Кхму
Кхму | |
---|---|
Современное самоназвание |
альтернативные названия: кха, кса, тайхат, футхень, му, кхамук |
Численность | 440 000 (оценка) |
Расселение | Юго-Восточная Азия: Таиланд, Лаос, Мьянма, Вьетнам, Китай |
Язык | кхму |
Религия | анимизм, буддизм Тхеравады |
Родственные народы | ламет |
Кхму (кха, кса, тайхат, футхень; вьетн. Khơ Mú, Xá Cẩu, Pu Thênh, Tày Hạy, Mứn Xen, лаос. ຂະມ тайск. ขมุ, кит. 克木) — народ в Юго-Восточной Азии. Общая численность — около 440 тысяч человек.
Проживают в Лаосе (384 тысячи человек), северном Таиланде (40 000 человек), во Вьетнаме (16 000 человек), а также в Мьянме и Китае. Входят в число 54 официально признанных народов Вьетнама. Кхму в специальной литературе иногда относят к группе горных монов.
Ареал расселения
Кхму — древнейший этнический пласт на Северо-Востоке Индокитая, занимают средний пояс гор. В Северном Лаосе народность расселена на большой территории, но очень разбросанно. Они занимают средний пояс гор, оставляя самые вершины мяо и яо; остальная часть народности населяет Таиланд, Вьетнам, Мьянму и Китай. Кхму и ламет осознают себя как близко родственные народы (Нго Дык Тхинь 1999: 278).
Язык
Говорят на языке кхму мон-кхмерской ветви австроазиатской семьи. Диалекты: кхму, кханг и кхао. Основная единица речи кхмерского языка представляет собой нечто среднее между китайско-тибетским корнеслогом и индонезийским корневым словом. Словоизменение в языке кхму отсутствует[1].
Хозяйство
Кхму занимаются подсечно-огневым земледелием с суходольным рисом в качестве основной культуры, речным рыболовством, охотой, лесным собирательством. Лес рубят топором и длинным ножом. Для рыхления земли кхму используют железную мотыгу. Сеют с помощью сажального кола. В остальном хозяйство кхму такое же, как и у ламет. Бо́льшая часть девственных джунглей на территории, заселённой народом кхму, уже выжжена, и на месте лесов появились заросли бамбука и травы императы. Главные ремесла — ткачество, гончарство, производство металлических украшений[2].
Одежда и внешний вид
Одежда близка костюму тхай, таи и лао. Одежду делают из покупной ткани. Она состоит из несшитой юбки и блузы у женщин, штанов и куртки у мужчин. На голове носят тюрбаны. У представителей народности кхму встречается татуировка лица. Раньше было широко распространено чернение зубов. Также они носят много покупных украшений из серебра и меди[3].
Поселения и социальная организация
Поселения имеют беспорядочную планировку и по размерам равны 15 домам, расположенных вокруг общинного дома. Жилище свайное деревянное; но иногда встречаются полусвайные и наземные. В их конструкции большинство деталей делается из бамбука. Крыша — соломенная или из листьев пальмы. Дом имеет небольшую веранду. Народ обычно живёт малыми семьями, но есть и большие семейные жилища. Спальня хозяев с очагом бывает огорожена. В гостевой части дома, расположенной перед входом, находится другой очаг. Для интерьера дома характерны деревянные и плетёные из ротана скамейки. Питаются в основном клейким рисом, сваренным на пару, кукурузой, маниоком, таро, реже мясом. Сохранился обычай питья через нос. Какое-то время находились в феодальной зависимости от тхай. Общины возглавлялись наследственными вождями[1].
Система родовых отношений
Деревня представляет собой территориальную общину, возглавляемую выборным или наследственным вождём. Земельные участки находятся во владении малых и больших семей. У кхму сохраняются роды, принадлежность к которым важна при заключении брака. Выбор невесты часто определяется желанием родителей юноши. После свадьбы он поселяется на 3-4 года в доме родителей жены, после чего строит собственный дом[4].
Верования
У кхму развиты анимистические верования, в Лаосе — буддисты. Сохранились культы предков, духов земли, неба, воды, риса и другие. Сохранились также тотемические представления, которые выражаются, в частности, в различных пищевых табу. Среди народа распространён миф о происхождении их от тыквы, аналогичный мифу тайских народов Лаоса. По этому мифу, кхму первыми вышли из тыквы. Кхму высоко ценят бронзовые барабаны, которые используют в обрядах и празднествах[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Губер А. А. (ред.). Народы Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1966.
- ↑ Мухлинов А. И. Австроазиатские народы Вьетнама // Малые народы Индокитая. М.: Наука, 1983. С.168-180.
- ↑ Иванова Е. В. Одежда народов Таиланда // Одежда народов зарубежной Азии, М.: Музей антропологии и этнографии, 1976.
- ↑ Фам Куанг Хоан. Семья и брак горных мон-кхмеров Южного Вьетнама. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 1983.
Литература
- Губер А. А. (ред.). Народы Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1966.
- Иванова Е. В. Одежда народов Таиланда // Одежда народов зарубежной Азии, М.: Музей антропологии и этнографии, 1976.
- Мухлинов А. И. Австроазиатские народы Вьетнама // Малые народы Индокитая. М.: Наука, 1983. С.168-180.
- Нго Дык Тхинь, Чеснов Я. В. Кхму // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 278—279.
- Фам Куанг Хоан. Семья и брак горных мон-кхмеров Южного Вьетнама. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 1983.