизить выход битумных паров на 99 %, выбросы сероводорода — на 96 %, диоксида серы — на 90 %, сократить количество потребляемой предприятием воды на 75 % и снизить его совокупное воздействие на гидросферу вдвое[29]. По расчётам департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в результате модернизации Московского НПЗ суммарное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу должно составить 48 %, а по сероводороду — 96 %[27]. Мэр Москвы Сергей Собянин оценивает развернувшуюся на заводе модернизацию как «крупнейший инвестиционный проект в сфере промышленности города» и «революцию с точки зрения экологии»[30].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 77 лет в интересах 77-го региона Архивная копия от 7 августа 2016 на Wayback Machine // Мой район, 23 марта 2015 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 75 лет Московскому НПЗ. История завода — история Москвы Архивная копия от 3 мая 2016 на Wayback Machine. — М.: Газпромнефть — Московский НПЗ, 2013. — 240 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Светлов, Егор. Завод на линии фронта Архивная копия от 7 августа 2016 на Wayback Machine // Мой район, 12 мая 2015 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Стародубов, Юрий. Как в Москве спасали топливо для танков // Восточный округ. — 2016. — № 17 (152) за 20 мая. — С. 11. (Дата обращения: 26 июня 2016)
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 77 лет в интересах 77-го региона (часть 2) Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Мой район, 31 марта 2015 года.
- ↑ 5 номер – пожарный сайт - Пожар в резервуарном парке Московского нефтеперерабатывающего завода Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, г. Мос... . Дата обращения: 25 мая 2020. Архивировано 24 сентября 2020 года.
- ↑ Самохвалов, Анатолий. Стратегия жизни Архивная копия от 16 августа 2016 на Wayback Machine // Химия и бизнес, № 1 (26—27), март 1998 года.
- ↑ Тутушкин А., Мазнева Е. Добыча за $2,3 млрд Архивная копия от 8 марта 2016 на Wayback Machine // Ведомости, № 93 (2363), 25 мая 2009 года.
- ↑ Новое положение о парке Лосиный остров разрешает ремонт нефтепровода (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 марта 2012. Архивировано 30 марта 2012 года.
- ↑ История Архивная копия от 15 июня 2015 на Wayback Machine // Официальный сайт НПП «Нефтехимия».
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 О предприятии Архивная копия от 10 июня 2015 на Wayback Machine // Официальный сайт ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ».
- ↑ 12,0 12,1 Сергеев Р. Копия из фанеры. 10 фактов о Московском нефтеперерабатывающем заводе Архивная копия от 7 июня 2015 на Wayback Machine // Аргументы и факты, № 14, 2 апреля 2015 года.
- ↑ НА МОСКОВСКОМ НПЗ ПОДВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ИННОВАЦИОННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ «БИОСФЕРА» // ВОДА MAGAZINE. — 2018. Архивировано 6 июня 2019 года.
- ↑ "Биосферу" Московского НПЗ номинировали на премию Platts Global Energy Awards, Москва 24 (4 октября 2018). Архивировано 6 июня 2019 года. Дата обращения 6 июня 2019.
- ↑ Winners of the CIS Downstream Awards 2013 Архивная копия от 9 июня 2015 на Wayback Machine // Официальный сайт CIS Downstream Week, World Refining Association.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 На Московском НПЗ заработала автоматизированная система мониторинга воздуха Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Официальный сайт ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ», 9 апреля 2015 года.
- ↑ Москвичка: Облако едкого дыма окутало дома за три минуты Архивная копия от 12 ноября 2014 на Wayback Machine. — LifeNews, 10 ноября 2014 года.
- ↑ Лямин, Евгений. В Москве второй день ищут источник неприятного запаха, который ощущался в нескольких районах столицы Архивная копия от 12 ноября 2014 на Wayback Machine // Первый канал, 12 ноября 2014 года.
- ↑ МЧС: Утечка сероводорода произошла на НПЗ в Капотне Архивная копия от 10 ноября 2014 на Wayback Machine // LifeNews, 10 ноября 2014 года.
- ↑ Министр назвал источник выброса сероводорода в Москве Архивная копия от 12 ноября 2014 на Wayback Machine // Лента.ру, 11 ноября 2014 года.
- ↑ Нефтезавод в Капотне отравил столичный воздух изопропилбензолом Архивная копия от 3 февраля 2015 на Wayback Machine // Вести.ру, 11 ноября 2014 года.
- ↑ 22,0 22,1 Волкова, Дарья. «Газпром нефть» назвала некорректными выводы Росприроднадзора об МНПЗ Архивная копия от 3 января 2015 на Wayback Machine // РБК, 13 ноября 2014 года.
- ↑ Ростехнадзор не смог найти причину ноябрьского появления неприятного запаха в столице Архивная копия от 24 июня 2015 на Wayback Machine // Интерфакс, 9 декабря 2014 года.
- ↑ В Госдуме заявили о невозможности найти виновных в ноябрьском выбросе сероводорода в Москве Архивная копия от 7 декабря 2014 на Wayback Machine // Интерфакс, 3 декабря 2014 года.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 25,3 Иванов, Никита. Анонимный выброс Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Российская газета — федеральный выпуск № 6676 (105), 18 мая 2015 года.
- ↑ 26,0 26,1 26,2 Петрова А., Семёнова А. Московский НПЗ запах деньгами Архивная копия от 26 ноября 2014 на Wayback Machine // Газета.ру, 24 ноября 2014 года.
- ↑ 27,0 27,1 Росприроднадзор сомневается, стоит ли возвращать платежи НПЗ в Москве Архивная копия от 25 июля 2015 на Wayback Machine // РИА «Новости», 27 мая 2015 года.
- ↑ 28,0 28,1 28,2 Лучший НПЗ в СНГ Архивная копия от 10 июня 2015 на Wayback Machine. Интервью Аркадия Егизарьяна // Официальный сайт ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ», 6 августа 2014 года.
- ↑ Орлов, Борис. Капотня больше не коптит Архивная копия от 24 января 2016 на Wayback Machine // Вечерняя Москва, 29 апреля 2015 года.
- ↑ Модернизация МНПЗ, по мнению Сергея Собянина, — это крупнейший инвестиционный проект в сфере промышленности города Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Юго-Восточный курьер, 30 сентября 2014 года.
Ссылки
- Официальный сайт Московского НПЗ
- История Московского НПЗ
- 75 лет Московскому НПЗ. История завода — история Москвы. — М.: Газпромнефть — Московский НПЗ, 2013. — 240 с.
- История с московской пропиской. Главные вехи в истории и перспективы развития МНПЗ. — «Сибирская нефть», № 3/100, апрель 2013. — с. 8—14.
- Аркадий Егизарьян: «Реализовав все планы, мы сделаем мощный рывок». — «Сибирская нефть», № 3/100, апрель 2013. — с. 15—18.
- Жители Люблино и Марьино: Московский НПЗ — это новые установки и никаких запахов — Окружная газета «Москва. Северо-Запад», 19.02.2019
- Экологичные технологии Московского НПЗ оценили эксперты Общественной палаты — Комсомольская правда, 06 марта 2019