Center for Studies on New Religions

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Центр изучения новых религий»)

CESNUR (итал. Centro Studi sulle Nuove Religioni, англ. Center for Studies on New Religions, с англ. — «Центр изучения новых религий») — международное объединение учёных, занимающихся исследованием новых религиозных движений[1].

Деятельность

Центр был основан в 1988 году несколькими учёными из Европы и США — Жан-Франсуа Майером, Джоном Гордоном Мелтоном и Айлин Баркер — во главе с итальянским социологом религии и юристом Массимо Интровинье. Расположен в Турине.

CESNUR заявляет о независимости проводимых им исследований от любых религиозных групп, конфессий, деноминаций или ассоциаций[2]. Объединяет организации и частных лиц, которые специализируются в изучении новых религиозных движений. Среди известных членов: Айлин Баркер, Дэвид Бромли, Дуглас Коуэн[англ.], Риндер Кренинборг[англ.], Джон Гордон Мелтон, Ирвинг Хиксхэм[англ.], Джефри Хэдден, Энсон Шуп и другие.

Дэвид Бромли отмечает, что Центр организует международные конференции, посвящённые новым религиозным движениям, занимается издательской и просветительской деятельностью[3]. Печатные издания и веб-публикации CESNUR часто рассматриваются представителями альтернативных религиозных направлений в качестве приемлемых источников информации[4].

В 2018 году CESNUR, наряду с Координацией ассоциаций и индивидов за свободу совести (фр. Coordination des associations et des particuliers pour la liberté de conscience), Европейским межрелигиозным форумом за свободу религии (англ.  European Interreligious Forum for Religious Freedom), Европейской федерацией за свободу убеждений (англ.  European Federation for Freedom of Belief), Европейский форум за свободу религии (англ. The Forum for Religious Freedom Europe) и Правами человека без границ (англ. Human Rights Without Frontiers), выступила в защиту лидера санкт-петербургских саентологов Ивана Мацицкого и других саентологов обвинявшихся в разжигании розни и незаконном предпринимательстве[5].

Критика

Деятельность CESNUR подвергается критике со стороны контркультового движения[4].

В 2001 году французский журналист Серж Гард[фр.] в статье в газете L’Humanité утверждал, что CESNUR во время судебных преследований оказывал поддержку свидетелям Иеговы, саентологам и «Ордену солнечного храма». С. Гард также высказал мнение, что Сон Мён Мун, «Аум синрикё» и «все секты знают, что они могут рассчитывать на CESNUR»[6].

В 2023 году психолог Луиджи Корвалья писал:[7]

Есть два способа поразить цель. Один из них — хорошо прицелиться и попасть в «яблочко» мишени. Другой — выстрелить наугад и потом нарисовать мишень вокруг пулевого отверстия. Эта вторая система более эффективна, но только если никто не видел, как вы стреляли.

Группа социологов, монополизировавших изучение «новых религиозных движений», является хорошим примером второго рода. Эти авторы, собравшиеся вокруг Centro Studi Nuove Religioni (CESNUR) в Турине, в сотнях статей с бесконечными ссылками друг на друга, что превращает их в своего рода замкнутый круг перекрёстных цитат, созданных для подтверждения одного единственного и простого тезиса, который они же и выдвигают, а именно: манипулирование сознанием (контроль сознания) — это миф. Из этого следует, что «тоталитарные секты», эксплуатирующие своих адептов и грубо нарушающие их права, это не более, чем «лишённый научной достоверности» миф, «созданный фантомным антикультовым движением, разгоняющим «моральную панику». Короче говоря, люди присоединяются к деструктивным культам по собственному желанию и остаются там, тщательно и рационально взвесив все «за» и «против». «Чеснуровцы» рисуют эту картину, тщательно игнорируя огромное количество исследований по экспериментальной психологии, нейропсихологии и социальной психологии, посвященных манипулятивным методам воздействия и социальному влиянию. Фактически, на протяжении десятилетий было ясно, что люди, как индивидуально так и коллективно могут принимать решения в ущерб здравому смыслу и что человеческий разум подвержен внушениям и систематическим ошибкам, которые могут быть использованы теми, кто хочет подчинить их себе (Tversky & Kahneman, 1979; Cacioppo & Petry, 1984; Damasio[англ.], 1984; Zimbardo, 2002; Budzinska & Weger, 2011).

Более того, Дэниел Канеман получил Нобелевскую премию за исследования манипулирования сознанием. То, что человек чаще всего решает, как ему поступить, основываясь на воздействии социума и на инерции восприятия себя частью группы (самокатегоризация) – консолидированное общее мнение учёных-профессионалов (Turner, 1987, 1991, Turner & Reynolds, 2012). Существование техник убеждения лежит в основе многочисленных стратегий маркетинга и политической пропаганды (Cialdini, 2017; Sharot, 2018).

Несмотря на эту неоспоримую массу данных о манипулятивных методах воздействия, собранных специалистами в дисциплинах, действительно имеющих отношение к этим исследованиям, вышеупомянутые социологи хором повторяют, что «наука» отвергла теорию «промывания мозгов». Какая наука? Разве что только их собственные статьи, основанные на данных о прозелитизме и о сроках пребывания адептов в новых религиозных движениях.

Все психологические и нейробиологические исследования им не указ. Примерно так может поступить группа мальчиков, отказывшихся играть в футбол и поэтому решивших огородить новое, меньшее поле, составить правила новой игры, решить, кто может, а кто не может играть, и, наконец, заявить, что те, кто играет в традиционный футбол, на самом деле никакие не футболисты и вообще не умеют играть. В общем то же самое, что делает косоглазый ковбой, рисующий мишень вокруг пулевого отверстия.

См. также

Примечания

  1. George D. Chryssides, Margaret Wilkins, Margaret Z. Wilkins. A reader in new religious movements. — London: Continuum International Publishing Group, 2006. — 432 с.
  2. Center for Studies on New Religion. Дата обращения: 13 декабря 2011. Архивировано 23 декабря 2011 года.
  3. David G. Bromley. Teaching new religious movements. — Oxford University Press, 2007. — 360 с.
  4. 4,0 4,1 James K. Walker. The Concise Guide to Today's Religions and Spirituality. — Eugene, Oregon: Harvest House Publishers, 2007. — 363 с.
  5. Европейские неправительственные организации вступились за петербургских саентологов // Интерфакс, 27.11.2018
  6. Garde, 27.07.2001.
  7. Корвалья, 21.12.2023.

Литература

Ссылки