Катастрофа Ил-76 под Псковом

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Катастрофа под Псковом
Место падения самолетаМесто падения самолета
Общие сведения
Дата 8 июля 1993 года
Время 20:47
Характер F-NI (пожар на борту)
Причина Не установлена
Место Россия Любятово, в 3 км от аэропорта Псков, Псков (Россия)
Координаты 57°49′22″ с. ш. 28°25′29″ в. д.HGЯO
Погибшие 11 (все)
Воздушное судно
Ил-76М ВВС России, идентичный разбившемусяИл-76М ВВС России, идентичный разбившемуся
Модель Ил-76М
Принадлежность Знак ВВС России ВВС России (334-й ВТАП)
Пункт вылета Россия Псков
Пункт назначения Россия Псков
Бортовой номер RA-86039
Дата выпуска 1979, либо 1981 год
Экипаж 11

Катастрофа Ил-76 под Псковом — авиационная катастрофа самолёта Ил-76М ВВС России, произошедшая в четверг 8 июля 1993 года близ Псковского аэропорта (аэродром Кресты), при этом погибли 11 человек.

Самолёт

Ил-76М с регистрационным номером CCCP-86039 (заводской — 093417518, серийный — 13-10) был выпущен Ташкентским авиационным заводом по одним данным в 1979 году, по другим — в 1981 году, после чего передан Министерству обороны СССР и поступил в советские ВВС. В 1993 году был перерегистрирован, в результате чего номер сменился на RA-86039. На момент катастрофы относился к 334-му Берлинскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку, базировавшемуся на аэродроме Кресты[1][2].

Экипаж

Фотографии членов экипажа на мемориале памяти.
Любятово, Псковская область.

Экипаж самолёта состоял из 11 человек[3]:

  • Штурман — капитан Павел Борисович Волгин;
  • Старший прапорщик Анатолий Фёдорович Башинов;
  • Прапорщик Аркадий Борисович Васильев;
  • Курсант Константин Валерьевич Орлов;
  • Курсант Виталий Анатольевич Зубарев.

Катастрофа

Экипаж выполнял учебно-тренировочный полёт. На девятой минуте полета, во время набора эшелона 1200 метров, неожиданно пропала связь с кабиной стрелка, расположенной в хвостовой части самолета, и появились шумы во внутренних и внешних системах связи, которые экипаж устранить не смог. На 23 минуте полета (14 минут после отказа системы связи), руководитель полётов приказал борту 86039 прекратить задание и передал условия выхода на точку для выполнения захода на посадку. В процессе полета на точку произошло разрушение и отделение элементов хвостовой части фюзеляжа самолета. Спустя 3 минуты после прекращения задания (25-я минута полёта), экипаж сообщил на землю, что на борту за гермостворкой возник пожар, и получил разрешение руководителя полётов выполнить экстренное снижение. Самолёт на режиме двигателей 90% был выведен из крена и энергично переведён в аварийное снижение. В 20:47:20 на удалении 3,4 км от торца взлётно-посадочной полосы и 480 метрах левее осевой линии (у микрорайона Любятово) самолет врезался в лес, загорелся и разрушился. Все 11 членов экипажа погибли[4][2].

Причины

Согласно официальному заключению, пожар возник в кабине кормового стрелка. Когда огонь добрался до находящихся там боеприпасов и привёл к их детонации, взрывом были разрушены тяги руля высоты, в результате чего пропало управление самолётом по тангажу, из-за чего экипаж уже не смог вывести машину из пикирования. Причину возникновения пожара официально установить не удалось[2][3].

Существует альтернативная версия, согласно которой пожар был вызван попаданием в самолёт пули, которая пробила магистрали трубопроводов гидросистемы и повредила кислородное оборудование, в результате чего произошло возгорание рабочей жидкости гидросистемы, а также отказала система открытия аварийной двери. Пули могли попасть в Ил-76, когда он на высоте около двухсот метров пролетел в наборе высоты над полигоном Черёха, где в это время проходили учебные стрельбы[3].

Последствия и память

Мемориал памяти экипажу у микрорайона Любятово, 2024 год.



Погибший экипаж был похоронен в Пскове на кладбище Орлецы; ныне на их братской могиле установлен мемориал. На месте падения самолёта сохранили хвостовую часть и фрагмент крыла, на которых установили памятную доску с именами и фотографиями погибших[5]. Также после псковской катастрофы, при выполнении учебных полётов, самолёты Ил-76 перестали комплектоваться пушками и боекомплектами, а впоследствии была убрана должность стрелка[3].

Примечания

  1. Ильюшин Ил-76М RA-86039 а/к Россия (СССР) - ВВС - карточка борта. Russianplanes.net. Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 24 апреля 2015 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Катастрофа Ил-76М близ Пскова (борт RA-86039), 08 июля 1993 года.. AirDisaster.ru. Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 18 апреля 2014 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Версия авиационной катастрофы под Псковом самолёта Ил-76М 334 ВТАП 3 июля 1993 года. Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса. Дата обращения: 15 января 2015.
  4. В Пскове почтили память экипажа Гудина, который 19 лет назад потерпел катастрофу. Псковская Лента Новостей (8 июля 2012). Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 24 марта 2015 года.
  5. В Пскове почтили память экипажа Гудина, разбившегося 21 год назад. Псковское агентство информации (8 июля 2014). Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.

Ссылки