ЛАЗ-698

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ЛАЗ-698
Завод-изготовитель Союз Советских Социалистических Республик ЛАЗ
Класс автобуса высокопольный большой вместимости
Вместимость
Мест для сидения 26
Полная вместимость (8 чел./м²) 96
Габариты
Длина, мм 9 700
Ширина, мм 2470
Высота по крыше, мм 2990
Салон
Количество дверей для пассажиров 2[1]
Двигатель
Модель двигателя ЗИЛ-375[2]
Мощность, л. с. 180 л. с.[2]

ЛАЗ-698 — опытный городской автобус Львовского автобусного завода[3].

История

Советский журнал «За рулём» в № 1, за 1961 год объявил о том, что на Львовском автобусном заводе начато серийное производство 26-местного автобуса ЛАЗ-698, под собственным именем «Карпаты», с бензиновым двигателем ЗИЛ-130 мощностью 150 л. с.[4]. Как выяснилось позже, эта новость оказалась преждевременной, модель оказалась опытной, построенной в 1960 году[5][6]. В том же году был построен ещё один концепт-экземпляр, с индексом ЛАЗ-698, и под названием «Карпаты-2», он демонстрировался на Международной автомобильной выставке в Лондоне 1961 года[7].

В реальности, первая опытная серия автобусов ЛАЗ-698 была выпущена в 1967-1968 годах, и это уже была другая машина с тем же индексом. На ней использовался бензиновый двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с.[5][2]. В статье «За рулём» 1976 года модель по-прежнему числилась в статусе «новинки». Кроме того, там заявлялось появление версии ЛАЗ-698Д с дизельным двигателем ЯМЗ-7401 мощностью 180 л. с.[8].

В 1966 году автобус демонстрировался на международном конкурсе автобусов во французской Ницце[9]. В 1967 году на базе ЛАЗ-698 в единственном экземпляре был построен демонстрационный образец троллейбуса[5].

Разработки новых модификаций проходили до начала 1970-х годов, всё дальше уходя от первичного образца. Нетрадиционные для Львовского автобусного завода компоненты кузова и ходовой части, перевес в сторону выпуска традиционных моделей 695 и 697 серий так и не позволили ЛАЗ-698 занять прочную нишу в советском модельном ряду[источник не указан 743 дня].

В 1976 году был представлен демонстрационный образец нового варианта городского автобуса ЛАЗ-698[10].

Отдельные экземпляры работали на маршрутах Адлера до 1980-х годов, а экземпляр ЛАЗ-698, построенный в 1969 году, эксплуатировался в Псковской области вплоть до 2000 года[источник не указан 743 дня].

Описание

Автобус бескапотный, имел цельнометаллический кузов с несущим основанием из труб[2].

Салон с трёхрядной планировкой полужёстких сидений, обеспечивавшей широкий проход, имел накопительную площадку в задней части кузова и две автоматические четырёхстворчатые двери[8] шириной 1200 мм[1].

По версии из статьи журнала «За рулём» 1968 года автобус должен был комплектоваться двигателем ЗИЛ-375, автоматической гидромеханической коробкой передач (разработанной специалистами НАМИ и львовского ГСКБ), гидроусилителем руля, задним мостом Rába венгерского производства, с планетарными редукторами[2].

По версии из статьи журнала «За рулём» 1976 года на ЛАЗ-698 должны были устанавливать пневматическую подвеску колёс, которая позволяла снизить уровень пола до 778 мм[8].

Варианты и модификации

  • ЛАЗ-698 - вариант с карбюраторным восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с. (максимальная скорость - 78 км/ч)[8]
  • ЛАЗ-698Д - с V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-7401 мощностью 180 л. с. (максимальная скорость - 71 км/ч)[8]

Примечания

  1. 1,0 1,1 ЛАЗ-698 держит экзамен Архивная копия от 12 ноября 2022 на Wayback Machine // журнал "За рулём", № 10, октябрь 1966. стр.5
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 К. Атоян. Для городских магистралей Архивная копия от 12 ноября 2022 на Wayback Machine // журнал "За рулём", № 4, 1968. стр.9
  3. Транспорт СССР. Итоги за пятьдесят лет и перспективы развития. М., "Транспорт", 1967. стр.208
  4. Новости советской техники. «Карпаты» Архивная копия от 12 ноября 2022 на Wayback Machine // журнал «За рулём», № 1, 1961. стр.19
  5. 5,0 5,1 5,2 ЛАЗ-698 Архивная копия от 2 мая 2014 на Wayback Machine // Максим Шелепенков. denisovets.ru
  6. ЛАЗ-698 «Карпаты» Архивная копия от 8 апреля 2022 на Wayback Machine // Максим Шелепенков. denisovets.ru
  7. ЛАЗ-698 «Карпаты-2» Архивная копия от 8 апреля 2022 на Wayback Machine // Максим Шелепенков. denisovets.ru
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Е. Матвеев. Четырнадцать автобусов с номерами "проба" Архивная копия от 3 марта 2020 на Wayback Machine // журнал «За рулём», № 4, 1976. стр.10-11
  9. Техника пятилетки Архивная копия от 12 ноября 2022 на Wayback Machine журнал «За рулём», № 12, 1967. стр.1
  10. Новый автобус городского типа производства Львовского автозавода // журнал "Автомобильный транспорт", № 8, 1976. (последняя страница обложки)

Литература

  • Шугуров Л. М., Ширшов В. П. Автомобили страны Советов. М.: ДОСААФ, 1980 г. 105 с.
  • Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. В трёх частях. Клуб фанатов техники. М.: ИЛБИ, Прострэкс, 1993 г.