Мариупольский морской торговый порт
Торговый и пассажирский морской порт | |
Мариупольский морской торговый порт | |
---|---|
![]() | |
Местонахождение |
|
Площадь территории | 77,7 га[1] |
Грузооборот | ▼8,98 млн т (2015[2]) |
Пропускная способность | 17 млн т в год |
Время навигации | весна-лето-осень-зима |
К-во и длина причалов |
18 причалов 3900,00 м[1] |
Глубина у причала | 8—9,75 м |
Дополнительные сведения | |
Наличие собственного флота | ледоколы |
Стивидоры | 2 |
капитан порта | Бузевской Евгений Александрович[1] |
Ближайшие порты | Ейск, Бердянск, Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону |
Сайт | marport.top |
Мариу́польский морско́й торго́вый порт — порт на побережье Азовского моря. .
История
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
9 июня 1808 года российский император Александр I подписал указ о создании в Мариуполе портового управления и карантинной заставы.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%BA_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5_%C2%AB%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%C2%BB._%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%2C_1911-1915%29.jpg&width=219)
Рождение Мариупольского порта было логическим продолжением бурного развития промышленности юга России во второй половине XIX века. В 1886 году в пяти километрах от города у Зинцевой балки началось строительство нового Мариупольского морского порта.
За три года были построены три мола и два волнолома (общая длина более 3 км), набережная (850 м), углублена гавань до 14 футов (4,26 м), проложено мощёное шоссе от города к порту, продлена железная дорога от станции Мариуполь к порту (3,35 версты) и на территории порта (3,46 версты), построены различные портовые сооружения, установлено погрузочно-разгрузочное оборудование.
2 сентября 1889 года состоялось торжественное открытие Мариупольского порта — на набережную порта было подано 18 вагонов, гружённых углём. Эта дата считается началом эксплуатации порта, который имел огромное значение для страны. По объёму ассигнований в период 1867—1904 годов Мариупольский порт, не имевший военного назначения, занимал третье место в России.
13 июня 1907 года рабочие Мариупольского порта начали забастовку. Забастовка была подавлена войсками.
13 июня 1920 года в порту открылся клуб моряков.
Описание
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_2006.jpg&width=300)
Мариупольский порт — наиболее крупный и оснащённый порт Азовского моря.
Акватория порта включает в себя внутренний и внешний рейды, а также подходные каналы Угольной гавани и порта Азовсталь. Внутренний рейд состоит из аванпорта, Угольной, Хлебной и Западной гаваней. Рейд защищён от волнения Северным, Южным, Восточным и Западным молами и Оградительной дамбой. На внешнем рейде имеются три района якорных стоянок судов.
Ширина прибрежной отмели в районе порта достигает 4,3 мили. Входить в порт можно только по каналам, главным из которых является подходной канал Угольной гавани, ведущий через прибрежную отмель в южную часть Западной гавани. Длина канала 9,4 мили, ширина 100 м[3].
Порт способен принимать суда длиной до 240 м. Паспортная глубина акватории порта и подходного канала Угольной гавани составляет соответственно 9,75 м и 9,15 м.[4]
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Mariupol_2007_%2815%29.jpg&width=300)
Через Волго-Донской канал, Мариинскую систему и Беломорско-Балтийский канал порт связан с Каспийским, Балтийским и Белым морями, а через Керченский пролив — с Чёрным морем.
Территория порта составляет 67,6 га. Длина причальной линии составляет 4,2 км, он оснащён 22 причалами. Порт обеспечивает переработку навалочных, насыпных, генеральных, тяжеловесных, негабаритных, наливных грузов, контейнеров, других грузов.
Тяжеловесные, негабаритные грузы перегружаются с помощью плавкранов грузоподъёмностью 100 и 150 т.
Порт имеет специальный полигон для приёма судов-лихтеровозов, что позволяет производить их погрузку-выгрузку на закрытой акватории порта. Порт переваливает мазут по варианту «борт-борт», обеспечивая экологическую безопасность этих работ.
Выгрузка и погрузка рефрижераторных грузов, опасных грузов соответствующих классов, удобрений насыпью производится по прямому варианту.
Специализированный углепогрузочный комплекс позволяет перерабатывать до 5 млн т угля в год. Он оборудован вагоноопрокидывателями, конвейерными линиями, выгрузочными и погрузочными машинами, размораживателями вагонов. Комплекс нуждается в восстановлении.
Высокопроизводительный контейнерный терминал обеспечивает скоростную обработку контейнеровозов и доставку 20- и 40-футовых контейнеров по варианту «от двери до двери». Пропускная способность терминала — до 50 тыс. TEU в год.
Введён в эксплуатацию комплекс международных морских грузопассажирских сообщений площадью 2,1 га, пропускной способностью 130 человек в рейс (долгие годы не работает).
В порту имеется автобаза, позволяющая осуществлять дальние и зарубежные перевозки.
Из порта осуществлялись регулярные грузопассажирские перевозки в Турцию, Грецию, Израиль.
2022-2023
25 мая 2022 года Минобороны России сообщило о завершении мероприятий по разминированию и демилитаризации морского порта Мариуполя. По итогам обследования 134 портовых сооружений было обнаружено свыше 12 тыс. взрывоопасных предметов.
28 мая представитель порта сообщил ТАСС, что порт открыт и готов к приёму судов. В этот же день первое судно типа «Славутич» зашло в порт. На борт загрузили 2500 т горячекатаного листа для доставки в порт Ростова-на-Дону.
В начале июня в акватории порта был поднят со дна пограничный сторожевой корабль ВСУ «Донбасс», которое в ходе боевых действий украинские войска вывели из строя и затопили. Поднятием корабля занимался экипаж спасательно-буксирного судна Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. После этого «Донбасс» был отбуксирован в Новороссийск[5].
Морские порты и внутренние водные пути ДНР и других новых регионов находятся в зоне пристального внимания Росморречфлота. Порты Мариуполя и Бердянска включены в реестр морских портов России[6].
В начале апреля 2023 года было объявлено о налаживании регулярных морских грузоперевозок между Ростовом-на-Дону и Мариуполем. Первая баржа, прибывшая из Ростовской области, доставила в ДНР около 1900 т строительного груза: кирпич, газоблоки, сухие смеси, грунтовку и гидроизоляцию, которые будут использованы для восстановления жилья и соцобъектов в новых регионах. По словам заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина, регулярная доставка грузов морским транспортом позволит существенно снизить транспортные расходы и сократить сроки, а также разгрузит дорожную сеть ДНР. Для приёма и складирования грузов в порту был создан логистический центр[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Характеристики порта Архивная копия от 31 октября 2016 на Wayback Machine. ГП «Мариупольский морской торговый порт».
- ↑ Грузооборот портов Азовского бассейна России в январе- мае сократился на 34,1% до 3,7 млн тонн Архивная копия от 31 октября 2016 на Wayback Machine. Морские вести России.
- ↑ Центр регулирования движения судов Мариупольского порта . ГП «Мариупольский морской торговый порт». Дата обращения: 21 июля 2018. Архивировано 21 июля 2018 года.
- ↑ Мариупольский морской порт уменьшил проходную осадку судов (рус.), MRPL.CITY. Архивировано 21 июля 2018 года. Дата обращения 21 июля 2018.
- ↑ В порт Новороссийска отбуксировали украинский корабль «Донбасс», поднятый в акватории Мариуполя // Коммерсантъ, 02.06.2022
- ↑ Порты Мариуполя и Бердянска включены в реестр морских портов России, заявил Пушилин // ДАН, 24.03.2023
- ↑ Евгений Солнцев: Между Ростовом-на-Дону и Мариуполем наладили регулярные морские грузоперевозки // DNR-news.ru, 12.04.2023