Камалакара Пиппалай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Камалакара Пиппалай
Kamalākara Pippalāi
Рождение начало XVI века
Бенгалия
Смерть конец XVI века
Бенгалия
Почитается в гаудия-вайшнавизме

Камалака́ра Пиппала́й (IAST: Kamalākara Pippalāi) — кришнаитский святой, живший в Бенгалии в конце XV — первой половине XVI века. Принадлежит к группе двенадцати кришнаитских святых двадаша-гопал — выдающихся проповедников, распространивших гаудия-вайшнавизм по всей территории Бенгалии.[1] В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что «необычайны были его деяния и любовь к Богу, прославившие его».[2] Говорится, что Камалакара Пиппалай установил в бегальской деревне Махеша божество Джаганнатхи,[3] и что Нитьянанда, оценив энтузиазм его проповеди, сделал его лидером санкиртаны в проповедническом центре Саптаграма.[2]

Сына Камалакары Пиппалая звали Чатурбхуджа; у Чатурбхуджи было двое сыновей: Нараяна и Джаганнатха; у Нараяны был сын по имени Джагадананда; сына Джагадананды звали Радживалочана. Во времена Радживалочаны на поклонение божеству Джаганнатхи стало не хватать средств, поэтому в 1653 году набоб Дакки по имени Шах Суджа пожертвовал храму 140 гектаров земельных угодий. Таким образом, вся земля перешла в собственность Джаганнатхи, и деревню, которая находилась на ней, переименовали в Джаганнатха-пура (деревню Джаганнатхи).

Когда Камалакара Пиппалай ушёл из дома, его младший брат Нидхипати Пиппалай стал его разыскивать и через некоторое время нашёл в деревне Махеша. Нидхипати приложил все силы, чтобы вернуть старшего брата домой, но тот наотрез отказался. Поэтому Нидхипати вместе со всей семьёй перебрался в Махешу. Потомки этого семейства по сей день живут в окрестностях деревни. Они брахманы и носят фамилию Адхикари.

Бхактисиддханта Сарасвати в своих комментариях на «Чайтанья-чаритамриту» описывает историю храма Джаганнатхи в Махеше следующим образом. Как-то раз преданный по имени Дхрувананда отправился в Пури, желая получить даршан Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры и преподнести Джаганнатхе приготовленное им собственноручно угощение. Однако ночью Джаганнатха явился Дхрувананде во сне и велел идти на берег Ганги в Махешу, построить там храм и в нем поклоняться ему. По прибытии в Махешу, Дхрувананда увидел, как по Ганге плывут три божества: Джаганнатха, Баларама и Субхадра. Выловив божества из реки, Дхрувананда установил их в маленькой хижине и стал поклоняться им. Когда Дхрувананда состарился, он стал тревожиться о том, где найти надёжного человека и передать ему поклонение. Тут Джаганнатха снова явился ему во сне и разрешил поручить поклоняться в храме первому, кого он повстречает на следующее утро. Наутро Дхрувананда встретил Камалакару Пиппалая, который прежде жил в деревне Кхалиджули в лесу Сундарбана в Бенгалии и был известен как чистый вайшнава и великий преданный Джаганнатхи. Дхрувананда немедленно передал ему божество. Так Камалакара Пиппалай стал поклоняться Джаганнатхе. С тех пор члены его семьи стали носить титул Адхикари, что означает «достойные поклоняться Господу». Адхикари принадлежат к почтенному брахманскому роду.

В «Гаура-ганоддеша-дипике» (128) Камалакара Пиппалай назван третьим среди двенандцати пастушков (двадаша-гопал)[2]. Там также говорится, что ранее, в играх Кришны, он был пастушком Махабалой.[2]

Примечания

  1. Edward C. Dimock. The place of the hidden moon: erotic mysticism in the Vaiṣṇava-sahajiyā cult of Bengal. — Motilal Banarsidass, 1991. — P. 94-95. — 299 p. — ISBN 8120809963.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Mahanidhi Swami. The Gaudiya Vaisnava samadhis in Vrndavana. — 1993. — P. 100. — 193 p.
  3. Махеша расположена примерно в четырёх километрах от железнодорожной станции Шри Рамапура.