Штейнпресс, Борис Соломонович
Борис Соломонович Штейнпресс | |
---|---|
Научная сфера | музыковедение |
Альма-матер | Московская консерватория |
Учёная степень | кандидат искусствоведения |
Учёное звание | доцент |
Научный руководитель | М. В. Иванов-Борецкий |
Бори́с Соломо́нович Ште́йнпресс (31 июля [13 августа] 1908, Бердянск, Таврическая губерния — 21 мая 1986, Москва) — советский музыковед, кандидат искусствоведения (1938)[1].
Биография
Родился 31 июля (13 августа) 1908 года в Бердянске.
В 1931 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у Константина Игумнова. В 1926—1932 годах состоял в РАПМ. В 1931 и 1933—1936 годах преподавал в Московской консерватории, там же в 1936 году окончил аспирантуру (научный руководитель — М. В. Иванов-Борецкий)[1].
В 1936—1937 годах Штейнпресс работал в Свердловске, читал курс истории зарубежной музыки в Свердловской консерватории и в музыкальном училище; был сотрудником редакции газеты «Уральский рабочий». В 1938 году вернулся в Москву, до 1940 года был старшим научным редактором издательства «Советская энциклопедия», преподавал в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, где в 1939—1941 годах заведовал кафедрой истории музыки, с 1940 года был доцентом и деканом историко-теоретического факультета[1].
В 1941—1943 годах Штейнпресс находился в эвакуации в Свердловске, с 1941 года заведовал музыкально-теоретическим отделением в Свердловском музыкальном училище, одновременно в 1942—1943 годах заведовал кабинетом истории музыки в Свердловской консерватории. С 1943 года вновь работал в Москве и до 1959 года был старшим научным редактором в «Советской энциклопедии»[1].
Автор работ по истории русской и зарубежной музыки, в том числе работ о М. И. Глинке, А. А. Алябьеве, В. А. Моцарте, А. Сальери, многочисленных статей в советских и зарубежных энциклопедиях и словарях, редактором-составителем сборников «Из музыкального прошлого» (1960, 1965), вместе с И. М. Ямпольским — автором-составителем «Энциклопедического музыкального словаря» (1959, 1966) и «Краткого словаря любителя музыки» (1961, 1967)[1].
Сочинения
- Вопросы материальной культуры в музыке (1931)
- К истории «цыганского пения» в России (1934)
- Глинка, Верстовский и другие (в книге: М. И. Глинка. Исследования и материалы, 1950)
- «Дневник» Кукольника как источник биографии Глинки (в книге: М. И. Глинка. Исследования и материалы, 1950)
- Новый вариант старой легенды (1954)
- Новое о русских связях Моцарта (1956)
- Страницы из жизни А. А. Алябьева (1956)
- Михаил Юрьевич Виельгорский, благожелатель Глинки (1958)
- А. А. Алябьев в изгнании (1959)
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше как источник оперы Моцарта (в сборнике: Вопросы музыкознания, т. 3, 1960)
- Популярный очерк истории музыки до XIX века (1963)
- Вымыслы и правда о Моцарте (1964)
- Музыка XIX века. Популярный очерк, ч. 1 — Классицизм и романтизм (1968)
- Музыка Гайдна в России при жизни композитора (в книге: Музыкальное исполнительство, 1970)
- Сальери сегодня (1975)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Штейнпресс Б. С. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1982. — Т. 6.
- Кандидаты искусствоведения
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Музыковеды СССР
- Музыковеды России
- Редакторы по алфавиту
- Редакторы СССР
- Редакторы России
- Выпускники Московской консерватории
- Преподаватели Московской консерватории
- Преподаватели Уральской консерватории
- Преподаватели Свердловского музыкального училища им. П. Чайковского
- Авторы энциклопедий и словарей
- Педагоги по алфавиту
- Преподаватели по алфавиту