Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского | |
---|---|
Тип | некоммерческая организация |
Основание | 1993 |
Ключевые фигуры | А. Л. Дворкин |
Сайт | iriney.ru |
Центр религиове́дческих иссле́дований во и́мя священному́ченика Ирине́я Лио́нского — российская некоммерческая неправительственная антисектантская[1] организация, занимающаяся научно-исследовательской[2] и информационно-консультационной работой[2] по деятельности новых религиозных движений и сект деструктивного и тоталитарного характера[2][3][4]. Центр был создан в 1993 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и со времени своего основания возглавляется А. Л. Дворкиным[5]. Центр является ядром Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС)[3][6].
История
Организация была основана А. Л. Дворкиным в 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 году как Информационно-консультационный центр имени священномученика Иринея, епископа Лионского с целью сбора, обработки и распространения обобщённых достоверных сведений об учении и деятельности новых религиозных движений тоталитарной и деструктивной направленности[2][3][5][6][7][8].
С 2003 года Центр носит нынешнее название[5][8].
В 2006 году Центр вошёл на правах головной организации в состав Российской ассоциации центров изучения религий и сект[3].
Также Центр является членом FECRIS[3].
9 октября 2009 года в ходе II Иринеевских чтений Центр отметил своё 15-летие, получив поздравление от иерархов и деятелей Русской православной церкви[9].
28 октября 2011 года Центр получил государственный грант в размере 2,5 млн рублей для помощи людям, пострадавшим от тоталитарных сект[10].
Деятельность
Центр занимается научно-исследовательской, информационно-консультативной, лекционной и издательской деятельностью. Центр поддерживает связь со средствами массовой информации и государственными правоохранительными органами и христианскими антисектантскими организациями в России и за рубежом[3][2][8][6][7].
В 1995 году центром была издана брошюра Александра Дворкина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» ставшая предметом судебного процесса в Хорошёвском межмуниципальном районном суде СЗАО г. Москвы[11].
До 2006 года центр издавал информационно-просветительский журнал «Прозрение», освещавший деятельность тоталитарных сект и деструктивных культов, в котором публиковались:[3]
- подборки аналитических и информационных материалов как по проблемам сектантства в целом, так и о деятельности сект за последнее время;
- рассказы-свидетельства бывших членов сект;
- подробные сведения о действиях апологетов сект в России и других странах;
- важные интервью с богословами, врачами, журналистами, пастырями, политиками и учёными.
На сайте центра целый раздел посвящён деятельности психосект и тому вреду, который они наносят[4].
Отзывы
Положительные
В 2000 году кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН А. А. Ожиганова отмечала[12]:
Но в настоящее время в России отсутствуют крупные междисциплинарные информационно-аналитические центры по изучению новых религиозных движений, существующие во всех странах Запада, такие как ИНФОРМ (Великобритания), Диалог-Центр[англ.] (Дания), CESNUR (Италия) и др. Попытки создания таких центров предпринимаются в России в рамках Русской Православной Церкви: это Центр священномученика Иринея Лионского во главе с А. Дворкиным в Москве, Православный институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений при Русском Христианском гуманитарном институте в Петербурге.
В 2009 году кандидат социологических наук В. Н. Чайкин отнёс деятельность центра к направлению «профилактико-просветительского характера, которое заключается в предоставлении информации о сектах и культах» и указал, что «основной задачей информационно-консультационного центра Иринея еп. Лионского является распространение достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов», а также отметил, что «с этой целью, согласно официальной информации на сайте центра, сотрудники занимаются научно-исследовательской, консультативной, лекционной и издательской деятельностью, а также поддерживают связь с государственными структурами и средствами массовой коммуникации»[3].
В 2019 году кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии МПГУ Н. А. Шалоткина отметила, что «на официальном сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского представлено всё многообразие новых религиозных движений, сект и культов, получивших распространение в нашей стране», подчеркнув, что «отдельный большой раздел посвящён искажениям православия и околоправославным сектам»[13].
Критические
В 1998 году библиотековед И. Ф. Рековская в реферативном журнале «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература» характеризует Центр Иринея Лионского в качестве «ведущего российского подразделения международной антикультистской сети (официального подразделения Московского Патриархата)»[14].
В 2000 году социолог религии М. С. Штерин[англ.], ранее выступавший[a] в качестве эксперта-свидетеля со стороны истцов в судебном процессе против А. Л. Дворкина, отмечал, что Информационно-консультативный центр священномученика Иринея Лионского (ИКЦСИЛ) является «антикультовой группой», которая существенно повлияла на «формирование как идеологии российского АКД, так и того типа представлений об НРД, который получала российская общественность». По его мнению, связь ИКЦСИЛ с РПЦ и некоторыми западными антикультовыми группами (Диалог-центр в Орхусе (Дания) и Берлине) стали причинами, которые «облегчили легитимацию» подхода Дворкина, являющимся «чрезвычайно негативным и сверхобобщенным». По данным Штерина, в ходе своей деятельности ИКЦСИЛ получал от Диалог-центра «селективно подобранный негативный материал о „сектах“»[15].
В 2006 году религиовед И. Я. Кантеров в учебном пособии для студентов специальности «Религиоведение» «Новые религиозные движения: (введение в основные концепции и термины)» писал, что «В 2005 г. Информационно-консультативный центр священномученика Иринея Лионского меняет название, и становится Институтом религиоведческих исследований. Появление этого „Института“ является ни чем иным как простой сменой вывески известного сектоборческого учреждения. Как показало время, взгляды главы и сотрудников Института не имеют никакого отношения к религиоведческим исследованиям; как и прежде, они трудятся на ниве сектоборчества»[16].
В 2007 году юрист, сопредседатель Славянского правового центра Владимир Ряховский в публицистической статье на Портал-Credo.Ru, вспоминая конфликт с изданиями «Екклесиаст» и «Золотое кольцо», писал, что Центр религиоведческих исследований св. Иринея Лионского «по существу … является крайне деструктивной сектой, которая, основываясь на лжи, пропагандирует вражду к целому ряду официально действующих в России законопослушных религиозных объединений»[17].
В 2008 году религиовед Д. А. Головушкин в учебном пособии для студентов педагогических вузов «Религиоведение» писал, что
Свою задачу центр видит в «распространении достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов. С этой целью сотрудники центра занимаются научно-исследовательской, консультативной, лекционной и издательской деятельностью, а также поддерживают связь с государственными структурами и средствами массовой информации». Однако эта деятельность нередко носит эмоционально-оскорбительный характер, сопровождается громкими судебными разбирательствами[7].
Известные сотрудники
- Александр Леонидович Дворкин[18] (президент) — доктор философии по истории, кандидат богословия, профессор кафедры миссиологии миссионерского факультета ПСТГУ, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
- протоиерей Лев Ефимович Семёнов[18] (ответственный секретарь) — кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории культуры исторического факультета Тверского государственного университета, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения проблем романтизма ТвГУ, член Российской ассоциации антиковедов при Российской академии наук, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
- иерей Михаил Анатольевич Плотников[18] (вице-президент) — кандидат богословия, доцент кафедры религиоведения миссионерского факультета ПСТГУ.
- Евгений Олегович Мухтаров[18] — журналист, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
- Александр Валерьевич Кузьмин[18] — религиовед, кандидат философских наук, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Примечания
- ↑ Секты против церкви: (Процесс Дворкина): Сборник. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. — С. 183, 328. — 735 с. — ISBN 5-7902-0112-2.
- ↑ Васильева Е. Н. Антикультовое движение // Энциклопедический словарь социологии религии / Под ред. М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское общество, 2017. — С. 12. — 508 с. — ISBN 978-5-9909527-7-5.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Гагарина И. Ю. Интернет-ресурсы как способ борьбы с сектантством (обзор некоторых сайтов) // Власть. — 2009. — № 9. — С. 115. — ISSN 2071-5358.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Чайкин В. Н. Противодействие деструктивным культам со стороны Русской православной церкви и реабилитация пострадавших // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2009. — № 1 (13). — С. 82.
- ↑ 4,0 4,1 Бакулина А. С. Новая угроза: психокульты в современной России // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 2. — С. 94/
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Дворкин Александр Леонидович. Patriarchia.ru.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 О центре. Официальный сайт Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Головушкин Д. А. Приложение. Современные новые религиозные движения. 6. Новые религиозные движения в современной России // Религиоведение: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. А. Ю. Григоренко. — СПб.: Питер, 2008. — С. 505. — 507 с. — ISBN 978-5-91180-866-2.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского // Patriarchia.ru
- ↑ Семёнов Л. Е. II Иринеевские чтения, посвященные 15-летию Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского // Официальный сайт Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
- ↑ Андрей Козенко, Александр Черных, Павел Коробов Правозащитники доложили на совесть // Газета «Коммерсантъ». — № 22 (4807). — 08.02.2012. — С. 5.
- ↑ Морозова А. Н., Селиванова А. В. К вопросу о судебной защите культурных прав и свобод человека и гражданина // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2015. — № 4—2. — С. 213.
- ↑ Ожиганова А. А. Восточные философско-религиозные учения и духовные практики в современной России : На примере г. Москвы / диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07. — М.: ИЭА РАН, 2000. — С. 6. — 254 с. (недоступная ссылка)
- ↑ Шалоткина Н. А. Православие и новые религиозные движения в России // Научный вестник Гуманитарно-социального института. — 2019. — № 8. — С. С. 11.
- ↑ Рековская И. Ф. Современная религиозная ситуация в России (Эволюция российской религиозности): Обзор // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. — ИНИОН РАН, 1998. — № 4. — С. 90—149 (140). Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Штерин М. С.[англ.]. Глава 5. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнен[фин.] и проф. Д. Е. Фурмана. — Летний сад, 2000. — С. 150—181 (163—165). — 248 с. — ISBN 5-89740-046-6.
- ↑ Кантеров И. Я. Глава 6. Антикультовое движение: идеология и практика // Новые религиозные движения: (введение в основные концепции и термины): учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». — М.: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2006. — С. 311—312. — 385 с. — ISBN 5-89368-774-4.
- ↑ Владимир Ряховский. Ложь «во имя русского народа» . Портал-Credo.Ru (26 января 2007). Дата обращения: 2 января 2011.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 Программа XIII Международных Рождественских Образовательных Чтений «Школа, семья, церковь — соработничество во имя жизни». Программа по направлениям. Направления V—VI
Литература
- Демидов А. В. Взаимодействие органов внутренних дел с Русской православной церковью по пресечению деятельности религиозных организаций деструктивного харектара // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции). Материалы XIV международной научно-теоретической конференции. — СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. — С. 178-180.