Blender

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Blender
Операционная система Linux, Mac OS X, Windows

Blender — профессиональное свободное и открытое программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики, включающее в себя средства моделирования, скульптинга, анимации, симуляции, рендеринга, постобработки и монтажа видео со звуком, компоновки с помощью «узлов» (Node Compositing), а также создания 2D-анимаций. В настоящее время пользуется большой популярностью среди бесплатных 3D-редакторов в связи с его быстрым стабильным развитием и технической поддержкой.

Возможности

Системные требования[1]
Минимальные Рекомендуемые
Linux, Mac OS X, Windows
Центральный процессор 32 битный 2 ГГц двухъядерный процессор с SSE264 битный восьмиядерный процессор
Объём RAM 4 ГБ16 ГБ
Видеокарта Графическая карта с поддержкой OpenGL 2.1 с 1ГБ ОЗУГрафическая карта с поддержкой OpenGL 3.2 с 4 ГБ ОЗУ
Дисплей Монитор с поддержкой разрешения 1280 x 1024 и 24-битным цветомДва Full HD монитора с поддержкой разрешения 1920 x 1080 и 24-битным цветом
Устройства ввода Клавиатура, мышь или трэкболКлавиатура, 3-х кнопочная мышь и дигитайзер

Характерной особенностью пакета Blender выступает его небольшой размер по сравнению с другими популярными пакетами для 3D-моделирования. Документация в поставку не входит, но доступна онлайн[2]. Демонстрационные сцены можно скачать на официальном сайте[3] или на сайте открытых проектов «Blender Cloud»[4].

Функции пакета:[5]

  • Поддержка разнообразных геометрических примитивов, включая полигональные модели, систему быстрого моделирования в режиме subdivision surface (SubSurf), кривые Безье, поверхности NURBS, metaballs (метасферы), скульптурное моделирование и векторные шрифты.
  • Универсальные встроенные механизмы рендеринга и интеграция с внешними рендерерами YafRay, LuxRender и многими другими.
  • Инструменты анимации, среди которых инверсная кинематика, скелетная анимация и сеточная деформация, анимация по ключевым кадрам, нелинейная анимация, редактирование весовых коэффициентов вершин, ограничители.
  • Динамика мягких тел (включая определение коллизий объектов при взаимодействии), динамика твёрдых тел на основе физического движка Bullet.
  • Система частиц включающая в себя систему волос на основе частиц.
  • Модификаторы для применения неразрушающих эффектов.
  • Язык программирования Python используется как средство определения интерфейса, создания инструментов и прототипов, системы логики в играх, как средство импорта/экспорта файлов (например, COLLADA), автоматизации задач[6].
  • Базовые функции нелинейного видео и аудио монтажа.
  • Композитинг видео, работа с хромакеем.
  • Трекинг камеры и объектов.
  • Real-time контроль во время физической симуляции и рендеринга.
  • Процедурное и node-based текстурирование, а также возможность рисовать текстуру прямо на модели.
  • Grease Pencil — инструмент для 2D-анимации в полном 3D-пайплайне.
  • Blender Game Engine — подпроект Blender, предоставляющий интерактивные функции, такие как определение коллизий, движок динамики и программируемая логика. Также он позволяет создавать отдельные real-time-приложения начиная от архитектурной визуализации до видео игр. Удалён в версии 2.8[7].

Интерфейс пользователя

Снимок экрана интерфейса Blender 2.4

Blender имел репутацию программы, сложной для изучения. Практически каждая функция имеет соответствующее ей сочетание клавиш. Учитывая количество возможностей, предоставляемых Blender, каждая клавиша включена в более чем одно сочетание (shortcut). С тех пор как Blender стал проектом с открытым исходным кодом, были добавлены полные контекстные меню ко всем функциям, а использование инструментов сделано более логичным и гибким. С последующим улучшением пользовательского интерфейса были введены цветовые схемы, прозрачные плавающие элементы, а также новая система просмотра дерева объектов и другие различные мелкие изменения.

Отличительные особенности интерфейса пользователя:

  • Режимы редактирования[8]. Два основных режима Объектный режим (Object mode) и Режим редактирования (Edit mode), которые переключаются клавишей Tab. Объектный режим в основном используется для манипуляций с индивидуальными объектами, в то время как режим редактирования — для манипуляций с фактическими данными объекта. К примеру, для полигональной модели в объектном режиме мы можем перемещать, изменять размер и вращать модель целиком, а режим редактирования используется для манипуляции отдельных вершин конкретной модели. Также имеются несколько других режимов, таких как Sculpting, Texture Paint, Vertex Paint и UV Face select.
  • Широкое использование горячих клавиш. Большинство команд выполняется с клавиатуры. До появления 2.x и особенно 2.3x-версии, это был единственный путь выполнять команды, и это было самой большой причиной создания репутации Blender’y как сложной для изучения программы. Новая версия имеет более полное графическое меню.
  • Управление рабочим пространством[9]. Графический интерфейс Blender’а состоит из одного или нескольких экранов, каждый из которых может быть разделён на секции и подсекции, которые могут быть любой частью интерфейса Blender’a. Графические элементы каждой секции могут контролироваться теми же инструментами, что и для манипуляции в 3D-пространстве, для примера можно уменьшать и увеличивать кнопки инструментов тем же путём, что и в 3D-просмотре. Пользователь полностью контролирует расположение и организацию графического интерфейса, это делает возможным настройку интерфейса под конкретные задачи, такие как редактирование видео, UV mapping, текстурирование и сокрытие элементов интерфейса, которые не нужны для данной задачи. Этот стиль графического интерфейса очень похож на стиль, используемый в редакторе карт UnrealEd для игры Unreal Tournament.

Рабочее пространство Blender’а считается одним из самых новаторских концепций графического интерфейса для графических инструментов и вдохновлённым дизайном графического интерфейса патентованных программ, таких как Luxology’s Modo.

Дополнительные особенности

  • В программе Blender сущность, взаимодействующая с окружающим миром, и её данные (форма или функции объекта) разделяемы. Отношение Объект-Данные представляется отношением 1:n (термин, относящийся к теории баз данных, обозначает возможность нескольких объектов использовать одни и те же данные — один ко многим или сюръекция).
  • Внутренняя файловая система, позволяющая хранить несколько сцен в едином файле (называемом .blend-файл).
  • Все «.blend»-файлы совместимы как с более старыми, так и с более новыми версиями Blender. Также все они переносимы с одной платформы на другую и могут использоваться как средство переноса созданных ранее работ.
  • Blender делает резервные копии проектов во время всей работы программы, что позволяет сохранить данные при непредвиденных обстоятельствах.
  • Все сцены, объекты, материалы, текстуры, звуки, изображения, постпродакшн-эффекты могут быть сохранены в единый «.blend»-файл.
  • Настройки рабочей среды могут быть сохранены в «.blend»-файл, благодаря чему при загрузке файла пользователь получит именно то, что сохранил в него. Файл можно сохранить как «пользовательский по умолчанию», и каждый раз при запуске Blender будет выдаваться необходимый набор объектов и подготовленный к работе интерфейс.

Тем не менее, внутреннее содержание «.blend»-файла менее похоже на структурированное описание объектов и их взаимоотношений, и более близко к прямому дампу области памяти программы. Это делает практически невозможным преобразование «.blend»-файлов в другие форматы. При этом следует заметить весьма продвинутый механизм экспорта в разнообразные форматы, такие как obj, dxf, stl, 3ds и прочие (список постепенно растёт).

Экспорт в Web

Рендеры

Рендер — программа, с помощью которой происходит преобразование 3D моделей в 2D изображение.

В поставку Blender входят:

  • Blender Render (Blender Internal) — оригинальный движок рендеринга Blender, исходный код которого был написан ещё в 90-х. Это смесь новых и старых технологий рендеринга, включающих в себя трассировку лучей, подповерхностное рассеивание, глянцевые отражения и даже примитивная система глобального освещения. Удалён из Blender в версии 2.8[13].
  • Cycles Render — рендер без допущений, с возможностью рендеринга на GPU. Входит в поставку Blender с версии 2.61[14].
  • Clay Render — Гипсовый рендер, применяет материал глины ко всем объектам сцены, без изменения их материалов. Входит в поставку Blender с версии 2.79[15].
  • EEVEE — Назван в честь покемона Иви[16], позже придумана расшифровка Extra Easy Virtual Environment Engine[17]. Представляет собой полнофункциональный PBR движок для визуализации в реальном времени. Доступен в Blender с версии 2.8[18].

Внешние рендеры, бесплатные с открытым исходным кодом:[19]

Внешние рендеры, проприетарные:

История

Blender был разработан как рабочий инструмент голландской анимационной студией NeoGeo (не имеет отношения к игровой консоли Neo-Geo). Название Blender произошло от одноимённой песни группы Yello, из альбома Baby[англ.], которую NeoGeo использовали в своём шоурил[41][42][43]. В июне 1998 года автор Blender’а, Тон Розендаль (Ton Roosendaal), основал компанию Not a Number (NaN) с целью дальнейшего развития и сопровождения Blender. Программа распространялась по принципу shareware.

В 2002 году компания NaN обанкротилась. Усилиями Тона Розендаля кредиторы соглашаются на изменение лицензии распространения Blender в пользу GNU GPL с условием единовременной выплаты 100 тысяч евро. 18 июля 2002 года началась программа по сбору спонсорских пожертвований на покрытие необходимой суммы. Уже 7 сентября 2002 года было объявлено о том, что необходимая сумма набрана, и о планах перевести в ближайшее время исходный код и сам Blender под лицензию GPL.

13 октября 2002 года компания Blender Foundation представила лицензированный под GNU GPL продукт.

В настоящее время Blender является проектом с открытым исходным кодом и развивается при активной поддержке Blender Foundation[44].

На основе даты создания первых файлов исходного кода, 2 января 1994 года считается днём рождения Blender[45]. В 2019 году ему исполнилось 25 лет[46].

Suzanne

Suzanne

В январе-феврале 2002 года было понятно, что «NaN» не сможет выжить и закроется в марте. Но, несмотря на это, было решено выпустить версию 2.25. Художники и разработчики в качестве небольшого «пасхального яйца» решили добавить 3D-модель головы шимпанзе. Она создана Willem-Paul van Overbruggen (SLiD3), который назвал её «Suzanne», в честь орангутана из фильма Кевина Смита «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар».

Стилизованная голова обезьянки, «Suzanne» является альтернативой обычных тестовых моделей[англ.] таких как Чайник Юта и Стенфордский кролик. Низкополигональная модель, состоящая всего из 500 элементов. «Suzanne» часто используется для быстрой и простой проверки материалов, текстур, установок света, а также для создания забавных картинок.

Самое большое мероприятие, включающее награждение участников, называется Suzanne Award[англ.].

Поддержка

Число пользователей Blender выросло до 500 000 человек по всему миру, и поддержка доступна практически в любой точке планеты. Многие пользователи осваивают Blender по статьям, созданным другими пользователями. Другие же пользуются тематическими форумами и получают информацию по ходу обсуждения. Популярный форум обсуждающих Blender — Blender Artists, ранее известный как elYsiun (https://web.archive.org/web/20060805182544/http://blenderartists.org/forum/). Также для Blender доступны бесплатные, поддерживаемые сообществом, распределённые рендер-фермы Renderfarm.fi[47] и BURP.

Использование

НАСА разработало интерактивное веб-приложение к третьей годовщине со дня посадки марсохода Кьюриосити, используя Blender и Blend4Web[48], позже переделанного на Verge3D for Blender[49]. В приложении[50] реализовано движение ровера, управление камерами и манипулятором, а также воспроизведены некоторые известные события миссии.[51][52] Приложение было представлено в начале секции WebGL на конференции SIGGRAPH 2015.[53]

Художники, использующие Blender

Известные художники, использующие Blender как свой основной либо один из инструментов:

Использование в кино

Первым крупным профессиональным проектом, в ходе которого был использован Blender, является фильм «Человек-паук 2». Blender использовался для создания аниматики (animatics) и превизуализации всей истории для storyboard department.

«As an animatic artist working in the storyboard department of Spider-Man 2, I used Blender’s 3d modeling and character animation tools to enhance the storyboards, re-creating sets and props, and putting into motion action and camera moves in 3d space to help make Sam’s vision as clear to other departments as possible.» [1] Архивная копия от 16 февраля 2007 на Wayback Machine — Anthony Zierhut Архивная копия от 7 июля 2011 на Wayback Machine, Animatic Artist, Los Angeles.

«Пятница и Робинзон[англ.]» — первый 35 мм фильм, в котором все спецэффекты были созданы на рабочих станциях Linux[58]. Фильм выиграл приз на «Locarno Film Festival». Спецэффекты были выполнены бельгийской «Digital Graphics»[59].

Фильм «Тайна Келлс» Томми Мура, номинированный на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм», был частично создан в Blender, также в бельгийской «Digital Graphics»[60].

Мультфильм «Бунт пернатых» — коммерческий проект[61] компании «Manos Digitales Animation Studio»[62], созданный исключительно в Blender[63]. Премьера фильма состоялась в феврале 2010 года в Аргентине. На сайте Blender можно посмотреть демо-ролики Архивная копия от 6 июля 2010 на Wayback Machine. Главные герои этого фильма — антропоморфные говорящие животные.

Blender использовался при создании фильма «Хардкор»[64].

Спецэффекты для телесериала «Человек в высоком замке» были сделаны в Blender, с некоторыми имитациями частиц в «Houdini»[65][66].

Sean Kennedy, обладатель двух премий «Оскар» в номинации лучшие визуальные эффекты за фильмы «Золотой компас», «Жизнь Пи» рассказал на Blender Conference 2017 о сериалах в которых он использовал Blender, среди них: «Смертельное оружие», «Подача», «Звезда», «Мир дикого запада», «Орвилл», «Одарённые»[67].

Мультфильм «Следующее поколение» был полностью создан в Blender канадской студией «Tangent Animation Архивная копия от 13 сентября 2018 на Wayback Machine» для «Netflix»[68][69].

Открытые проекты

Для того чтобы доказать, что с помощью Blender можно делать качественную 3D-анимацию даже в коммерческих проектах, а также для поиска недостатков и тестирования «в реальных условиях», в 2005 году было принято неординарное решение: периодически выпускать небольшие короткометражные фильмы[70][71]. Благодаря этому, Blender стал наращивать не только функциональность, но и стабильность и удобство в использовании.

Elephants Dream (Open Movie Project: Orange)

В сентябре 2005 года несколько самых лучших Blender-художников и разработчиков приступили к работе над коротким фильмом, используя только СПО, в рамках проекта, известного как «Orange Movie Project». Результатом их работы стал фильм «Elephants Dream», премьера которого состоялась 24 марта 2006 года.

Big Buck Bunny (Open Movie Project: Peach)

Постер Big Buck Bunny

30 мая 2008 года несколько Blender-художников и разработчиков выпустили второй мультфильм под названием «Big Buck Bunny».

Yo Frankie! (Open Game Project: Apricot)

«Apricot» — это проект по созданию компьютерной игры, основанной на вселенной и персонажах фильма «Big Buck Bunny» с использованием свободного программного обеспечения. Игра называется «Yo Frankie![англ.]». Проект стартовал 1 февраля 2008 года, а разработка была завершена в конце июля 2008 года. Окончательный вариант ожидался в конце августа однако выпуск был отложен. Игра была выпущена 9 декабря 2008 года, под лицензиями GNU GPL и LGPL со всем контентом под лицензией Creative Commons Attribution 3.0[72].

Sintel (Open Movie Project: Durian)

Промопостер Sintel

Как и предыдущие фильмы «Elephants Dream» и «Big Buck Bunny», «Sintel» создан с помощью Blender. Работа над проектом началась в мае 2009. Фильм был официально выпущен 27 сентября 2010 года организацией «Blender Foundation» на Кинофестивале в Нидерландах. Интернет-релиз стал доступным для скачивания 30 сентября 2010 года.

Tears of Steel (Open Movie Project: Mango)

2 октября 2011 года началась работа над четвёртым открытым проектом фильма под кодовым названием «Mango», сообщила «Blender Foundation»[73][74]. Команда художников должна была быть собрана с помощью открытого конкурса среди сообщества. 13 июля 2012 года, с выпуском тизера, было объявлено о том, что финальным названием проекта будет «Tears of Steel[англ.]»[75].Фильм вышел 26 сентября 2012 года[76][77].

В отличие от предыдущих «анимационных фильмов» (мультфильмов), «Tears of Steel» представляет собой фильм с живыми актёрами (и спецэффектами). При создании фильма широко использовалась технология захвата движений Motion Capture.

Cosmos Laundromat (Open Movie Project: Gooseberry)

Очередной анимационный фильм от «Blender Foundation», релиз которого запланирован на август 2015 года[78]. На этот раз в короткометражном фильме демонстрируются преимущества использования нового рендер-движка «Cycles», благодаря которому «каждый волосок шерсти овцы реалистично покачивается на ветру», реалистичные эффекты тумана, облаков, пара, дыма и так далее.

Caminandes

«Caminandes[англ.]» — серия короткометражных анимационных мультфильмов про ламу «Коро» в Патагонии и её попытки преодолеть различные препятствия[79]:

  • Caminandes 1: Llama Drama (2013)
  • Caminandes 2: Gran Dillama (2013)
  • Caminandes 3: Llamigos (2016)

Glass Half

«Blender Institute» в 2015 году выпустил новый 3-минутный короткометражный мультфильм с простой историей, быстрой анимацией и визуализацией в не фотореалистичном стиле. Акцент был сделан на короткие формы повествования, хороший дизайн и четкую анимацию.

Два искусствоведа-любителя встречаются в галерее и страстно спорят о том, что они видят, пока, наконец, не найдут экспонат, на котором они могут согласиться…

Персонажи анимированы в 3D и отрисованы в реальном времени с использованием шейдеров OpenGL.

Agent 327: Operation Barbershop

«Агент 327» расследует улику, которая приводит его в парикмахерскую в Амстердаме. Он знает, что за ним следит наемник Борис Клорис…

Этот трёхминутный тизер полнометражного анимационного фильма основан на произведении голландского художника Мартина Лодевейка из серии классических комиксов «Агент 327»[англ.]. Анимационная студия Blender в настоящее время разрабатывает историю и ищет финансирование, чтобы довести этот авантюрный комедийный анимационный фильм до международной аудитории.

Выпущен в мае 2017 года.

Hero

«Hero» (с англ. — «Герой») — это демонстрация возможностей инструмента «Grease Pencil» в Blender 2.8. «Grease Pencil» это инструмент 2D анимации в полном производственном процессе 3D.

Spring

«Spring» (с англ. — «Весна») — это история девушки пастуха и её собачки, которые сталкиваются с древними духами, чтобы продолжить цикл жизни. Сценарист и режиссёр Andy Goralczyk. Мультфильм вышел 4 апреля 2019 года[80].

Создание 7-минутного фильма стало возможным благодаря подписчикам «Blender Cloud». Он был сделан студией «Blender Institute» в Амстердаме. Фильм создавался совместно с разработкой Blender 2.80. Так же, как «Sintel» сделал 2.5x стабильным, работа над «Spring» использовалась, чтобы протестировать Blender 2.80 в полном производственном процессе, до того как он будет выпущен официально.

Примечания

  1. Requirements (англ.). Blender.org. Дата обращения: 8 июня 2017.
  2. Blender Reference Manual — Blender Manual
  3. Demo Files — blender.org. Дата обращения: 12 ноября 2018. Архивировано 12 ноября 2018 года.
  4. Blender Cloud. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 28 июня 2017 года.
  5. Features — blender.org. Дата обращения: 12 ноября 2018. Архивировано 6 июня 2021 года.
  6. What Language is Blender written in? (англ.). wiki.blender.org. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 8 ноября 2018 года.
  7. Removing Blender Game Engine from Blender 2.8 Архивная копия от 4 декабря 2020 на Wayback Machine (англ.)
  8. Object Modes — Blender Manual. Дата обращения: 12 ноября 2018. Архивировано 12 ноября 2018 года.
  9. Области рабочего пространства — Blender Manual. Дата обращения: 12 ноября 2018. Архивировано 12 ноября 2018 года.
  10. Официальный сайт Blend4Web - О проекте. Blend4Web.com. Дата обращения: 2 ноября 2018. Архивировано 14 июня 2018 года.
  11. Verge3D — трёхмерный движок для Web. soft8soft.com. Soft8Soft. Дата обращения: 2 ноября 2018. Архивировано 16 сентября 2018 года.
  12. Armory — 3D Game Engine for Blender (англ.). armory3d.org. Дата обращения: 2 ноября 2018. Архивировано 15 ноября 2018 года.
  13. Blender Internal renderer removed from 2.8. Дата обращения: 5 июня 2018. Архивировано 14 июня 2018 года.
  14. Blender 2.61: Cycles Render Engine. Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
  15. Blender 2.79: Add-ons. Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 28 мая 2019 года.
  16. Twitter — Ton Roosendaal — EEVEE. Дата обращения: 13 июня 2018. Архивировано 11 ноября 2020 года.
  17. Blender Developers Blog — Viewport Project — Plan of Action. Дата обращения: 13 июня 2018. Архивировано 13 июня 2018 года.
  18. Eevee Roadmap. Дата обращения: 5 июня 2018. Архивировано 13 июня 2018 года.
  19. External Renderers (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июня 2018. Архивировано 9 марта 2018 года.
  20. Mitsuba Renderer. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 3 декабря 2018 года.
  21. Mitsuba Renderer for Blender (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 12 июля 2017 года.
  22. YafaRay (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 20 ноября 2018 года.
  23. GraphicAll — YafaRay for Blender. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 20 ноября 2018 года.
  24. LuxCoreRender. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 6 ноября 2018 года.
  25. BlendLuxCore — LuxCoreRender for Blender. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 3 сентября 2020 года.
  26. appleseed. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 20 ноября 2018 года.
  27. blenderseed — appleseed plugin for Blender. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 11 июня 2018 года.
  28. POV-Ray — The Persistence of Vision Raytracer. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 10 июня 2006 года.
  29. POV-Ray 3.7 Exporter for Blender. Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
  30. NOX Renderer is now open source software!. Дата обращения: 2 июля 2018. Архивировано 10 июня 2017 года.
  31. Using NOX in Blender. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 20 ноября 2018 года.
  32. Radeon ProRender for Blender. Дата обращения: 2 июля 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
  33. Open-source Radeon ProRender. Дата обращения: 2 июля 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
  34. RenderManForBlender. Дата обращения: 28 июня 2018. Архивировано 11 июня 2018 года.
  35. Purchase OctaneRender V3. Дата обращения: 28 июня 2018. Архивировано 28 июня 2018 года.
  36. Indigo for Blender | Indigo Renderer. Дата обращения: 28 июня 2018. Архивировано 28 июня 2018 года.
  37. V-Ray for Blender — Professional Rendering for Blender. Дата обращения: 28 июня 2018. Архивировано 28 июня 2018 года.
  38. B-Maxwell — Maxwell Render for Blender. Дата обращения: 2 июля 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
  39. Thea for Blender - Thea Render (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
  40. Blender To Corona — Corona Renderer exporter for Blender. Дата обращения: 26 ноября 2018. Архивировано 26 ноября 2018 года.
  41. NeoGeo — Blender на YouTube
  42. Joeri Kassenaar. Brief history of the Blender logo — Traces (англ.) (недоступная ссылка) (20 июля 2006). Дата обращения: 22 января 2010. Архивировано 22 января 2010 года.
  43. Ton Roosendaal Reveals the Origin of Blender’s name. Дата обращения: 9 ноября 2021. Архивировано 23 октября 2021 года.
  44. Blender.org history (июнь 2008). Архивировано 29 мая 2013 года.
  45. How Blender started, twenty years ago…. Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 9 января 2014 года.
  46. Blender’s 25th birthday!. Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано 23 апреля 2021 года.
  47. Бесплатный рендеринг на Renderfarm.fi — как это работает Архивировано 7 ноября 2011 года.
  48. New Online Exploring Tools Bring NASA's Journey to Mars to New Generation. NASA (6 августа 2015). Дата обращения: 2 ноября 2018. Архивировано 15 февраля 2016 года.
  49. Experience Curiosity: NASA turns to Verge3D. Soft8Soft (27 июля 2018). Дата обращения: 2 ноября 2018. Архивировано 5 ноября 2018 года.
  50. Experience Curiosity. NASA's Eyes. Дата обращения: 7 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  51. Blend4Web, NASA и марсоход Curiosity. Blend4Web - События. Дата обращения: 13 августа 2015. Архивировано 6 марта 2016 года.
  52. Интернет в 3D: управляем марсоходом Curiosity на сайте NASA. Geektimes. Дата обращения: 7 августа 2015. Архивировано 8 августа 2015 года.
  53. Khronos Events - 2015 SIGGRAPH. Khronos. Дата обращения: 13 августа 2015. Архивировано 3 марта 2016 года.
  54. blender.org — Redirect (англ.) (HTML). Дата обращения: 28 августа 2010. Архивировано 24 сентября 2006 года.
  55. blender.org — Redirect (англ.) (HTML). Дата обращения: 28 августа 2010. Архивировано 24 сентября 2006 года.
  56. blender.org — Animation Festival 2005 Архивировано 3 октября 2009 года.
  57. blender.org — Festival 2006 Архивировано 3 октября 2009 года.
  58. Friday or Another Day — Blender. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 17 июля 2018 года.
  59. Digital Graphics — Friday or Another Day. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 8 ноября 2018 года.
  60. «The Secret of Kells» nominated for an Oscar!. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 18 июня 2010 года.
  61. Plumiferos (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 6 января 2010 года.
  62. Manos Digitales Animation Studio (исп.) (недоступная ссылка). Архивировано 15 февраля 2009 года.
  63. Blender Movie Project: Plumíferos (8 марта 2006). Дата обращения: 4 февраля 2007. Архивировано 12 февраля 2012 года.
  64. Hardcore Henry — using Blender for VFX. Дата обращения: 2 ноября 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
  65. The Man in the High Castle, Season 2 VFX (англ.). Barnstorm VFX. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 28 сентября 2018 года.
  66. We produced the Visual Effects for Man in the High Castle Season 2. (англ.). Reddit. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 9 марта 2017 года.
  67. Blender for Television VFX - More Gruntwork VFX - Blender Conference 2017 на YouTube
  68. "Next Gen" - Blender Production by Tangent Animation soon on Netflix! - BlenderNation. BlenderNation (20 августа 2018). Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 5 ноября 2018 года.
  69. Blender and Next Gen: a Netflix Original - Blender Conference 2018 на YouTube
  70. Blender — Open Projects. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 1 ноября 2020 года.
  71. Blender Cloud — Open Projects. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 20 октября 2020 года.
  72. Yo Frankie! - Apricot Open Game Project - About. Blender Foundation. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 8 ноября 2018 года.
  73. Project Mango kick-off | BlenderNation. BlenderNation (2 октября 2011). Дата обращения: 28 ноября 2011. Архивировано 12 февраля 2012 года.
  74. Ton Rosendall. Project Mango Kick-off | Mango. Blender Foundation (1 октября 2011). Дата обращения: 28 ноября 2011. Архивировано 12 февраля 2012 года.
  75. Александр Прокудин. Tears of Steel teaser released (англ.) (13 июля 2012). Дата обращения: 13 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  76. Tears of Steel — download & watch | Tears of Steel. Дата обращения: 26 сентября 2012. Архивировано 4 февраля 2014 года.
  77. Tears of Steel Release: Today! | BlenderNation. Дата обращения: 26 сентября 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
  78. Cosmos Laundromat Trailer (28 мая 2015). Дата обращения: 21 июня 2015. Архивировано 21 июня 2015 года.
  79. Caminandes — About. Дата обращения: 21 июня 2015. Архивировано 12 мая 2015 года.
  80. Spring Open Movie. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 29 июля 2019 года.

Литература

Ссылки

  • blender-3d.ru. — Уроки, форум с галереей и блогами, 3d модели. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  • 3d-blender.ru. — Уроки по 3D моделированию, переводы статей, коллекция аддонов (addons). Дата обращения: 5 декабря 2014. Архивировано 10 декабря 2014 года.