Перейти к содержанию

Камер-Коллежский вал

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«План Столичному городу Москве» 1850 года из «Полного собрания законов Российской Империи. Книга чертежей и рисунков. Планы городов.»

Камер-Коллежский вал — бывшая высокая земляная насыпь, окруженная снаружи рвом и заставами, а затем ставшая кольцом улиц в Москве, следующим за Садовым кольцом. Вал был построен не как военное укрепление Москвы, а как заградительное сооружение по экономическим причинам недопущения ввоза в город нежелательной алкогольной продукции. Периметр кольца — 37 км. Учреждён в 1742 году как таможенная граница Москвы.

С конца XVIII века — фактическая, с 1806 года — официальная полицейская граница города.

С 1864 года — граница между городом Москвой, которым управляла Московская Городская Дума, и Московским уездом, которым управляло Земство.

Площадь города внутри вала — около 7100 га (71 км²).

История

Трассировка старого Дорогомиловского вала: красным цветом обозначен застроенный участок, синим — сохранившийся; обведены два сохранившихся дома, ранее стоявших по Дорогомиловскому валу (ныне: Кутузовский проспект, д. 12, строения 5 и 6)

Валы и заставы по периметру города были учреждены Камер-коллегией — коллегией, отвечавшей за казённые сборы — как таможенная граница города Москвы для контроля ввоза товаров и обложения их внутренними пошлинами. Предшественником Камер-Коллежского вала являлся учреждённый в 1731 году водочными откупщиками Компанейский вал.

Вал представлял собой заградительное сооружение — высокую земляную насыпь. С наружной стороны насыпи был ров, с внутренней — проезд, где периодически проезжали патрули конных стражников.

На валу располагались 16, а затем 18 застав, названных по именам проходивших через них дорог.

В 1754 году внутриимперская таможня была отменена, но на Валу были сохранены полицейские посты внутреннего паспортного контроля. После чумы 1771 года за кольцо валов были выведены городские кладбища, а похороны в черте города были запрещены. С 1864 года кольцо валов стало границей между территориями города, управлявшимися Московской городской Думой, и загородными землями, управлявшимися земством. Неспособность земства обеспечить минимальный полицейский надзор за преступностью привела к криминализации посёлков, возникших сразу за кольцом валов (Марьина Роща, Хапиловка, Благуша и др.).

Заставы на валу были ликвидированы в 1852 году, а срыли Вал во второй половине XIX века.[1]

Современный Камер-Коллежский вал — не замкнутое кольцо, и он никогда не был таковым. При строительстве железных дорог в XIX веке кольцо было разорвано вблизи вокзалов без устройства переездов или путепроводов. Возле Виндавского вокзала, помимо железнодорожных путей, на трассе Сущёвского вала существовало Лазаревское кладбище, а между Преображенским и Благушей трассу разрывал Хапиловский пруд. Эти разрывы были устранены уже в советский период.

На трассе кольца отсутствуют мосты через реку Москву (их заменяют мосты Третьего транспортного кольца), а отдельные участки — например, б. Дорогомиловский вал стал внутридворовым проездом без собственного названия при укрупнении кварталов в советский период[2]. Транспортное значение сохранившихся улиц — разное: Сущёвский вал вошёл в состав Третьего транспортного кольца и несёт большие транспортные потоки, Крутицкий вал — фактически превратился во внутриквартальный проезд.

Остатки Дорогомиловского вала, выходящие на набережную Тараса Шевченко вдоль ограждения территории ОАО «Сакко и Ванцетти» и «Бадаевский пивоваренный завод»

Состав кольца

Рогожский вал — одна из улиц, входивших в состав Камер-Коллежского вала

Многие улицы, находящиеся на месте бывшего Камер-Коллежского вала, сохранили название соответствующего вала. Например, улица Сущёвский Вал получила название по бывшему Сущёвскому валу, а улица Грузинский Вал — по бывшему Грузинскому валу, проходившему в Грузинской слободе.

Собранная карта Москвы 1929 года из справочника-путеводителя «Москва в планах».

В состав Камер-Коллежского вала входили следующие Валы и Заставы (по часовой стрелке, начиная от Трёхгорной заставы):

река Пресня
река Яуза (Глебовский мост)
Хапиловский пруд (Заваруевский пер.)
река Москва
река Москва
  • Хамовнический Вал (ул. Лужники, ул. Хамовнический вал, Лужнецкий пр.)
    • Лужницкая Застава (около Чеботарной башни Новодевичьего монастыря)
река Москва
Сетуньская Застава (около Сетуньского моста)
  • Можайский Вал (ул. Потылиха, часть до ул. Киевская застроена в начале XX в., ул. Можайский вал)
  • Дорогомиловский Вал (застроен в начале 1960-х годов, ныне оставленный без названия внутридворовый проезд[2])
река Москва

См. также

Примечания

  1. Исторические границы столицы: от Кремля до МКАД Архивная копия от 8 февраля 2017 на Wayback Machine — Грамота. Ру. Окликни улицы Москвы
  2. 2,0 2,1 Дорогомилово :: Частный Корреспондент, Частный Корреспондент. Архивировано 16 октября 2017 года. Дата обращения 16 октября 2017.

Литература

  • Энциклопедия «Москва». — М., 1998.