ЛАЗ-5255
ЛАЗ-5255 | |
---|---|
Завод-изготовитель | ЛАЗ |
Выпускался, гг | 1978—1991 (серийно не строился) |
Полная масса, т | 14 670[1] |
Снаряжённая масса, т | 10 390[1] |
Макс. скорость, км/ч | 110[1] |
Класс автобуса | высокопольный большой вместимости |
Вместимость | |
Мест для сидения | 43[1][2] |
Габариты | |
Длина, мм | 11000[2] |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 2[1] |
Двигатель | |
Модель двигателя | КамАЗ-740[1] |
Тип топлива | дизельное |
Мощность, л. с. | 210[1] |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 18 л на 100 км[1] |
ЛАЗ-5255 "Карпаты" — советский междугородний автобус большого класса, производства ЛАЗ.
История
В 1976 году Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения разработал с учётом опыта ранее созданной опытной модели ЛАЗ "Украина-73" и требований НИИАТ и министерства автотранспорта РСФСР техническое задание на создание новой модели туристского автобуса ЛАЗ-5255 с дизельным двигателем КамАЗ, предназначенного для замены ЛАЗ-699Н[1]. Автобус изначально разрабатывался как часть нового унифицированного семейства автобусов (в состав которого входили средний городской автобус ЛАЗ-4202, пригородный автобус ЛАЗ-42021, большие городские автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5256М и туристские ЛАЗ-5255)[2].
В 1978 году силами экспериментального цеха было изготовлено несколько опытных вариантов автобуса:[1]
- 43-местный автобус (предложенный в качестве стандартного варианта исполнения)[1]
- 40-местный вариант (оборудованный гардеробом для хранения верхней одежды пассажиров)[1]
- 30-местный вариант (оборудованный гардеробом, баром и столом с четырьмя сиденьями)[1]
- 28-местный вариант (оборудованный гардеробом, баром, столом с четырьмя сиденьями, туалетом и кондиционером)[1]
Кроме того, для каждого варианта было предусмотрено исполнение «Люкс» (предусматривавшее установку телевизора, видеомагнитофона и радиотелефона)[1].
Первые два автобуса ЛАЗ-5255 были направлены для прохождения опытной эксплуатации в Москву, они использовались в ходе Олимпийских игр 1980 года[2].
После завершения государственных испытаний, в 1980 году ЛАЗ-5255 был рекомендован к производству (к этому времени ресурс автобуса до проведения технического обслуживания ТО-1 составлял 5000 км, до проведения ТО-2 — 20 000 км)[1].
В 1981 году опытная эксплуатация ЛАЗ-5255 была завершена с положительными результатами[3].
В 1983 году было утверждено решение о изготовлении автобуса в двух вариантах исполнения (43-местном и 28-местном)[2].
В 1984 году на выставке «Автопром-84» завод представил междугородный автобус ЛАЗ-5255[4].
К 1991 году автобус был подготовлен к серийному производству. В дальнейшем, вместо него выпускался более упрощенный вариант ЛАЗ-5207.
Описание
Автобус двухдверный, бескапотный, с задним расположением дизельного двигателя, высокопольный (под полом салона размещён багажный отсек вместимостью 6,7 м³)[1].
Салон повышенной комфортности, с жидкостной системой отопления (отопление обеспечивали три отопителя, размещённые по бортам и в задней части салона), система вентиляции включала шесть вентиляторов и воздухозаборник на крыше)[1].
В крыше автобуса были оборудованы три аварийных люка 600 × 800 мм[1].
Поскольку автобус создавался по программе производственной кооперации предприятий СССР со странами СЭВ, в его конструкции использовались карданный вал от МАЗ-500 и двухступенчатый мост с бортовыми редукторами производства венгерского предприятия «Rába» (унифицированный с мостом находившихся в эксплуатации в СССР автобусов «Ikarus»)[1].
Варианты и модификации
- В 1980-е годы на базе ЛАЗ-5255 были разработаны и построены специальные автобусы ЛАЗ-5255П и ЛАЗ-5255П1 для доставки космонавтов и стартового персонала на стартовую площадку космодрома Байконур[5].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 канд. тех. н. Г. Лосавио. Новый туристский автобус ЛАЗ-5255 // журнал "Автомобильный транспорт", № 4, 1980. стр.49-50
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 канд. тех. н. И. Смирнов, канд. тех. н. А. Чанков. Новое семейство автобусов // журнал "Автомобильный транспорт", № 5, 1983. стр.44-46
- ↑ А. Большаков, Г. Лосавио. Какие автобусы нужны эксплуатационникам // журнал «Автомобильный транспорт», № 2, 1981. стр.46-49
- ↑ канд. тех. н. Ю. К. Есеновский-Лашков, И. А. Коровкин. Новые автобусы // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1984. стр.16-19
- ↑ Юрий Гоголев. Как автобусы ЛАЗ стали «звездными лайнерами» Архивная копия от 22 декабря 2016 на Wayback Machine // «Autocentre.UA» от 12 апреля 2016
Литература и источники
- журнал «Автомобильный транспорт», № 3, 1986. 4-я стр. обложки
- журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1991.