Кочари́ (арм.Քոչարի) — армянский народный массовый (мужской) танец[1][2][3]. Состоит из умеренной и быстрой частей. Музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4. Ритмика упругая, импульсивная, с частыми синкопами. Сопровождается игрой на зурне и дхоле; сочетание мелодии и аккомпанемента ударных инструментов создаёт полиритмический эффект. Кочари появился в первобытнообщинном строе, связан с культом животных[4]. Распространён по всей Армении, другие названия — мышу хыр, апарани кочари, мартуну кочари и др.[4] Пляшут кочари на праздниках, танец привлекает образностью и мужественной динамикой. Кочари внесён в Список нематериального культурного наследияЮНЕСКО (2017)[5].
Описание
Танец имеет музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4, темп — от умеренного до очень быстрого. Исполнители кочари держатся за руки или кладут друг другу руки на плечи и танцуют сомкнутым рядом по кругу. Перемена фигур происходит по команде вожака, который подаёт знак взмахом платка или возгласом. Состоит кочари из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в динамические прыжки с поворотами[3].
Анализ пляски
Ноты отрывка танца кочари, Энциклопедический музыкальный словарь (1959)[6]Ноты отрывка танца кочари, Музыкальный энциклопедический словарь (1990)[4]
В качестве этимологии названия приводятся слова «кочэл» (кочевать) и тюркское «коч» (баран)[7][4].
В правильной форме плясок вида кочари явно сохранились, законсервировались двигательные корни древнейших движений некогда подражавших повадкам, скачкам и прыжкам, бою, боданию овнов и козлов[8][9][1], состязаниям и пляскам фавнов, сатиров, силенов, самого бога пастухов — Пана, как до сих пор сохранились древнейшие корни армянского языка[10]. Подражательность движений особенно ярко выражена в стремительных выпадах вперёд, в переносах упора назад, как бы для размаха и в резком выпрямлении колена после выпада, с наклоном торса вперед, как бы для того, чтобы «боднуть» соперника.
Предполагается, что вид плясок кочари был связан с культом плодородия[10]. Кочари близок к пляскам Вэр-вэри́ тоже посвященных культу плодородия. Так например, некоторые пляски вида Кочари в быстрых частях развивают не основу в 8 единиц счёта своей I части, а переходят на быстрые части в 6 единиц, присущие виду Вэр-вэри. Это указывает на наличие процесса разложения старой формы данного вида плясок за утерей старого содержания и на слияние остатков этой формы с наиболее родственной ей формой плясовых фигур других плясок аналогичного культа плодородия, с каковыми были связаны истоки плясок вида Вэр-вэри[10].
Правильной основной формой кочари является плясовая фигура, состоящая из 8 основных движений, совершаемых по четвертям, правильнее сказать, по одной восьмой, и выдерживающих по паузе в одну восьмую. В 8 подобных основных движений кочари вкрапливаются характерные приплясы, сначала с помощью пригибов и выпрямлений колен, затем с помощью подъёмов на носок и спусков на всю ступню, переходящих в быстрых частях в прыжки, изображающие скачку козлов[10].
Общим в содержании вида кочари и мышу хырр является то, что оба вида плясок изображают животных и их прыжки: кочари — козлов и баранов, мышу хырр — лошадей. Мышу означает «Мушский» (от города и области Муш)[11][12].
Девушки танцуют Кочари, 2018 годТанец кочари, как и множество других танцев, был исполнен возле Рейхстага в 1945 г. советскими солдатами-армянами[21][22][23]. Очевидцем этого события Аршалуйсом Сарояном в память было написано стихотворение «Танец Победы». Одноимённая картина была принесена в дар музею на Поклонной горе[24]. Кадры исполнения танца у стен Рейхстага десятилетиями показывались по армянскому телевидению[25].
Картина «Народный танец кочари» принадлежит кисти заслуженной художницы Армянской ССР Наны Гюликехвян и входит в цикл полотен о тружениках Армении[26].
В 1970-е годы в Армении был популярен самодеятельный ансамбль «Оровел-кочари»[27].
Group dancing, when dancers imitate jumping goats, is known as kochari. Dancers stand abreast, holding each other’s hands. The tempo of the dance ranges…
↑Кочари // Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. — М.: "Советская энциклопедия", "Советский композитор", 1982. — Т. 3. — С. 19.
↑Кочари // Энциклопедический музыкальный словарь / отв. ред. Г. В. Келдыш, составители Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. — М.: Советская энциклопедия, 1959. — С. 118.
↑Армянская Советская Социалистическая Республика XVII. Танец. Балет // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — С. 246. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
↑Киселёва Л., Бочкарёва А.С., Хотина Ю.В.Армянский народ в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война: история, люди, судьбы: Сборник трудов Международной научной очно-заочной конференции / Шулимова Е.А. и др. — Краснодар, 2020. — 17 апрель. — С. 40. Архивировано 14 февраля 2022 года.
↑Баблоян Р.«Кочари» на Поклонной горе (неопр.). газета "Ноев Ковчег" (январь 2006). — N 01 (95). Дата обращения: 7 февраля 2010. Архивировано 1 октября 2012 года.
↑НИИ теории и истории изобразительных искусств (Академия художеств СССР).Искусство народов СССР 1960-1977 годов / под ред. Б. В. Вельмарн. — Изобразительное искусство, 1984. — Т. 9, часть 2. — С. 129.
↑Аванесова И. Популярность самодеятельного коллектива. Об. арм. ансамбле «Оровел-кочари» // Коммунист. — 1970, 3 марта.