Грёз, Жан-Батист

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жан-Батист Грёз
фр. Jean-Baptiste Greuze
Автопортрет. Около 1769 Холст, масло. 73 × 59 см Лувр, ПарижАвтопортрет. Около 1769
Холст, масло. 73 × 59 см
Лувр, Париж
Место рождения Турню, Бургундия
Страна  Франция
Жанр
Учёба
Стиль рококо
Звания академик Королевской академии живописи и скульптуры (1767)

Жан-Бати́ст Грёз (фр. Jean-Baptiste Greuze; 21 августа 1725, Турню, Бургундия — 21 марта 1805, Париж) — французский живописец и рисовальщик, академик Королевской академии живописи и скульптуры (с 1767; ассоциированный член с 1755); ведущий жанрист и портретист позднего рококо, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения.

Биография

Жан-Батист Грёз родился в Турню, торговом городке в Бургундии в 1725 году. В раннем возрасте проявил талант к рисованию. Его способности были поощрены лионским художником по имени Шарль Грандон, который пользовался значительной репутацией. Отец Грёза был против того, чтобы его сын стал художником, но Грандон убедил его уступить желаниям Жана-Батиста.

Первоначально учился в Лионе под руководством Грандона, потом в парижской Академии художеств. Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию».

Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж выставил картину «Септимий Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Возвратившись к бытовому жанру, Грёз вскоре завоевал себе одно из первых мест.

Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид.

Грёз также был масоном[1] и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр»[2].

Его дочь Анна-Женевьева Грёз также стала художницей.

Среди его известных учеников — французский жанрист Жан Прюдомм и русский портретист Михаил Бельский[3]. У Грёза было также немало учениц, в том числе Констанция Майер и Женевьева Броссар де Больё[4]. Работы ещё одной его ученицы — Жанны Филиберты Леду — были настолько близки по стилю к произведениям учителя, что их нередко принимали за работы самого Грёза[5].

В 1868 году на родине Грёза в Тюрню ему был воздвигнут памятник. В библиотеке петербургской Академии художеств в начале XX века хранилось богатое собрание собственноручных рисунков Грёза, в 20-х гг. переданное в Эрмитаж.

Характеристика творчества

Из многочисленных его произведений следует упомянуть:

В жанре семейного быта с его драмами у Грёза совсем немного соперников во французской живописи. Он в совершенстве группирует фигуры; однако его сцены отчасти банальны, отчасти сентиментальны и театральны.

Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. В его время французские портретисты мало заботились о сходстве, лишь бы изображаемые мужчины получали вид Марсов и Аполлонов, а женщины — Диан, Флор и Венер. Грёз понимал портретную живопись иначе: его портреты полны сходства, жизни, выразительности, чувства. Его женские головки, может быть, носят печать слишком искусственной, преувеличенной выразительности, но они необыкновенно грациозны.

Картины Грёза были гравированы лучшими мастерами, среди которых Леба, Флипар и Массар-отец.

Галерея

Примечания

  1. Daniel Ligou, ed. Dictionnaire de la franc-maçonnerie (Paris : Presses Universitaires de France, 1987)
  2. Louis Amiable, Une loge maçonnique d’avant 1789, la loge des Neuf Sœurs (Les Editions Maçonnique de France, Paris 1989)
  3. Мальмгрен А. Э. Бельский, Михаил Иванович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.: Тип. Гл. управления уделов, 1908. — Т. 3: Бетанкур — Бякстер. — С. 670.
  4. Allgemeines Künstlerlexikon: Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker / Günter Meissner. — K.G. Saur Verlag, 2009. — Vol. 61. — P. 509.
  5. Ann Sutherland Harris, Linda Nohlin. Jeanne Philiberte Ledoux // Women Artists: 1550—1950. — Los Angeles County Museum of Art, 1976. — P. 205.

Литература

Исследования и комментарии
Каталоги выставок
  • Новосельская И. Н. Жан-Батист Грез : рисунки из собрания Эрмитажа : каталог выставки / [предисл. И. Н. Новосельской]. — Л. : Аврора, 1977. — 44 с., 16 л. ил. : портр. — OCLC 40672545.
  • Munhall E. Jean-Baptiste Greuze, 1725–1805 : [англ.] : An exhibition organized by the Wadsworth Atheneum, Hartford, 1 December 1976 - 23 January 1977 and also seen at the California Palace of the Legion of Honor, San Francisco, 5 March - 1 May 1977; Musée des Beaux-Ats, Dijon, 4 June - 31 July 1977 / selection and catalogue by Edgar Munhall ; edited by Joseph Focarino. — Hartford, Conn. : Wadsworth Atheneum, 1976. — 225, [3] p. — LCCN 76-40506. — OCLC 1150136028.
  • Novoselskaya I. Greuze : Hjertets dannelse : [датск.] / Med bidr. Irina Novoselskaya et al. ; [Red.: Chris Fischer og Sven Bjerhof]. — [København] : Statens Museum for Kunst, 2000. — 88 s. — ISBN 87-90096-11-8. — OCLC 469526976.
  • Sahut M.-C., Volle N. Diderot & l'art de Boucher à David : les Salons, 1759–1781 : [фр.] : [exposition] Hôtel de la Monnaie, 5 octobre 1984 — 6 janvier 1985 / Marie-Catherine Sahut et Nathalie Volle, commissaires de l'expos.. — Paris : Ministère de la culture, Editions de la Réunion des musées nationaux, 1984. — 548 p.
Альбомы
  • Булгаков Ф. И. Жан Батист Грёз // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 23—25.
  • Герц В. К. Жан-Батист Грез. «Паралитик» / Гос. Эрмитаж. — Ленинград : Типография Гос. Эрмитажа, 1948. — 8 с., 1 л. ил. — (Памятники западно-европейского искусства).
Словари и энциклопедии
Справочные указатели
  • Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 156. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.

Ссылки