Перейти к содержанию

Катастрофа Як-42 под Охридом

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 110 Avioimpex
Общие сведения
Дата 20 ноября 1993 года
Время 23:00
Характер CFIT
Причина Ошибка авиадиспетчера (нарушение правил радиообмена), отказ VOR
Место Северная Македония гора Трояни, в 2 км от Охрида (БЮР Македония)
Координаты 41°11′06″ с. ш. 20°46′34″ в. д.HGЯO
Воздушное судно
Разбившийся Як-42Д борт RA-42390Разбившийся Як-42Д борт RA-42390
Модель Як-42Д
Авиакомпания Северная Македония Avioimpex[англ.]
Принадлежность Россия Саравиа
Пункт вылета Швейцария Женева (Швейцария)
Пункт назначения Северная Македония Скопье (БЮР Македония)
Рейс AXX110
Бортовой номер RA-42390
Дата выпуска 20 апреля 1991 года
Пассажиры 108
Экипаж 8
Погибшие 116 (все)

В субботу 20 ноября 1993 года в районе Охрида потерпел катастрофу Як-42Д компании Avioimpex[англ.] в результате чего погибли 116 человек. Крупнейшая авиакатастрофа в истории Северной Македонии.

Самолёт

Як-42Д с бортовым номером 42390 (заводской — 4520424016557, серийный — 13-02) выпущен Саратовским авиазаводом 20 апреля 1991 года и передан Министерству гражданской авиации, которое направило самолёт в Саратовский авиаотряд Приволжского управления гражданской авиации. Имел три турбореактивных двигателя модели Д-36. После распада СССР борт 42390 перешёл к новообразованной Саравиа, которое сдало его в лизинг македонской Avioimpex[англ.][1].

Экипаж

В салоне работали четыре бортпроводникамакедонца.

Катастрофа

Самолёт выполнял рейс AXX110 из Женевы в Скопье, на его борту находились 8 членов экипажа и 108 пассажиров[2][3].

В аэропорту Скопье шёл сильный снегопад, поэтому его аэропорт был закрыт. Тогда рейс 110 был направлен на запасной аэродром — бывший военный Охрид.

Диспетчер Охридского аэропорта передал, что посадка будет выполняться на ВПП 02. При этом VOR аэропорта не работал. Схема захода на посадку не была выдержана и экипаж начал уходить на второй круг. Ситуация осложнялась тем, что русский экипаж в переговорах с диспетчером общался на международном английском вперемежку с русским, а диспетчер — на македонском, который несколько похож на русский. В результате экипаж неправильно понял указания и повернул не в ту сторону, направившись к горам[3][4]. Система GPWS сработала за 7 секунд до удара, но экипаж не успел исправить ситуацию.

Примерно в 23:00 летящий в темноте Як-42 на высоте 4900 футов (1493 метра), на 2600 футов (792 метра) выше уровня аэродрома, врезался в гору бывшего села Трояни (Тројани[макед.]) в 2 километра восточнее аэропорта, полностью разрушился и загорелся. Прибывшие к месту падения спасательные службы обнаружили единственного выжившего — пассажира Раде Евремовича (Rade Jevremovic). Однако через 11 дней, 1 декабря, он погиб не приходя в сознание. Таким образом, в катастрофе погибли все 116 человек.

На 2019 год это крупнейшая авиакатастрофа в Северной Македонии и вторая по количеству жертв в истории Як-42[4][5].

Последствия

Катастрофа рейса 110 показала отсталость системы управления воздушным движением в стране, так как была уже вторым крупным авиапроисшествием за последние 16 месяцев. Многие пилоты македонских авиакомпаний жаловались на изношенное оборудование и низкие стандарты безопасности. После данной катастрофы объявил об отставке министр градостроительства, транспорта и экологии Антони Пешев[макед.][6].

Примечания

  1. Яковлев Як-42Д Бортовой №: RA-42390. Russianplanes.net. Дата обращения: 19 июня 2013. Архивировано 20 июня 2013 года.
  2. Катастрофа Як-42Д а/к Avioimpex в Македонии. airdisaster.ru. Дата обращения: 19 июня 2013. Архивировано 30 октября 2013 года.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Many feared dead in Macedonia crash (англ.), Lewiston Morning Tribune (21 November 1993). Архивировано 31 марта 2020 года. Дата обращения 19 июня 2013.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Aircraft accident Yakovlev 42D RA-42390 Ohrid Airport (OHD) (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 19 июня 2013. Архивировано 20 июня 2013 года.
  5. Crash survivor dies (англ.), The Vindicator (2 December 1993). Архивировано 31 марта 2020 года. Дата обращения 19 июня 2013.
  6. Official resigns over plane crash (англ.), Star-News (1993-111-23). Архивировано 31 марта 2020 года. Дата обращения 19 июня 2013.