Марокканец, седлающий коня

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эжен Делакруа
«Марокканец, седлающий коня». 1855
фр. Marocain sellant son cheval
Холст, масло. 56 × 47 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Марокканец, седлающий коня» — картина французского художника Эжена Делакруа из собрания Государственного Эрмитажа.

Сюжет картины

На кратине изображен взрослый мужчина-марокканец в светлой одежде и белой чалме, осёдлывающий своего коня на фоне холмистого пейзажа. Рядом с мужчиной на земле лежит сабля в ножнах на перевязи. Слева на заднем фоне виден силуэт удаляющегося всадника в темном халате. Справа внизу стоит подпись художника и дата: Eug. Delacroix 1855.

Картина построена на традиционных для Делакруа контрастах: сине-голубое небо с светло- и тёмно-серыми облаками создают грозовое настроение, все это резко контрастирует с тёмно-зелеными далёкими холмами дальнего плана. Светло-жёлтый короткий халат главного персонажа находится в контрасте с красной попоной, расправляемой мужчиной на коне. Всё это в комплексе превращает казалось бы обыденный сюжет в полную динамики и экспрессии сцену.

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём очерке французского искусства XIX — начала XX века отмечал, описывая картину:

Какая-то необузданная грация ощущается в картине «Марокканец, седлающий коня». Как будто малозначительный и чисто бытовой момент — седлание коня — преисполняется редкой значительности и поднимается до высоты торжественного акта. Между арабом и лошадью, чуткой, легко воспламеняющейся, — этим истинно романтическим созданием — словно идёт диалог[1].

Провенанс

«Марокканец, седлающий коня» (слева) и «Охота на львов в Марокко» (справа) в зале 308 здания Главного шатаба
«Марокканец, седлающий коня» на почтовой марке СССР

Картина написана в 1855 году, хотя замысел её относится, вероятно, ещё к 1820-м годам. Почти сразу после написания картину приобрёл граф Н. А. Кушелев-Безбородко. После его смерти в 1862 году картина, как и все произведения из его собрания, по завещанию была передана в Музей Академии художеств и вошла там в состав особой Кушелевской галереи, причём в галерейном каталоге 1868 года числилась под названием «Турок, седляющий коня»[2]; в первом научном каталоге-резоне произведений Делакруа, изданном в 1885 году Альфредом Робо  (фр.), картина указана под своим нынешним названием «Марокканец, седлающий коня»[3].

В 1922 году картина была передана в Государственный Эрмитаж и с конца 2014 года выставляется в здании Главного штаба в зале 308[4].

В 1972 году почтой СССР была выпущена почтовая марка номиналом 20 копеек с репродукцией картины (№ 4160 по каталогу ЦФА).

Аналоги и повторения

Э. Делакруа. «Турок, седлающий коня». 1824. Акватинта. Отпечаток из собрания Метрополитен-музея.

В 1824 году Делакруа исполнил акватинту (офорт) с весьма близкой композицией и сюжетом «Турок, седлающий коня», один из отпечатков которой находится в коллекции Метрополитен-музея (размер рисунка 26,5 × 20,8 см, общий размер листа 33,9 × 25 см)[5].

В 1911 году в Париже в Отеле Друо на посмертной распродаже коллекции картин русского художника Ф. П. Чумакова была продана картина полностью совпадающая с Эрмитажной, с подписью Делакруа и датой 1850 год. С момента продажи картина более нигде не была замечена и есть большие сомнения в том, что она уцелела и не является подделкой. Если она является настоящей, то эрмитажная картина является повторением, однако настолько близкие повторения творчеству Делакруа не свойственны, он в даже весьма близких работах делал существенные изменения. По имеющейся репродукции картины в каталоге аукционного дома Hôtel Drouot заметно, что подпись художника имеет другое начертание, чем те подписи, которые считаются бесспорными. Ведущий сотрудник Эрмитажа и составитель научного каталога произведений французской живописи первой половины XIX века в коллекции Эрмитажа В. Н. Березина на этом основании выдвинула предположение, что эрмитажная картина была скопирована в Академии художеств, впоследствии копия снабжена фальшивыми датой и подписью и затем продана[6]. Возможно, что новый владелец картины раскрыл подделку и уничтожил её.

Примечания

  1. Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1984. — С. 46, 48.
  2. Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л.: Искусство, 1983. — С. 220.
  3. Robaut A. L’œuvre complet de E. Delacroix. — Paris, 1885. — № 284.
  4. Государственный Эрмитаж. — Делакруа, Эжен. «Марокканец, седлающий коня».. Дата обращения: 17 декабря 2017. Архивировано 4 февраля 2018 года.
  5. The Metropolitan Museum of Art. — Eugène Delacroix. A Turk Saddling His Horse.
  6. Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л.: Искусство, 1983. — С. 117—118.