КТМ-10

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
КТМ-10
КТМ-10
Боевая масса, т 10 (в снаряженном состоянии);
12 (полная)
Экипаж, чел. 3
История
Производитель «Курганавторемонт»
Размеры
Длина корпуса, мм 6450
Ширина, мм 2850
Высота, мм 865
База, мм 3700 (расстояние между осями крайних катков)
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395
Двигатель
ЯМЗ-238ВМ
Производительность
Максимальная мощность 180 кВт (240 л. с.)
Питание
Расход топлива на трассе 90-120 кг (на 100 км пути)
Подвижность
Скорость по шоссе, км/ч 60 (максимальная);
5 (на плаву)
Запас хода по шоссе, км 450
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,28 (для узкой гусеницы);
0,43 (для широкой гусеницы и РМШ)

КТМ-10 — представляет собой машину высокой проходимости (снегоболотоход). Машина предназначена для выполнения различных задач по перевозке грузов и людей в труднодоступные места в климатическом исполнении «У» категории 1 по ГОСТ 15150-69 (при температуре окружающей среды от −30°С до +40°С). Технические решения позволяют эксплуатировать машину в автономном режиме продолжительное время. В стандартном исполнении машина комплектуется двигателем ЯМЗ-238ВМ, гидромеханической коробкой передач, электромеханической системой управления штурвального типа[1]. Для производства КТМ-10 используются снятые с хранения многоцелевые транспортёры МТ-ЛБ. Производство осуществляется на ОАО «Курганавторемонт» и Иркутском заводе гусеничной техники[2].

Производство

После снятия МТ-ЛБ с хранения, все узлы и агрегаты снимаются и подвергаются проверке. Монтируется увеличенная кабина водителя с боковыми входными дверями и высокий пассажирский отсек (КУНГ). Дополнительно бронируется днище металлом толщиной не менее 5 миллиметров, а по периметру кузова монтируется толстостенная труба для защиты корпуса от деревьев. Монтируются новые стальные крылья из рифленого металла, а оптика обрамляется защитными стальными коробами. При сборке устанавливается новая электропроводка, двигатель ЯМЗ-238 Ярославского завода и новое сцепление. Меняются все расходные материалы, прокладки, сальники и сайлентблоки. После сборки машина грунтуется и окрашивается. По требованию заказчика могут быть использованы гусеницы РМШ (для снижения нагрузки на трансмиссию и ходовую часть, что увеличивает их срок службы) или широкие снего-болотоходные гусеницы (для уменьшения удельного давления на грунт и повышения проходимости). Перед отправкой заказчику каждый вездеход проходит обкатку с проверкой работоспособности всех систем[3].

Описание

В пассажирском отсеке 8 посадочных мест или 4 спальных места.

Сцепление двухдисковое сухое, трансмиссия механическая, промежуточный редуктор одноступенчатый конический, главная передача объединённая двухпоточная. Коробка передач шестиступенчатая с передачей заднего хода. Механизм поворота планетарно-фрикционный. Бортовые передачи планетарные одноступенчатые.

Ходовая часть с независимой торсионной подвеской на шесть опорных катков с массивной шиной на каждый борт. Гусеницы мелкозвеньевые с цевочным зацеплением. Рычажное механическое управление поворотом, рабочим и стояночным тормозами. Остановочные тормоза ленточные плавающего типа. Педальный привод управления пневматическими тормозами. Рабочее давление пневматической однопроводной системы — 2,6 кг/см. Минимальный радиус поворота (теоретический по гусенице):

  • на нейтрали 1,25 м
  • на I передаче 2,5 м
  • на II передаче 7,5 м
  • на III передаче 13 м
  • на IV передаче 21,35 м
  • на V передаче 29,3 м
  • на VI передаче 38,6 м

Система проводки электрооборудования — однопроводная с номинальным напряжением в сети 24 вольта. Средняя наработка на отказ 180 часов.

Модификации

Основные:

  • КТМ-10 — снегоболотоход предназначен для инженерных войск вооружённых сил РФ[4].
  • КТМ-10Г — снегоболотоход предназначен для гражданского сектора. В основном используется для вахтовых смен, геологоразведочных партий, аварийных бригад и обеспечения других транспортных потребностей в условиях бездорожья[1].
    • Масса перевозимого груза с навесным оборудованием — 2500 кг
    • Масса буксируемого прицепа не более — 6500 кг
  • КТМ-10-01Г — многоцелевой грузопассажирский снегоболотоход с двигателем ЯМЗ-238БЛ.

Дополнительные:

  • УБШМ-1-20 — буровая шнековая малогабаритная установка[5]
  • УБГМ-1А — буровая гидромеханизированная установка на базе КТМ-10[6]
  • УБГМ-1Д — буровая гидромеханизированная установка на базе КТМ-10-01[7]
  • УБГМ-1Т — буровая гидромеханизированная установка на базе КТМ-10-01[8]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Снегоболотоход КТМ-10Г (рус.) ? (недоступная ссылка). Открытое акционерное общество «Курганавторемонт». Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано 3 декабря 2016 года.
  2. КТМ-10 (рус.) ?. Иркутский завод гусеничных тягачей. Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано 19 апреля 2018 года.
  3. КТМ-10г - производство (рус.) ?. Иркутский завод гусеничных тягачей. Дата обращения: 5 января 2017.
  4. Военные инженеры мотострелкового соединения ВВО обеспечили проход танков через болото и минные поля в ходе учения в Бурятии: МО РФ. Дата обращения: 6 января 2017. Архивировано 4 сентября 2017 года.
  5. Установка буровая шнековая малогабаритная УБШМ-1-20 (рус.) ? (недоступная ссылка). ОАО «Курганавторемонт». Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано 29 декабря 2016 года.
  6. Установка буровая гидромеханизированная УБГМ-1А на базе снегоболотохода многоцелевого КТМ-10 (рус.) ? (недоступная ссылка). ОАО «Курганавторемонт». Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано 14 декабря 2016 года.
  7. Установка буровая гидромеханизированная УБГМ-1Д на базе снегоболотохода многоцелевого КТМ-10-01 (рус.) ? (недоступная ссылка). ОАО «Курганавторемонт». Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано 14 декабря 2016 года.
  8. Установка буровая гидромеханизированная УБГМ-1Т на базе снегоболотохода многоцелевого КТМ-10-01 (рус.) ? (недоступная ссылка). ОАО «Курганавторемонт». Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано 29 декабря 2016 года.