Катастрофа Ил-76 под Псковом
Катастрофа под Псковом | |
---|---|
![]() | |
Общие сведения | |
Дата | 8 июля 1993 года |
Время | 20:47 |
Характер | F-NI (пожар на борту) |
Причина | Не установлена |
Место |
|
Координаты | 57°49′22″ с. ш. 28°25′29″ в. д.HGЯO |
Погибшие | 11 (все) |
Воздушное судно | |
![]() |
|
Модель | Ил-76М |
Принадлежность |
|
Пункт вылета |
|
Пункт назначения |
|
Бортовой номер | RA-86039 |
Дата выпуска | 1979, либо 1981 год |
Экипаж | 11 |
Катастрофа Ил-76 под Псковом — авиационная катастрофа самолёта Ил-76М ВВС России, произошедшая в четверг 8 июля 1993 года близ Псковского аэропорта (аэродром Кресты), при этом погибли 11 человек.
Самолёт
Ил-76М с регистрационным номером CCCP-86039 (заводской — 093417518, серийный — 13-10) был выпущен Ташкентским авиационным заводом по одним данным в 1979 году, по другим — в 1981 году, после чего передан Министерству обороны СССР и поступил в советские ВВС. В 1993 году был перерегистрирован, в результате чего номер сменился на RA-86039. На момент катастрофы относился к 334-му Берлинскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку, базировавшемуся на аэродроме Кресты[1][2].
Экипаж
Любятово, Псковская область.
Экипаж самолёта состоял из 11 человек[3]:
- Командир корабля — майор Владимир Викторович Гудин;
- Помощник командира — капитан Андрей Поликарпович Долганов;
- Штурман — капитан Павел Борисович Волгин;
- Бортинженер — капитан Александр Фёдорович Синюков;
- Бортрадист — старший лейтенант Алексей Валентинович Блинков;
- Старший прапорщик Анатолий Фёдорович Башинов;
- Прапорщик Василий Петрович Половинский;
- Прапорщик Аркадий Борисович Васильев;
- Курсант Дмитрий Владимирович Живых;
- Курсант Константин Валерьевич Орлов;
- Курсант Виталий Анатольевич Зубарев.
Катастрофа
Экипаж выполнял учебно-тренировочный полёт. На девятой минуте полета, во время набора эшелона 1200 метров, неожиданно пропала связь с кабиной стрелка, расположенной в хвостовой части самолета, и появились шумы во внутренних и внешних системах связи, которые экипаж устранить не смог. На 23 минуте полета (14 минут после отказа системы связи), руководитель полётов приказал борту 86039 прекратить задание и передал условия выхода на точку для выполнения захода на посадку. В процессе полета на точку произошло разрушение и отделение элементов хвостовой части фюзеляжа самолета. Спустя 3 минуты после прекращения задания (25-я минута полёта), экипаж сообщил на землю, что на борту за гермостворкой возник пожар, и получил разрешение руководителя полётов выполнить экстренное снижение. Самолёт на режиме двигателей 90% был выведен из крена и энергично переведён в аварийное снижение. В 20:47:20 на удалении 3,4 км от торца взлётно-посадочной полосы и 480 метрах левее осевой линии (у микрорайона Любятово) самолет врезался в лес, загорелся и разрушился. Все 11 членов экипажа погибли[4][2].
Причины
Согласно официальному заключению, пожар возник в кабине кормового стрелка. Когда огонь добрался до находящихся там боеприпасов и привёл к их детонации, взрывом были разрушены тяги руля высоты, в результате чего пропало управление самолётом по тангажу, из-за чего экипаж уже не смог вывести машину из пикирования. Причину возникновения пожара официально установить не удалось[2][3].
Существует альтернативная версия, согласно которой пожар был вызван попаданием в самолёт пули, которая пробила магистрали трубопроводов гидросистемы и повредила кислородное оборудование, в результате чего произошло возгорание рабочей жидкости гидросистемы, а также отказала система открытия аварийной двери. Пули могли попасть в Ил-76, когда он на высоте около двухсот метров пролетел в наборе высоты над полигоном Черёха, где в это время проходили учебные стрельбы[3].
Последствия и память
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D0%98%D0%BB76_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D0%9F%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC.jpeg&width=240)
Погибший экипаж был похоронен в Пскове на кладбище Орлецы; ныне на их братской могиле установлен мемориал. На месте падения самолёта сохранили хвостовую часть и фрагмент крыла, на которых установили памятную доску с именами и фотографиями погибших[5]. Также после псковской катастрофы, при выполнении учебных полётов, самолёты Ил-76 перестали комплектоваться пушками и боекомплектами, а впоследствии была убрана должность стрелка[3].
Примечания
- ↑ Ильюшин Ил-76М RA-86039 а/к Россия (СССР) - ВВС - карточка борта . Russianplanes.net. Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 24 апреля 2015 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Катастрофа Ил-76М близ Пскова (борт RA-86039), 08 июля 1993 года. . AirDisaster.ru. Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 18 апреля 2014 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Версия авиационной катастрофы под Псковом самолёта Ил-76М 334 ВТАП 3 июля 1993 года . Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса. Дата обращения: 15 января 2015.
- ↑ В Пскове почтили память экипажа Гудина, который 19 лет назад потерпел катастрофу . Псковская Лента Новостей (8 июля 2012). Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 24 марта 2015 года.
- ↑ В Пскове почтили память экипажа Гудина, разбившегося 21 год назад . Псковское агентство информации (8 июля 2014). Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.