Интровинье, Массимо

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Массимо Интровинье
Massimo Introvigne
Дата рождения 14 июня 1955(1955-06-14) (69 лет)
Место рождения Рим, Италия
Научная сфера социология религии
философия права
Место работы Туринский университет (19791985)
Центр изучения новых религий (CESNUR)
Альма-матер Папский Григорианский университет
Туринский университет
Учёная степень доктор философии
Учёное звание профессор
Известен как исследователь новых религиозных движений, исламского фундаментализма
Сайт massimointrovigne.com

Ма́ссимо Интро́винье (итал. Massimo Introvigne; род. 14 июня 1955, Рим, Италия) — итальянский юрист и социолог религии[прим. 1]. Директор и сооснователь Центра изучения новых религий (CESNUR)[1], исполнительный секретарь Пьедмонтской ассоциации социологии религии[2], бывший представитель председателя ОБСЕ по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией христиан и представителей других религий[3]. С 2012 года является председателем Комитета религиозной свободы, созданного Министерством иностранных дел Италии[4][3]. Выступал консультантом по вопросам новых религиозных движений для правительств, правоохранительных органов и церквей ряда европейских стран[5].

В качестве приглашённого профессора преподавал[3] социологию религии в Папском Салезианском университете[3][4] и религиоведение в Папском университете Царицы апостолов[англ.][5]. Является автором около 60[6][3][2][4] книг на итальянском языке[2] и более 100[6] статей в научных журналах, посвящённых таким темам, как новые религиозные движения, религиозный плюрализм в современном обществе и современный западный эзотеризм[6]. Некоторые из книг Интровинье были переведены и изданы на английском, немецком, французском, испанском и других языках[2][3]. Соавтор выдержавшей три[2] издания и получившей ряд наград[2] Enciclopedia delle religioni in Italia («Энциклопедия религий в Италии»)[2]; член редакторского совета научного журнала Interdisciplinary Journal of Research on Religion (издаваемого Бэйлорским университетом)[7] и бывший член редакторского совета Nova Religio[8] (одного из ведущих научных журналов по изучению НРД). Главный редактор книжной серии Studies in Contemporary Religion[9].

Биография

Родился 14 июня 1955 года в Риме.

В 1975 году окончил Папский Григорианский университет со степенью бакалавра (laurea) по философии[10]. В 1979 году получил степень доктора права в Туринском университете[10]. Его диссертация по философии права «Эти два начала в теории справедливости[англ.] Ролза» (итал. I due principi di giustizia nella teoria di Rawls) вышла в виде отдельной монографии в издательстве Giuffrè Editore. В 1979—1985 годах преподавал на кафедре права Туринского университета[10]. В качестве приглашённого профессора преподавал социологию и историю религиозных движений на теологических факультетах Папского университета Святого креста[англ.] и Папского университета Царицы апостолов[англ.], а также социологию в Европейском университете в Риме.

Кроме родного итальянского, владеет английским, испанским и французским языками[10].

Научная деятельность

М. Интровинье является автором около 60[6][3][2][4] книг на итальянском языке[2] и более 100[6] статей в научных журналах[6]. Некоторые из книг Интровинье были переведены и изданы на английском, немецком, французском, испанском и других языках[2][3]. В частности, Интровинье выступил соавтором академического словаря-справочника «Энциклопедия религий Италии» (итал. Enciclopedia delle religioni in Italia) вышедшем 2001 году в издательстве Elledici, в 2006 году вышло 2-е издание с изменениями и дополнениями. Третье издание было опубликовано в 2013 году. Интровинье является или являлся членом редакционных коллегий таких научных журналов, как Nova Religio[8] и Interdisciplinary Journal of Research on Religion, издаваемого Бэйлорским университетом[7].

По оценке австрийского издателя и переводчика Ханса Томаса Хакла[нем.], сделанной в 2014 году, Интровинье получил известность как «крайне плодотворный автор невероятно информативных работ по истории эзотеризма»[11].

Соавторами Интровинье выступали американский социолог Джеймс Т. Ричардсон[12], итальянский социолог Пьер-Луиджи Цоккатели, аргентинские социологи Вероника Ролдэн (англ. Veronica Roldan) и Нелли Ипполито Мэкрина (англ. Nelly Ippolito Macrina). Совместно с американским социологом религии Родни Старком, председателем Общества по изучению религии (США), написал монографию «Бог вернулся» (итал. Dio è tornato).

Центр изучения новых религий (CESNUR)

В 1988 году Массимо Интровинье, совместно с международным коллективом религиоведов и социологов религии, основал и возглавил «Центр изучения новых религий» (CESNUR). Центр действует в г. Турине (Италия) при поддержке Римско-католической церкви[11] и преимущественно занимается исследованием новых религиозных движений[11]. Центр ежегодно устраивает крупные международные научно-практические конференции, в которых участвует много учёных[11]. При центре действует большая библиотека, в которой содержится собранная М. Интровинье богатая коллекция книг по новым религиозным движениям[11].

Центр изучения популярной культуры (CESPOC)

Ещё одним предметом деятельности Массимо Интровинье стала поп-культура, где он выступал в качестве куратора ряда выставок по вампирской мифологии, образу Дракулы в культуре. Также Интровинье публиковал обзорные статьи о культурных мероприятиях в газетах Avvenire, Il Domenicale il Giornale, Il Foglio, Libero и La Stampa. В 2005 году стал соучредителем Центра изучения популярной культуры (итал. Centro Studi sulla Popular Culture (CESPOC)).

В 2006 году Интровинье выступил в качестве куратора виртуальной выставки посвящённой явлениям популярной культуры под названием «От Beati Paoli до Кода да Винчи: миф о заговоре в мыльной опере» (итал. Dai Beati Paoli al Codice da Vinci: il mito del complotto nel feuilleton).

Трансильванское общество Дракулы

В 1995 году Интровинье основал итальянский филиал Трансильванского общества Дракулы — историко-культурной ассоциации, объединяющей людей, интересующихся исследованием вампирского фольклора и, в частности, легенд о Дракуле[13].

Юридическая практика

А также М. Интровинье занимается юридическим консультированием в международных компаниях. С 1983 года является партнёром юридической фирмы Jacobacci & Partners[14][10]. Области специализации: интеллектуальная собственность, в частности способы защиты товарных знаков и высокая мода[10]. В 1980—1995 годах М. Интровинье работал юридическим консультантом по проблемам интеллектуальной собственности[10]. Выступил экспертом в суде по более чем 150 делам по интеллектуальной собственности[10]. Является соавтором двух монографий и автором нескольких научных статей по интеллектуальному праву[10].

Входит в число международных арбитров Всемирной организации интеллектуальной собственности[10].

Общественная деятельность

В 2011 году М. Интровинье был представителем председателя комиссии ОБСЕ по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией[3].

С 1971 года состоял членом Альянса католиков[англ.], занимающегося изучением и распространением католического учения в мире. В 2008 году стал заместителем председателя Альянса, но 23 апреля 2016 года ушёл с этой должности «по личным и профессиональным причинам» и прекратил членство в данной организации[15].

Семья

  • Первая жена — Сильвия Скаранари Интровинье (итал. Silvia Scaranari Introvigne) — специалист по исламу и активистка Альянса католиков[англ.]. Имеет четверых детей.
  • Вторая жена — Розита Шорите (лит. Rosita Šorytė)[16][17].

Критика

В 1999 году уполномоченный по делам сект и психогрупп Берлинско-Бранденбургской евангелическо-лютеранской церкви пастор Томас Гандоу в связи с единогласно принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы рекомендацией, заявляющей о чрезвычайной важности работы по предотвращению распространения опасных сект, обратил внимание на то, что в данном решении Совет Европы «отметил» особую роль таких известных сектозащитников, как Джон Гордон Мелтон и Массимо Интровинье[18].

В 2001 году французский журналист Бруно Фушеро в статье в газете Le Monde diplomatique[англ.][19][20] назвал Интровинье «самозваным социологом» и высказал мнение, что Центр изучения новых религий (CESNUR) является «католической фундаменталистской организацией», тесно связанной с бразильской организацией «Традиция, семья, собственность[англ.]», которую журналист назвал неофашистской сектой. Кроме того, Фушеро утверждал, что Интровинье «постоянно принимает участие в саентологических публикациях и в 1990-е годы выступил в качестве свидетеля на стороне саентологов на судебном процессе в Лионе[прим. 2] начатого против её лидеров следственным судьёй Жоржем Фенешем[англ.]»[21]. В свою очередь исследователь сектантства А. Л. Дворкин подчеркнул: «В качестве эксперта-свидетеля со стороны сайентологии выступал печально известный сектозащитник Массимо Интровинье. Он представился суду как социолог, и ничтоже сумняшеся заявил, что статистически невозможно установить связь между этим самоубийством и сайентологией. Эти слова сектозащитника вызвали такое бурное возмущение в зале, что судье пришлось прервать заседание до тех пор пока публика не успокоилась. После этого, адвокат потерпевших Жан-Мишель Песенти, в своей речи сказал: „Когда Массимо Интровинье является в суд, и имеет наглость заявить, что самоубийство г-на Вика не более, чем статистическая погрешность, мое терпение лопается, и все, что я хочу – это надавать ему пинков по заднице, Ваша честь“ (Le procès de l'Église de scientologie» ed. Albin Michel, 1997, pp. 115-117, 132). К этому пожеланию достойного адвоката трудно не присоединиться»[22].

В том же году французский журналист Серж Гард[фр.] в статье в газете L’Humanité утверждал, что созданный Интровинье «Центр изучения новых религий» (CESNUR) во время судебных преследований оказывал поддержку свидетелям Иеговы, саентологам и «Ордену солнечного храма», и обвинил Интровинье в связях с партией «Национальный альянс», которая имеет преемственность с неофашистской партией «Итальянское социальное движение». С. Гард также высказал мнение, что Сон Мён Мун, «Аум синрикё» и «все секты знают, что они могут рассчитывать на CESNUR»[23].

В 2009 году теолог, социолог религии и исследователь сект В. А. Мартинович в рецензии на Богослов.ру на книгу исследователя сект Р. М. Коня «Введение в сектоведение» отнёс Интровинье, наряду с Дэвидом Бромли, Энсоном Шупом и И. Я. Кантеровым, к источникам, которые «заведомо враждебны по отношению» к «антикультовой школе сектоведения» А. Л. Дворкина. Кроме того, говоря об отношении Американской психологической ассоциации (АПА) к теории «контроля сознания» и «промывки мозгов», он назвал Интровинье «человеком, глубоко заинтересованным в просектантской интерпретации этого событийного ряда»[24].

В 2019 году А. Л. Дворкин, в связи с арестом лидера крупной мексиканской организации «Луз дель мундо» («Свет мира»)[англ.] Наасона Хоакином Гарсия[англ.], обратил внимание на то, что «менее года назад очередной сектантский „святой ужин“ посетил одиозный сектозащитник, апологет сайентологии, пропагандист „Церкви всемогущего Бога“, друг сатанистов, поклонник вампиров и прочая, прочая, прочая – Массимо Интровинье», который «с восторгом (надо подозревать, небескорыстным) он описал многолюдное и красочное собрание секты, назвав её „самой быстрорастущей религиозной организацией в мире“, и встречу с божественным „Апостолом“ — «проницательнейшим, приятнейшим и разумнейшим человека», по мнению Интровинье. Кроме того, Дворкин отметил, что в том же самом году на межрелигиозном фестивале в Турине Интровинье, являющийся одним из учредителей фестиваля и его премии, вручил Наасану Хоакину Гарсия диплом и премию за выдающиеся успехи в благотворительности. При этом Интровинье отметил, что был глубоко тронул рассказом членов «Луз дель мундо» из России об их «испытаниях и успехах». В 2022 году, в связи с признанием Гарсия себя виновным в изнасиловании малолетних и приговорённого судом к 16 годам и восеми месяцам за сексуальное насилие над своими малолетними последователями, Дворкин подчеркнул, что CESNUR было объявлено о проведении 16-18 июня в Квебек Сити своей конференцию, где среди прочих тем, должна была обсуждаться «Луз дель мундо», которой посвятили в рамках мероприятия целый круглый стол. При этом он высказал мнение, что «программа составлялась ещё до сенсационного признания Гарсии» и называлась «Быстро растущее религиозное движение, лидер всемирной благотворительности и Апостол в заключении», поскольку «сектозащитники (в том числе такие "зубры", как сам Интровинье, его жена литовка Розита Шорите, американец Гордон Мелтон и другие, в том числе и представитель секты Бигвай Эстрада) собирались поддержать Гарсию», а «три года после ареста Гарсии Интровинье неуклюже оправдывался, говоря, что главное в деятельности секты — это её многочисленные дела милосердия»[25][26][27][28]. В 2020 году, подвергнув жёсткой критике документ «Антикультовое движение и религиозное законодательство в России и в бывшем Советском Союзе» (англ. The Anti-cult Movement and Religious Regulation in Russia and the Former Soviet Union) Комиссии США по международной религиозной свободе[англ.] составленный штатный аналитик Комиссии Джейсоном Мортоном (Jason Morton, Policy Analyst), где «крупицы правды настолько переплетены с ложью, что в результате получается едва ли не 200 процентная ложь», Дворкин указал: «Скандально известный бывший итальянский, а ныне литовский сектозащитник Массимо Интровинье на своем сайте Bitter Winter тут же прорекламировал этот документ, попутно добавив к нему дополнительную дозу лжи. Так что, в результате получилось 200-процентная ложь в квадрате». Он добавил: «Думаю, специально опровергать матёрого сектозащитника Интровинье я не буду: много чести для него. О качестве его текста достаточно сказать и то, что он, как об очевидном факте пишет о моих многочисленных поездках в Гонконг, где я ни разу не был, а также приписывает мне те темы докладов в Китае, которые я никогда не читал». И выразил сожаление, что «ни комиссию США по религиозной свободе, ни сектозащитника Интровинье совсем не интересуют нарушенные права и поруганные судьбы жертв Гарсии и лидеров других сект»[26][29].

В 2023 году секретарь миссионерского отдела Новосибирской епархии и сотрудник Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при при Соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Новосибирск Ю. Рагозин подчеркнул, что «Интровинье не гнушается в своих выпадах откровенной клеветой и жалкими фейками», приведя в качестве примера его статьи «Кровавый антикультовый интернационал: Новопашин отправляется в Китай» (англ. The Bloody Anti-Cult International: Novopashin Goes to China) от 7 августа 2023 года и «Почему Новопашин отрицает, что он был в Китае?» (англ. Why Does Novopashin Deny He Has Been to China?) от 23 сентября 2023 года, где было опубликовано пригласительное письмо для протоиерея А. В. Новопашина на «Вторую китайско-российскую конференцию (Суйфэньхэ) по культурному обмену и противодействию псевдорелигиозной секте Фалуньгун» с подменой даты, поскольку она «проходила не в 2023 году, а в 2019 году». В связи с этим Рагозин делает вывод, что «либо „эксперт“ Интровинье знал об этой подмене, и, следовательно, лжёт сознательно, либо ему эту подделку подсунули, и он не удосужился проверить факты, следовательно его статус эксперта — ничтожен»[30].

Библиография

Книги

  • Introvigne M. I due principi di giustizia nella teoria di Rawls. — Milano: Giuffré, 1983. — 238 p.
  • Introvigne M. Le domande dell’uomo. — Torino: Cirone, 1985. — 138 p.
  • Introvigne M. Il reverendo Moon e la Chiesa dell’Unificazione. — Leumann (Torino): Elledici, 1987. — 104 p.
  • Introvigne M. Le nuove Religioni. — Milano: SugarCo, 1989. — 428 p.
  • Introvigne M. Les Témoins de Jéhovah. — Montréal, Paris: Édition Fides, Cerf, 1990. — 128 p.
  • Introvigne M. Le sètte cristiane. Dai Testimoni di Geova al reverendo Moon. — Milano: Mondadori, 1990. — 190 p.
  • Introvigne M. I nuovi culti: Dagli Hare Krishna alla Scientologia. — Mondadori[итал.], 1990. — 222 p. — (Uomini e religioni). — ISBN 88-04-34057-6.
  • Introvigne M. I nuovi movimenti religiosi: Sètte cristiane e nuovi culti. — Editrice Elle Di Ci, 1990. — ISBN 88-01-14260-9.
  • Introvigne M. Il cappello del mago. I nuovi movimenti magici, dallo spiritismo al satanismo. — Milano: SugarCo, 1990. — 488 p.
  • Introvigne M., Mayer J.-F., Zucchini E. I nuovi movimenti religiosi. Sètte cristiane e nuovi culti. — Leumann (Torino): Mondadori[итал.], Elledici, 1990. — 333 p.
  • Introvigne M. I Testimoni di Geova. — Milano: Mondadori[итал.], 1991. — 113 p.
  • Introvigne M. Les Mormons. — Turnhout: Brepols, 1991. — 202 p.
  • Introvigne M. La Magie. Les nouveaux mouvements magiques. — Paris: Droguet et Ardant, 1993. — 313 p.
  • Introvigne M. Il ritorno dello gnosticismo (Nuove spiritualità). — Carnago: SugarCo, 1993. — 266 p. — ISBN 88-7198-216-9.
  • Introvigne M. La questione della nuova religiosità. — Piacenza: Cristianità, 1993. — 104 p.
  • Introvigne M., Frignani A., Dassi A. Sponsorizzazione, Merchandising, Pubblicità. — Torino: UTET, 1993. — 449 p.
  • Introvigne M. I Mormoni. — Città del Vaticano: Interlogos, Schio e Libreria Editrice Vaticana, 1993. — 300 p.
  • Introvigne M. Storia del New Age 1962—1992. — Piacenza: Cristianità, 1994. — 216 p.
  • Introvigne M. La Magie à nos portes. — Montréal: Fides, 1994. — 126 p.
  • Introvigne M. Indagine sul satanismo. Satanisti e anti-satanisti dal Seicento ai nostri giorni. — Milano: Mondadori, 1994. — 432 p.
  • Introvigne M., Berzano L.[англ.]. La sfida infinita. La nuova religiosità nella Sicilia centrale. — Caltanissetta-Roma: Salvatore Sciascia Editore, 1994. — 308 p.
  • Introvigne M. Mille e non più Mille. Millenarismo e nuove religioni alle soglie del Duemila. — Milano: Gribaudi, 1995. — 256 p.
  • Introvigne M. Idee che uccidono. Jonestown, Waco, il Tempio Solare. — Pessano (Milano): Mimep-Docete, 1995. — 128 p.
  • Introvigne M., Türck E. Satanismus. Zwischen Sensation und Wirklichkeit. — Freiburg — Basel — Wien: Herder, 1995. — 224 p.
  • Introvigne M. La sfida magica. — Milano: Àncora, 1995. — 240 p.
  • Introvigne M. Il sacro postmoderno. Chiesa, relativismo e nuova religiosità. — Milano: Gribaudi, 1996. — 320 p.
  • Introvigne M. Les Veilleurs de l’Apocalypse. Millénarisme et nouvelles religions au seuil de l’an 2000. — Paris: Claire Vigne, 1996. — 256 p.
  • Introvigne M. Aspettando la Pentecoste. Il quarto ecumenismo. Intervista a Matteo Calisi e Giovanni Traettino. — Padova: Edizioni Messaggero, 1996. — 128 p.
  • Introvigne M., Cantoni G. Libertà religiosa, «sette» e «diritto di persecuzione». — Piacenza: Cristianità, 1996. — 160 p.
  • Introvigne M. Il satanismo. — Leumann (Torino): Elledici, 1997. — (Collana religioni e movimenti). — ISBN 88-01-00799-X.
  • Introvigne M. Enquête sur le satanisme. Satanistes et anti-satanistes du XVIIe siècle à nos jours. — Parigi: Dervy, 1997. — 416 p.
  • Introvigne M., Berzano L.[англ.]. Il gigante invisibile. Nuove credenze e minoranze religiose nella provincia di Foggia. — Foggia: Edizioni N.E.D., 1997. — 566 p.
  • Introvigne M. La stirpe di Dracula. Indagine sul vampirismo dall’antichità ai nostri giorni. — Milano: Mondadori, 1997. — 480 p.
  • Introvigne M., Cardini F., Montesano M. Il Santo Graal. — Firenze: Giunti, 1998. — 184 p.
  • Introvigne M. Schluß mit den Sekten! Die Kontroverse über «Sekten» und neue religiöse Bewegungen in Europa. — Marburg: Diagonal-Verlag, 1998. — 134 p.
  • Introvigne M. I protestanti. — Leumann (Torino): Elledici, 1998. — 112 p.
  • Introvigne M. Il ritorno della magia. — Milano: Àncora, 1998. — 240 p. (второе издание La sfida magica)
  • Introvigne M. Sûkyô Mahikari. — Leumann (Torino): Elledici, 1999. — 112 p.
  • Introvigne M. New Age & Next Age. — Casale Monferrato (Alessandria): Piemme, 2000. — 320 p.
  • Introvigne M. Zoccatelli P., Fantoni V. Il sogno del New Age: la crisi del sacro nel 21º secolo. — Impruneta (Firenze): Araldo della Verità, 2000. — 128 p.
  • Giordano Frosini , Luciano Martini, Giovanni Tangorra, Carlo Nardi, Pier Marco Ferraresi, Eleonora Barbieri Masini, Massimo Introvigne. La fine del millennio. Interrogativi e speranze. Diocesi di Pistoia. Atti della Tredicesima Settimana Teologica (6-10 settembre 1999). — Pistoia: C.R.T.. — 168 p.
  • Introvigne M. Zoccatelli P., Macrina N. I., Roldán V. Enciclopedia delle religioni in Italia. — Leumann (Torino): Elledici. — 1048 p.
  • Introvigne M. Osama Bin Laden. Apocalisse sull’Occidente. — Leumann (Torino): Elledici, 2001. — 136 p.
  • Introvigne M. I mormoni. Dal Far West alle Olimpiadi. — Leumann (Torino): Elledici, 2002. — 120 p.
  • Introvigne M. Il lavaggio del cervello: realtà o mito?. — Leumann (Torino): Elledici, 2002. — 152 p.
  • Introvigne M. I Testimoni di Geova: già e non ancora. — Leumann (Torino): Elledici, 2002. — 142 p.
  • Introvigne M. Osho Rajneesh: Studies in Contemporary Religion. — Signature Books, 2002. — (Studies in Contemporary Religions, 4). — ISBN 1-56085-156-2. (by Judith M. Fox, with Massimo Introvigne as the Series Editor)
  • Introvigne M. Hamas. Fondamentalismo islamico e terrorismo suicida in Palestina. — Leumann (Torino): Elledici, 2003. — 128 p.
  • Introvigne M., Stark R. Dio è tornato. Indagine sulla rivincita delle religioni in Occidente. — Casale Monferrato (Alessandria): Piemme, 2003. — 160 p.
  • Introvigne M. Hamás. Islámský terorismus ve Sváte zemi. — Praga: Vysehrad, 2003. — 114 p.
  • Introvigne M. Fondamentalismi. I diversi volti dell’intransigenza religiosa. — Casale Monferrato (Alessandria): Piemme, 2004. — 240 p.
  • Introvigne M. I pentecostali. — Leumann (Torino): Elledici, 2004. — 168 p.
  • .Laurence R. Iannaccone, Massimo Introvigne, Il Mercato dei Martiri. L’industria del terrorismo suicida, Lindau, Torino, 2004 pp. 155.
  • Introvigne M., Melton J. G. L’ebraismo moderno. — Leumann (Torino): Elledici. — 236 p.
  • Introvigne M. Cattolici, antisemitismo e sangue. Il mito dell’omicidio rituale / In appendice il voto del cardinale Lorenzo Ganganelli, O.F.M. (poi Papa Clemente XIV) approvato il 24 dicembre 1759. — Milano: SugarCo. — 142 p.
  • Introvigne M. Le New Age des origines à nos jours. Courants, mouvements, personnalités. — Paris: Dervy, 2005. — 304 p.
  • Introvigne M., Menegotto A. Chiesa, nuova religiosità e magia: una sfida e un’opportunità. Sacro post-moderno e nuova evangelizzazione. — Castelpetroso (Isernia): Il Settimanale di Padre Pio, 2005. — 128 p.
  • Introvigne M. Powrót Magii. — Kraków: Wydawnictwo WAM, 2005. — 228 p.
  • Introvigne M. La nuova guerra mondiale. Scontro di civiltà o guerra civile islamica?. — Milano: SugarCo, 2005. — 232 p.
  • Introvigne M. Gli Illuminati e il Priorato di Sion. La verità sulle due società segrete del Codice da Vinci e di Angeli e demoni. — Casale Monferrato: Piemme, 2005. — 216 p.
  • Introvigne M. Los Illuminati y el Priorato de Sión. La verdad en Ángeles y demonios y el Código Da Vinci. — Madrid: Rialp, 2005. — 224 p.
  • Introvigne M. Indagine sul satanismo. Satanisti e anti-satanisti dal Seicento ai nostri giorni. — Milano: Fabbri Editori, 2005. — 434 p. — (ristampa, Collana «I Grandi Misteri», n. 23).
  • Introvigne M. La stirpe di Dracula. Indagine sul vampirismo dall’antichità ai nostri giorni. — Milano: Fabbri Editori, 2005. — 480 p. — (Collana «I Grandi Misteri», n. 31).
  • Introvigne M., Franco Cardini, Montesano M. Il Santo Graal, nuova edizione aggiornata. — Firenze: Giunti, 2006. — 238 p.
  • Introvigne M. La Turchia e l’Europa. Religione e politica nell’Islam turco. — Milano: Sugarco, 2006. — 144 p.
  • Introvigne M. Les Illuminés et le Prieuré de Sion. La réalité derrière les complots du Da Vinci Code et de Anges et Démons de Dan Brown. — Vevey: Xenia, 2006. — 209 p.
  • Introvigne M. Il dramma dell’Europa senza Cristo. Il relativismo europeo nello scontro delle civiltà. — Milano: Sugarco, 2006. — 192 p.
  • Anthony D., Introvigne M. Le Lavage de cerveau: mythe ou réalité?. — Paris: L’Harmattan, 2006. — 202 p.
  • Introvigne M. Iluminati i Sionski Priorat. Istina o tajnim drustvima iz romana Da Vincijev kod i Andeli i demoni. — Split: Verbum, 2006. — 200 p.
  • Introvigne M., Maselli D.[англ.]. I Fratelli. Una critica protestante della modernità. — Leumann (Torino): Elledici, 2007. — 128 p.
  • Introvigne M., Maselli D.[англ.]. Les Frères: de Plymouth à nos jours. Une critique protestante de la modernité. — Leumann (Torino): Elledici, 2007. — 136 p.
  • Introvigne M. Il segreto dell’Europa. Guida alla riscoperta delle radici cristiane. — Milano: Sugarco, 2008. — 220 p.
  • Introvigne M. Una battaglia nella notte. Plinio Corrêa de Oliveira e la crisi del secolo XX nella Chiesa. — Milano: Sugarco, 2008. — 296 p.
  • Introvigne M. Il simbolo ritrovato. Massoneria e società segrete: la verità oltre i miti. — Milano: Piemme, 2010. — 196 p.
  • Introvigne M. I satanisti. Storia, riti e miti del satanismo. — Milano: Sugarco, 2010. — 440 p.
  • Introvigne M. Il cortile dei gentili. La Chiesa e la sfida della nuova religiosità: «sette», nuove credenze, magia. — Cinisello Balsamo (Milano): San Paolo, 2010. — 168 p.
  • Introvigne M., Benigno F. La nostra battaglia è spirituale. — Roma: Edizioni Rinnovamento nello Spirito Santo, 2010. — 64 p.
  • Luigi Berzano, Carlo Genova, Massimo Introvigne, Roberta Ricucci, PierLuigi Zoccatelli. Cinesi a Torino. La crescita di un arcipelago. — Bologna: il Mulino, 2010. — 368 p.
  • Introvigne M. Zoccatelli P. La Messa è finita? Pratica cattolica e minoranze religiose nella Sicilia Centrale. — Caltanissetta — Roma: Salvatore Sciascia Editore, 2010. — 256 p.
  • Introvigne M. La dottrina sociale di Leone XIII. — Verona: Fede & Cultura, 2010. — 160 p.
  • Introvigne M. Tu sei Pietro. Benedetto XVI contro la dittatura del relativismo. — Milano: Sugarco, 2011. — 320 p.
  • Introvigne M. Prêtres pédophiles: une Église dans la tourmente. Polémique et vérité. — Saint-Maurice (Svizzera): Éditions Saint-Augustin, 2011. — 112 p.
  • Introvigne M. Islam. Che sta succedendo? Le rivolte arabe, la morte di Osama bin Laden, l’esodo degli immigrati. — Milano: Sugarco, 2011. — 160 p.


Брошюры

  • Introvigne M. Eurocomunismo (dispensa). — Torino: Alleanza Cattolica, 1978. — 25 p.
  • Introvigne M. Pornografia e rivoluzione sessuale. — Chiavenna: Libreria San Lorenzo, 1983. — 31 p.
  • Introvigne M. «Mystische» e morale in Wittgenstein. — Genova: Quadrivium, 1984. — 40 p.
  • Introvigne M. Il destino dell’uomo nella teologia dei Mormoni. — Genova: Quadrivium, 1988. — 31 p.
  • Introvigne M. I Testimoni di Geova: le origini, la storia, la dottrina. — Leumann (Torino): Elledici, 1988. — 40 p.
  • Introvigne M. Studi scientifici recenti sul satanismo. — Genova: Quadrivium, 1989. — 37 p.
  • Introvigne M. Channeling-ein moderner Spiritismus, n. 55 della Werkmappe «Sekten, religiöse Sondergemeinschaften, Weltanschauungen». — Wien: Referat für Weltanschauungsfragen, 1990. — 45 p.
  • Introvigne M. L’ethos italiano e lo spirito del federalismo. — Milano: Di Giovanni Editore, 1996. — 48 p.
  • Introvigne M. I Mormoni. — Torino: CESNUR, 1996. — 24 p. — (Quaderni del CESNUR — 1).
  • Introvigne M. Les Mormons. — Brepols, 1996. — ISBN 2-503-50063-3.
  • Introvigne M., Fiore C., Gozzelino G. Il revival del satanismo. — Leumann (Torino): Elledici, 1997. — 32 p. — (Dossier di Dimensioni Nuove. Terza Serie/4).
  • Introvigne M. Heaven’s Gate. Il paradiso non può attendere. — Leumann (Torino): Elledici, 1997. — 80 p.
  • Introvigne M. La Chiesa dell’Unificazione del reverendo Moon. — Leumann (Torino): Elledici, 1997. — 64 p.
  • Introvigne M. La massoneria. — Leumann (Torino): Elledici, 1997. — 64 p.
  • Massimo Introvigne , PierLuigi Zoccatelli, New Age — Next Age. Una nuova religiosità dagli anni '60 a oggi, Giunti, Firenze, 1999 pp. 64.
  • Introvigne M. La Iglesia de la Unificación del reverendo Moon. — Santa Fé de Bogotà: Paulinas, 1999. — 88 p.
  • Introvigne M. Masonería. — Santa Fé de Bogotà: Paulinas, 1999. — 72 p.
  • Introvigne M. Heaven’s Gate. Le paradis ne peut pas attendre. — Milano: Arché, 1999. — 84 p.
  • Introvigne M. Dal New Age al Next Age: risveglio del sacro o narcisismo spirituale?. — Cremona: Nuova editrice Cremonese, 2000. — 31 p.
  • Introvigne M. Piccola guida per i perplessi. FAQ in materia di domain names, cybersquatting e pornosquatting. — Torino — Milano — Roma: Studio Legale Jacobacci & Associati, 2004. — 32 p.
  • Introvigne M. The Unification Church. — Signature Books, 2000. — 71 p. — (Studies in Contemporary Religions, 2). — ISBN 1-56085-145-7.
  • Introvigne M., Menegotto A., Zoccatelli P. Aspetti spirituali dei revival celtici e tradizionali in Lombardia. — Sinergie. — San Giuliano Milanese (Milano). — 95 p.
  • Introvigne M. Sun Myung Moon i Crkva ujedinjenja, Katehetski salezijanski centar. — Zagabria, 2006. — 72 p.
  • Introvigne M. Attacco a Benedetto XVI. Il Papa, la pedofilia e il documentario «Sex Crimes and the Vatican». — Verona: Fede & Cultura, 2007. — 48 p.
  • Introvigne M. Vademecum sulla legge elettorale vigente. — Crotone: Consulta dell’Apostolato dei Laici — Arcidiocesi di Crotone — S. Severina, 2008. — 16 p.
  • Introvigne M. Spe salvi. Il dramma della speranza secondo Benedetto XVI. — Palermo: Istituto per la Dottrina e l’Informazione Sociale, 2008. — 32 p.
  • Introvigne M. Raffaella Di Marzio — Massimo Introvigne, ABC dei Nuovi Movimenti Religiosi. — Cinisello Balsamo (Milano): Edizioni San Paolo, 2008. — 64 p.
  • Introvigne M., Ferraresi P. Il Papa e Joe l’idraulico. La crisi economica e l’enciclica Caritas in veritate. — Verona: Fede & Cultura, 2009. — 96 p.
  • Introvigne M. Preti pedofili. La vergogna, il dolore e la verità sull’attacco a Benedetto XVI. — Cinisello Balsamo (Milano): San Paolo, 2010. — 96 p.
  • Agnoli F., Bertocchi L., Guzzo G., Introvigne M., Volonté L.[итал.]. Indagine sulla pedofilia nella Chiesa. Il diavolo insegna in seminario?. — Verona: Fede & Cultura, 2010. — 80 p.
  • Introvigne M. Carità contro avidità. Guida all’enciclica di Benedetto XVI Caritas in veritate. — Palermo: Istituto per la Dottrina e l’Informazione Sociale, 2010. — 32 p.
  • Introvigne M. Satanizmas. — Vilnius: Knygius, 2010. — 64 p.
  • Introvigne M., Zoccatelli P. L’identità in pericolo. Le credenze religiose nella Sicilia Centrale. — Caltanissetta: Lussografica, 2011. — 72 p.
  • Introvigne M., Zoccatelli P. Gentili senza cortile. «Atei forti» e «atei deboli» nella Sicilia Centrale. — Caltanissetta: Lussografica, 2012. — 64 p.

Статьи и главы в книгах

  • Massimo Introvigne «The Secular Anti-Cult and the Religious Counter-Cult Movement: Strange Bedfellows or Future Enemies?» // New Religions and the New Europe, Robert Towler, ed. (Aarhus: Aarhus University Press[англ.], 1995), pp. 32-54.
  • Massimo Introvigne «Christian New Religious Movements: A Roman Catholic Perspective» and "New Religious Movements and the Law: A Comparison between Two Different Legal Systems — The United States and Italy, " // New Religions and New Religiosity, Eileen Barker and Margit Warburg[англ.], eds., (Aarhus: Aarhus University Press[англ.], 1998), pp.;243-261 and 276—290.
  • Massimo Introvigne "Children of the Underground Temple: Growing Up in Damanhur, " // Children in New Religions, Susan J. Palmer and Charlotte E. Hardman, eds., (New Brunswick: Rutgers University Press, 1999), pp. 138—149.
  • Massimo Introvigne «After the New Age: Is There a Next Age?» // New Age Religion and Globalization, Mikael Rothstein, ed., (Aarhus: Aarhus University Press[англ.], 2001), pp. 58-69.
  • Massimo Introvigne "Lectorium Rosicrucianum: A Dutch Movement Becomes International, " // New Religions in a Postmodern World, Mikael Rothstein and Reender Kranenborg, eds., (Aarhus: Aarhus University Press[англ.], 2003), pp. 11-22.
  • Massimo Introvigne, Jean-Francois Mayer "Occult Masters and the Temple of Doom: The Fiery End of the Solar Temple, " // Cults, Religion and Violence, David G. Bromley and J. Gordon Melton, eds., (Cambridge: Cambridge University Press, 2003), pp. 170—188.

Примечания

  1. На самом деле я примерно половину своего времени посвящаю адвокатской деятельности. Моя область специализации — интеллектуальная собственность (не гражданские права), и мои привычные клиенты — корпорации в области моды и потребительской электроники, а не религиозные движения. Я посвящаю вторую половину моего времени научной деятельности от имени CESNUR. В прошлом году Итальянская социологическая ассоциация (AIS), группа "Религии", проголосовала за то, чтобы принять меня в качестве члена. Как, скажем, ASA или ASR, AIS не имеет открытого членства, и члены в общем-то должны быть из научных кругов, занимающихся преподаванием социологии на постоянной основе (очевидно, это не мой случай). Подзаконные акты, однако, предусматривают, что подгруппы AIS могут принимать членов, которые не занимаются преподаванием социологии из-за их "выдающегося вклада в эту область", на основе голосования большинства (это, кстати, происходит не очень часто). Соответствующая подгруппа AIS попросила меня подать заявку на этом основании, и Ассоциация единогласно проголосовала за принятие меня в члены.

  2. Фушеро отмечает: „В 1996 году 23 члена Церкви саентологии были привлечены к суду, в связи с самоубийством другого члена, по обвинениям, начиная от непредумышленного убийства до растраты. Судебное разбирательство стало кульминацией пятилетнего расследования, проведённого следственным судьёй Жоржем Фенешем[англ.], который воспользовался возможностью разоблачить работу саентологии внутри и за пределами Франции“.
  1. Fouchereau, 09.06.2001.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Revisionism and Diversification in New Religious Movements / Edited by Eileen Barker. — Routledge, 2016. — P. 14. — 288 p. — (Routledge Inform Series on Minority Religions and Spiritual Movements). — ISBN 1317063600.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Handbook of Nordic New Religions / Edited by James R. Lewis, Inga Bårdsen Tøllefsen. — BRILL, 2015. — P. xii. — 532 p. — (Brill Handbooks on Contemporary Religion). — ISBN 9004292462.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 The Bloomsbury Companion to New Religious Movements / Edited by George D. Chryssides, Benjamin E. Zeller. — A&C Black, 2014. — 456 p. — (Bloomsbury Companions). — ISBN 1441174494.
  5. 5,0 5,1 Millennialism, Persecution, and Violence: Historical Cases / Edited by Catherine Wessinger. — Syracuse University Press, 2000. — P. 12. — 403 p. — (Peace and Conflict Resolution Studies). — ISBN 0815628099.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 'Cult Wars' in Historical Perspective: New and Minority Religions / Edited by Eugene V. Gallagher. — Routledge, 2016. — P. xi. — 188 p. — ISBN 1317156676.
  7. 7,0 7,1 Interdisciplinary Journal of Research on Religion Editorial Board (англ.) (недоступная ссылка). Baylor University - Institute for Studies of Religion. Дата обращения: 26 октября 2017. Архивировано 3 ноября 2016 года.
  8. 8,0 8,1 Front Matter // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. — University of California Press, February 2006. — Т. 9, № 3. — С. 1-4. — doi:10.1525/nr.2006.9.3.002.
  9. Handbook of Nordic New Religions / Edited by James R. Lewis, Inga Bårdsen Tøllefsen. — BRILL, 2015. — P. 341. — 532 p. — (Brill Handbooks on Contemporary Religion). — ISBN 9004292462.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 10,8 10,9 WIPO List of Neutrals: Massimo Introvihne (англ.). World Intellectual Property Organization (13 июня 2017). Дата обращения: 1 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Hakl H. T.[нем.]. Eranos: An Alternative Intellectual History of the Twentieth Century / transl. Christopher McIntosh, Hereward Tilton. — Routledge, 2014. — P. 287. — 448 p. — ISBN 1317548132.
  12. Regulating Religion: Case Studies from Around the Globe / Edited by James T. Richardson. — Springer Science & Business Media, 2012. — P. 211. — 578 p. — ISBN 1441990941.
  13. J. Gordon Melton. The Vampire Book: The Encyclopedia of the Undead. — Visible Ink Press, 2010. — P. 384. — 944 p. — ISBN 1578593484.
  14. Massimo Introvigne (недоступная ссылка). J&P Jacobacci & Partners. Дата обращения: 20 октября 2017. Архивировано 6 октября 2018 года.
  15. Michele M. Ippolito Massimo Introvigne non è più reggente vicario di Alleanza Cattolica Архивная копия от 30 октября 2019 на Wayback Machine // La Fede Quotidiana, 23.04.2016
  16. Rosita Šorytė // Bitter Winter
  17. Le Thi Lam ITALIAN CESNUR DIRECTOR AND HIS WIFE ON TOUR TO CAODAI TEMPLES IN HOI AN AND DAI LOC, QUANG NAM PROVINCE, CENTRAL VIET NAM // Caodai TV, 23.07.2023
  18. Единогласное решение Совета Европы: запрос о создании организации помощи жертвам деструктивных культов // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, 22.06.1999
  19. Les sectes, cheval de Troie des Etats-Unis en Europe Архивная копия от 20 мая 2017 на Wayback Machine, par Bruno Fouchereau // Le Monde diplomatique[англ.], mai 2001, pages 1, 26 et 27
  20. Европа сопротивляется американским религиозным сектам Архивная копия от 14 октября 2017 на Wayback Machine - 22.01.16. По материалам статьи Бруно Фушеро «Секты: троянский конь Соединённых Штатов для Европы»; Сайентология и ЦРУ мифы или реальность Архивная копия от 30 июня 2017 на Wayback Machine // Православие.ру, Александр Дворкин
  21. Fouchereau, 09.06.2001, The man appointed by the OCSE to chair the meeting in Vienna in March 1999 was none other than Massimo Introvigne, an Italian self-styled sociologist and founder of the Centre for the Study of New Religions (Cesnur). Cesnur is a Catholic fundamentalist organisation with close links to the Brazilian neo-fascist cult Tradition Family Property. Introvigne is a frequent contributor to Scientology publications and testified in favour of the cult in Lyons in the case brought against its leaders by investigating magistrate Georges Fenech..
  22. Дворкин А. Л. «…надавать ему пинков по заднице» или еще кое что о Массимо Интровинье // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, 03.01.2022
  23. Garde, 27.07.2001.
  24. Мартинович, 30.09.2009.
  25. Дворкин А. Л. Сектозащитник Интровинье и арестованный сектант-педофил // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, 14.06.2019
  26. 26,0 26,1 Дворкин А. Л. Друг сектозащитника Интровинье обвиняется во множественных эпизодах педофилии // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, 24.08.2020
  27. Дворкин А. Л. Лидер мексиканской евангелической секты признал себя виновным в изнасилованиях малолетних // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, 06.06.2022
  28. Дворкин А. Л. «Апостол» секты Ла Луз дель Мундо приговорен к семнадцати годам тюрьмы // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, 09.06.2022
  29. Дворкин А. Л. О «Министерстве правды» американских сектозащитников или ответ г-ну Мортону // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, 29.07.2020
  30. Рогозин Ю. О зловредной секте, и её защитнике-клеветнике // Информационно-консультационный центр по вопросам сектанства при Соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Новосибирск, 24.11.2023

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки