Вакрешвара Пандит
Вакрешвара Пандит | |
---|---|
Vakreśvara Paṇḍita | |
Рождение |
конец XV века Бенгалия |
Смерть | середина XVI века |
Почитается | в гаудия-вайшнавизме |
День памяти |
1 июля (явление, 2010 год) 16 июля (уход, 2010 год) 20 июня (явление, 2011 год) 6 июля (уход, 2011 год) 8 июня (явление, 2012 год) 25 июня (уход, 2012 год) |
Вакрешва́ра Пандит (IAST: Vakreśvara Paṇḍita) — бенгальский кришнаитский святой, живший в конце XV — первой половине XVI века; один из сподвижников Чайтаньи (1486—1534).[1][2] Получил известность как искусный танцор и исполнитель вайшнавских бхаджанов и киртанов.[1] Шри Говинда Даса, последователь Чайтаньи из Ориссы, описал жизнь Вакрешвары Пандита в книге под названием «Гаура-кришнодая».[3]
Вакрешвара изумительно танцевал и мог делать это непрерывно в течение многих часов и даже дней.[3] Он был одним из главных танцоров во время театральных представлений, которые Чайтанья устраивал в доме Шривасы Тхакура в Навадвипе.[3] Часто Вакрешвара без остановки танцевал на протяжении всего представления.[3] Кришнадаса Кавираджа описывает в «Чайтанья-чаритамрите», как однажды, в доме Шривасы Тхакура, Чайтанья вёл киртан, а Вакрешвара Пандит в духовном экстазе танцевал в течение семидесяти двух часов.[1] После этого Вакрешвара Пандит упал к стопам Чайтаньи и взмолился ему, сказав: «О Чандрамукха! Дай мне десять тысяч гандхарвов! Пусть они поют, а я буду танцевать, и это сделает меня счастливым».[3] Чайтанья ответил: «Ты — Моё единственное крыло. Будь у Меня второе, Я бы летал в поднебесье!»[3]
Вриндавана Даса пишет в «Чайтанья-бхагавате»: «Чтобы разбудить спящие души века Кали, Чайтанья Махапрабху пришёл распространить нектар святого имени Кришны. После его прихода, мриданга и караталы зазвучали подобно громыхающим грозовым тучам. Поглощённый настроением экстатической любви и крича „Харибол! Харибол!“, Гауранга велел всем воспевать святое имя Кришны. Воздев Свои золотые руки к небу, Господь Гаурахари танцевал в экстазе. В это время Вакрешвара Пандит и другие стали танцевать вместе с Господом».[1]
Описывается, что по благословению Вакрешвары, Девананда Пандит освободился от оскорбления, совершённого им в отношении Шривасы Тхакура.[1] После этого Чайтанья сделал Девананду Пандита одним из своих близких спутников.[1] Чайтанья так прокомментировал этот случай: «Кришна поселился в сердце Вакрешвары Пандита. Поскольку Кришна танцует в его сердце, то танцует и Вакрешвара. Какое бы место ни благословил Вакрешвара Пандит своим присутствием, оно становится священным местом паломничества, более святым, чем все святые места».[1]
Вакрешвара Пандит входил в группу вайшнавов, которые были с Чайтаньей с самого начала его игр в Навадвипе.[1] Другими вайшнавскими святыми в этой группе были Парамананда Пури, Сварупа Дамодара, Гададхара Пандит, Джагадананда Пандит, Шанкара, Рагхунатха Вайдья и Рагхунатха Даса.[1] Знаток пения и танца, Вакрешвара Пандит всегда доставлял Чайтанье удовольствие своим служением — сначала в группах санкиртаны в Навадвипе, а затем — в спектаклях в доме Шривасы Тхакура и во время ежегодной Ратха-ятры в Пури.[1] Описывается, что Вакрешвара Пандит с полной верой продолжал служить Чайтанье также и после того, как тот переселился в Пури.[1] Там Вакрешвара Пандит установил божества Шри-Шри Радха-кантхи в доме Каши Мишры, рядом с Гамбхирой, — комнатой, в которой Чайтанья провёл свои последние годы.[1]
Вакрешвара Пандит принял в ученики много вайшнавов в Ориссе, наиболее выдающимся из которых был Гопалагуру Госвами.[1][2] Его ученик Дхьяначандра Госвами говорит в своих книгах, что Вакрешвара Пандит был воплощением гопи Тунгавидьи — опытной певицы и танцовщицы, одной из ашта-сакхи (восьми главных гопи), прислуживающих Радхе в духовном мире.[1] Кави Карнапура, в свою очередь, утверждает в «Гаура-ганоддеша-дипике» (71), что Вакрешвара Пандит был воплощением Анируддхи,[1] одного из членов четверной экспансии Вишну (в которую также входят Васудева, Санкаршана и Прадьюмна).[3]
В области 64 самадхи во Вриндаване расположен пушпа-самадхи Вакрешвары Пандита.[1] День ухода Вакрешвары Пандита отмечается кришнаитами в шестой день светлой луны месяца ашадха (июнь-июль).
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 Mahanidhi Swami. The Gaudiya Vaisnava samadhis in Vrndavana. — 1993. — P. 151-152. — 193 p.
- ↑ 2,0 2,1 Stuart Mark Elkman. Jīva Gosvāmin's Tattvasandarbha: a study on the philosophical and sectarian development of the Gauḍīya Vaiṣṇava movement. — Motilal Banarsidass, 1986. — P. 33-34. — 207 p. — ISBN 8120801873.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupāda. Śrī Caitanya-caritāmr̥ta of Kr̥ṣṇadāsa Kavirāja Gosvāmī: with the original Bengali text, Roman transliterations, synonyms, translation and elaborate purports. — 1st ed. — Los Angeles: Bhaktivedanta Book Trust, 1973. — P. 261-263. — 428 p. — ISBN 091277651X.
Литература
- Tony K. Stewart. The Final Word: The Caitanya Caritāmṛta and the Grammar of Religious Tradition. — New York: Oxford University Press, 2009. — xxx, 442 p. — ISBN 0195392728.