Кушелевская галерея

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кушелевская галерея
Малый мраморный дворец на Гагаринской улице - первое место публичного экспонирования Кушелевской галереи.Малый мраморный дворец на Гагаринской улице - первое место публичного экспонирования Кушелевской галереи.
Дата открытия 1846
Адрес Санкт-Петербург, Гагаринская улица, дом 3

Кушелевская галерея — один из первых частных музеев в Российской империи, коллекция которого была завещана его последним владельцем, графом Николаем Александровичем Кушелевым-Безбородко, Императорской Академии художеств и послужила крупнейшим вкладом в её музей. Ныне собрание Кушелевской галереи большей частью входит в коллекцию Государственного Эрмитажа.

Формирование коллекции

Начало коллекции Кушелевых-Безбородко положил екатерининский канцлер А.А. Безбородко, который был крупным собирателем искусства. Безбородко приобрёл для своей коллекции шедевры старых мастеров, из которых самые известные «Бобовый король» Йорданса и «Христос в терновом венце» Рубенса[1].

Его капиталы и коллекции после смерти унаследовали племянницы, Любовь и Клеопатра[1]. На Любови Ильиничне Безбородко вторым браком женился адмирал, сподвижник Павла I Григорий Григорьевич Кушелев[1].

Григорий Григорьевич сохранил и приумножил коллекцию, заказывая работы художникам своего времени — в частности, Владимиру Боровиковскому[1].

Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко, 1820-е годы. Портрет неизвестного художника.

Граф Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко в 1846 г. открыл в своем петербургском доме на Гагаринской улице один из первых частных музеев[1]. После его смерти в 1855 году коллекция перешла сыну Николаю. Он получил в наследство, помимо перечисленных, много ценных картин: полотна П. Рубенса «Вознесение Богоматери на небо» и «Волчья травля», а также несколько шедевров голландской школы — «Дама пьёт из рюмки, подле нее сидит кавалер» Г. Терборха, «Внутренность голландской таверны» А. ван Остаде, «Скот на пастбище» А. ван де Велде. В кушелевскую коллекцию его отцом были приобретены «Голова девочки» Ж.-Б. Греза, «Приморский грот» К.Ж. Верне[2].

Николай Александрович, выйдя в отставку с армейской службы 22 лет по окончании Крымской войны, отправился в путешествие по Европе. Осмотрел множество музеев и выставок, он проникся идеей пополнить семейное собрание живописи и стал активно скупать картины и скульптуры современных европейских художников, преимущественно французских.

Н.А. Кушелев-Безбородко перед смертью завещал семейную коллекцию Императорской Академии художеств.

За очень короткий срок ему удалось существенно увеличить отцовское собрание, причём значительную часть картин он приобретал непосредственно у художников или их маршанов. Молодой человек сумел по достоинству оценить таких художников, как Теодор Руссо, Дюпре, Делакруа, Милле, Курбе, Коро, Тройон и других; именно он открыл для российских любителей живописи художников Барбизонской школы[3]. Он приобрёл около 250 произведений современных ему французских, бельгийских, немецких мастеров[2].

В 1860 году Николай Александрович, тяжело заболевший чахоткой, выехал в Ниццу на лечение. Он скончался в 27-летнем возрасте, успев завещать коллекцию Академии художеств. Там была создана отдельная Кушелевская галерея, демонстрировавшая лучшую часть собрания[1][4].

Государственный музей

Согласно воле Николая Александровича, коллекция получила статус публичной галереи. Для её размещения были выделены залы второго этажа Академии художеств по 3-й линии, которые сообщались с Музеем живописи через Голубой зал[5].

Полотна Кушелевской галереи копировали Ф.А. Васильев, И.Е. Репин, А.А. Рылов и другие[2].

О значении Кушелевской галереи для будущих художников писали В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, К. А. Коровин, А. А. Рылов и А. Н. Бенуа[2].

При обсуждении реформы Эрмитажа и идеи создания в Петрограде музея современного (то есть относящегося к XIX в.) зарубежного искусства хранитель музеев Академии художеств Э.О. Визель весной - летом 1917 г. прочил Кушелевскую галерею в основы коллекции современного зарубежного искусства. Молодой искусствовед Иван Иванович Жарновский считал её совершенно не достаточной для формирования полноценного музея[6].

Александр Николаевич Бенуа как заведующий Картинной галереей Эрмитажа в 1918 году настоял на том, чтобы передать Кушелевскую коллекцию Эрмитажу.

Позднее несколько работ из коллекции были возвращены из Эрмитажа в музей Академии, а некоторые, уже вопреки завещанию, перекочевали в Москву, где пополнили экспозицию ГМИИ им. Пушкина.

Выставки

В 1993 году в Государственном Эрмитаже прошла отдельная выставка картин из собрания графа Н. А. Кушелева-Безбородко[7]. В настоящее время большинство картин из его собрания выставляется на третьем этаже здания Главного штаба в залах европейской живописи первой половины XIX века; в том же здании с лета 2017 года в отдельном зале на четвёртом этаже выставлено собрание картин художников-барбизонцев. Старые мастера из собрания Кушелевых-Безбородко (Рубенс, Йорданс и другие) выставляются в соответствующих залах Зимнего дворца и Нового Эрмитажа. Некоторые живописные произведения остались в Академии художеств и сейчас находятся в фондах Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, а часть — в постоянной экспозиции «Академический музеум».

Картины

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Андрей Чекмарев. Храм Троицы Живоначальной Деревня Хворостьево, Торопецкий район, Тверская область. АНО "Консервация" (2022).
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Богдан Вероника-Ирина Трояновна. Частные коллекции в музее Академии художеств. Живопись // Искусство Евразии. — 2017. — Вып. 4 (7). — С. 87–97.
  3. Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л.: Искусство, 1983. — С. 7.
  4. Федотова Елена Дмитриевна. О ВЕЛИКОМ ДЕЛЕ «СОБИРАНИЯ ИСКУССТВ» // Искусство Евразии. — 2020. — Вып. 4 (19). — С. 129–133.
  5. Вероника Богдан. Музей Академии художеств Архивная копия от 6 августа 2018 на Wayback Machine. Наше наследие, № 65, 2003.
  6. Ананьев Виталий Геннадьевич. Эрмитаж между «Музеем нового искусства» и «Музеем быта»: проект И. И. Жарновского в контексте проектов революционной эпохи // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 160, вып. 3. — С. 656–664. — ISSN 2541-7738.
  7. Григорьев А. Шедевры и салонная живопись из собрания Кушелева-Безбородко // Коммерсант. — № 128. — 9 июля 1993 г.. Дата обращения: 5 декабря 2017. Архивировано 6 декабря 2017 года.