ЛАЗ-5255

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ЛАЗ-5255
ЛАЗ-5255 «Карпаты»ЛАЗ-5255 «Карпаты»
Завод-изготовитель Союз Советских Социалистических Республик ЛАЗ
Выпускался, гг 19781991 (серийно не строился)
Полная масса, т 14 670[1]
Снаряжённая масса, т 10 390[1]
Макс. скорость, км/ч 110[1]
Класс автобуса высокопольный большой вместимости
Вместимость
Мест для сидения 43[1][2]
Габариты
Длина, мм 11000[2]
Салон
Количество дверей для пассажиров 2[1]
Двигатель
Модель двигателя КамАЗ-740[1]
Тип топлива дизельное
Мощность, л. с. 210[1]
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 18 л на 100 км[1]

ЛАЗ-5255 "Карпаты" — советский междугородний автобус большого класса, производства ЛАЗ.

История

В 1976 году Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения разработал с учётом опыта ранее созданной опытной модели ЛАЗ "Украина-73" и требований НИИАТ и министерства автотранспорта РСФСР техническое задание на создание новой модели туристского автобуса ЛАЗ-5255 с дизельным двигателем КамАЗ, предназначенного для замены ЛАЗ-699Н[1]. Автобус изначально разрабатывался как часть нового унифицированного семейства автобусов (в состав которого входили средний городской автобус ЛАЗ-4202, пригородный автобус ЛАЗ-42021, большие городские автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5256М и туристские ЛАЗ-5255)[2].

В 1978 году силами экспериментального цеха было изготовлено несколько опытных вариантов автобуса:[1]

  • 43-местный автобус (предложенный в качестве стандартного варианта исполнения)[1]
  • 40-местный вариант (оборудованный гардеробом для хранения верхней одежды пассажиров)[1]
  • 30-местный вариант (оборудованный гардеробом, баром и столом с четырьмя сиденьями)[1]
  • 28-местный вариант (оборудованный гардеробом, баром, столом с четырьмя сиденьями, туалетом и кондиционером)[1]

Кроме того, для каждого варианта было предусмотрено исполнение «Люкс» (предусматривавшее установку телевизора, видеомагнитофона и радиотелефона)[1].

Первые два автобуса ЛАЗ-5255 были направлены для прохождения опытной эксплуатации в Москву, они использовались в ходе Олимпийских игр 1980 года[2].

После завершения государственных испытаний, в 1980 году ЛАЗ-5255 был рекомендован к производству (к этому времени ресурс автобуса до проведения технического обслуживания ТО-1 составлял 5000 км, до проведения ТО-2 — 20 000 км)[1].

В 1981 году опытная эксплуатация ЛАЗ-5255 была завершена с положительными результатами[3].

В 1983 году было утверждено решение о изготовлении автобуса в двух вариантах исполнения (43-местном и 28-местном)[2].

В 1984 году на выставке «Автопром-84» завод представил междугородный автобус ЛАЗ-5255[4].

К 1991 году автобус был подготовлен к серийному производству. В дальнейшем, вместо него выпускался более упрощенный вариант ЛАЗ-5207.

Описание

Автобус двухдверный, бескапотный, с задним расположением дизельного двигателя, высокопольный (под полом салона размещён багажный отсек вместимостью 6,7 м³)[1].

Салон повышенной комфортности, с жидкостной системой отопления (отопление обеспечивали три отопителя, размещённые по бортам и в задней части салона), система вентиляции включала шесть вентиляторов и воздухозаборник на крыше)[1].

В крыше автобуса были оборудованы три аварийных люка 600 × 800 мм[1].

Поскольку автобус создавался по программе производственной кооперации предприятий СССР со странами СЭВ, в его конструкции использовались карданный вал от МАЗ-500 и двухступенчатый мост с бортовыми редукторами производства венгерского предприятия «Rába» (унифицированный с мостом находившихся в эксплуатации в СССР автобусов «Ikarus»)[1].

Варианты и модификации

  • В 1980-е годы на базе ЛАЗ-5255 были разработаны и построены специальные автобусы ЛАЗ-5255П и ЛАЗ-5255П1 для доставки космонавтов и стартового персонала на стартовую площадку космодрома Байконур[5].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 канд. тех. н. Г. Лосавио. Новый туристский автобус ЛАЗ-5255 // журнал "Автомобильный транспорт", № 4, 1980. стр.49-50
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 канд. тех. н. И. Смирнов, канд. тех. н. А. Чанков. Новое семейство автобусов // журнал "Автомобильный транспорт", № 5, 1983. стр.44-46
  3. А. Большаков, Г. Лосавио. Какие автобусы нужны эксплуатационникам // журнал «Автомобильный транспорт», № 2, 1981. стр.46-49
  4. канд. тех. н. Ю. К. Есеновский-Лашков, И. А. Коровкин. Новые автобусы // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1984. стр.16-19
  5. Юрий Гоголев. Как автобусы ЛАЗ стали «звездными лайнерами» Архивная копия от 22 декабря 2016 на Wayback Machine // «Autocentre.UA» от 12 апреля 2016

Литература и источники

  • журнал «Автомобильный транспорт», № 3, 1986. 4-я стр. обложки
  • журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1991.