Кристгау, Роберт
Роберт Кристгау | |
---|---|
Robert Christgau | |
Место рождения | Нью-Йорк, США |
Род деятельности | Музыкальный критик, эссеист, журналист |
Сайт | Официальный сайт |
Ро́берт Кри́стгау (англ. Robert Christgau; 18 апреля 1942 года, Нью-Йорк) — американский публицист, музыкальный журналист, сам себя он называет «старейшина американских рок-критиков» (англ. Dean of American Rock Critics)[1][2].
Будучи одним из первых профессиональных рок-критиков, Кристгау известен своими лаконичными рецензиями и ревью, публиковавшимися с 1969 года в его колонках «Гид покупателя» (англ. Consumer Guide). Он провёл 37 лет на посту музыкального редактора газеты The Village Voice, создав в этот период ежегодный опрос «Pazz & Jop».
Ранняя жизнь
Роберт Кристгау родился и вырос в Нью-Йорке. В 1954 году он стал поклонником набирающего в те годы популярность рок-н-ролла, после того как в город переехал диск-жокей Алан Фрид[3]. По окончании школы Кристгау поступил в Дартмутский колледж, переехав на четыре года из Нью-Йорка в Хановер, окончив его в 1962 году он получив высшее образование на факультете англистики. Хотя во время учёбы в колледже Кристгау проявлял больше интереса к джазу, вскоре после возвращения в Нью-Йорк он вновь переключил свой интерес на рок-музыку.
Карьера
Кристгау начинал как автор рассказов, однако в 1964 году отказался от беллетристики, став спортивным обозревателем, а позже полицейским репортёром в газете Newark Star-Ledger[4]. После того как он написал историю о смерти женщины в Нью-Джерси, которая была опубликована журналом New York Magazine, ему предложили стать внештатным автором издания. После этого он был приглашён в журнал Esquire вести музыкальную колонку, в которой начал публиковаться в начале 1967 года. В 1969 году, после закрытия колонки, Кристгау перешёл в газету The Village Voice, кроме того, он также работал в качестве профессора колледжа.
В начале 1972 года Кристгау устроился в штат газеты Newsday на должность музыкального критика. Однако, спустя два года, вернулся в The Village Voice на должность музыкального редактора. Кристгау проработал там до августа 2006 года, когда был уволен, вскоре после приобретения газеты медиахолдингом New Times Media[2]. Два месяца спустя стал содействующим редактором в журнале Rolling Stone. В конце 2007 года был уволен из Rolling Stone[5], но продолжал писать для журнала ещё 3 месяца. В марте 2008 года приглашён в журнал Blender, где занимал должность «главного критика» на протяжении трёх номеров, после чего стал «пишущим редактором»[6]. Кристгау был постоянным сотрудником Blender, прежде чем вновь вернулся в Rolling Stone. Он продолжал писать для Blender вплоть до закрытия журнала в марте 2009 года.
Кристгау также публиковался в Playboy, Spin и Creem.
В ранние годы преподавал в Калифорнийском институте искусств. В 2005 году приглашён на должность профессора на факультет звукозаписи Клайва Дэйвиса в Нью-Йоркский университет.
Гид покупателя
Кристгау наиболее известен благодаря своим колонкам «Гид покупателя» (англ. Consumer Guide), публиковавшимися начиная с 1969 года в газете The Village Voice с периодичностью раз в месяц, а также некоторый период в Newsday. В декабре 2006 года колонка стала выходить онлайн на портале англ. MSN Music, сначала раз в два месяца, а с июня 2007 года ежемесячно. В своём оригинальном формате «Гид покупателя» представлял собой короткие рецензии на альбомы (как правило 18—20 отдельных абзацев), каждый из которых получал рейтинг от А+ до E-. По мнению Джоди Розен: «Колонки Кристгау не похожи ни на что другое — компактные идеи и намёки, признания и обвинения из первых уст, высокоинтеллектуальные отсылки и сленг»[2].
В 1990 году Кристгау изменил формат «Гида», который со временем стал состоять из 6—8 обзоров, классифицированных рейтингом не ниже «B+», одного обзора «Бездарность месяца» (англ. Dud of the Month), классифицированного рейтингом «В» или ниже, и ещё трёх списков: «Поощрительный отзыв» (рейтинг «B+», альбомы сочтённые не достойными полного обзора), «Выборочные треки» (отличные композиции из нерекомендуемых альбомов) и «Провальные треки» (англ. Dud) (с такой иконкой ). В течение нескольких лет публиковались две ежегодные колонки «Гида», отходившие от этого формата: «Охота на индюшек» (как правило, публиковалась в период дня Благодарения), которая состояла исключительно из рецензий классифицированных B или ниже, и «Облава рождественского сезона компиляций и переизданий», состоявшая из рецензий в основном классифицированных A или A+. Позднее обе колонки были упразднены.
Кристгау также использовал такие оценки, как «ни о чём» (обозначался хмурым смайликом, впоследствии — ), такой альбом может «произвести впечатление один или два раза хитрой консистенцией или привлекающим внимание одним — двумя треками. После чего — разонравится» и «выборочный трек» (обозначался таким символом ), который, как отмечалось выше, обозначает «хорошую песню из альбома, который не стоит вашего времени и денег»[7].
Во время концертного альбома выпущенного под названием Take No Prisoners (1978), Лу Рид в грубой форме выразил своё отношение к музыкальным критикам перейдя к прямым нападкам на Роберта Кристгау и Джона Рокуэлла из The New York Times. Музыкант выразил свое возмущение Роберту Кристгау, заявив следующее: «Только представьте, вкалывать в течение грёбанного года и получить рейтинг B+ от какого-то ушлёпка из „The Village Voice“?»[8]. Кристгау оценил этот альбом рейтингом C+, назвав запись комичной и подытожив в конце рецензии: «Я благодарен Лу, что он сумел произнести моё имя правильно»[9].
Аналогичная нападка в адрес Кристгау содержалась в песне группы Sonic Youth «Kill Yr Idols» (в то время известной как «I Killed Christgau With My Big Fucking Dick»): «Я не знаю, почему / Вы хотите произвести впечатление на Кристгау / Ах, пусть это дерьмо умрёт / Найдите себе новые цели» (англ. «I don't know why / You wanna impress Christgau / Ah let that shit die / And find out the new goal»), на что Кристгау ответил: «Обожествление — это для рок-звёзд, даже для таких несостоявшейся рок-звёзд, как эти фригидные неформалы — критикам лишь немного уважения. Поэтому — и пусть не покажется, что меня это особо задело — мне льстит слышать своё имя, хотя оно было произнесено правильно, вынесенное в заглавие этой конкретной песни» (англ. Idolization is for rock stars, even rock stars manqué like these impotent bohos--critics just want a little respect. So if it's not too hypersensitive of me, I wasn't flattered to hear my name pronounced right, not on this particular title track)[10].
1 июля 2010 года в предисловии к своей колонке «Гида покупателя», выпуск которого стал последним последним на портале MSN, Кристгау объявил:
«Если не случится чудо — что вряд ли произойдёт — это последний выпуск „Гида покупателя от Кристгау“, который, как сочло руководство MSN, больше не соответствует редакционным целям. Как правило, работа над „Гидом“ требовала семи дней в неделю на протяжении 41 года, которые я его вёл, и я благодарен MSN, за то, что они по достоинству оплачивали мою работу в течение тех трёх с половиной лет, пока я публиковал его у них. Но, хотя мне всегда нравилась эта работа, это всё же была работа, и я давно осознавал, что есть и другие вещи, которые я могу делать с помощью своих ушей. Поэтому, хотя у меня есть намерения идти в ногу с популярной музыкой по мере ее развития, быть менее энциклопедичным в этой сфере станет для меня некоторым облегчением, хотя и потерей тоже».
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]«Barring miracles unlikely to ensue, this is the final edition of Christgau's Consumer Guide, which MSN has decided no longer suits its editorial purposes. The CG has generally required a seven-days-a-week time commitment over the 41 years I've written it, and I'm grateful to MSN for paying me what the work was worth over the three-and-a-half years I published it here. But though I always enjoyed the work, work it was, and I've long been aware there were other things I could be doing with my ears. So while I have every intention of keeping up with popular music as it evolves, being less encyclopedic about it will come as a relief as well as a loss»
Pazz & Jop
В 1971 году Кристгау создал ежегодный музыкальный опрос «Pazz & Jop». Результаты публиковались в одном из февральских номеров The Village Voice и содержали «Горячую десятку» списков, представленных музыкальными критиками со всей страны. На протяжении всей своей карьеры в газете, Кристгау сопровождал каждый такой опрос длинным эссе, в котором анализировал результаты и размышлял о музыкальных альбомах в целом, выпущенных за прошедший год. Впоследствии, несмотря на увольнение Кристгау руководство The Village Voice сохранило рубрику.
Стиль и музыкальный вкус
Кристгау назвал Луи Армстронга, Телониуса Монка, Чака Берри, The Beatles и New York Dolls пятью его самыми любимыми музыкальными исполнителями всех времён[12]. Кристгау был одним из первых приверженцев хип-хопа, а также движения riot grrrl, среди музыкальных критиков. В 1980-е гг. он был ярым сторонником афро-попа[англ.], в связи с чем некоторые из его коллег начали относиться к нему с пренебрежением, так как из-за любви к этому жанру Кристгау стал проявлять мало интереса к более массовой американской и британской рок-музыке. Однако в 1990-х гг. он широко освещал инди-рок-движение.
Кристгау открыто признавал, что имеет собственные музыкальные предубеждения и в целом не испытает пиетета к таким жанрам, как хеви-метал[12], арт-рок, прогрессив-рок, блюграсс, госпел, ирландский фолк и джаз-фьюжн[13], тем не менее, по ходу своей карьеры, критик рекомендовал некоторые альбомы большинства из этих жанров.
В декабре 1980 года Кристгау спровоцировал недовольство среди читателей, когда в его колонке была напечатана эмоциональная реакция жены критика, Каролы Диббелл, на убийство Джона Леннона: «Почему это всегда Бобби Кеннеди или Джон Леннон? Почему не Ричард Никсон или Пол Маккартни?»[14].
Американский журналист, писатель и музыкальный критик Джоди Розен[англ.] описывает публикации Кристгау, как «зачастую выводящие из себя, однако, всегда подталкивающие к размышлению». Наряду с Полин Кейл он называет Кристгау одним из двух наиболее влиятельных американских критиков в массовой культуре второй половины XX века. По мнению Розена: «Все публикующиеся сегодня рок-критики, по крайней мере те, кто стремится к большему, нежели просто переписывать пресс-релизы, в некотором смысле „кристгауианцы“»[2].
Личная жизнь
Авторская классификация
Примечания
- ↑ Robert Christgau, Dean of American Rock Critics . robertchristgau.com. Дата обращения: 10 октября 2009. Архивировано 4 мая 2012 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Rosen, Judy (September 5, 2006), «X-ed Out: The Village Voice fires a famous music critic Архивная копия от 15 июля 2010 на Wayback Machine». Slate.com. Retrieved August 15, 2009.
- ↑ Christgau, Robert (2004), «A Counter in Search of a Culture». Any Old Way You Choose It, Cooper Square Press, p.2.
- ↑ Christgau, Robert (2004), «A Counter in Search of a Culture». Any Old Way You Choose It, Cooper Square Press, p.4.
- ↑ Christgau, Robert (March 27, 2009), «Poptastic bye-bye Архивная копия от 7 апреля 2011 на Wayback Machine». ARTicles. Retrieved March 4, 2010
- ↑ Blender, June 2008, p. 16
- ↑ Key to Icons . RobertChristgau.com. Архивировано 11 марта 2012 года.
- ↑ Wolfsen, Jared. Walk On The Wild Side (англ.) (4 мая 2002). Архивировано 20 июля 2002 года.
- ↑ Christgau, Robert. Lou Reed (англ.). RobertChristgau.com. Дата обращения: 27 января 2016. Архивировано 22 марта 2020 года.
- ↑ Christgau, Robert. Sonic Youth (англ.). RobertChristgau.com. Дата обращения: 27 января 2016. Архивировано 29 июля 2013 года.
- ↑ Christgau, Robert. Inside Music (англ.). MSN. Microsoft. Дата обращения: 1 июля 2010. Архивировано 2 марта 2011 года.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 O'Dair, Barbara A conversation with Robert Christgau (недоступная ссылка). Salon (9 мая 2001). — «... there are things I don't like or get. Metal—I don't think metal's as bad as I hear it as being.». Дата обращения: 13 апреля 2008. Архивировано 7 марта 2008 года.
- ↑ Rubio, Steven Online exchange with Robert Christgau . Rockcritics Archives. rockcritics.com (July 2002). — «As for my limitations, they're public and they're legion. Metal, art-rock, bluegrass, gospel, Irish folk, fusion jazz (arghh)—all prejudices I'm prepared to defend and in most cases already have, but prejudices nevertheless. I pretty much lost reggae with dancehall; my acquaintance with most techno is a nodding one (zzzz); I've never really liked salsa ...». Архивировано 4 мая 2012 года.
- ↑ Christgau, Robert John Lennon, 1940-1980 . Robert Christgau: Dean of American Rock Critics (22 декабря 1980). Дата обращения: 15 марта 2008. Архивировано 4 мая 2012 года.
Ссылки
- robertchristgau.com/inde… — официальный сайт Роберт Кристгау
- Consumer Guide on MSN Music
- Users' Guide to the Consumer Guide