Кушелевская галерея
Кушелевская галерея | |
---|---|
Дата открытия | 1846 |
Адрес | Санкт-Петербург, Гагаринская улица, дом 3 |
Кушелевская галерея — один из первых частных музеев в Российской империи, коллекция которого была завещана его последним владельцем, графом Николаем Александровичем Кушелевым-Безбородко, Императорской Академии художеств и послужила крупнейшим вкладом в её музей. Ныне собрание Кушелевской галереи большей частью входит в коллекцию Государственного Эрмитажа.
Формирование коллекции
Начало коллекции Кушелевых-Безбородко положил екатерининский канцлер А.А. Безбородко, который был крупным собирателем искусства. Безбородко приобрёл для своей коллекции шедевры старых мастеров, из которых самые известные «Бобовый король» Йорданса и «Христос в терновом венце» Рубенса[1].
Его капиталы и коллекции после смерти унаследовали племянницы, Любовь и Клеопатра[1]. На Любови Ильиничне Безбородко вторым браком женился адмирал, сподвижник Павла I Григорий Григорьевич Кушелев[1].
Григорий Григорьевич сохранил и приумножил коллекцию, заказывая работы художникам своего времени — в частности, Владимиру Боровиковскому[1].
Граф Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко в 1846 г. открыл в своем петербургском доме на Гагаринской улице один из первых частных музеев[1]. После его смерти в 1855 году коллекция перешла сыну Николаю. Он получил в наследство, помимо перечисленных, много ценных картин: полотна П. Рубенса «Вознесение Богоматери на небо» и «Волчья травля», а также несколько шедевров голландской школы — «Дама пьёт из рюмки, подле нее сидит кавалер» Г. Терборха, «Внутренность голландской таверны» А. ван Остаде, «Скот на пастбище» А. ван де Велде. В кушелевскую коллекцию его отцом были приобретены «Голова девочки» Ж.-Б. Греза, «Приморский грот» К.Ж. Верне[2].
Николай Александрович, выйдя в отставку с армейской службы 22 лет по окончании Крымской войны, отправился в путешествие по Европе. Осмотрел множество музеев и выставок, он проникся идеей пополнить семейное собрание живописи и стал активно скупать картины и скульптуры современных европейских художников, преимущественно французских.
За очень короткий срок ему удалось существенно увеличить отцовское собрание, причём значительную часть картин он приобретал непосредственно у художников или их маршанов. Молодой человек сумел по достоинству оценить таких художников, как Теодор Руссо, Дюпре, Делакруа, Милле, Курбе, Коро, Тройон и других; именно он открыл для российских любителей живописи художников Барбизонской школы[3]. Он приобрёл около 250 произведений современных ему французских, бельгийских, немецких мастеров[2].
В 1860 году Николай Александрович, тяжело заболевший чахоткой, выехал в Ниццу на лечение. Он скончался в 27-летнем возрасте, успев завещать коллекцию Академии художеств. Там была создана отдельная Кушелевская галерея, демонстрировавшая лучшую часть собрания[1][4].
Государственный музей
Согласно воле Николая Александровича, коллекция получила статус публичной галереи. Для её размещения были выделены залы второго этажа Академии художеств по 3-й линии, которые сообщались с Музеем живописи через Голубой зал[5].
Полотна Кушелевской галереи копировали Ф.А. Васильев, И.Е. Репин, А.А. Рылов и другие[2].
О значении Кушелевской галереи для будущих художников писали В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, К. А. Коровин, А. А. Рылов и А. Н. Бенуа[2].
При обсуждении реформы Эрмитажа и идеи создания в Петрограде музея современного (то есть относящегося к XIX в.) зарубежного искусства хранитель музеев Академии художеств Э.О. Визель весной - летом 1917 г. прочил Кушелевскую галерею в основы коллекции современного зарубежного искусства. Молодой искусствовед Иван Иванович Жарновский считал её совершенно не достаточной для формирования полноценного музея[6].
Александр Николаевич Бенуа как заведующий Картинной галереей Эрмитажа в 1918 году настоял на том, чтобы передать Кушелевскую коллекцию Эрмитажу.
Позднее несколько работ из коллекции были возвращены из Эрмитажа в музей Академии, а некоторые, уже вопреки завещанию, перекочевали в Москву, где пополнили экспозицию ГМИИ им. Пушкина.
Выставки
В 1993 году в Государственном Эрмитаже прошла отдельная выставка картин из собрания графа Н. А. Кушелева-Безбородко[7]. В настоящее время большинство картин из его собрания выставляется на третьем этаже здания Главного штаба в залах европейской живописи первой половины XIX века; в том же здании с лета 2017 года в отдельном зале на четвёртом этаже выставлено собрание картин художников-барбизонцев. Старые мастера из собрания Кушелевых-Безбородко (Рубенс, Йорданс и другие) выставляются в соответствующих залах Зимнего дворца и Нового Эрмитажа. Некоторые живописные произведения остались в Академии художеств и сейчас находятся в фондах Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, а часть — в постоянной экспозиции «Академический музеум».
Картины
-
Т. Руссо. «Рынок в Нормандии». 1845—1848.
-
О. Верне. «Ангел смерти». 1851.
-
Э. Делакруа. «Марокканец, седлающий коня». 1855.
-
А. Дедрё. «Мопс в кресле». 1857.
-
А. Шеффер. «Фауст с чашей яда». 1858.
-
К. Тройон «Отправление на рынок». 1859.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Андрей Чекмарев. Храм Троицы Живоначальной Деревня Хворостьево, Торопецкий район, Тверская область . АНО "Консервация" (2022).
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Богдан Вероника-Ирина Трояновна. Частные коллекции в музее Академии художеств. Живопись // Искусство Евразии. — 2017. — Вып. 4 (7). — С. 87–97.
- ↑ Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л.: Искусство, 1983. — С. 7.
- ↑ Федотова Елена Дмитриевна. О ВЕЛИКОМ ДЕЛЕ «СОБИРАНИЯ ИСКУССТВ» // Искусство Евразии. — 2020. — Вып. 4 (19). — С. 129–133.
- ↑ Вероника Богдан. Музей Академии художеств Архивная копия от 6 августа 2018 на Wayback Machine. Наше наследие, № 65, 2003.
- ↑ Ананьев Виталий Геннадьевич. Эрмитаж между «Музеем нового искусства» и «Музеем быта»: проект И. И. Жарновского в контексте проектов революционной эпохи // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 160, вып. 3. — С. 656–664. — ISSN 2541-7738.
- ↑ Григорьев А. Шедевры и салонная живопись из собрания Кушелева-Безбородко // Коммерсант. — № 128. — 9 июля 1993 г. . Дата обращения: 5 декабря 2017. Архивировано 6 декабря 2017 года.