Армстронг, Луи
Луи Армстронг | |
---|---|
Louis Armstrong | |
Основная информация | |
Полное имя | Луи Дэниел Армстронг |
Дата рождения | 4 августа 1901 |
Место рождения | Новый Орлеан, Луизиана, США |
Дата смерти | 6 июля 1971 (69 лет) |
Место смерти | Куинс, Нью-Йорк, США |
Страна | США |
Профессии | музыкант |
Годы активности | 1914—1971 |
Певческий голос | баритон[1] |
Инструменты | Труба, корнет |
Жанры | джаз |
Псевдонимы | Сатчмо; Попс (англ. Satchmo; Pops) |
Сайт | Официальный сайт |
Луи Дэниел Армстронг (англ. Louis Daniel Armstrong; 4 августа 1901, Новый Орлеан, Луизиана — 6 июля 1971, Нью-Йорк) — американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал (наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза и внёс значительный вклад в его популяризацию во всём мире[2].
Биография
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Луи, как называли его на креольский манер, родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана. Рос в неблагополучной семье. Его отец бросил семью, когда мальчик был ещё младенцем. Мать занималась проституцией. Мальчика вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая ещё помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать Армстронга, Мэйэнн, забрала Луи, но должного внимания ему никогда не уделяла. Армстронг с детства занимался развозом угля, продажей газет и другой подобной работой.
В семь лет он стал помогать по дому в семье торговцев углем Карнофски — евреев, недавно иммигрировавших в Америку из Российской империи. Позже он стал оставаться у них ночевать и со временем стал практически приёмным сыном в этой семье[3][4]. В память об этой семье он до конца своих дней носил цепочку с кулоном Звездой Давида. Карнофски жили в Сторивилле — районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами и публичными домами. Именно Карнофски позже дали денег Армстронгу на покупку корнета, его первого собственного музыкального инструмента[3][4][5].
Армстронг рано начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков в 1913 году, куда попал за случайный озорной поступок — стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полицейского — одного из клиентов матери)[источник не указан 3097 дней]. Там он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорне, а затем освоил корнет. Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар — марши, польки и популярные песенки. Ко времени окончания срока Луи решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи эпизодически начал выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Неколз, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвовал в джазовых парадах по улицам родного города и играл в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. После того, как Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше основы нотной грамоты, Армстронг стал считаться квалифицированным музыкантом. За ним постепенно в среде музыкантов закрепляется прозвище Сатчмо — сокращение от английского Satchel Mouth («рот-меха»).
В 1922 году Оливеру понадобился второй корнетист, и он пригласил Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 году он во второй раз женился (первой его женой была проститутка, креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана) на пианистке ансамбля Лил Хардин, и по настоянию своей жены начал самостоятельную карьеру. Армстронги уехали в Нью-Йорк, где Луи поступил на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там к нему пришла известность, любители джаза приходили слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно сформировался собственный стиль Луи Армстронга — яркий, импровизационный и изобретательный.
В этот период Армстронг участвовал в записях ансамбля «Blue Five» пианиста Кларенса Уильямса и работал в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит, Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, Евой Тэйлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес, Перри Брэдфордом).
В 1925 году по истечении срока ангажемента у Флетчера Хендерсона Луи Армстронг вернулся в Чикаго и там много и успешно работал. Играл у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявилось его актёрское дарование. Именно в этот период были сделаны исторические записи со своим лучшим студийным составом «Hot Five». Записи, сделанные в эти годы при участии тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин (позднее в записях участвуют Фред Робинсон, Джимм Стронг, Эрл Хайнс и Затти Синглтон) стали шедеврами джазовой классики. В 1926 году Луи стал солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, а после его ухода сам стал бэндлидером и в течение короткого времени руководил собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers», членами которого были Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс, Табби Холл. В 1927 году к студийному квинтету «Hot Five» примкнули Пит Бриггс и Бэби Доддс (брат Джонни), образовав новый студийный состав «Hot Seven», с которым был осуществлён ряд блестящих сессионных записей. В этот же период Армстронг отказался от корнета, полностью перейдя на трубу, полюбившуюся ему более ярким звучанием. Он выступал в дуэтах с пианистом Эрлом Хайнсом, начав петь в манере «скэт» (впервые это произошло при записи пьесы «Heebie Jeebies»), получая огромный успех у слушателей.
В 1929 году Луи Армстронг окончательно перебрался в Нью-Йорк. Наступила эра биг-бэндов, и он все больше стал концентрироваться на танцевальной, популярной тогда свит-музыке (sweet music). Армстронг принёс в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу, и быстро стал звездой национального масштаба. Талант Сачмо достиг расцвета.
В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона, затем в Калифорнии — с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде. В 1931 году посетил с биг-бэндом Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее. Ряд турне, совершённых в Европу (в довоенный период с 1933 года он несколько раз выступал в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку, принесли Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями он выступал с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинофильмах.
В 1933 году он вновь стал руководить джаз-бэндом. C 1935 года всю деловую часть жизни Армстронга взял под свой контроль его новый менеджер Джо Глейзер — профессионал в своём деле. В 1936 году в Нью-Йорке вышла автобиографическая книга Армстронга «Swing That Music». Затем наступили проблемы со здоровьем: он перенёс несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра), а также операцию на голосовых связках (с её помощью Армстронг пытался избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознал лишь впоследствии).
В 1938 году Луи Армстронг женился в четвёртый раз — на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой прожил до конца своих дней.
В 1947 году Джо Глейзер, его менеджер, собрал для Армстронга ансамбль «All Stars» («Все звёзды»). Первоначально это действительно был оркестр всех звёзд — в него тогда входили кроме Луи Армстронга (труба, вокал) Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные) и другие знаменитые мастера джаза. Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую известность.
«All-Stars» ориентировались на исполнение в стиле «диксиленд», а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 1950-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В середине 50-х Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать поездку Армстронга в СССР, но Луи отказался[6]:
Люди спросили бы меня там, что не так с моей страной. Что я бы мог им ответить?
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]The people over there ask me what’s wrong with my country. What am I supposed to say?
Впоследствии, в 1960-е, неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах[источник не указан 3097 дней]. Тем не менее, Армстронг выступил в других городах социалистического лагеря, яркое свидетельство — запись мартовских концертов All stars 1965 в Люцерн-холле в Праге, сыгранных буквально на одном дыхании[7].
В 1954 году Армстронг написал вторую автобиографическую книгу «Satchmo. My Life in New Orleans».
В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше, Бингом Кросби, Саем Оливером, Дюком Эллингтоном, Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях (1948 — Ницца, 1956—1958 — Ньюпорт, 1959 — Италия, Монтерей), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера. Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».
В 1959 году Армстронг перенёс инфаркт, и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он не прекращал концертные выступления.
В 1960-е годы Армстронг работал чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (например, тема к фильму «На секретной службе Её Величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж. Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).
За 5 месяцев до смерти Армстронга в 1971 году была сделана запись живого выступления трубача, на котором он среди прочих композиций исполнил известные темы Mack the Knife, Rockin’ Chair и Boy from New Orleans. Позже, в 1972 году, релиз с этим импровизационным сетом был издан под названием Satchmo at the National Press Club: Red Beans and Rice-ly Yours. Выпущенная только на виниле, эта пластинка больше не переиздавалась вплоть до 2012 года — 24 апреля она стала доступной на компакт-дисках[8].
В конце 1960-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжал работать. 21 января 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу «The David Frost Show» со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби[9]. В марте Армстронг и его «All Stars» ещё две недели выступали в «Уолдорф-Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг попросил собрать его оркестр для репетиции. 6 июля он скончался: сердечная недостаточность привела к отказу почек.
Смерть Армстронга вызвала поток соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. 8 июля тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США. В заявлении, сделанном президентом Никсоном, говорилось: «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали её более насыщенной»[10].
25 июня 2019 года The New York Times Magazine[англ.] назвал Луи Армстронга среди сотен исполнителей, чей материал, как сообщается, был уничтожен во время пожара в Universal Studios Hollywood[англ.] 2008 года[11].
Дискография
- 1923 — The Young Louis Armstrong
- 1924 — Louis Armstrong And The Blues Singers
- 1925 — Hot Fives & Sevens, vol.1
- 1926 — Hot Fives & Sevens, vol.2
- 1927 — Hot Fives & Sevens, vol.3
- 1928 — Louis Armstrong And His Orchestra
- 1929 — Hot Fives & Sevens, vol.4
- 1930 — Louis Armstrong & His Orchestra
- 1931 — Stardust
- 1932 — The Fabulous Louis Armstrong
- 1933 — More Greatest Hits
- 1934 — Paris Session
- 1935 — Rhythm saved The World
- 1936 — Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries
- 1937 — New Discoveries
- 1938 — On The Sunny Side Of The Street
- 1939 — Louis Armstrong In The Thirties, vol.1
- 1940 — New Orleans Jazz
- 1947 — Satchmo Sings
- 1947 — Satchmo At Symphony Hall (live)
- 1947 — Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live)
- 1950 — New Orleans Days
- 1950 — Jazz Concert (live)
- 1950 — New Orleans Nights
- 1950 — Satchmo On Stage (live)
- 1950 — Satchmo Serenades
- 1950 — New Orleans To New York
- 1951 — Satchmo At Pasadena (live)
- 1954 — Latter Day Louis
- 1954 — Louis Armstrong Sings The Blues
- 1955 — Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller
- 1955 — Satchmo The Great (live)
- 1955 — Ambassador Satch
- 1956 — Louis Armstrong Plays W.C.Handy
- 1956 — Great Chicago Concert 1956 (live)
- 1956 — American Jazz Festival At Newport (live)
- 1956 — Ella and Louis
- 1956 — At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live)
- 1957 — Louis Under The Stars
- 1957 — Porgy and Bess
- 1957 — Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
- 1957 — Louis and the Angels
- 1959 — Satchmo In Style
- 1960 — Louis & the Dukes Of Dixieland
- 1960 — Happy Birthday, Louis! (live)
- 1960 — Paris Blues
- 1961 — Louis Armstrong and Duke Ellington
- 1961 — Armstrong/Ellington: Together For The First
- 1961 — Together For The First Time
- 1963 — Hello, Dolly
- 1964 — Satchmo
- 1964 — Louis
- 1967 — I Will Wait For You
- 1968 — Disney Songs The Satchmo Way
- 1970 — What A Wonderful World
- 1999 — The Very Best Of Louis Armstrong (2CD)
- 2000 — Louis And The Good Book
- 2000 — Grand Collection
- 2000 — Louis Live
- 2000 — The Katanga Concert (live)
- 2001 — In Concert (live)
- 2001 — Best Live Concert, vol.1
- 2001 — La Vie En Rose
Избранные DVD
- Louis Armstrong «Hello Dolly»
- Louis Armstrong «Jazz Festivall»
- Louis Armstrong «A Rhapsody in Black and Blue»
- Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 1»
- Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 2»
- Louis Armstrong «In Stuttgart»
- Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 1»
- Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 2»
- Louis Armstrong «Let My People Go»
- Louis Armstrong «What a Wonderful World»
См. также
- Голливудская «Аллея славы» — список лауреатов за вклад в индустрию звукозаписи
- Дом Луи Армстронга — дом в котором Армстронг с женой жил с 1943 по 1971 год.
Примечания
- ↑ Will Friedwald. A Biographical Guide to the Great Jazz and Pop Singers. — С. 338.
- ↑ Life & Legacy (англ.). Louis Armstrong Society Jazz Band. Дата обращения: 28 июля 2017. Архивировано 29 июля 2017 года.
- ↑ 3,0 3,1 Марк Зайчик. Гениальный чернокожий джазмен всю жизнь носил Маген Давид (недоступная ссылка). Девятый канал (10 ноября 2011). Дата обращения: 6 февраля 2014. Архивировано 18 октября 2012 года.
- ↑ 4,0 4,1 Stanley Karnow. My Debt to Cousin Louis’s Cornet (англ.). The New York Times (21 февраля 2001). Дата обращения: 6 февраля 2014. Архивировано 9 марта 2014 года.
- ↑ The Karnofsky Project . Дата обращения: 26 ноября 2011. Архивировано 14 января 2015 года.
- ↑ What Louis Armstrong Really Thinks . The New Yorker. Дата обращения: 28 июля 2017. Архивировано 29 июля 2017 года.
- ↑ Jan Špáta. Louis Armstrong v Praze 1965 (2 июля 2013). Дата обращения: 28 июля 2017.
- ↑ Биография Луи Армстронга в фотографиях . Архивировано 8 мая 2016 года.
- ↑ February 10, Wednesday. (8:30–10:00 p.m.) The syndicated David Frost Show features Bing and Louis Armstrong as guests. The program has been taped in New York on January 21. Bing and Louis sing “Blueberry Hill” together. . Дата обращения: 1 февраля 2018. Архивировано 24 сентября 2017 года.
- ↑ Richard Nixon: Statement on the Death of Louis Armstrong. . www.presidency.ucsb.edu. Дата обращения: 28 июля 2017. Архивировано 29 июля 2017 года.
- ↑ Jody Rosen. Here Are Hundreds More Artists Whose Tapes Were Destroyed in the UMG Fire . The New York Times (25 июня 2019). Дата обращения: 28 июня 2019. Архивировано 23 ноября 2019 года.
Литература
- Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. — М.: Издательство Прессверк, 2001. ISBN 5-94584-027-0
- Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. — Спб.: «СКИФИЯ», 2001, с.22-24. ISBN 5-94063-018-9
- Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу… История джаза, рассказанная людьми, которые её создавали. — Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. ISBN 5-94087-307-3
- Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer.— Leipzig, 1980, с.18-23.
- Надеждин Н. Я. И спустился старый Моисей. — М.: Издательство Майор, 2009. ISBN 978-5-98551-068-3
- Brothers, Thomas David,. Louis Armstrong, master of modernism. — First edition. — New York. — xi, 594 pages с. — ISBN 9780393065824
Ссылки
- Официальный сайт, посвящённый Армстронгу Архивная копия от 27 апреля 2011 на Wayback Machine (англ.)
- Армстронг, Луи на сайте Discogs
- Армстронг, Луи (англ.) на сайте MusicBrainz
- Родившиеся 4 августа
- Родившиеся в 1901 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Новом Орлеане
- Умершие 6 июля
- Умершие в 1971 году
- Умершие в Куинсе
- Музыканты по алфавиту
- Джазмены США
- Джазовые певцы и певицы США
- Джазовые трубачи США
- Джазовые композиторы
- Исполнители ABC Records
- Исполнители Decca Records
- Исполнители MGM Records
- Исполнители Okeh Records
- Исполнители RCA Victor
- Исполнители Vocalion Records
- Члены Зала славы рок-н-ролла
- Исполнители, возглавлявшие Billboard Hot 100
- Лауреаты Grammy Lifetime Achievement Award
- Лауреаты премии «Грэмми»
- Похороненные на кладбище «Флашинг»
- Трубачи США
- Умершие от инфаркта миокарда