Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова

Материал из энциклопедии Руниверсалис
ГАО «Ташкентское авиационное производственное объединение
им. В. П. Чкалова»
Тип Акционерное общество
Год основания 1932
Год закрытия 2014
Прежние названия РЗ N°84 (до 1972)[1], ТАПОиЧ (до 1997), ГАО «ТАПОиЧ» (до 2012)
Расположение  Узбекистан: Ташкент
Отрасль Авиастроение
Продукция Гражданские и военные самолёты; пластик и металлургия[2]
Чистая прибыль 4,4 млн $ (2007)
Число работников 10 900 (2007)
Награды Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени
Сайт http://www.tmz.uz

Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова (ГАО «ТАПОиЧ») — предприятие, производившее авиационную технику (Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ил-76 и Ил-114[3]) в Ташкенте (Узбекистан).

Было основано 20 ноября 1941 года, и как авиастроительное предприятие прекратило существование в 2014 году (в 2012 году ГАО «ТАПОиЧ» переименовано в АО «Ташкентский механический завод»).

История

Предыстория

Ташкентский авиазавод берёт начало от основанного в 1932 году ремонтного завода № 84 ГВФ в городе Химки Московской области, эвакуированного в 1941 году в Ташкент.

15 февраля 1928 году был утверждён первый пятилетний план. В этом плане было высказано желание главного управления в ускорении развития отечественной авиации, и переход на 100 % внутреннее авиапроизводство[4]. К концу первой пятилетки было построено несколько советских моделей. В течение второй пятилетки новому заводу было поставлена задача техобслуживания и переоборудования самолёта АНТ-9. В 1935 году, завод получил заказ на переоборудование пассажирского самолёта АНТ-9[5] в агитационный самолёт журнала «Крокодил».

Рост авиации, востребованный планом I пятилетки, требовал устойчивого и простого в конструкции самолёта. В то время американский «Достон» имел большой спрос на мировом рынке[6].

В 1936 году началась подготовка к выпуску лицензионного самолёта ДС-3. Сам самолёт приобрёл новое обозначение ДС-3 2М-62ИР[7]. В 1939 году испытания были проведены успешно и самолёт получил новое обозначение ПС-84 (Пассажирский самолет завода № 84)[8]. B 1936 на базе бригады № 2 ЦКБ авиазавода № 39 было создано ОКБ-84 во главе с Н. Н. Поликарповым, в котором проводились работы по истребителям И-15, И-16, И-17, пикирующим бомбардировщикам ВИТ-1, ВИТ-2. ОКБ Поликарпова работало на заводе до февраля 1938 года.

В 1937 году на заводе были построены катера на воздушной подушке В. И. Левкова[9][10].

В 1939 году под руководством конструктора В. Ф. Болховитинова был построен бомбардировщик ББС-1[11]. В 1940 году, за год до переправки предприятия в Ташкент, оборудование было модернизировано для увеличения производства[12].

После эвакуации в Ташкент

Въезд на авиапредприятие.

После начала Великой Отечественной войны с приближением фронта к Москве на заводе производился ремонт повреждённых на фронте самолётов Ил-2[13].

Перебазирование из города Химки Московской области в Ташкент было организовано в декабре 1941 года. Груз и люди были распределены в 17 эшелонах. В январе 1942 года завод был перебазирован и возобновил работу на новом месте. С 1942 года организовано производство нового самолёта Ли-2, созданного на основе американского самолёта DC 3. Производство с 1941 по 1953 год (первые шесть машин построены до эвакуации в 1941 году).

  • С 1954 года по 1958 включительно завод выпускал транспортные самолёты Ил-14[14]. Производство было налажено с переводом на завод Константина Сергеевича Поспелова в качестве главного инженера[15].
  • С 1958 года начался выпуск самолётов Ан-8, который продолжался по 1961 г.
  • В 1960 году изготовлен первый экземпляр винтокрыла Ка-22.

Головное предприятие по выпуску транспортных самолётов

  • С 1961 года начат выпуск транспортных самолётов Ан-12. Производство по 1972 год.
  • В 1962 году сформирован информационно-вычислительный центр (ИВЦ).
  • С 1966 года начата постройка тяжёлых транспортных самолётов «Антей»[16]. Всего до 1975 года было построено 66 самолётов Ан-22[17][18]. «Этот невиданный в мире, широкофюзеляжный богатырь – тяжелый транспортно-десантный самолет, с 4-мя турбовинтовыми двигателями и соосными винтами, имел максимальный вес 225 тонн. Полезная нагрузка достигала 80 тонн. «Антей», кажется, весь состоял из новинок. Во всяком  случае, в его конструкции впервые в авиационной промышленности применялись новые конструкционные материалы и технологические процессы, уникальные цельнометаллические панели крыла, клеесварные панели фюзеляжа, сварные трубопроводы из титановых сплавов. Все это потребовало приобретения и освоения новейшего оборудования, массового использования металлорежущих станков с числовым, программным управлением, создания новых цехов и производств», — вспоминал Константин Сергеевич Поспелов[15]. Первый станок с ЧПУ был установлен и отлажен в ноябре 1961 г. , а к концу 1965 г. на подобных станках обрабатывалось уже 614 наименований деталей. К моменту начала серийного производства самолёта Ан-22 было запрограммировано 1750 наименований номенклатуры запчастей различной сложности[19].
  • В 1960-е годы завод добился такого уровня качества производства, что в директорство К.С. Поспелова не было лётных происшествий с самолетами Ан-8, Ан-12, Ан-22 по вине завода или по их конструктивным недоработкам. Он ввел ряд новых служб, контролирующих проектирование самолётных конструкций ещё на чертёжных досках конструкторов, особую технологию изготовления и эксплуатации авиационной техники. По его инициативе была построена новая взлётная полоса для испытания самолётов больших грузоподъёмностей длиной свыше 3 км и шириной 60 м. У его новшеств хватало противников, но решение и упорство К.С.Поспелова преодолевали сопротивление оппонентов[15]. При Поспелове на заводе начали строить большие сборочные корпуса, благодаря которым уже при его преемнике В.Н.Сивце завод вошел в пятерку крупнейших авиационных заводов мира[15].
  • В 1967 г. К.С. Поспелов открыл два филиала завода: в Фергане и в Андижане. Впоследствии первый успешно освоил изготовление крыльев и оперения самолета Ил-114, а также ремонт всех самолетов Ан-12, эксплуатируемых в СССР. Андижанский завод изготавливал сложные агрегаты шасси и гидросистемы самолетов, изготавливаемых на ТАПОиЧ[15].

Один из пяти крупнейших в мире

  • В 1971 г. в Ташкенте был построен уникальный корпус для окончательной сборки самолетов размером, с последующей пристройкой, 300х100х30 метров и площадью 30 000 кв.м., позволявший собирать самолёты Ил-76 в два ряда. Рядом с корпусом были построены крупные современные цеха для сборки агрегатов и отсеков фюзеляжа, крыла и оперения. Здесь же были построены пролёты для сборки центроплана и 43-хметровых крыльев, для самолета Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Под одной крышей разместились цеха площадью в 150 000 кв.м. Сивец добивался и и получил на строительство до 40% бюджетных средств 6-го главка, выделенных на стройки[19].
  • В 1972 году на базе завода образовано ПО (Производственное объединение) в который вошли Ташкентский, Андижанский и Ферганский механические заводы. Внедрена на Ташкентском производительном предприятии автоматизированная система управления (АСУП).[1]
  • С 1973 года завод выпускал средний транспортно-десантный самолет Ил-76, а также его версию воздушного топливозаправщика Ил-78 и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50 [20]. Oфициально заказ на производство самолёта был выдан в плане X пятилетки, 1976—1980. Всего на предприятии было выпущено 950 машин.
  • 23 марта 1982 года, во время внепланового посещения ТАПОиЧа делегацией во главе с Леонидом Брежневым и Шарафом Рашидовым, произошло обрушение технологической стремянки. В результате Л. И. Брежнев получил травмы и сломал ключицу[21].

После развала СССР

Административное здание и депо, предприятие ТАПОиЧ, 2009

Плановая экономика СССР гарантировала каждому производственному объединению спрос на изготовленную продукцию. Так, ТАПОиЧ в производстве самолётов занималось изготовлением фюзеляжей и нуждалось в двигателях, которые поставлялись с других предприятий СССР.[22]

После распада СССР правительство Узбекистана поставило задачу по увеличению внутренней продукции и замене отечественным производством импортной продукции. Последовала протекционистская политика, остановка обмена валюты и применены финансовые и юридические методы по снижению товарооборота между Узбекистаном и другими странами.[23] Само предприятие осталось под контролем государства; незначительная часть акций (10 %[24]) была распродана рабочему коллективу.[25]

В таких условиях последовали: ухудшение условий труда, уменьшение количества производимых самолётов, старение производственного оборудования, утечка квалифицированных специалистов. Производство авиатехники падало, темп производства снизился с 46 самолётов в 1992 году до 6 в 1995, в дальнейшем эта тенденция продолжалась вплоть до полного развала производства.

  • В 1990 году была организована кооперация с украинским «ОКБ Антонов» на поставку крыла для самолёта Ан-70.
  • В 1992 году был поднят в воздух первый экземпляр Ил-114.
  • В 1995 году начато производство модернизированного самолёта Ил-76МФ с новыми двигателями ПС-90А.
  • В 1997 году преобразовано в акционерное общество (ГАО «ТАПОиЧ»)[2].
  • С 2000 года завод перешёл с непосредственно авиационного производства на мелкое производство бытовых предметов для населения.
  • В 2002 году осуществлена фактическая остановка производства[26].
  • В 2005 году подписан контракт на поставку ВВС КНР 4 экземпляров заправочных самолётов Ил-78 (модификация Ил-76), но в итоге контракт стоимостью 1,5 млрд долл. был сорван[27].
  • В 2007 году объявлено о планируемом в 2008 году вхождении ТАПОиЧ в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), при сохранении за объединением контроля со стороны Республики Узбекистан[25].
  • В 2010 году Хозяйственный суд Ташкента инициировал процедуру банкротства в отношении ГАО «ТАПОиЧ»[28]. 1 ноября на предприятии было введено внешнее управление сроком на один год[29].
  • С 1 января 2011 года ГАО «ТАПОиЧ» возглавил Рустам Абдуразаков, получивший должность внешнего управляющего[30].
  • 1 июня 2011 года вице-премьер России Сергей Иванов объявил, что ТАПОиЧ не войдёт в состав ОАК[31].

В 2012 году на территории ГАО ТАПОиЧ начался демонтаж ранее построенных инфраструктурных объектов. С фасадного забора объединения исчезли буквы «ТАПОиЧ», демонтирован и макет самолёта Ил-76 у проходной завода[32]. По состоянию на середину года производство самолётов прекращено, завод переориентирован на другую деятельность[33][34].

На основании постановления Президента Республики Узбекистан от 04.04.2012 г., ГАО «ТАПОиЧ» переименовано в АО «Ташкентский механический завод». Постройка самолётов продолжалась на заводе по 2014 год, после чего профильное производство было остановлено, около 35 недостроенных самолётов и сборочных комплектов частично были вывезены в РФ, остальное было разрезано и продано на металл.

Многоцелевое предприятие

В 1942 году персонал завода участвовал в строительстве Северного Ташкентского канала.[35][36]

Во время Великой Отечественной войны завод оказал помощь в выделении персонала на постройку Саларской ГЭС[37].

В рамках плановой экономической системы Советского Союза и УзССР как её части, помимо производства самолётов, на завод были возложены задачи, не связанные с основным производством. Заводом были построены такие объекты Соцкультбыта, как больницы, детские сады, открыты курортные зоны.

В 1959 году при участии К.С. Поспелова для работников завода была открыта больница, в 1961 г. — пансионат «Золотые пески» на озере Иссык-куль[15].

Поспелов организовал строительство жилого городка завода с объектами соцкультбыта. После разрушительного землетрясения 26 апреля 1966 года были организованы помощь пострадавшим и оперативное восстановление разрушенных на треть производственных и жилых зданий[38]. Из зоны землетрясения (территория «А») были эвакуированы заводские цеха и лаборатории на другую территорию («Б»). При этом  выпуск серийных самолетов не прекращался[15].

Стадион «Старт», 1967 г.

В 1983 году было начато строительство 2-й ветки Ташкентского метро. Станция «Чкаловская» была построена на средства завода.[39][40]

Курортные зоны
  • В 1947 году был открыт дом отдыха «Чигатай».
  • В 1960 году начал функционирование пансионат «Золотые пески», расположенный на берегу озера Иссык-Куль близ села Бозтери, с пропускной способностью 1200 ч/г.[41][42]. В 2016 году пансионат полностью перешёл в собственность Кыргызстана вместе с другими бывшими узбекистанскими пансионатами на Иссык-Куле.
  • «Кристалл»[43][44][45][46][47]
  • «Сокол»[43][48][49]
  • «Кумышкан»[43]
Детские лагеря
Дворец культуры и техники авиастроителей им. В. Н. Сивца
Медицинские центры
  • Медсанчасть при ГАО ТАПОИЧ[51]
  • Больница при ГАО ТАПОиЧ[52]
Спортивные комплексы
  • Стадион «Старт»[53]
Развлекательные комплексы

Руководители

Награды

Награды предприятия, полученные в советский период:

  • В 1945 году предприятие было награждено орденом Ленина за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолётов.[57]
  • В 1962 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени за успешное выполнение заданий правительства по выпуску новой техники.[57]
  • В 1973 году объединение было награждено за успешное выполнение VIII пятилетнего плана и организацию производства новой техники орденом Октябрьской Революции[57]
  • В 1982 году, во время визита Л. И. Брежнева, коллектив завода был награждён вторым орденом Ленина.[21]

Руководители

Территория предприятия после 2014 года

АО «Ташкентский механический завод» с 1 мая 2015 года вошёл в состав АО «Узбекистон темир йуллари» (Железные дороги Узбекистана), которое заявляло о планах вложить в «Ташкентский механический завод» в ближайшие четыре года 180 миллионов долларов на развитие и модернизацию оборудования для ремонта и производства пассажирских и грузовых железнодорожных вагонов[источник не указан 1013 дней]. В 2020 году на территории завода открылось сборочное производство бытовой продукции под маркой «Технопарк».

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Сивец В. Н., 1982, С. 121.
  2. 2,0 2,1 2,2 Кучеров В. П. 70 крылатых лет. — Ташкент, 2002
  3. Андрей Величко. В Узбекистане хотят возродить ТАПОиЧ. Есть ли перспективы у этих планов. Авиация России (7 декабря 2020). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 6 декабря 2020 года.
  4. [1] (недоступная ссылка)
  5. ЦАГИ ПС-9(АНТ-9). Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 19 мая 2011 года.
  6. Ли-2 (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано 8 марта 2012 года.
  7. Лисунов Ли-2. Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 26 июля 2010 года.
  8. Мой дедушка — Анатолий Александрович Сеньков Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Senkov.ru
  9. MilParade.ru | #32 | ЛЕТАЮЩИЕ КОРАБЛИ ЛЕВКОВА (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 5 июня 2009 года.
  10. Календарь воина (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 27 ноября 2010 года.
  11. «С» — Самолеты вооруженных сил СССР и России. Дата обращения: 22 марта 2010. Архивировано 24 мая 2010 года.
  12. Ли-2 (ПС-84) Архивная копия от 31 января 2012 на Wayback Machine — Самолеты вооруженных сил СССР и России
  13. Громова Н. Г. Лошади и моя судьба. — М.: «Гласност»ь, 2016. — 400 с., — ил. — ISBN 978-5-4465-1363-5
  14. [2]Архивная копия от 12 января 2010 на Wayback Machine Tashkent Aircraft Plant (TAPO) / Chkalov Tashkent Industrial Aircraft Association [TAPiCH]
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 Радик Газиев. Близкие и далекие. Деятели в авиации. Генеральный директор ТАПОиЧ. К.С.Поспелов. Проза.ру (2012).
  16. Антонов Ан-22. Дата обращения: 27 марта 2010. Архивировано 9 февраля 2019 года.
  17. Ан-22. Дата обращения: 28 марта 2010. Архивировано 19 декабря 2009 года.
  18. Ан-22 — военно-транспортный самолет. Дата обращения: 29 марта 2010. Архивировано 10 сентября 2011 года.
  19. 19,0 19,1 Радик Газиев. Близкие и далекие. Деятели в авиации. Генеральный директор ТАПОиЧ В.Н.Сивец. Проза.ру (2012).
  20. Ил-76 Архивировано 4 декабря 2010 года.
  21. 21,0 21,1 Малоизвестный факт из жизни генсека Архивная копия от 13 июня 2012 на Wayback Machine // LJ d_pankratov
  22. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ. А. Г. Гранберг, акад. РАН; Б. М. Шульберг, д.э.н., проф.; А. А. Адамеску, д.э.н., проф.; В. В. Кистанов, д.э.н., проф.; Ю. С. Ковалев, к.э.н.; О…. Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 24 декабря 2008 года.
  23. «Экономические стратегии — Центральная Азия», № 2-2007, стр. 12-23. Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 17 апреля 2009 года.
  24. [3] (недоступная ссылка)
  25. 25,0 25,1 [4] Архивная копия от 3 марта 2010 на Wayback Machine // Парламентская газета №7 от 26 февраля 2010
  26. Уникальный ташкентский авиационный завод «ТАПОиЧ» фактически простаивает Архивная копия от 31 марта 2022 на Wayback Machine // Фергана.Ру
  27. ТАПОиЧ сорвал поставки Китаю самолетов Ил-76 и Ил-78. Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 26 февраля 2010 года.
  28. Узбекистан: Началась процедура банкротства Ташкентского авиазавода имени Чкалова Архивная копия от 20 июня 2012 на Wayback Machine // Фергана — агентство новостей
  29. Мертвая петля для ТАПОиЧ Архивная копия от 24 июля 2011 на Wayback Machine // Фергана — агентство новостей
  30. ГАО ТАПОиЧ возглавил Абдуразаков Рустам Ирисматович // Ташкент, Узбекистан — Новости Узбекистана
  31. Авиастроительная корпорация отказалась от сотрудничества с Узбекистаном Архивная копия от 20 июня 2012 на Wayback Machine // Фергана — агентство новостей
  32. Ташкентский авиационный завод уходит в прошлое Архивная копия от 25 марта 2014 на Wayback Machine; впоследствии он был размещён внутри завода у центрального административного здания.
  33. "ТАПОиЧ" больше не будет производить самолеты Архивная копия от 11 мая 2015 на Wayback Machine // aviaport.ru, 14.06.2012
  34. ТАПОиЧ распрощается с производством самолетов до конца года (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 августа 2014. Архивировано 10 сентября 2012 года.
  35. Сивец В. Н., 1982, С. 47.
  36. Источник. Дата обращения: 25 марта 2010. Архивировано 19 апреля 2012 года.
  37. Источники электроэнергии Архивная копия от 4 января 2010 на Wayback Machine // Реферат Физика
  38. Тимур Каримов. Поспелов Константин Сергеевич. Герои страны (30 мая 2023).
  39. Уникальное ташкентское метро: станция «Чкалов» Архивная копия от 16 марта 2012 на Wayback Machine // ИП «УЗИНФОРМ»
  40. Письма о Ташкенте :: Общественный транспорт, история. Дата обращения: 17 апреля 2010. Архивировано 25 ноября 2011 года.
  41. Сивец В. Н., 1982, С. 101.
  42. Пансионат «Золотые пески», Иссык-Куль. Дата обращения: 22 марта 2010. Архивировано 26 марта 2010 года.
  43. 43,0 43,1 43,2 Zerkalo XXI (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 марта 2010. Архивировано 1 февраля 2014 года.
  44. Письма о Ташкенте :: Пансионат Кристалл. Дата обращения: 27 марта 2010. Архивировано 25 июня 2011 года.
  45. Письма о Ташкенте :: Кристалл, 1978. Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 30 марта 2010 года.
  46. Письма о Ташкенте :: Кристалл и Бельдерсай (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 31 августа 2011 года.
  47. Зона отдыха «Кристалл» :: Дома отдыха в горах Узбекистана :: дома отдыха в Хумсане :: Цены на проживание, фотографии, описание инфраструктуры пансионата (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 28 февраля 2010 года.
  48. Пансионат Сокол от ГАО ТАПОиЧ — Google Earth Community
  49. Горы Узбекистана : : Отдых в горах Узбекистана (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 24 марта 2010 года.
  50. Сивец В. Н., 1982, С. 75.
  51. Mahinatori v belih halatah ili Chora Kurildi po-uzbekski — B (недоступная ссылка)
  52. [5] Архивная копия от 2 июня 2008 на Wayback Machine // Онлайн-журнал Baby.uz
  53. «Ёшлик» Спортивно-оздоровительный комплекс (бывш. «НБУ», Стадион «Старт») // Справочник Узбекистана — Золотые Страницы Узбекистана
  54. Афиша кинотеатра «им. Лисунова (Большой зал)» Архивная копия от 24 марта 2012 на Wayback Machine — Afisha.uz
  55. КВН или смешной бизнес Архивная копия от 23 января 2010 на Wayback Machine // Журнал «Экономическое обозрение»
  56. История Ташкента Архивировано 27 сентября 2007 года.
  57. 57,0 57,1 57,2 Ташкентскому авиационному 50, 1982.

Литература

  • Сивец В. Н. 50 крылатых лет. — Ташкент, 1982. — юбилейный экземпляр.
  • Ташкентскому авиационному 50. — Ташкент, 1982. — юбилейный экземпляр

Ссылки