Ладожская военная флотилия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Краснознамённая
Ладожская военная флотилия
Годы существования 19391940 гг.
19411944 гг.
Страна  СССР
Входит в Союз Советских Социалистических Республик ВМФ
Тип озёрная флотилия
Численность

7 канонерских лодок
2 сторожевых корабля
2 бронекатера
8 сторожевых катеров
13 тральщиков
1 ПЛ «М-77»

1 ПЛ «М-79»[1]
Участие в

Советско-финская война (1939—1940)
Великая Отечественная война

Знаки отличия Орден Красного Знамени
Командиры
Известные командиры контр-адмирал
Павел Трайнин,
капитан 1-го ранга
Виктор Боголепов,
контр-адмирал
Борис Хорошхин,
контр-адмирал
Виктор Чероков

Краснознамённая Ладожская военная флотилия — озёрная флотилия в составе ВМФ СССР.

Базировалась на Ладожском озере и прилегающих водных путях. Существовала в период 19391940 годах и 19411944 годах в составе Краснознамённого Балтийского флота. Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах.

История

Первое формирование

В соответствии с договорами между СССР и Финляндией Советский Союз на 1939 год не имел вооружённых сил на Ладожском озере, по которому проходила на тот момент советско-финская граница. При подготовке к войне, проводившейся во второй половине 1939 года для противодействия финскому ВМФ на Ладоге и поддержки наступления сухопутных войск в прибрежных районах было решено создать на озере военную флотилию.

Флотилия была официально сформирована в октябре 1939 года. Главной базой флотилии был Шлиссельбург, после начала войны корабли базировалась в Саунасаари, ныне бухта Далёкая. Состав: канонерская лодка, два сторожевых корабля, 7 тральщиков, 12 сторожевых катеров, отдельная авиационная эскадрилья из 13 самолётов МБР-2.

Участие в Советско-финской войне

Первой боевой задачей, поставленной перед флотилией, была высадка десанта в заливе Сортанлакс (Владимирский). С 6 по 23 ноября флотилия осуществляла переброску из Шлиссельбурга в Олонку 75-й стрелковой дивизии. В конце ноября перед флотилией поставили новые задачи: уничтожение финских кораблей на Ладожском озере, недопущение десантов противника, поддержка огнём флангов наступающих 7-й и 8-й армий, уничтожение береговых батарей противника на островах. В полном объёме поставленные задачи флотилия выполнить не смогла: помешала и недостаточная укомплектованность кораблями, и слабое знание командирами театра военных действий, и отсутствие баз, и недостаточная подготовка командного состава. Тем не менее, флотилия поддерживала огнём войска и защищала свою базу. С начала января, когда лёд на озере установился и передвижение кораблей стало невозможно, флотилия выполняла задачи по обороне базы, артиллерийской поддержки правого фланга 13-й армии, разведки (по льду), в целом достигнув главной цели — недопущения выхода противника в тыл наступающим войскам. При налётах на базу флотилии было сбито несколько самолётов противника[2].

В ноябре 1940 года формирование было переформировано в «Военно-морскую учебную базу на Ладожском озере».

Восстановление

Сразу после начала Великой Отечественной войны приказом народного комиссара обороны СССР от 25 июня 1941 года (день вступления Финляндии в войну) флотилия была воссоздана как боевое формирование Балтийского флота. Управление флотилии формировалось на базе штаба Учебного отряда кораблей Управления военно-морских учебных заведений. Основную массу кораблей флотилии составили мобилизованные и вооружённые суда Северо-Западного речного пароходства. Так, весь состав дивизиона канонерских лодок являлся вооружёнными самоходными шаландами типа «Бира» (6 единиц), дивизиона тральщиков — грузовыми буксирами типа «Ижорец», в полном составе — отряд транспортов флотилии (9 вымпелов) и 4 вспомогательных судна. Часть боевых катеров поступила от Балтийского флота.[3]

Материальная часть учебной базы была усилена кораблями из состава Балтийского флота. Флотилия насчитывала 6 канонерских лодок, 2 сторожевых корабля, 2 бронекатера, 8 сторожевых катеров, 13 тральщиков. Помимо этого в её состав входили транспортные и вспомогательные суда, артиллерийский и зенитный дивизионы. Позднее в состав флотилии вошли 2 торпедных катера, катера-тральщики, сторожевые катера типа МО («малый охотник»), большое количество малых катеров КМ (катер с экипажем из 4 человек, вооружение — один пулемёт), после 1943 года — малые подводные лодки М-77 и М-79. Было увеличено количество транспортных судов. В апреле 1942 года под управление командующего флотилией был отдан флот Северо-Западного речного пароходства (хотя фактически транспортные суда этого флота использовались в операциях флотилии ещё в августе — сентябре 1941 года).

Главная база флотилии сначала располагалась в Сортанлахти (сейчас Владимировка), затем, по мере продвижения противника, переносилась. С 28 августа базой был Шлиссельбург, с 8 сентября — Новая Ладога. Кроме того, использовалась Осиновецкая военно-морская база.

Приказом главнокомандующего северо-западного направления К. Е. Ворошилова от 10 августа 1941 года перед флотилией была поставлена задача:

… обеспечить полное господство наших сил над всем Ладожским озером, уничтожив все плавсредства противника; не допускать впредь создания каких-либо сил на воде и закрепления противника на берегу.

Но этот приказ был совершенно нереалистичен: противник уже вышел к Ладоге и продолжал наступление по западному и восточному берегу, а вскоре начал брать под контроль и прибрежные острова.

7 августа 1941 года на основе Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии приказом заместителя наркома Военно-морского флота СССР Исакова И. С. была образована Онежская военная флотилия[4].

Лето 1941 — весна 1942

Пытаясь остановить продвижение противника по восточному берегу Ладожского озера, советское командование решило нанести десантный фланговый удар, высадив десант на острова Лункулансаари и Мантсинсаари. Десант был высажен с кораблей Ладожской флотилии 24 июля на Лункулансари и 26 июля на Мантсинсаари, но задачу по захвату и удержанию островов выполнить не смог. 27 июля остатки десанта, понёсшего большие потери, были эвакуированы. Тем не менее, даже кратковременное отвлечение войск противника было важным подспорьем для частей 7-й армии.

Летом 1941 года суда флотилии постоянно поддерживали огнём войска, отступавшие по берегам Ладожского озера, а также обеспечили эвакуацию стрелковых дивизий, прижатых противником к озеру. Эвакуация проводилась очень оперативно. Так, при эвакуации 168-й стрелковой дивизии удалось вывезти не только личный состав, но и бо́льшую часть вооружения и техники, включая даже гаубичную артиллерию. По словам адмирала Исакова, «в этой операции впервые в настоящую войну и, очевидно, впервые в истории были зарегистрированы раненые и убитые на палубах кораблей от миномётного огня с берега». В общей сложности было эвакуировано три дивизии — 23 тысячи человек, 140 орудий, большое количество вооружений и техники[5].

После того как противник занял значительную часть побережья озера, им были развёрнуты активные действия против Ладожской флотилии. Атаке подверглись острова Валаамского и Западного архипелагов. Длительные ожесточённые бои длились почти месяц, но в конце концов острова пришлось оставить. Остатки гарнизонов были эвакуированы с островов Валаамского архипелага к 10 сентября. Гарнизон острова Рахмансаари снять не удалось. Несмотря на предложения противника сдаться, он сражался до последнего патрона и погиб практически в полном составе.

8 сентября противник занял Шлиссельбург и замкнул кольцо вокруг Ленинграда. С целью деблокирования города была организована операция, в которой принимала участие и Ладожская флотилия. С 19 по 26 сентября в районе Шлиссельбурга с кораблей предпринимались попытки высадки десантов, задача которых состояла в продвижении навстречу войскам 54-й армии, наносившей главный удар для прорыва блокады. Десантная операция оказалась неудачной, Шлиссельбургский десант погиб практически в полном составе. Подготовленная наспех, проводившаяся в плохую погоду, в явно неблагоприятных условиях и при подавляющем превосходстве противника, она лишь отвлекла на себя некоторое количество сил противника. Деблокировать город не удалось. Флотилия понесла потери в кораблях.

Поддержка блокадного Ленинграда

С момента начала блокады Ленинграда основной задачей Ладожской флотилии стало снабжение города и эвакуация гражданского населения. Базу флотилии перенесли в Новую Ладогу. В районе Осиновецкого маяка началось оборудование портовых сооружений для погрузки и разгрузки судов. К 29 октября 1941 года корабли флотилии проложили по дну Ладожского озера 43 км бронированног многоканального «кабеля жизни», на долгое время ставшего единственным каналом проводной связи блокированного Ленинграда с внешним миром.

В конце октября с западного на восточный берег Ладоги были переброшены две дивизии и бригада морской пехоты. За счёт этих войск удалось задержать наступление противника на Волхов и помешать замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда. Это был критический момент для флотилии: из-за опасности полного окружения был отдан приказ подготовить к уничтожению сооружения базы Новой Ладоги и корабли. В это же время с кораблей флотилии было передано в войска большое количество стрелкового оружия (главным образом, пулемётов) и боеприпасов.

Итальянский торпедный катер MAS 528 (тип MAS 526) на Ладожском озере. Лахденпохья, 18 июня 1942 г. Фото из архива Сил обороны Финляндии (SA-kuva).

До конца ноября корабли флотилии, пробиваясь через лёд, продолжали снабжение Ленинграда и эвакуацию населения. За осень водным путём в Ленинград было доставлено 60 000 т груза, в том числе 45 000 т продовольствия, 4500 винтовок, 1000 пулемётов, порядка 10 000 снарядов, более 3 000 000 патронов, более 108 000 мин, около 114 000 ручных гранат. Было эвакуировано около 33 500 жителей. После того, как лёд установился окончательно, военнослужащие Ладожской флотилии участвовали в разведке маршрута, оборудовании и обслуживании автомобильной дороги через Ладогу, которая впоследствии получила название «Дорога жизни». Начавшаяся с апреля 1942 года новая навигация по результатам более чем на порядок превзошла предыдущую — в Ленинград было доставлено более 790 000 т, в том числе 353 000 т продуктов. Эвакуировано более полумиллиона человек, вывезено около 310 000 т промышленного оборудования и имущества. Всего перевезено свыше миллиона тонн.

Немецкий лёгкий боевой паром ПВО типа «Зибель». Лахденпохья, северное побережье Ладожского озера. 13 августа 1942 г. Фото из архива Сил обороны Финляндии (SA-kuva).
Немецкий тяжёлый боевой паром ПВО типа «Зибель». Лахденпохья, северное побережье Ладожского озера. 13 августа 1942 г. Фото из архива Сил обороны Финляндии (SA-kuva).

Летом 1942 года Ладожской флотилии пришлось столкнуться с флотилией объединённых сил Германии, Италии и Финляндии, сформированной на озере и имевшей целью уничтожение советских боевых кораблей на Ладоге и пресечение доставки грузов в Ленинград. Флотилия противника была отлично укомплектована: её основу составляли самоходные десантные паромы типа «Зибель»[нем.], вооружённые 88-мм пушками и скорострельными 37-мм и 20-мм зенитными автоматами, быстроходные катера — минные заградители и итальянские торпедные катера. Максимальная численность немецко-финско-итальянской флотилии составляла 21 паром типа «Зибель» (из них 13 боевых паромов ПВО: 7 тяжёлых и 6 лёгких — нем. Schwere Flakkampffähre и Leichte Flakkampffähre соответственно)[6], 8 десантных катеров, 1 канонерская лодка, 6 катеров — минных заградителей КМ и 5 торпедных катеров (из них 4 типа MAS 526 итальянского 12-го дивизиона MAS), 60 катеров связи и иного вспомогательного назначения. Если раньше приходилось отбивать только атаки с воздуха, то теперь на конвои начали нападать боевые корабли противника. Шли тяжёлые бои, обе стороны обстреливали береговые укрепления, высаживали десанты, ставили мины.

Итальянский торпедный катер MAS последний раз в Сортанлахти (Владимировка), 10 октября 1942 г. Фото Сил обороны Финляндии (SA-kuva).

22 октября 1942 года противник предпринял попытку высадить десант и захватить остров Сухо, лежащий в 37 км от Новой Ладоги. Этот маленький остров был оборудован маяком, наблюдательным постом и артиллерийской батареей, и являлся одним из важных пунктов обеспечения безопасности перевозок в Ленинград. В нападении на Сухо участвовало 23 корабля. Около 7 часов утра по острову был нанесён артиллерийский удар, за которым последовала высадка десанта. Противник имел все шансы на успех — первыми же залпами была уничтожена антенна радиостанции, суммарная огневая мощь кораблей значительно превосходила островную батарею, противодесантное оборудование острова находилось не в лучшем состоянии. С находившегося неподалёку тральщика заметили высадку десанта и сообщили в штаб флотилии. Тральщик и оказавшийся рядом катер-охотник вступили в бой. В 9 часов в бой вступила советская авиация, в 9:30 подошли первые корабли. К полудню нападение на остров было отбито и началось преследование отступающего противника. В результате 16 десантных судов противника были уничтожены, одно — захвачено. Сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имели, в гарнизоне острова Сухо погибло 8 человек, тяжелораненых — 16, легкораненых — 7 человек. Захвачено в плен 6 человек. Важнейшим итогом этого боя стало то, что противник, не добившись цели, понёс серьёзные потери, и боевые возможности его флотилии и моральный дух существенно снизились, снизилась и опасность для перевозок[7][8].

В конце ноября, когда ледовый покров уже установился и корабли приступили к ремонту, поступил приказ о продолжении плавания. Подготовка к планировавшемуся на январь наступлению для прорыва блокады требовала переброски войск и вооружений к Ленинграду, а ледовая дорога ещё не могла функционировать из-за слишком малой толщины льда. Лишь с 20 декабря начались перевозки по льду, но и после этого корабли продолжали работу — пропускной способности дороги было мало. Плавание проходило в тяжелейших условиях. Приказ требовал выполнять задачу, не считаясь ни с каким потерями. Доходило до того, что с остановившихся во льду кораблей матросы высаживались на лёд и вручную пробивали дорогу. Плохая погода создавала трудности в навигации, но зато и налётов вражеской авиации не было. Последний караван прибыл к месту назначения 13 января, когда наступление уже началось. Всего за месяц плавания во льдах было перевезено 38000 человек личного состава и около 1300 т вооружения.

Подводя итоги можно сказать, что, из 498 дней блокады, 313 дней снабжение города велось только водным путём по Ладоге. За это время в Ленинград было доставлено 850 000 т грузов, эвакуировано 573 000 человек и доставлено свыше 300 000 человек для пополнения войск.

Навигация 1943

Прорыв блокады Ленинграда, завершившийся 18 января 1943 года, несмотря на своё огромное военное и политическое значение, на первых порах мало что изменил в деятельности Ладожской флотилии. Пропускная способность единственной железнодорожной ветки, проложенной по суше для снабжения Ленинграда, была недостаточна, по-прежнему продолжались перевозки грузов по ледовой дороге, а с апреля — водным путём.

Помимо обеспечения перевозок, Ладожская флотилия продолжала поддержку сухопутных войск 7-й, 8-й, 23-й и 67-й армий, воюющих в непосредственной близости от озера. Совершенствовалась противодесантная подготовка. Лётчики авиагруппы флотилии активно защищали пути перевозок и базы, по которым противник постоянно наносил авиационные удары. За навигацию произошло 23 боя кораблей Ладожской флотилии с кораблями противника. Несколько судов было потеряно.

Важнейшей задачей, которую в эту навигацию решала флотилия, была переброска войск, предназначенных для операции «Нева-2» — наступления с целью полного деблокирования Ленинграда. Так, была перевезена в Ленинград 2-я ударная армия, которую затем переправили через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм. Перевозки войск продолжались до ноября.

Навигация 1944

В январе 1944 года, в результате операции «Нева-2» — совместного наступления Ленинградского и Волховского фронтов, поддержанного Балтийским флотом, — Ленинград был полностью деблокирован, значительная часть Ленинградской области освобождена, и перевозки в Ленинград и из него пошли обычными путями — по железным дорогам и рекам области. Перевозки по Ладожскому озеру были прекращены, но Ладожская флотилия продолжала боевую работу всю навигацию 1944 года. Всё также проводилось траление мин, борьба с авиацией противника, наносились удары по прибрежным базам, были столкновения кораблей. Велась разведка на территории, занятой противником, чему очень помогали полученные в 1943 и 1944 годах малые подводные лодки.

21 июня 1944 года началась Свирско-Петрозаводская операция, которую проводили войска 7-й и 32-й Армий при поддержке Ладожской и Онежской флотилий. Операция началась с форсирования реки Свирь. В обеспечении переправы и поддержке войск огнём участвовали бронекатера и тендеры Ладожской флотилии.

Помимо поддержки переправы и наступления войск, Ладожская флотилия в этой операции провела самостоятельно Тулоксинскую десантную операцию — высадку десанта между устьями рек Тулоксы и Видлицы, в тыл противника. Четырёхтысячный десант 70-й морской стрелковой бригады был высажен на рассвете 23 июня и вступил в бой при огневой поддержке кораблей. 24 июня десант вынужден был вести бой без подкреплений и доставки боеприпасов по воде — из-за сильного шторма корабли не могли подойти к берегу. Связь с десантом прервалась, боеприпасы сбрасывали на парашютах. Тем не менее, десанту удалось продержаться до окончания шторма, после чего 25-26 июня подкрепление в составе 3-й бригады морской пехоты было доставлено. Десант оказал значительную помощь наступающим на фронте войскам. В начале августа Свирско-Петрозаводская операция завершилась. В её ходе войска продвинулись на 200—250 км.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 года «за образцовое выполнение задания в боях с немецко-фашистскими захватчиками при форсировании реки Свирь, прорыв сильно укрепленной обороны противника и проявленную доблесть и мужество» Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени, и стала именоваться Краснознамённой Ладожской флотилией.

После подписания перемирия с Финляндией Ладожское озеро снова оказалось целиком в пределах СССР. В таких условиях сохранение военной флотилии на Ладоге было признано излишним, и 4 ноября 1944 года она была расформирована. Корабли с экипажами ушли на Балтику и в составе Балтийского флота участвовали в боевых действиях, в том числе в Моонзундской десантной операции.

Потери в войне

В течение 19411944 годов флотилия потеряла 36 кораблей, в том числе 2 сторожевых корабля, 1 канонерскую лодку, 5 тральщиков, 2 бронекатера, 6 катеров «морской охотник», 8 сторожевых катеров, 3 катера-тральщика, 9 тендеров. Основная доля потерь приходилась на вражескую авиацию (16 кораблей) и береговую артиллерию (11 кораблей). Кроме того, от штормов и льдов погибли 4 корабля, погибли на минах 3, 1 потоплен в морском бою с кораблями врага и 1 погиб от внутреннего взрыва.[9]

Память
  • Памятник на одной из скал полуострова Рауталахти на побережье Ладожского озера[10].

Состав кораблей флотилии

На 27.07.1941 г.:

Модель однотипного с «Пургой» сторожевого корабля.
«Сибирский стрелок». 1917 год.
  • сторожевой корабль «Конструктор» (бывший эсминец «Сибирский стрелок»; капитан 3 ранга Г. А. Купидонов, комиссар: политрук В. П. Антохин);
Буксир-памятник типа «Ижорец», 2021 год, музей «Дорога жизни».
  • тральщики (ТЩ) типа «Ижорец»:
    • УК-4,
    • № 33,
    • № 35,
    • № 63,
    • № 82;
  • катера типа «МО»:
    • № 205 (лейтенант Б. П. Паромов),
    • № 206 (лейтенант И. П. Волошенко),
    • № 261,
    • № 262;
Катер и баржа, 2021 год.
  • бронекатера проекта 1124:
    • № 97,
    • № 98,
    • № 99 (лейтенант И. И. Певнев),
    • № 100 (лейтенант Г. А. Бровкин);
  • 13-й дивизион катеров-тральщиков:
    • 12 катеров типа «КМ»,
    • 2 катера типа «Р»;
  • Отряд катеров охраны Ладожского канала:
    • речные катера:
      • № 5,
      • № 6,
      • № 17,
      • № 21,
      • № 23,
      • № 34,
      • № 36,
      • № 38,
      • № 41,
      • № 5501,
      • № 5504,
      • № 5508;
Судно-памятник ТЩ-100 в Новой Ладоге, Мемориал морякам Ладожской военной флотилии.
  • суда спецназначения:
    • «Шексна»,
    • «ТЩ-100»,
    • «Ладога»,
    • «Мста»;
  • шхуны:
    • «Учёба»,
    • «Практика»;
  • озёрный буксир «Морской лев»,
  • озёрный буксир «Орёл» (капитан И. Д. Ерофеев),
  • озёрный буксир «Никулясы»,
  • озёрный буксир «Буй»,
  • озёрный буксир «СЗРП»,
  • гидрографическое судно «Сатурн» (старший лейтенант X. Н. Мамян),
  • спасательное судно «Сталинец» (с 1943 года командир корабля — старший лейтенант, капитан 3-го ранга — Никандров Анатолий Михайлович)

25 июня 1940 года в состав флотилии были переданы малые подводные лодки «М-77» и «М-79». Перевозка подлодок была осуществлена по железной дороге в июне 1943 года. Исключены из состава Ладожской флотилии 31 августа 1944 года.

Посты СНИС

  • «Сортанлахти»
  • «Новая Ладога»
  • «Валаам»
  • «Шлиссельбург»
  • «Коневец»

Батареи

  • 1 батарея 152-мм орудий
  • 2 батарея 152-мм орудий

Командующие флотилией в период Второй мировой войны

Командующий Ладожской военной флотилией контр-адмирал В. С. Чероков (справа) и заместитель командующего по политической части капитан I ранга Л. В. Серебренников, 1944 год.

По списку 1939—1944 годов[11]:

Период Командующий
25 июня — 30 июня 1941 капитан 2-го ранга В. П. Барановский (врио)
30 июня — 10 июля 1941 капитан 2-го ранга С. В. Земляниченко (врио)
10 июля — 25 июля 1941 контр-адмирал П. А. Трайнин
25 июля — 10 августа 1941 капитан 1-го ранга В. П. Боголепов (врио)
10 августа — 20 октября 1941 капитан 1-го ранга, затем контр-адмирал Б. В. Хорошхин
20 октября 1941 — ноябрь 1944 капитан 1-го ранга, затем контр-адмирал В. С. Чероков

4 ноября 1944 года Ладожская флотилия была расформирована.

См. также

Примечания

  1. Помимо этого, в её состав входили транспортные и вспомогательные суда, артиллерийский и зенитный дивизионы. Позднее в состав флотилии вошли торпедные катера, катера-тральщики, сторожевые катера типа МО («морской охотник»), большое количество малых катеров КМ (катер с экипажем из 4 человек, вооружение — один пулемёт), после 1943 года — малые подводные лодки.
  2. Доклад командующего Л.в.ф. командующему Балтийским флотом о боевых действиях в период Советско-финской войны. Дата обращения: 6 декабря 2006. Архивировано 19 июня 2006 года.
  3. Егоров В. Г. Мобилизационное формирование военных флотилий Балтийского флота. По опыту Великой Отечественной войны. // Морской сборник. — 1999. — № 5. — С.17—20.
  4. Скрицкий Н. В. Неон Васильевич Антонов и освобождение Петрозаводска. — Петрозаводск, 2019. — 160 с. ISBN 978-5-98686-109-8
  5. Русаков З. Г. Нашим морем была Ладога
  6. Широкорад А. Б. Финляндия. Через три войны к миру. — М. : Вече, 2009. — С. 291. — 382, [1] с., [8] л. ил. : ил., табл. — (Друзья и враги России). — ISBN 978-5-9533-4197-4.
  7. Чероков В. С. глава: Продиводесантная операция у острова Сухо // Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941—1945 годов. — М.: Наука, 1990. — Т. 1. — С. 427—437. — 512 с. — 6500 экз. — ISBN 5-02-007238-9.
  8. Ермилов С. К. Действия авиации по срыву операции «Бразиль». // Военно-исторический журнал. — 1988. — № 8. — С.27-31.
  9. Потери корабельного состава на сайте «Военно-Морской флот СССР». Дата обращения: 11 декабря 2009. Архивировано 24 апреля 2013 года.
  10. Памятник воинам 168-й дивизии и морякам Ладожской Краснознамённой военной флотилии. Дата обращения: 1 марта 2016. Архивировано 28 августа 2016 года.
  11. Ладожская военная флотилия

Литература

  • Манкевич А. И. Краснознамённая Ладожская флотилия в Великой Отечественной войне. — М., 1955
  • Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознамённой Ладожской флотилии / Предисл. Героя Сов. Союза Н. Г. Кузнецова. — Л., 1969
  • Для тебя, Ленинград! — М., 1978
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. С. 131—464 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2)
  • Н. В. Огарков. Ладожская военная флотилия // Советская Военная Энциклопедия: [В 8 томах]. — Москва: Воениздат, 1977. — Т. 4. — С. 555—556. — 105 000 экз.
  • Русаков З. Г. Краснознамённая Ладожская. — Петрозаводск, 1971.
  • Чероков В. С. Гром с Ладоги: [Краснознам. Ладож. флотилия в годы Великой Отечеств. войны]. — Петрозаводск: Карелия, 1984. — 69 с.: ил.

Ссылки