Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова
ГАО «Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова» | |
---|---|
Тип | Акционерное общество |
Год основания | 1932 |
Год закрытия | 2014 |
Прежние названия | РЗ N°84 (до 1972)[1], ТАПОиЧ (до 1997), ГАО «ТАПОиЧ» (до 2012) |
Расположение | Узбекистан: Ташкент |
Отрасль | Авиастроение |
Продукция | Гражданские и военные самолёты; пластик и металлургия[2] |
Чистая прибыль | ▼ 4,4 млн $ (2007) |
Число работников | 10 900 (2007) |
Награды | |
Сайт | http://www.tmz.uz |
Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова (ГАО «ТАПОиЧ») — предприятие, производившее авиационную технику (Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ил-76 и Ил-114[3]) в Ташкенте (Узбекистан).
Было основано 20 ноября 1941 года, и как авиастроительное предприятие прекратило существование в 2014 году (в 2012 году ГАО «ТАПОиЧ» переименовано в АО «Ташкентский механический завод»).
История
Предыстория
Ташкентский авиазавод берёт начало от основанного в 1932 году ремонтного завода № 84 ГВФ в городе Химки Московской области, эвакуированного в 1941 году в Ташкент.
15 февраля 1928 году был утверждён первый пятилетний план. В этом плане было высказано желание главного управления в ускорении развития отечественной авиации, и переход на 100 % внутреннее авиапроизводство[4]. К концу первой пятилетки было построено несколько советских моделей. В течение второй пятилетки новому заводу было поставлена задача техобслуживания и переоборудования самолёта АНТ-9. В 1935 году, завод получил заказ на переоборудование пассажирского самолёта АНТ-9[5] в агитационный самолёт журнала «Крокодил».
Рост авиации, востребованный планом I пятилетки, требовал устойчивого и простого в конструкции самолёта. В то время американский «Достон» имел большой спрос на мировом рынке[6].
В 1936 году началась подготовка к выпуску лицензионного самолёта ДС-3. Сам самолёт приобрёл новое обозначение ДС-3 2М-62ИР[7]. В 1939 году испытания были проведены успешно и самолёт получил новое обозначение ПС-84 (Пассажирский самолет завода № 84)[8]. B 1936 на базе бригады № 2 ЦКБ авиазавода № 39 было создано ОКБ-84 во главе с Н. Н. Поликарповым, в котором проводились работы по истребителям И-15, И-16, И-17, пикирующим бомбардировщикам ВИТ-1, ВИТ-2. ОКБ Поликарпова работало на заводе до февраля 1938 года.
В 1937 году на заводе были построены катера на воздушной подушке В. И. Левкова[9][10].
В 1939 году под руководством конструктора В. Ф. Болховитинова был построен бомбардировщик ББС-1[11]. В 1940 году, за год до переправки предприятия в Ташкент, оборудование было модернизировано для увеличения производства[12].
-
АНТ-9
-
И-16
-
ББС-1
-
СВП, Л-5
-
Ли-2
После эвакуации в Ташкент
После начала Великой Отечественной войны с приближением фронта к Москве на заводе производился ремонт повреждённых на фронте самолётов Ил-2[13].
Перебазирование из города Химки Московской области в Ташкент было организовано в декабре 1941 года. Груз и люди были распределены в 17 эшелонах. В январе 1942 года завод был перебазирован и возобновил работу на новом месте. С 1942 года организовано производство нового самолёта Ли-2, созданного на основе американского самолёта DC 3. Производство с 1941 по 1953 год (первые шесть машин построены до эвакуации в 1941 году).
- С 1954 года по 1958 включительно завод выпускал транспортные самолёты Ил-14[14]. Производство было налажено с переводом на завод Константина Сергеевича Поспелова в качестве главного инженера[15].
- С 1958 года начался выпуск самолётов Ан-8, который продолжался по 1961 г.
- В 1960 году изготовлен первый экземпляр винтокрыла Ка-22.
Головное предприятие по выпуску транспортных самолётов
- С 1961 года начат выпуск транспортных самолётов Ан-12. Производство по 1972 год.
- В 1962 году сформирован информационно-вычислительный центр (ИВЦ).
- С 1966 года начата постройка тяжёлых транспортных самолётов «Антей»[16]. Всего до 1975 года было построено 66 самолётов Ан-22[17][18]. «Этот невиданный в мире, широкофюзеляжный богатырь – тяжелый транспортно-десантный самолет, с 4-мя турбовинтовыми двигателями и соосными винтами, имел максимальный вес 225 тонн. Полезная нагрузка достигала 80 тонн. «Антей», кажется, весь состоял из новинок. Во всяком случае, в его конструкции впервые в авиационной промышленности применялись новые конструкционные материалы и технологические процессы, уникальные цельнометаллические панели крыла, клеесварные панели фюзеляжа, сварные трубопроводы из титановых сплавов. Все это потребовало приобретения и освоения новейшего оборудования, массового использования металлорежущих станков с числовым, программным управлением, создания новых цехов и производств», — вспоминал Константин Сергеевич Поспелов[15]. Первый станок с ЧПУ был установлен и отлажен в ноябре 1961 г. , а к концу 1965 г. на подобных станках обрабатывалось уже 614 наименований деталей. К моменту начала серийного производства самолёта Ан-22 было запрограммировано 1750 наименований номенклатуры запчастей различной сложности[19].
- В 1960-е годы завод добился такого уровня качества производства, что в директорство К.С. Поспелова не было лётных происшествий с самолетами Ан-8, Ан-12, Ан-22 по вине завода или по их конструктивным недоработкам. Он ввел ряд новых служб, контролирующих проектирование самолётных конструкций ещё на чертёжных досках конструкторов, особую технологию изготовления и эксплуатации авиационной техники. По его инициативе была построена новая взлётная полоса для испытания самолётов больших грузоподъёмностей длиной свыше 3 км и шириной 60 м. У его новшеств хватало противников, но решение и упорство К.С.Поспелова преодолевали сопротивление оппонентов[15]. При Поспелове на заводе начали строить большие сборочные корпуса, благодаря которым уже при его преемнике В.Н.Сивце завод вошел в пятерку крупнейших авиационных заводов мира[15].
- В 1967 г. К.С. Поспелов открыл два филиала завода: в Фергане и в Андижане. Впоследствии первый успешно освоил изготовление крыльев и оперения самолета Ил-114, а также ремонт всех самолетов Ан-12, эксплуатируемых в СССР. Андижанский завод изготавливал сложные агрегаты шасси и гидросистемы самолетов, изготавливаемых на ТАПОиЧ[15].
Один из пяти крупнейших в мире
- В 1971 г. в Ташкенте был построен уникальный корпус для окончательной сборки самолетов размером, с последующей пристройкой, 300х100х30 метров и площадью 30 000 кв.м., позволявший собирать самолёты Ил-76 в два ряда. Рядом с корпусом были построены крупные современные цеха для сборки агрегатов и отсеков фюзеляжа, крыла и оперения. Здесь же были построены пролёты для сборки центроплана и 43-хметровых крыльев, для самолета Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Под одной крышей разместились цеха площадью в 150 000 кв.м. Сивец добивался и и получил на строительство до 40% бюджетных средств 6-го главка, выделенных на стройки[19].
- В 1972 году на базе завода образовано ПО (Производственное объединение) в который вошли Ташкентский, Андижанский и Ферганский механические заводы. Внедрена на Ташкентском производительном предприятии автоматизированная система управления (АСУП).[1]
- С 1973 года завод выпускал средний транспортно-десантный самолет Ил-76, а также его версию воздушного топливозаправщика Ил-78 и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50 [20]. Oфициально заказ на производство самолёта был выдан в плане X пятилетки, 1976—1980. Всего на предприятии было выпущено 950 машин.
- 23 марта 1982 года, во время внепланового посещения ТАПОиЧа делегацией во главе с Леонидом Брежневым и Шарафом Рашидовым, произошло обрушение технологической стремянки. В результате Л. И. Брежнев получил травмы и сломал ключицу[21].
-
Ил-14
-
Ан-8
-
Ан-12
-
Ан-22 «Антей»
-
Ил-76
После развала СССР
Плановая экономика СССР гарантировала каждому производственному объединению спрос на изготовленную продукцию. Так, ТАПОиЧ в производстве самолётов занималось изготовлением фюзеляжей и нуждалось в двигателях, которые поставлялись с других предприятий СССР.[22]
После распада СССР правительство Узбекистана поставило задачу по увеличению внутренней продукции и замене отечественным производством импортной продукции. Последовала протекционистская политика, остановка обмена валюты и применены финансовые и юридические методы по снижению товарооборота между Узбекистаном и другими странами.[23] Само предприятие осталось под контролем государства; незначительная часть акций (10 %[24]) была распродана рабочему коллективу.[25]
В таких условиях последовали: ухудшение условий труда, уменьшение количества производимых самолётов, старение производственного оборудования, утечка квалифицированных специалистов. Производство авиатехники падало, темп производства снизился с 46 самолётов в 1992 году до 6 в 1995, в дальнейшем эта тенденция продолжалась вплоть до полного развала производства.
- В 1990 году была организована кооперация с украинским «ОКБ Антонов» на поставку крыла для самолёта Ан-70.
- В 1992 году был поднят в воздух первый экземпляр Ил-114.
- В 1995 году начато производство модернизированного самолёта Ил-76МФ с новыми двигателями ПС-90А.
- В 1997 году преобразовано в акционерное общество (ГАО «ТАПОиЧ»)[2].
- С 2000 года завод перешёл с непосредственно авиационного производства на мелкое производство бытовых предметов для населения.
- В 2002 году осуществлена фактическая остановка производства[26].
- В 2005 году подписан контракт на поставку ВВС КНР 4 экземпляров заправочных самолётов Ил-78 (модификация Ил-76), но в итоге контракт стоимостью 1,5 млрд долл. был сорван[27].
- В 2007 году объявлено о планируемом в 2008 году вхождении ТАПОиЧ в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), при сохранении за объединением контроля со стороны Республики Узбекистан[25].
- В 2010 году Хозяйственный суд Ташкента инициировал процедуру банкротства в отношении ГАО «ТАПОиЧ»[28]. 1 ноября на предприятии было введено внешнее управление сроком на один год[29].
- С 1 января 2011 года ГАО «ТАПОиЧ» возглавил Рустам Абдуразаков, получивший должность внешнего управляющего[30].
- 1 июня 2011 года вице-премьер России Сергей Иванов объявил, что ТАПОиЧ не войдёт в состав ОАК[31].
В 2012 году на территории ГАО ТАПОиЧ начался демонтаж ранее построенных инфраструктурных объектов. С фасадного забора объединения исчезли буквы «ТАПОиЧ», демонтирован и макет самолёта Ил-76 у проходной завода[32]. По состоянию на середину года производство самолётов прекращено, завод переориентирован на другую деятельность[33][34].
На основании постановления Президента Республики Узбекистан от 04.04.2012 г., ГАО «ТАПОиЧ» переименовано в АО «Ташкентский механический завод». Постройка самолётов продолжалась на заводе по 2014 год, после чего профильное производство было остановлено, около 35 недостроенных самолётов и сборочных комплектов частично были вывезены в РФ, остальное было разрезано и продано на металл.
-
Ил-114
-
Ил-114-100
-
Ил-78
Многоцелевое предприятие
В 1942 году персонал завода участвовал в строительстве Северного Ташкентского канала.[35][36]
Во время Великой Отечественной войны завод оказал помощь в выделении персонала на постройку Саларской ГЭС[37].
В рамках плановой экономической системы Советского Союза и УзССР как её части, помимо производства самолётов, на завод были возложены задачи, не связанные с основным производством. Заводом были построены такие объекты Соцкультбыта, как больницы, детские сады, открыты курортные зоны.
В 1959 году при участии К.С. Поспелова для работников завода была открыта больница, в 1961 г. — пансионат «Золотые пески» на озере Иссык-куль[15].
Поспелов организовал строительство жилого городка завода с объектами соцкультбыта. После разрушительного землетрясения 26 апреля 1966 года были организованы помощь пострадавшим и оперативное восстановление разрушенных на треть производственных и жилых зданий[38]. Из зоны землетрясения (территория «А») были эвакуированы заводские цеха и лаборатории на другую территорию («Б»). При этом выпуск серийных самолетов не прекращался[15].
В 1983 году было начато строительство 2-й ветки Ташкентского метро. Станция «Чкаловская» была построена на средства завода.[39][40]
- Курортные зоны
- В 1947 году был открыт дом отдыха «Чигатай».
- В 1960 году начал функционирование пансионат «Золотые пески», расположенный на берегу озера Иссык-Куль близ села Бозтери, с пропускной способностью 1200 ч/г.[41][42]. В 2016 году пансионат полностью перешёл в собственность Кыргызстана вместе с другими бывшими узбекистанскими пансионатами на Иссык-Куле.
- «Кристалл»[43][44][45][46][47]
- «Сокол»[43][48][49]
- «Кумышкан»[43]
- Детские лагеря
- В 1945 году был построен коллективом завода первый пионерский лагерь, «Акташ».[50]
- «Гулистан»
- «Лайнер»
- Медицинские центры
- Спортивные комплексы
- Стадион «Старт»[53]
- Развлекательные комплексы
- Кинотеатр имени Б. П. Лисунова.[54]. После распада СССР объект был продан.[2] Снесён.
- Дворец культуры и техники авиастроителей им. В. Н. Сивца[55][56]
Руководители
Награды
-
Орден Ленина, 1945 г.
-
Орден Ленина, 1982 г.
Награды предприятия, полученные в советский период:
- В 1945 году предприятие было награждено орденом Ленина за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолётов.[57]
- В 1962 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени за успешное выполнение заданий правительства по выпуску новой техники.[57]
- В 1973 году объединение было награждено за успешное выполнение VIII пятилетнего плана и организацию производства новой техники орденом Октябрьской Революции[57]
- В 1982 году, во время визита Л. И. Брежнева, коллектив завода был награждён вторым орденом Ленина.[21]
Руководители
Территория предприятия после 2014 года
АО «Ташкентский механический завод» с 1 мая 2015 года вошёл в состав АО «Узбекистон темир йуллари» (Железные дороги Узбекистана), которое заявляло о планах вложить в «Ташкентский механический завод» в ближайшие четыре года 180 миллионов долларов на развитие и модернизацию оборудования для ремонта и производства пассажирских и грузовых железнодорожных вагонов[источник не указан 1013 дней]. В 2020 году на территории завода открылось сборочное производство бытовой продукции под маркой «Технопарк».
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Сивец В. Н., 1982, С. 121.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Кучеров В. П. 70 крылатых лет. — Ташкент, 2002
- ↑ Андрей Величко. В Узбекистане хотят возродить ТАПОиЧ. Есть ли перспективы у этих планов . Авиация России (7 декабря 2020). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 6 декабря 2020 года.
- ↑ [1] (недоступная ссылка)
- ↑ ЦАГИ ПС-9(АНТ-9) . Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 19 мая 2011 года.
- ↑ Ли-2 (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано 8 марта 2012 года.
- ↑ Лисунов Ли-2 . Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 26 июля 2010 года.
- ↑ Мой дедушка — Анатолий Александрович Сеньков Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Senkov.ru
- ↑ MilParade.ru | #32 | ЛЕТАЮЩИЕ КОРАБЛИ ЛЕВКОВА (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 5 июня 2009 года.
- ↑ Календарь воина (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 27 ноября 2010 года.
- ↑ «С» — Самолеты вооруженных сил СССР и России . Дата обращения: 22 марта 2010. Архивировано 24 мая 2010 года.
- ↑ Ли-2 (ПС-84) Архивная копия от 31 января 2012 на Wayback Machine — Самолеты вооруженных сил СССР и России
- ↑ Громова Н. Г. Лошади и моя судьба. — М.: «Гласност»ь, 2016. — 400 с., — ил. — ISBN 978-5-4465-1363-5
- ↑ [2]Архивная копия от 12 января 2010 на Wayback Machine Tashkent Aircraft Plant (TAPO) / Chkalov Tashkent Industrial Aircraft Association [TAPiCH]
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 Радик Газиев. Близкие и далекие. Деятели в авиации. Генеральный директор ТАПОиЧ. К.С.Поспелов . Проза.ру (2012).
- ↑ Антонов Ан-22 . Дата обращения: 27 марта 2010. Архивировано 9 февраля 2019 года.
- ↑ Ан-22 . Дата обращения: 28 марта 2010. Архивировано 19 декабря 2009 года.
- ↑ Ан-22 — военно-транспортный самолет . Дата обращения: 29 марта 2010. Архивировано 10 сентября 2011 года.
- ↑ 19,0 19,1 Радик Газиев. Близкие и далекие. Деятели в авиации. Генеральный директор ТАПОиЧ В.Н.Сивец . Проза.ру (2012).
- ↑ Ил-76 Архивировано 4 декабря 2010 года.
- ↑ 21,0 21,1 Малоизвестный факт из жизни генсека Архивная копия от 13 июня 2012 на Wayback Machine // LJ d_pankratov
- ↑ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ. А. Г. Гранберг, акад. РАН; Б. М. Шульберг, д.э.н., проф.; А. А. Адамеску, д.э.н., проф.; В. В. Кистанов, д.э.н., проф.; Ю. С. Ковалев, к.э.н.; О… . Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 24 декабря 2008 года.
- ↑ «Экономические стратегии — Центральная Азия», № 2-2007, стр. 12-23 . Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 17 апреля 2009 года.
- ↑ [3] (недоступная ссылка)
- ↑ 25,0 25,1 [4] Архивная копия от 3 марта 2010 на Wayback Machine // Парламентская газета №7 от 26 февраля 2010
- ↑ Уникальный ташкентский авиационный завод «ТАПОиЧ» фактически простаивает Архивная копия от 31 марта 2022 на Wayback Machine // Фергана.Ру
- ↑ ТАПОиЧ сорвал поставки Китаю самолетов Ил-76 и Ил-78 . Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 26 февраля 2010 года.
- ↑ Узбекистан: Началась процедура банкротства Ташкентского авиазавода имени Чкалова Архивная копия от 20 июня 2012 на Wayback Machine // Фергана — агентство новостей
- ↑ Мертвая петля для ТАПОиЧ Архивная копия от 24 июля 2011 на Wayback Machine // Фергана — агентство новостей
- ↑ ГАО ТАПОиЧ возглавил Абдуразаков Рустам Ирисматович // Ташкент, Узбекистан — Новости Узбекистана
- ↑ Авиастроительная корпорация отказалась от сотрудничества с Узбекистаном Архивная копия от 20 июня 2012 на Wayback Machine // Фергана — агентство новостей
- ↑ Ташкентский авиационный завод уходит в прошлое Архивная копия от 25 марта 2014 на Wayback Machine; впоследствии он был размещён внутри завода у центрального административного здания.
- ↑ "ТАПОиЧ" больше не будет производить самолеты Архивная копия от 11 мая 2015 на Wayback Machine // aviaport.ru, 14.06.2012
- ↑ ТАПОиЧ распрощается с производством самолетов до конца года (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 августа 2014. Архивировано 10 сентября 2012 года.
- ↑ Сивец В. Н., 1982, С. 47.
- ↑ Источник . Дата обращения: 25 марта 2010. Архивировано 19 апреля 2012 года.
- ↑ Источники электроэнергии Архивная копия от 4 января 2010 на Wayback Machine // Реферат Физика
- ↑ Тимур Каримов. Поспелов Константин Сергеевич . Герои страны (30 мая 2023).
- ↑ Уникальное ташкентское метро: станция «Чкалов» Архивная копия от 16 марта 2012 на Wayback Machine // ИП «УЗИНФОРМ»
- ↑ Письма о Ташкенте :: Общественный транспорт, история . Дата обращения: 17 апреля 2010. Архивировано 25 ноября 2011 года.
- ↑ Сивец В. Н., 1982, С. 101.
- ↑ Пансионат «Золотые пески», Иссык-Куль . Дата обращения: 22 марта 2010. Архивировано 26 марта 2010 года.
- ↑ 43,0 43,1 43,2 Zerkalo XXI (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 марта 2010. Архивировано 1 февраля 2014 года.
- ↑ Письма о Ташкенте :: Пансионат Кристалл . Дата обращения: 27 марта 2010. Архивировано 25 июня 2011 года.
- ↑ Письма о Ташкенте :: Кристалл, 1978 . Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 30 марта 2010 года.
- ↑ Письма о Ташкенте :: Кристалл и Бельдерсай (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 31 августа 2011 года.
- ↑ Зона отдыха «Кристалл» :: Дома отдыха в горах Узбекистана :: дома отдыха в Хумсане :: Цены на проживание, фотографии, описание инфраструктуры пансионата (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 28 февраля 2010 года.
- ↑ Пансионат Сокол от ГАО ТАПОиЧ — Google Earth Community
- ↑ Горы Узбекистана : : Отдых в горах Узбекистана (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 24 марта 2010 года.
- ↑ Сивец В. Н., 1982, С. 75.
- ↑ Mahinatori v belih halatah ili Chora Kurildi po-uzbekski — B (недоступная ссылка)
- ↑ [5] Архивная копия от 2 июня 2008 на Wayback Machine // Онлайн-журнал Baby.uz
- ↑ «Ёшлик» Спортивно-оздоровительный комплекс (бывш. «НБУ», Стадион «Старт») // Справочник Узбекистана — Золотые Страницы Узбекистана
- ↑ Афиша кинотеатра «им. Лисунова (Большой зал)» Архивная копия от 24 марта 2012 на Wayback Machine — Afisha.uz
- ↑ КВН или смешной бизнес Архивная копия от 23 января 2010 на Wayback Machine // Журнал «Экономическое обозрение»
- ↑ История Ташкента Архивировано 27 сентября 2007 года.
- ↑ 57,0 57,1 57,2 Ташкентскому авиационному 50, 1982.
Литература
- Сивец В. Н. 50 крылатых лет. — Ташкент, 1982. — юбилейный экземпляр.
- Ташкентскому авиационному 50. — Ташкент, 1982. — юбилейный экземпляр
Ссылки
- Организации, награждённые орденом Ленина
- Организации, награждённые орденом Октябрьской Революции
- Организации, награждённые орденом Трудового Красного Знамени
- Предприятия по алфавиту
- Предприятия, основанные в 1932 году
- Предприятия, закрытые в 2014 году
- Компании Узбекистана
- Авиастроительные компании
- Предприятия авиационной промышленности СССР
- Предприятия Ташкента