Бромли, Дэвид

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дэвид Бромли
David G. Bromley
Дата рождения 1941(1941)
Научная сфера социология, религиоведение
Место работы Университет Содружества Виргинии
Виргинский университет
Альма-матер Университет Дьюка
Учёная степень доктор философии (PhD) по социологии
Учёное звание профессор
Известен как исследователь новых религиозных движений и антикультового движения в США
Сайт people.vcu.edu/~dbromley

Дэ́вид Бро́мли (англ. David G. Bromley; род. 1941) — американский социолог религии, профессор социологии Университета Содружества Виргинии и Виргинского университета. Известен своими исследованиями в области новых религиозных движений и антикультового движения в США.

Образование и карьера

В 1963 году получил степень бакалавра в области социологии в Колби-колледже[1]. В 1966 году получил степень магистра социологии в Университете Дьюка[1]. В 1971 году в том же университете защитил докторскую диссертацию по социологии[1].

В 1968—1974 годах преподавал на кафедре социологии и антропологии Виргинского университета[1]. В 1974—1980 годах — адъюнкт-профессор кафедры социологии[1], в 1976—1977 годах — заведующий кафедрой социологии Техасского университета в Арлингтоне[1]. В 1980—1983 годах — директор Института социальных исследований и ассоциированный профессор кафедры социологии в Хартфордском университете[1]. С 1983 года — профессор кафедры социологии и антропологии Виргинского университета[1]. С 1994 года — профессор кафедры религиоведения Университета Содружества Виргинии[1].

В 1992—1995 годах — редактор научного журнала Journal for the Scientific Study of Religion[1]. В 1993—1994 годах — президент Ассоциации социологии религии[1]. С 1991 года — главный редактор многотомной научной серии «Religion and the Social Order» («Религия и социальный порядок»), публикуемой Ассоциацией социологии религии[1].

Научная деятельность

Основной областью научных интересов Бромли является социология религии, в особенности изучение новых религиозных движений и их конфликта с антикультовым движением. Как отмечает Джеймс Т. Фишер (профессор теологии и американских исследований Фордемского университета), в 1980-е годы Дэвид Бромли и Энсон Шуп, осуществляя сбалансированное сравнительное исследование новых религиозных движений, проявили наибольшую активность в попытке рассеять «антикультовую истерию», возникшую в американском обществе после массового самоубийства последователей Храма народов в Гайане[2]. По мнению Харви Кокса, высказанному в 1981 году, в предисловии книге Бромли и Шупа «Странные боги: великая американская боязнь культов» они оба «продемонстрировали, что Годзиллы не существует, что угроза сект — выдумка и иллюзия»[3]. Предвзятое освещение НРД и их деятельности в СМИ (и как следствие этого негативное отношение к НРД в обществе) Бромли и Шуп связывали с тем фактом, что основным источником информации о НРД были их бывшие члены[4]. В 1981 году они утверждали, что «практически всё, что общество знало о новых религиях, … было почерпнуто из сообщений средств массовой информации, источниками значительной части которых были противники новых религий как таковых, и, в частности, отступники». СМИ доверяли этим индивидам, что позволило им оказать «диспропорционально большое влияние» на формирование общественного мнения о НРД[4].

Один из наиболее известных критиков антикультового движения и теории промывания мозгов социолог Томас Роббинс[англ.] указывал, что со временем Бромли стал не только сторонним обозревателем, но и превратился в критика теории о промывании мозгов и практики депрограммирования. Бромли был озабочен тем, что связанный с антикультовым движением социальный конфликт имел много общих черт с практикой охоты на ведьм в период Средневековья, а также тем, что гражданские свободы, гарантировавшие свободу вероисповедания, были поставлены под угрозу. В ряде своих книг и статей Бромли поставил под вопрос методы, используемые антикультовым движением, и теорию промывания мозгов[5].

Научные труды

  • «Moonies» in America: Cult, Church and Crusade. Beverly Hills: SAGE Publications, 1979. (with Anson Shupe).
  • The New Vigilantes: Anti-Cultists, Deprogrammers and the New Religions. Beverly Hills: SAGE Publications, 1980. (with Anson Shupe).
  • Bromley D., Shupe A. Strange Gods: The Great American Cult Scare. — Boston: Beacon Press, 1981.
  • The Anti-Cult Movement in America: A Bibliography and Historical Survey (with Anson Shupe and Donna L. Oliver). New York and London: Garland, 1984.
  • The Brainwashing/Deprogramming Controversy: Historical, Sociological, Psychological and Legal Perspectives. New York: Edwin Mellen Press[англ.], 1984. (edited with James T. Richardson).
  • New Christian Politics. Macon: Mercer University Press, 1984. 288 pp. (edited with Anson Shupe).
  • The Future of New Religious Movements. Macon: Mercer University Press[англ.], 1987. 278 pp. (edited with Phillip Hammond).
  • Falling from the Faith: The Causes and Consequences of Religious Apostasy. Newbury Park: SAGE Publications, 1988. (edited)
  • Krishna Consciousness in the West. Lewisburg: Bucknell University Press[англ.], 1988. 290pp. (edited with Larry Shinn).
  • The Satanism Scare. Hawthorne, NY: Aldine de Gruyter[англ.], 1991. (edited with James Richardson and Joel Best).
  • Anticult Movements in Cross-Cultural Perspective. New York: Garland Publishers, 1994 (edited with Anson Shupe).
  • The Politics of Religious Apostasy: The Role of Apostates in the Transformation of Religious Movements. Westport, CT: Praeger Publishers, 1998. (edited)
  • Toward Reflexive Ethnography. Volume 9: Religion and the Social Order (edited with Lewis Carter). Oxford: Elsevier, 2001.
  • A Tale of two Theories: Brainwashing and Conversion as Competing Political Narratives, in Benjamin Zablocki and Thomas Robbins, eds. Misunderstanding Cults: Searching for Objectivity in a Controversial Field (Toronto: University of Toronto Press, 2001).
  • Cults, Religion, and Violence. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. (Edited with J. Gordon Melton)

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 David G. Bromley: Curriculum Vitae (англ.). Virginia Commonwealth University. Дата обращения: 30 мая 2012. Архивировано 28 июня 2012 года.
  2. James T. Fisher. American Religion Since 1945 // A Companion to Post-1945 America / Edited by Jean-Christophe Agnew and Roy Rosenzweig. — Blackwell Publishers, 2002. — P. 44-63. — XVII, 584 p. — (Blackwell companions to American history). — ISBN 0-631-22325-8.
  3. Bromley D., Shupe A. Strange Gods: The Great American Cult Scare. — Boston : Beacon Press, 1981. — С. xiv.
  4. 4,0 4,1 McCormick Maaga M. Hearing the voices of Jonestown. — Syracuse University Press, 1998. — С. 41. — ISBN 0-8156-0515-3.
  5. Robbins, 1998, p. 63.

Литература

Ссылки