Ист-Ривер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ист-Ривер
англ. East River
Вид на пролив в южном направлении со стороны Мидтауна, август 2017 годаВид на пролив в южном направлении со стороны Мидтауна, август 2017 года
Расположение
Вышестоящая акватория Атлантический океан
Разделяет Лонг-Айленд, Манхэттен, Континентальные штаты
Страна  США
Регион Нью-Йорк
Район Бронкс, Куинс, Манхэттен
Характеристики
Ширина минимальная — 180[1] м
средняя — 1,2[1] км
Длина 26 км
Наибольшая глубина 33[источник не указан 691 день] м

И́ст-Ри́вер (англ. East River) — судоходный пролив в городе Нью-Йорке, США, между заливом Аппер-Нью-Йорк-Бей и проливом Лонг-Айленд, отделяющий нью-йоркские боро Манхэттен и Бронкс от Бруклина и Куинса. Связан с рекой Гудзон и проливом Харлем. Длина Ист-Ривера составляет 26 км[2].

Через пролив проходит один железнодорожный и семь автомобильных мостов (среди них Бруклинский мост, Манхэттенский мост, Вильямсбургский мост, мост Куинсборо), железнодорожный и два автомобильных тоннеля, а также десять тоннелей метрополитена. Кроме того, движение поездов метрополитена имеется также на Манхэттенском и Вильямсбургском мостах. Портовые сооружения, включая бывший военный порт (в Бруклине). По берегу вдоль Манхэттена проходит магистраль ФДР, здесь же — здание штаб-квартиры ООН. В районе Куинса у берега пролива — аэропорт Ла-Гуардия.

Пролив ежедневно меняет направление потока[3] и подвержен сильным колебаниям в своём течении, которые определяются его узостью и разнообразием глубин. Пролив судоходен на всём своём протяжении и до начала XX века был основной артерией для морского судоходства в Нью-Йорке[4]:392.

В проливе расположено несколько островов. На дне находятся турбины приливной электростанции Roosevelt Island Tidal Energy.

Формирование

Как и другие водные артерии Нью-Йорка, Ист-Ривер фактически является риа[5]:5. Пролив образовался примерно 11 000 лет назад в конце последней ледниковой эпохи[6]. Выраженное изменение профиля между нижней и верхней частями пролива свидетельствует о прежней ледниковой активности. Верхняя часть (от пролива Лонг-Айленд до пролива Хелл-Гейт[англ.]), расположенная в целом перпендикулярно движению ледника, является более широкой, извилистой и имеет глубокие узкие бухты на обоих берегах, вымытые движением ледника. Нижняя часть (от Хелл-Гейт до залива Нью-Йорка) проходит с севера на юг параллельно ледниковому движению. Эта часть пролива намного уже и с прямыми берегами. Бухты в этой части в основном широкие и неглубокие.

Геоморфология

Пролив Хелл-Гейт с одноимённым мостом

Часть пролива под названием Хелл-Гейт — с голландского Хеллегат (нидерл. Hellegat), что означает «прозрачный пролив» или «свободный проход», как назвал её в 1614 году голландский мореплаватель Адриен Блок[7]:419–20 — узкий, бурный и наиболее опасный участок пролива. На этом участке встречаются приливы Нью-Йоркской бухты и проливов Лонг-Айленд и Харлем, что делает его особенно сложным для навигации. Ранее дополнительные трудности представляли скалистые образования, которыми был усеян Хелл-Гейт: всего насчитывалось около 12 островов и рифов[8]:91. Эти образования привели в своё время к нескольким кораблекрушениям, включая гибель в 1780 году британского фрегата HMS Hussar. Впоследствии участок был расчищен от всех выступов[9]:588–89. Приливный режим в Хелл-Гейте определяется приливами Атлантического океана и пролива Лонг-Айленд, испытывая также влияние пролива Харлем[8]:92–93.

Пролив судоходен по всей своей длине в 26 км. По данным 1939 год расстояние от Бэттери-парка до бывшей Бруклинской военно-морской верфи около залива Уоллэбаут составляло около 900 м, максимальная глубина равнялась 12 м. Глубина на отрезке от верфи до полуострова Трогс-Нек составляла не менее 11 м; к востоку от полуострова глубина пролива при среднем уровне малой воды составляла 51 м[7]:419–20.

Острова

Ист-Ривер содержит острова:

Вид на остров Рузвельт и мост Куинсборо

Остров Рузвельт — протяжённая (3,2 км) и узкая (240 м) полоса земли площадью 0,59 км² — расположен в части пролива между островом Манхэттен и боро Куинс примерно параллельно Восточным 46—86-м улицам Манхэттена. Резкое обрывание острова на его северной оконечности связано с расширением разлома 125-й улицы[8]:90. Юридически остров входит в боро Манхэттен. Он соединён с Куинсом мостом острова Рузвельт, с Манхэттеном — канатной дорогой. На острове имеется станция метро, обслуживаемая маршрутом F. Также через остров проходит мост Куинсборо. Остров, который прежде назывался Блэквелл и островом Вспомоществования, был в конечном итоге переименован в честь президента США Франклина Делано Рузвельта и исторически служил местом расположения пенитенциарных учреждений и ряда больниц; сегодня на острове преобладают жилые кварталы, состоящие из больших многоквартирных домов и парковых площадок, на большей части которых находятся развалины более старых строений.

Самый большой массив суши в проливу к югу от Рузвельта — У-Тант, искусственный островок, созданный во время строительства тоннеля Стайнуэй-стрит (который в настоящее время обслуживает линии метро 7 и <7>). Официально называемый Белмонт в честь одного из финансистов, проспонсировавших постройку тоннеля, остров обязан своим популярным названием усилиям группы последователей гуру Шри Чинмоем, проводившей в 1970-х годах на острове медитации. Бирманский дипломат и Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций У Тан был другом Шри Чинмоя. Сегодня остров принадлежит штату Нью-Йорк. Он служит пристанищем для перелётных птиц и закрыт для посещения.

К северо-востоку от Рузвельта основными островами пролива являются манхеттенский Милл-Рок площадью около 16 тысяч м², расположенный примерно в 300 метрах от Восточной 96-й улицы Манхэттена; соединённые манхеттенские острова Рандалс и Уордс площадью 2,1 км², некогда раздельные, но со временем объединённые свалкой, на которой ныне размещается большой общественный парк, ряд государственных учреждений и опоры для мостов Трайборо и Хелл-Гейт; Райкерс в юрисдикции Бронкса изначально площадью 0,4 км², но разросшийся до 1,6 км² после приобретения его Нью-Йорком в 1884 году для размещения тюремных сельхозугодий и свалок[10]:48, на острове до сих пор находится большой тюремный комплекс; Норт- и Саут-Бротер, которые также относятся к Бронксу.

Притоки

Реки Бронкс[11]:63, Пагсли- и Уэстчестер-Крик впадают с севера в северную же часть Ист-Ривера[11]:70–71. Река Флашинг, исторически известная как Флашинг-Крик, впадает в пролив с юга возле аэропорта Ла-Гуардия в заливе Флашинг[11]:98. К западу, в районе Астория, в Ист-Ривер впадает Лайстер-Крик[11]:94.

К северу от острова Рандалс в Ист-Ривер впадает пролив Бронкс-Килл. К югу от острова Уордс впадает другой пролив: Харлем. Ньютаун-Крик на Лонг-Айленде, имеющий несколько притоков, образует естественную границу между Куинсом и Бруклином и впадает в Ист-Ривер[11]:175. Заливы Бушуик[11]:193 и Уоллэбаут также впадают в пролив со стороны Лонг-Айленда[11]:197. Также в Ист-Ривер впадает канал Гованус, прорытый по руслу ручья Гованус-Крик[11]:185.

В прошлом существовали и другие небольшие притоки, но водно-болотные угодья, где они находились, были со временем осушены и застроены. Среди таких притоков был Харлем-Крик, один из самых значительных притоков, бравший начало на Манхэттене[12]. К другим притокам относились Соукилл на Манхэттене[11]:32, Милл-Брук в Бронксе[11]:84 и Сансуик-Крик в Куинсе[11]:96.

Мосты и тоннели

Манхэттенский и Бруклинский мосты
Мост/тоннель/магистраль Предназначение Год
открытия
Манхэттен — Манхэттен (остров Рузвельт)
Канатная дорога острова Рузвельт Пешеходы, велосипедисты (канатная дорога) 1976
Манхэттен — Бруклин
Городской тоннель #1 водопровод 1917
Тоннель Бруклин — Бэттери I-478 1950
Тоннель Джоралимон-стрит 45 1908
Тоннель Монтегью-стрит NRW 1920
Тоннель Кларк-стрит 23 1919
Тоннель Кранбери-стрит AC 1932
Бруклинский мост автомобили, пешеходы, велосипедисты 1883
Манхэттенский мост BDQ, автомобили, пешеходы, велосипедисты 1909
Тоннель Ратджерс-стрит F<F> 1936
Вильямсбургский мост JMZ, автомобили, пешеходы, велосипедисты 1903
Тоннель насосной станции 13-й улицы канализация
Тоннель 14-й улицы L 1924
Манхэттен — Куинс
Тоннель Ист-Ривер Amtrak (Северо-восточный коридор)
Железная дорога Лонг-Айленда
1910
Тоннель Куинс — Мидтаун I-495 1940
Тоннель Стайнуэй-стрит 7<7> 1915
Тоннель 53-й улицы EM 1933
Мост Куинсборо NY 25, пешеходы, велосипедисты 1909
Тоннель 60-й улицы NRW 1920
Тоннель 63-й улицы F<F> 1989
Мост Острова Рузвельт автомобили, пешеходы, велосипедисты 1955
Городской тоннель #3 водопровод 2018
Мост Трайборо I-278, пешеходы, велосипедисты 1936
Мост Хелл-Гейт Amtrak (Северо-восточный коридор)
CSX Transportation (Fremont Secondary)
Железная дорога Провиденса и Вустера
1916
Бронкс — Куинс
Мост острова Райкерс автомобили 1966
Мост Бронкс — Уайтстоун I-678 1939
Мост Трогс-Нек I-295 1961

Примечания

  1. 1,0 1,1 East River (норв.). snl.no. Store norske leksikon.
  2. East River // Американа : Англо-русский лингвострановедческий словарь (Americana : English-Russian encyclopedic dictionary) / под ред. и общ. рук. Г. В. Чернова. — Смоленск : Полиграмма, 1996. — С. 277. — ISBN 5-87264-040-4.
  3. DePalma A.[англ.]. East River Fights Bid to Harness Its Currents for Electricity (англ.) ?. The New York Times (13 августа 2007). Дата обращения: 20 января 2023. Архивировано 5 июня 2015 года.
  4. The Encyclopedia of New York City, 2010, East River.
  5. Burrows & Wallace, 2000.
  6. Staff. The East River Flows From Prehistoric Times To Today (англ.). The Queens Gazette (20 июля 2005). Архивировано 16 февраля 2011 года.
  7. 7,0 7,1 New York City Guide, 1939.
  8. 8,0 8,1 8,2 Eldredge & Horenstein, 2014.
  9. The Encyclopedia of New York City, 2010, Hell Gate and Hell Gate Bridge.
  10. Steinberg, 2014.
  11. 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10 Kadinsky, 2016.
  12. The Greatest Grid, 2012.

Литература

  • The Encyclopedia of New York City (англ.) / Jackson K. T., Keller L., Flood N.. — 2. — Yale University Press, 2010. — 1584 p. — ISBN 0300182570.
  • Burrows E. G., Wallace M. Gotham: A History of New York City to 1898 (англ.). — N. Y.: Oxford University Press, 2000. — 1383 p. — (The History of NYC Series). — ISBN 978-0-19-514049-1.
  • Eldgredge N., Horenstein S. Concrete Jungle: New York City and Our Last Best Hope for a Sustainable Future (англ.). — Univ of California Press, 2014. — 288 p. — ISBN 0520270150.
  • Federal Writers' Project. New York City Guide: A Comprehensive Guide to the Five Boroughs of the Metropolis: Manhattan, Brooklyn, the Bronx, Queens, and Richmond (англ.). — Random House, 1939. — 680 p. — (American guide series). — ISBN 978-1-60354-055-1.
  • Kadinsky S. Hidden Waters of New York City: A History and Guide to 101 Forgotten Lakes, Ponds, Creeks, and Streams in the Five Boroughs (англ.). — The Countryman Press, 2016. — 352 p. — ISBN 1581575661.
  • Museum of the City of New York. The Greatest Grid: The Master Plan of Manhattan, 1811-2011 (англ.) / Ballon H.. — Columbia University Press, 2012. — 226 p. — ISBN 0231159900.
  • Steinberg T.[англ.]. Gotham Unbound: The Ecological History of Greater New York. — Simon and Schuster, 2014. — 517 p. — ISBN 1476741247.