Куррах

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Куррах на берегу острова Инисбофин, Голуэй
Рыбаки, в куррахе с подвесным мотором, возвращаются в родную гавань. Западное побережье Ирландии, 1986 год

Куррах (ирл. Currach или Curach, в английском обычно используется -gh; также встречаются варианты курога[1] и каррех) — тип традиционных ирландских и шотландских средних и больших лодок с деревянным каркасом, обтянутым кожей или шкурой животных (обычно бычьей). Современные лодки обтягиваются, преимущественно, плотной тканью наподобие брезента, на который наносится защитное покрытие, например, гудрон в несколько слоёв. Обводы и, порой, технология постройки курраха различаются для разных регионов Ирландии и Шотландии. Местное название таких лодок в графствах Корк и Керри «naomhóg», и «canoe» в западном Клэр. Куррахи подобны уэльским кораклам, распространённым также на внутренних водах Ирландии и Шотландии, но имеют бóльшие размеры. Все традиционные вёсельные лодки на западном побережье Коннахта также называются куррахами (или currach adhmaid — «деревянный куррах») — по конструкции они в значительной степени схожи с «кожаными» куррахами. Большие куррахи называются «Bád Iomartha».

На протяжении всей истории куррахи используются одновременно и как морские рыболовецкие лодки, и как транспортные суда для перевозки грузов по речным и прибрежным морским водным путям.

«Курах, или лодка из кожи и ивняка, на современный взгляд может показаться весьма ненадёжным средством для плавания по бурным морским водам, однако наши бесстрашные предки вверяли им свои жизни, уповая на милость погоды. В большом числе они используются на западных островах Шотландии, и могут быть найдены в Уэльсе. Каркас [на гэльском] назывался crannghail, сейчас так на Уйсте называют ветхие лодки.»

Толковый словарь шотландского-гэльского "Dwelly’s (Scottish) Gaelic Dictionary": Curach

На гэльском слово куррах используют, в том числе, для обозначения болотистой местности, подобной Карри (пригород Эдинбурга) и «The Curraghs», местность на острове Мэн, имеющую известность благодаря расположенному там Национальному природному парку. Своё название на ирландском языке эти лодки получили за счёт своего поведения в открытом море.

История

Реплика курраха первого тысячелетия нашей эры на реке Грейт Уз в Бедфорде

Использовавшиеся материалы и технологии постройки делают маловероятным нахождение останков этих лодок как для традиционной, так и морской археологии, однако античные источники говорят об их древности. Одни из древнейших письменных источников, в которых они упоминаются, относятся ко временам Юлия Цезаря. В них говорится, что на куррахах совершали плавание по Северной Атлантике.

Позже, в VI веке нашей эры, Св. Брендан, возможно, совершил плавание через Атлантику к берегам Северной Америки. Об этом рассказывается в манускрипте IX века на латинском языке: Navigatio sancti Brendani abbatis. В этом документе описывается постройка океанской лодки: монахи с помощью железных инструментов создали каркас из тонких деревянных планок «sicut mos est in illis partibus» (с лат. — «по обычаю тех мест»), покрыв его выдубленными шкурами, места соединения шкур просмаливались, и в центре лодки была установлена мачта.[2] Хотя описание самого плавания больше похоже на сказочный рассказ, постройка описывается в соответствии с обычной практикой того времени. В ирландских жизнеописаниях святых этого периода, в которых говорится об острове Аран, описаны построенные там лодки с плетёным каркасом, покрытым коровьей шкурой.[3] Реконструкция этого предполагаемого путешествия, успешно совершённая Тимом Северином в 1978 году, доказала возможность плавания на куррахе под парусом между Ирландией и Ньюфаундлендом. В своей книге, «The Brendan Voyage»[4], он подробно описывает и само плавание, и то, как строилась реплика курраха.

Ещё одним христианским проповедником из Ирландии, который использовал куррах, для своего путешествия на Гебридские острова и в Британию, был современник Св. Брендана — Св. Колумба (Кримтан). Об этом говорится следующим образом:

В день, завершающий второй год его пребывания на Айоне, Колумба отправился на пляж, где было оставлено его судно из ивы и коровьих шкур, в ожидании, если оно потребуется любому из Общины Хи при необходимости отбыть с острова. Он сопровождался двумя своими друзьями, которые были вместе с ним послушниками, Комгалом и Каннехом, и небольшим числом помощников. Заняв свои места в своём куррахе, они отправились через пролив на большой остров."

Цитата из Wylie

В поэтической форме об этом рассказывает и Св. Беккан мак Луигдех, живший примерно на сто лет позже Кримтана Колумбы:

In scores of curraghs with an army of wretches he crossed the long-haired sea.
He crossed the wave-strewn wild region,
Foam flecked, seal-filled, savage, bounding, seething, white-tipped, pleasing, doleful.Beccán mac Luigdech. Tiugraind Beccain[5]

Куррах значительных размеров обладает высокими мореходными качествами. В то же время для него представляет угрозу столкновение с другими судами, так как корпус из кожи может легко порваться. Таким образом, куррахи могли плавать по морям Атлантики только до начала эпохи викингов.

Геральд Уэльский в своём труде «Топография Ирландии» (Topographia Hibernica, 1187) пересказывает со слов неких моряков, что они, когда укрывались от шторма у берегов Коннахта, увидели двух мужчин, длинноволосых и полуодетых, подплывавших к ним в плетённой лодке, покрытой кожами. Экипаж, обнаружив, что подплывшие говорят по-ирландски, принял их на борт, где те выразили удивление, никогда прежде не видев большой деревянный корабль.[6]

Методическая последовательность в описании куррахов с раннего средневековья до начала Нового времени может говорить о том, что методы постройки и конструкция куррахов в течение этого времени не претерпевали серьёзных изменений.

Речные и мореходные куррахи XVII века

В труде XVII-го века на латинском языке за авторством Филлипа О’Салливан-Бира о войнах в Ирландии в эпоху Елизаветы I приводится описание двух куррахов, построенных в спешке, чтобы пересечь реку Шьоннон. Постройка большого описывается следующим образом. Два ряда ивовых прутьев были установлены напротив друг друга, затем верхние концы каждой из получившихся пар были согнуты друг к другу (ad medium invicem reflexa) и перевязаны верёвкой, таким образом получился каркас лодки, перевёрнутой вверх дном. После этого к каркасу крепились обшивные планки, сиденья и распорки были установлены изнутри (cui e solida tabula, statumina, transtraque interius adduntur), снаружи покрыто 11-ю конскими шкурами и затем были установлены уключины и вёсла. Это судно охарактеризовано как способное перевезти 30 вооружённых людей одновременно.[7]

«A portable vessel of wicker ordinarily used by the Wild Irish»

По конструкции и парусному оснащению мореходные куррахи XVII века могли быть смесью лодок с кожаной обшивкой и с обшивкой из досок. Это было отображено на рисунке английского капитана Томаса Филлипса, озаглавленного как «A portable vessel of wicker ordinarily used by the Wild Irish».[8][9] Капитан Филлипс предполагал, что такие куррахи были широко распространены в то время. Высказывалось сомнение в точности набросков[8][10], но они показывают возможное развитие океанских куррахов.

Изображённое судно около 6 метров длиной оборудовано килем и рулём (приспособленным с лодок с обшивкой из досок), с каркасом, сплетённым из ивы, и укреплённым шпангоутами. Обшивалась лодка, предположительно шкурами, после полного изготовления каркаса. Примерно в центре лодки устанавливалась мачта. Крепилась она двойными вантами к подобиям привальных брусьев расположенных снаружи борта и форштагом к форштевню. Фал форштага перекидывался через разветвление на вершине мачты чуть выше реи, на которой крепился прямой парус. На корме возвышались две перекрещенные дуги, которые могли служить для установки тента. Киль улучшал остойчивость судна, но корпус сохранял гибкость.

Современные ирландские куррахи

Каркас курраха Национального морского колледжа Ирландии в графстве Корк

Современные куррахи, благодаря развитию на протяжении многих веков, достаточно прочные, лёгкие и универсальные в применении лодки. Каркас представляет собой решётку, сформированную шпангоутами (поперечные «дуги») и стрингерами (продольные планки), ограничивающих борта и дно лодки. На корме устанавливается транцевая доска, но киль отсутствует. Лодка оснащается банками, при необходимости, закрепляемыми кницами. На фальшборт устанавливаются утки и уключневые стержни под вёсла. Также могут быть установлены мачта и парус, но с минимальным оснащением. Обшивается лодка плотной тканью наподобие брезента (англ. canvas) или миткаля (англ. calico), пришедшей на замену шкур и кожи, и покрывается смолой или гудроном.

Современные куррахи применяются для мелкопромыслового прибрежного рыболовства, для переправы и перевозки грузов и скота, включая овец и крупного рогатого скота.[11] На островах Аран, например, они также применяются для доставки пассажиров, почтовых отправлений и товаров между подходящими к островам судами и берегом.

Применение куррахов не было повсеместным на побережье Атлантического океана, как и используемые куррахи не представляют единообразия. Например, в Керри они стали использоваться только с конца XIX века (примерно с 1880-х). До этого основными судами, применявшимися там, были тяжёлые деревянные сейнеры.[12] Жители острова Бласкет признали, что куррахи (или навоги, как принято их там называть) весьма удобны,[13] и дальнейшее развитие этих лодок на острове сформировало местные черты.

Типы куррахов

Куррахи, построенные в разных местах Ирландии, имеют отличия в обводах и технологии постройки, порой значительные. Хорнелл, один из исследователей маломерного флота разных народов, в серии своих статей[14] о куррахах в журнале Mariner’s Mirror, подразделяет их на следующие типы:[15]

Коракло-куррах реки Бойн
Гребковый куррах (Банбег и о. Тори). Теор.чертёж
Куррах о. Инишке. Теор.чертёж
Куррах о. Акилл. Теор.чертёж
Куррах Килки (З.Клэр). Теор.чертёж
Куррах о. Аран. Теор.чертёж
Куррах области Коннемара. Теор.чертёж

Строители куррахов

Модель реплики курраха Св. Брендана, построенного Тимом Северином, выполненная Монти О’Лири (англ. Monty O'Leary)

В современной Ирландии осталось довольно небольшое число тех, для кого постройка куррахов является основным видом деятельности. Преимущественно это мастера, живущие в небольших населённых пунктах на побережье Атлантики и на островах. Также есть небольшое число организаций, занимающихся куррахами. Кроме того, есть несколько групп и отдельных строителей, которые занимаются постройкой как современных, так и сохранением и реконструкцией ставших уже достоянием истории куррахов и коракло-куррахов с каркасом на основе ивовых прутьев и оболочкой из кожи, и для которых это дополнение к основной деятельности (например, живущие за счёт рыбной ловли) или просто увлечение.

Среди наиболее известных организаций — морской культурно-образовательный центр Meitheal Mara в Корке, занимающийся изучением и постройкой куррахов для музеев и частных лиц. Кроме того, они занимаются обучением постройке и управлению куррахом и проводят выездные мастер-классы. Так же они проводят регату куррахов в Корке.

The Boyne Currach Herritage Group, известная также как Newgrange Currach, — это небольшая группа энтузиастов, организованная в 1997 году Клайвом О’Гибном (ирл. Claidhbh Ó Gibne). Они на основе коракло-куррахов реки Бойн строят гипотетические большие куррахи, отталкиваясь от теории их применения при транспортировке глыб кварца, между графствами Уиклоу и Мит, которые использовались при постройке Ньюгранжа. За это время было построено несколько куррахов — от 6-футового коракло-курраха Bran до 26-футового курраха Boann, которая использовалась в съёмках документального фильма «Blood of the Irish», рассказывающего о возможности заселения Ирландии выходцами с испанских берегов Бискайского залива. С 2009 года строится новый 36-футовый куррах Cu Gla, для совершения плавания между Ирландией и материковой Европой.

Шотландские куррахи

Традиционные шотландские куррахи почти полностью исчезли, но в некоторых местах они появились вновь. Сейчас они используются на реке Спей и на северо-восточном побережье, а также на Гебридах.

Куррахи на реке Спей

В Statistical Account of Scotland 1795 года записано:

«…мужчина сидел в так называемом „куррахе“, сделанном из шкуры, формой и размерами как небольшой сусловарный чан, более широком сверху чем снизу, со „скелетом“ или дугами из дерева внутри, на сплетённом из прутьев сидении… Эти куррахи настолько легки, что мужчины носят их на своей спине, когда идут из своего Спеймаута

Как видно, куррахи реки Спей в большей степени по описанию соответствуют кораклам, используемым на реках, а не в открытом море. В книге History of the Province of Moray, изданной в 1775 году, приводится размер лодки:

«Позвольте мне добавить, поскольку это стало редкостью, куррах… Он именно овальной формы, примерно 3 фута шириной и 4 длиной.»

См. также

Примечания

  1. «Иллюстрированная энциклопедия „Руссика“. История Средних веков». — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — С. 640. — ISBN 5-94849-552-3., стр. 138 Архивная копия от 29 ноября 2018 на Wayback Machine, статья «Брендан Клонфератский»
  2. Navigatio sancti Brendani abbatis, cap. IV. Дата обращения: 19 января 2011. Архивировано 17 октября 2017 года.
  3. Цитата в статье Хорнелла (1938), стр. 17: Erat enim in istis partibus, eo aevo, quoddam navigii genus usitatum, ex viminibus contextum, et bovinis coriis contectum; quad Scotica lingua Curach appellatur.
  4. Переведённой и изданной на русском языке, под заглавием «Путешествие на „Брендане“»
  5. "Tiugraind Beccain" в книге Клэнси, Т.О. и Маркуса, Г., изд. 1995, Iona - The Earliest Poetry of A Celtic Monastery, процитированное в книге Риксона (2001) на странице 25.
  6. Topographia Hibernica, Dist. III, Cap. XXVI Архивная копия от 14 мая 2011 на Wayback Machine(лат.) (Topography Ireland Архивная копия от 17 июня 2016 на Wayback Machine (англ.)). Отрывок на латинском, представляющий интерес:
    Audivi enim a navibus quibusdam, quod cum quadrogesimali quodam tempore ad boreales et inexscrutabiles Connactici maris vastitates vi tempestatis depulsi fuissent, tandem sub insula quadam modica se receperunt: ubi et achorarum morsu, funiumque triplicium, immo multiplicium tenacitate se vix retinuerent. Residente vero infra triduum tempestate, et restituta tam eari serentitae quam mari tranquillitate, apparuit non procul facies terrae cujusdam, eis hactenus prorsus ignotae; de qua non longe post et cymbulam modicam ad se viderunt remigantem, arctam et oblongam, vimineam quidem, et coriis animalium extra contextam et consutam. Erant autem in ea homines duo, nudis omnino corporibus, praeter zonas latas de crudis animalium coriis quibus stringebantur. Habebant etiam Hibernico more comas perlongas et flavas, trans humeros deorsum, corpus ex magna parte tegentes. De quibus cum audissent, quod de quadam Connactiae parte fuissent, et Hibernica lingua loquerentur, intra navem eos adduxerunt. Ipsi vero cuncta quae ibi videbant tanquam nova admirari coeperunt. Navem enim magnam et ligneam, humanos etiam cultus, sicut asserebant, nunquam antes viderant.
  7. O’Sullivan-Beare, Philip — Historia catholicae Iberniae compendium, Tom III., Lib. VII, Cap IX (лат.) (History of Ireland in the reign of Elizabeth Архивная копия от 11 декабря 2011 на Wayback Machine (англ.))
  8. 8,0 8,1 Хорнелл (1938), стр. 35 — 37
  9. Wilson Garth Stewart, The Scandinavian impact on Irish seafaring technology (недоступная ссылка), p.54. Univercity of British Columbia, CA, 1984
  10. Nance, R. Morton, "Wicker Vessels, " The Mariner’s Mirror, июль 1922
  11. Tyers, стр. 94—95: Шон О’Кривтан (ирл. Seán Ó Criomhthain) так описывает перевязывание ног скота для безопасной перевозки:
    Chaithfeá iad seo a leagadh agus na ceithre cosa a cheangal dá chéile, agus a fhios a bheith agat conas a cheanglófá leis iad, agus téadán maith a bheith agat. Iad a bhualadh isteach ansin sa naomhóg, agus, má chífeá aon bhogadh ag na cosa á dhéanamh, teacht agus an cupán, áras atá ag leanúint na naomhóige, a chur anuas don uisce, agus cúpla maith uisce a dhoirteadh anuas ar an téad, agus d’fháiscfeadh sé sin go maith ar a chéile iad.
  12. Ua Maoileoin, стр.140 — 146
  13. Tyers, стр. 29—30
  14. Переизданы в 1973 году отдельной книгой «The curraghs of Ireland» в Соединённом Королевстве, и в 1977, вместе со статьями о кораклах, «British Coracles and Irish Curraghs» в США
  15. Хорнелл (1937,1938)

Источники

  • Hornell, James. British Coracles, parts: I, II // Mariner’s Mirror. — vol. XXIII. — Jan. 1937. — C. 74-83, 148—175 — ISSN 0025-3359
  • Hornell, James. British Coracles, parts: III // Mariner’s Mirror. — vol. XXIV. — Jan. 1938. — C. 5-39 — ISSN 0025-3359
  • Ua Maoileoin, Pádraig. Na hAird ó Thuaidh. — Baile Átha Cliath: Sáirséal agus Dill, 1970. — 175 c. — ASIN: B002LUO5NA
  • Tyers, Pádraig. Leoithne Aniar. — Baile an Fheirtéaraigh: Cló Dhuibhne, 1982. — 174 c. — ASIN: B0006DEO7Q
  • Wylie, Rev. J.A. History of the Scottish Nation, Vol. 2, 1886
  • Dwelly, Edward Faclair Gàidhlig agus Beurla
  • Statistical Account of Scotland, 1795
  • Shaw, L History of the Province of Moray, 1775
  • Session Papers, Grant v. Duke of Gordon, 22 April 1780
  • Ainslie, H. Pilgrimage etc., 1822
  • Banffshire Journal, 18 May 1926

Литература

Обзорная литература о куррахах и других судах ирландцев. История, конструкция.
  • Hornell, James. British Coracles and Irish Curraghs. — New York: Ams Press Inc., 1977. — ISBN 978-0404164645.
  • Mac Cullagh, Richard. The Irish currach folk. — Wolfhound Press, 1992. — P. 192. — ISBN 978-0863273414.
  • Mac Cárthaigh, Críostóir. Traditional boats of Ireland: history, folklore and construction. — Collins, 2008. — P. 658. — ISBN 978-1905172399.
  • MacPolin, Dónal. The Donegal Currach. — Ballyhay Books, 2007. — P. 119. — ISBN 978-1900935630.
  • MacDonnacha, Jonnaí Jimmí. The Canvas Currach. — Cian De Buitléar, 2005. — ISBN 0954902327.
  • Mac Donnacha, Michael Mhairtín Jimmí. The Wooden Currach. — Cian De Buitléar, 2005. — ISBN 0954902319.
Литература по истории судостроения и мореплавания кельтов.
  • Северин Тим. Путешествие на «Брендане» / Пер. с англ. Л. Жданова. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 256 с.: ил. — Серия «Необыкновенные путешествия».
  • McGrail, Shean. Chapter 15 — Celtic Seafaring and Transport // Aldhouse-Green, Miranda Jane. — Routledge: The Celtic world, 1995. — P. 839. — ISBN 978-0415057646.

Marcus, Geoffrey Jules. Factors in Early Celtic Navigation//Etudes Celtiques — vol. 6, 1952—1954, Fascicule 2, 1953—1954 — С. 312—327.

  • Cunliffe, Barry W. Facing the ocean: the Atlantic and its peoples, 8000 BC-AD 1500 — Oxford University Press, 2004—600 с. — ISBN 978-0192853554
  • Seán McGrail. Maritime Celts, Frisians and Saxons: papers presented to a conference at Oxford in November 1988 — Council for British Archaeology, 1990—134 с. — ISBN 978-0906780930
  • Clark, Peter. The Dover Bronze Age boat — English Heritage, 2004—340 с. — ISBN 978-1873592595
  • Mowat, Robert J. C.. The logboats of Scotland: with notes on related artefact types. — Oxbow Books, 1996—166 с. — ISBN 978-1900188111
Литература по истории судостроения и мореплавания в западной и северной Европе (или в том числе) до раннего средневековья, включая кельтов.
  • Цветков С. В., Черников И. И. Торговые пути, корабли кельтов и славян — СПб: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2008—344 c. — ISBN 978-5-86789-175-6
  • Hornell, James. Water transport: origins and early evolution. — David & Charles, 1970—307 с. — ISBN 978-0715348604
  • Jordan, Paul. North Sea saga. — Pearson Longman, 2004—272 с. — ISBN 978-0582772571
  • McGrail, Shean. Ancient boats. — Shire Publications, 1983 — 64 с. — ISBN 978-0852636268
  • Haywood, John. Dark age naval power: a reassessment of Frankish and Anglo-Saxon seafaring activity. — Anglo-Saxon Books, 2006—224 с. — ISBN 978-1898281436
  • Gillmer, Thomas Charles. A history of working watercraft of the western world — International Marine, 1994—276 с. — ISBN 978-0070236165
  • McGrail, Shean. Ancient Boats and Ships — Osprey Publishing, 2006 — 72 с. — ISBN 978-0747806455
  • McGrail, Shean. Boats of the world: from the Stone Age to medieval times — Oxford University Press, 2004—480 с. — ISBN 978-0199271863
  • McGrail, Shean. Studies in maritime archaeology — British archaeological reports, 1997—374 с. — ISBN 978-0860549031
  • Johnstone, Paul. The sea-craft of prehistory — Routledge, 1989—288 с. — ISBN 978-0415026352
  • Marcus, Geoffrey Jules. The Conquest of the North Atlantic — Boydell & Brewer Ltd, 2007—224 с. — ISBN 978-1843833161
  • Phillips-Birt, Douglas Hextall Chedzey. The building of boats — Stanford Maritime, 1979—287 с. — ISBN 978-0540071876
  • Robert Gardiner, Arne Emil Christensen. The earliest ships: the evolution of boats into ships — Conway Maritime Press, 1996—143 с. — ISBN 978-0851779959
  • Basil Greenhill, John S. Morrison. The archaeology of boats & ships: an introduction. — 288 с. — ISBN 978-1557500397
  • McGrail, Shean. Ancient boats in North-West Europe: the archaeology of water transport to AD 1500 — Longman, 1998—324 c. — ISBN 978-0582319752
Художественные альбомы.
  • Wallace Clark, Ros Harvey. Islands of Connaught: paintings and stories from sailing the islands — Cottage Publications, 2005 — 91 с. — ISBN 978-1900935470

Ссылки по теме

  • Irish International Currach Association
  • An Meitheal Mara — добровольное общество строителей куррахов и участников регат из Корка.
  • Newgrange Currachs — сайт The Boyne Currach Herritage Group, небольшой группы энтузиастов, строящих, на основе коракло-куррахов реки Бойн, гипотетические большие куррахи
  • Currachs and Currach Building — общая информация о куррахах и постройке курраха аранского типа
  • Naomhoga Chorcai — гребной клуб в Корке
  • Dingle Currach — сайт Монти О’Лири, строителя куррахов и их моделей из графства Керри
  • Philadelphia Regatta — Women’s Racing — фотоальбом с регаты куррахов 2006 года в Филадельфии, США — Женская гонка
  • Philadelphia Regatta — Men’s Racing — фотоальбом с регаты куррахов 2006 года в Филадельфии, США — Мужская гонка
  • Lough Neagh Heritage Boats — добровольное общество строителей традиционных ирландских лодок (информация о куррахах, которая была представлена на сайте доступна через web-архив)

Шаблон:Fishing vessel topics