Чин (народы)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Куки-чинские народы»)
Куки-чинские народы
Численность 5 млн
Расселение Мьянма, Бангладеш, Индия
Язык куки-чинские языки, местные языки
Религия христианство, анимизм, буддизм, иудаизм
Родственные народы нага, манипури
Биате[англ.], один из множества куки-чинских народов

Чинские народы, также известные в Индии как куки, — группа родственных горных племён, живущих на территории северо-восточных штатов Индии, в северо-западных регионах Мьянмы и в Читтагонгском горном районе Бангладеш. Такое широкое расселение вызвано политикой Британской империи, проводившейся в том регионе[1].

Расовый тип куки-чинских народов — монголоидный, они обычно низкого роста, волосы чёрные и прямые, глаза тёмно-карие. Около 50 куки-чинских племён входят в список официально зарегистрированных племён Индии[2].

Название

Представительница народа зо

Слово «куки» используется в Индии, «чин» — в Мьянме[3][4]. Слово «куки» имеет, вероятно, ассамское или бенгальское происхождение и означает то же, что и «чин» — «горцы»; сами они себя так не называют[3][4].

В мифологии этих народов имеется легенда о происхождении куки-чинов из пещеры Кхул или Чхинлунг, а среди учёных единого мнения о происхождении данной группы нет. Одни считают, что куки-чины спустились из Китая через Тибет, другие предполагают, что этническая общность сформировалась в Мьянме[4].

Термин «куки» впервые был употреблён в описании племён Читтагонгского горного района Роулинсом (Rawlins). Куки имеют общее прошлое, культуру и традиции, говорят на родственных языках тибето-бирманской семьи[5]. Название «чин» вызывает споры. Британское колониальное правительство использовало термин «чин-куки-мизо», он перешёл к правительству Индии[6]. Христианские миссионеры называли словом «чин» племена на бирманской стороне, а «куки» — на индийской[7][8]. Лидеры чинских националистических групп из штата Чин стали использовать это слово после получения Бирмой независимости от Британии[9].

Некоторые куки-чины, включая зо[англ.], называют себя «зоми» и отрицают принадлежность к куки-чинам[10], с чем не согласны другие народы, включая хмаров[англ.][11][12]. Термин «мизо» усложняет задачу, в особенности после появления национального конгресса зоми[англ.][13][14].

История

Горы Мизорама — одно из традиционных мест обитания куки-чинов

В санскритской литературе упоминается народ кирата, который современные учёные считают монголоидами, населяющими горы Индокитая (аналогично куки)[15].

Мьянма

На территорию современной Мьянмы куки-чины, возможно, впервые пришли ещё в I тысячелетии до н. э., но лишь в XVII веке прекратились стычки с монами, бирманцами и шанами, территории расселения куки-чинов стабилизировались, а сами они признали власть короля Байиннауна и стали отправлять Таунгу отряды солдат[16]. Произошёл распад первобытного общества. В XIX веке центральная (фаламская) группа куки-чинов ассимилировалась с бирманцами[3].

В 1948 году места расселения куки-чинов были объединены в административную единицу, а в 1974 году образован штат Чин.

Индия и Бангладеш

В Индии племена куки делятся на «старые» и «новые». «Старые» пришли в Манипур с юга в XVI веке, а «новые» — в XVIII—XIX веках; почти все они пользуются манипури в качестве лингва франка при общении с местным населением[17].

Вражда куки-чинов с колониальной британской администрацией продолжалась многие годы. С 1777 по 1851 год куки-чины регулярно нападали на британцев и продолжали сопротивляться их доминированию в регионе. Кульминация стычек произошла во время Первой мировой войны, в 1917—1919 годах, эти сражения объединяют под названием «восстание куки»[18]. Затем, в 1943 году, куки заключили в Бирме соглашения с японцами, надеясь восстановить доколониальный независимый статус в случае победы стран «оси»[19][20].

После того, как Япония сдалась, владения куки-чинских народов оказались поделены между Пакистаном (ныне Бангладеш), Бирмой (ныне Мьянма) и Индией, начался распад куки-чинской общности. В 1946 году появилось национальное движение мизо, имевшее целью консолидацию куки-чинов в одной административной единице, и движение куки (Национальная ассамблея куки, Kuki National Assembly), задумывавшаяся как всекуки-чинская политическая организация, защищающая культуру, земли и идентичность куки-чинов. В том же году НАК потребовала выхода из состава Индии. Перед самым окончанием британского присутствия в Индии НАК создала черновик конституции своего государства, однако представителей НАК (в отличие от представителей народов нага) не пригласили в комитет, создававший конституцию. Куки-чины выразили недовольство тем, что тхадо[англ.], более молодой народ, получил статус официально признанного племени вместо куки, так как это нарушает законы наследования куки-чинов[21].

С 1956 по 1964 год возросла напряжённость между куки-чинами и нага. Нага начали нападать на деревни куки-чинов, выселять их, разгромив более 60 деревень в Манипуре. Несколько «старых» куки-чинских народов отказались от самоопределения как куки и присоединились к нага. В 1960 году НАК отправила премьер-министру Индии меморандум с требованием создания штата куки[22]. В 1988 году созданы вооружённые организации Национальный фронт куки и Национальная организация куки, что ещё сильнее распалило конфликт с нага — теперь нага считали НФК и НОК прямой угрозой своей независимости. Нага начали накладывать всё бо́льшие налоги на куки-чинские деревни, а когда куки-чины потребовали освободить свои земли, начался полномасштабный военный конфликт 1992—1997 годов, жертвами которого стало около тысячи людей с обеих сторон (однако куки пострадали больше). Военизированные организации куки-чинов появлялись и исчезали множество раз в это время[23].

Жильё и пропитание

Батат, или сладкий картофель.

Дома прямоугольные, пол наполовину бамбуковый или дощатый, наполовину земляной в части с очагом. Живут огнево-подсечным земледелием, после двух лет использования земли ей дают «отдохнуть» на пять—семь лет. Основа диеты — рис, маис, просо, бобы, тапиока, батат и тыква; апельсины, лимоны и прочие цитрусовые, гуава, манго и бананы; говядина, свинина, птица; капуста, горчица, бутылочная тыква, огурцы, дыни и ямс; мёд; рыба, особенно сушёная; пьют рисовое вино. Буйволятину большинство не употребляют, хотя запретов на неё нет[4].

Традиции

Символом куки-чинов является носорог, которому приписывают верность и правдивость. Куки-чины любят песни и часто организуют фестивали. В штате Манипур их песни получили популярность среди всего населения[4]. Традиционный костюм — в древности набедренная повязка, головной обруч и сумка у мужчин, травяная юбка у женщин[3].

Семья и брак

Женщина, принадлежащая к бангладешскому народу бом[англ.]

У большинства куки-чинских народов женщина занимает более низкий статус, чем мужчина, и не может наследовать имущество[4].

Новорождённым детям стараются дать имя как можно быстрее, обычно имя ребёнка начинается с последнего слога имени бабушки или дедушки[4].

Мальчиков традиционно обучали вместе в особой хижине. Лучших учеников рекомендовали на службу вождю или правителю[24]. Также имелся традиционный «молодёжный клуб» для обучения и развлечения детей обоих полов. Среди «предметов», которые изучали молодые куки-чины — обработка земли, охота, рыбалка и физическая активность, игры: прыжки в высоту, игра с волчком, метание копья и толкание ядра[24]. Там же дети и подростки учились этикету[24].

Брачный возраст — 25—30 лет. Поощряются браки с детьми сиблингов родителя противоположного пола (например, для девочек — с сыном дяди по материнской линии, для мальчиков — с дочерью тёти по отцовской линии)[4]. От жениха в дом невесты направляются родители, которые предлагают родственникам невесты вместе выпить вина и обсудить цену невесты. После достижения договорённости играют свадьбу. Молодая жена обычно переходит в клан мужа[4].

Большинство куки-чинов моногамны, но встречается и полигамия. Разрешены разводы, однако если инициирует развод женщина, то она должна оставить у мужа всё, что принесла в свой новый дом[4].

Умершего обмывают и хоронят, похороны сопровождаются жертвоприношениями. Имеется два кладбища — для умерших от естественных причин и для погибших в наводнениях, от эпидемий и тому подобного[4].

Законы и правительство

Ежегодно главы семей, вождь и два его помощника собираются для обсуждения насущных проблем племени[25].

Религия

Традиционно куки-чины исповедовали анимизм и приносили доброму верховному богу жертвы — собак, свиней, кур. Помимо этого культ включал веру в злых духов и реинкарнацию. Жрецы проводили ритуалы перед каждым важным делом — постройкой дома, началом вырубки леса, после рождения и смерти жителя[4].

Большинство куки-чинов — христиане, обычно протестанты (в частности, доминирует баптизм)[26]. Небольшая группа манипурских и мизорамских куки-чинов утверждают, что являются потерянным коленом Израилевым, Бней-Менаше.

Примечания

  1. T. Haokip, 'The Kuki Tribes of Meghalaya: A Study of their Socio-Political Problems', in S.R. Padhi (Ed.). Current Tribal Situation: Strategies for Planning, Welfare and Sustainable Development. Delhi: Mangalam Publications, 2013, p. 85.
  2. Alphabetical List of India’s Scheduled Tribes
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Губер, 1966.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Haokip, 2011.
  5. Grierson (1909), Linguistic Survey of India, Vol. 111, Tibeto-Burman Family, General Introduction, Specimens of the Tibetan Dialects, The Himalayan Dialects and The North Assam Group, Pt. II, with Grierson (1903), Specimens of the Bodo, Naga and Kachin Groups, Pt. III, Grierson (1904) Specimens of the Kuki, Chin and Burma Groups, Pt. 111, Vol. 111
  6. Violence and identity in North-east India: Naga-Kuki conflict — Page 201 S. R. Tohring — 2010 «… for these tribes including • the Kuki/ speaking tribe such as: 'Chin', 'Mizo', 'Chin-Kuki-Mizo', 'CHIKIM', 'Zomi', 'Zou', 'Zo'. … During the British era, the British rulers used the term 'Chin-Kuki-Mizo' and the Government of India seemed to follow …»
  7. Sachchidananda, R. R. Prasad -Encyclopaedic profile of Indian tribes- Page 530 1996
  8. Pradip Chandra Sarma, Traditional Customs and Rituals of Northeast India: Arunachal … Page 288 Vivekananda Kendra Institute of Culture «chose to employ the term Chin to christen those on the Burmese side and the term Kuki on the Indian side of the … The Mizo of today’s Mizoram are the descendants of Luseia, and the Zomi of Manipur are from the Songthu line, and thus all …»
  9. Amy Alexander Burma: «we are Like Forgotten People» : the Chin People of Burma Page 16 2009 «… within Chin State, Chin nationalist leaders popularized the term „Chin“ following Burma’s independence from Britain.»
  10. History of Zomi T. Gougin — 1984.
  11. B. Datta-Ray Tribal identity and tension in north-east India Page 34 1989 «Now to accept the term Chin would mean subtle Paite domination in the matter, which the other groups like the Hmars, Zous, Anals and Koms may not coopt. A Zomi leader categorically stated that 'Chin' is a Burmese word which literally …»
  12. Keat Gin Ooi — Southeast Asia: A Historical Encyclopedia, from Angkor Wat to East … — Volume 1 — Page 353 2004 «Until recently, there appeared to be a consensus that the term Chin was not an identity that any of these peoples would … Some promote the terms Zo and Zomi, stating that they are derived from the name of the mythic common ancestor of all …»
  13. Ramamoorthy Gopalakrishnan — Socio-political framework in North-East India Page 149 1996 «Later, the term 'Mizo' created a lot of confusion particularly when the Zomi National Congress emerged. … But the problem arose with the use of the term 'Chin' (it is not given due recognition in the List of Scheduled Tribes in Manipur).»
  14. Chinkholian Guite — Politico-economic development of the tribals of Manipur: a study … Page 8 1999 «Conceptual Meaning and Various Interpretations of the Terms— Chin, Kuki and Mizo (a) Chin The term Chin is the name given to this Zo/Zou tribes (formerly known as Chin-Kuki-Mizo) group of people in Myanmar (Burma). They are mostly found in the …»
  15. Mrinal Miri. Linguistic Situation in North-East India (неопр.). — Concept Publishing Company, 2003. — С. 77. — ISBN 978-81-8069-026-6.
  16. Тхин Аун, 1967.
  17. Singh, 2009.
  18. Burma and Assam Frontier, ‘Kuki rising, 1917—1919’, L/PS/10/724, Oriental and India Office Collections (OIOC), British Library, London
  19. Haokip, 2013, pp. 52—53.
  20. Guite, Jangkhomang (2010) «Representing Local Participation in INA-Japanese Imphal Campaign The Case of the Kukis in Manipur, 1943-45» Indian Historical Review Vol.37, No.2, pp. 1291—309.
  21. Haokip, 2013, pp. 53—59.
  22. Haokip, 2013, pp. 59—61.
  23. Haokip, 2013, pp. 67—71.
  24. 24,0 24,1 24,2 Paokhohao Haokp, «Reinculcating Traditional Values of the Kukis with Special Reference to Lom and Som», in T. Haokip (ed.). The Kukis of Northeast India: Politics and Culture. New Delhi: Bookwell, 2013, Chapter 11.
  25. Haokip, 2013.
  26. Chin Cultural Profile

Литература


Ссылки