Перейти к содержанию

Ининфимей

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и входит в число бронзовых статей пантеона
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ининфимей
др.-греч. Τιβέριος Ίούλιος Ίνινθιμαῖος
234/235 — 238/239
Предшественник Рескупорид III (IV)
Преемник Рескупорид IV (V)
Династия Тиберии Юлии[англ.]

Ининфимей (Тиберий Юлий Ининфимей[1], Ининсимей[2]; др.-греч. Τιβέριος Ίούλιος Ίνινθιμαῖος) — царь Боспорского царства с 234/235 по 238/239 годы[к 1][3].

На основании сходства имени царя и его тамги с аналогами среди сарматских правителей предполагается, что Ининфимей мог иметь сарматское происхождение. В сохранившихся от периода правления этого царя надписях он назван представителем властвовавшей на Боспоре династии Тибериев Юлиев[англ.]. По нумизматическим и эпиграфическим данным не наблюдается перерыва между Ининфимеем и его предшественником на боспорском троне Рескупоридом III (IV), что, вероятно, говорит о мирном переходе власти. Однако после прекращения монетной чеканки Ининфимея его преемник Рескупорид IV (V) возобновляет её только в 242 году. К безмонетному периоду относится прослеживаемое археологически уничтожение нескольких боспорских поселений, в частности, Горгиппии, что свидетельствует об определённых потрясениях в жизни государства.

В период своего царствования Ининфимей чеканил статеры из сплава серебра с медью, это отличает его чеканку от эмиссий прежних правителей в худшую сторону. В качестве разменной монеты он выпускал денарии и двойные денарии, которые потеряли в весе в сравнении с монетами тех же номиналов, относящимися к предшественникам Ининфимея, причём при нём процесс редукции веса медной монеты продолжился.

Биография

По одной из версий, переход власти от Рескупорида III (IV) к Ининфимею произошёл мирно, без потрясений, на что указывает отсутствие перерыва в чеканке и надпись[к 2][4] об окончании строительства в Китее храма «богу гремящему, внемлющему» (Зевсу), датируемая октябрём-ноябрём 234 года, но не содержащая имени правителя[5]. В научной литературе, однако, встречаются также и сомнения в ненасильственности переворота, Ининфимей трактуется как представитель сармато-аланской группировки, которая могла свергнуть Рескупорида[6]. Историки отмечали созвучие имени этого боспорского царя с именем сарматского царя Инисмея, правившего в I веке и, вероятно, происходившего из того же сарматского рода. Ининфимей, имя которого было производным от имени упомянутого сарматского царя[7], возможно, являлся выходцем из нижнедонской группировки поздних сарматов и принадлежал к ветви династии Тибериев Юлиев[англ.], не занимавшей ведущего положения в Боспорском царстве[5][7]. Существует опровергнутая версия о том, что Ининфимей вообще был узурпатором, происходившим из кочевой среды[2]. Однако он определённо был назван «Тиберием Юлием» в надписях, относящихся ко времени его правления[1]. Иранское имя царя, по некоторым данным, переводится как «имеющий большую храбрость»[2].

Тамга Ининфимея

Тамга царя Ининфимея, найденная на зеркалах и прочих памятниках, отличалась от знаков его предшественников Савромата II и его сына Рескупорида II (III), напоминая лежащую «Н»[8]. Исследователи относят её к типу тамг сарматских царей I века Фарзоя и Инисмея[7][9]. Его тамга выполняла функции царского имени и печати для жителей азиатской части Боспора[к 3][2]. Археолог О. В. Шаров особо отмечал сходство тамг Ининфимея и Фарзоя, указывая, в свою очередь, что верхняя часть тамги Савромата II и часть тамги Фарзоя идентичны. На этом основании он делал вывод, что Ининфимей был дальним родственником Савромата II. При этом его тамга лишена царского трезубца, что маркирует его принадлежность к боковой линии боспорской царской династии[2]. Возможно, Ининфимей был родственником Фарсанза, боровшегося за власть с преемником Ининфимея Рескупоридом[7].

Ряд исследователей предполагали, что восшествие Ининфимея на трон было связано с возвышением Максимина I Фракийца и смерть второго спровоцировала утрату власти первым, укладывая, таким образом, правление Ининфимея в рамки периода властвования Максимина I[к 4][2][10].

Известны несколько восстановительных надписей[к 5][11], в которых он назван, в частности, «другом цезаря и другом римлян, благочестивым»[10]. Датированные надписи относятся ко времени около 236 года. В них сообщается, в числе прочего, что Хофразм, сын Форгабака, пресбевт Боспора в Танаисе[к 6] на свои средства восстановил фортификационные сооружения этого города[2][12][13].

Достоверно не известно о событиях, происходивших в период после прекращения чеканки Ининфимея в 238 году и перед возобновлением чеканки его преемником Рескупоридом IV (V) в 242 году[14]. Благодаря нумизматическим данным установлено, что в безмонетный период сгорели Горгиппия и Раевское городище[14][15] (расположено у станицы Раевской). По мнению В. А. Анохина, перерыв в чеканке был связан с внутридинастической борьбой за власть, закончившейся приходом к власти Рескупорида IV (V)[16]. О. В. Шаров связывал отсутствие чеканки с прекращением дотаций Рима ввиду воцарения малолетнего императора Гордиана III и возможным вторжением германцев в Крым[17]. Существует другая версия, что монета на Боспоре не чеканилась из-за установления гегемонии аланов в Приазовье и на Северном Кавказе[14]. Нумизмат Н. А. Фролова также обуславливала прекращение чеканки дестабилизацией в экономике царства, вызванной вражескими вторжениями в Крым[12].

Монеты

Последними боспорскими правителями, которые чеканили статеры из золотого сплава, были Котис III и Савромат III, в конце 220-х и начале 230-х годов[18]. Статеры Ининфимея отчеканены уже из сплава серебра с медью при небольшом количестве золота (не выше нескольких процентов). Соотношение двух основных металлов в разных экземплярах различно, вплоть до 85 % меди в отдельных случаях[19]. Источником для монет Ининфимея, вероятно, было серебро, поступавшее из европейских провинций Римской империи, например, из Галлии, которое смешивалось с металлом из месторождений, использовавшихся для серебряной чеканки Боспора ранее. Возможно, осуществлялась переплавка изделий из серебра, поступавших на Боспор из Рима. После Ининфимея начинается быстрое падение доли серебра в боспорских статерах[20].

Судя по количеству находок, наиболее значительной эмиссия статеров этого царя была в 238/239 году[21]. Статеры середины его царствования известны в крайне небольшом количестве (в частности, вообще нет сведений о монетах 533 года б. э.)[к 7][21][22]. Если не учитывать единичные находки, а также монеты из музейных собраний, происхождение которых достоверно не установлено, то на Боспоре, по состоянию на 2011 год, статеры Ининфимея были обнаружены в составе лишь 9 кладов. Подробные данные по двум кладам XIX века из Керчи отсутствуют; в 1970 году в Патрее было найдено 26 монет, в составе Керченского клада 1988 года — всего 5 экземпляров, степень представленности статеров Ининфимея в других кладах ещё ниже. Все эти клады были сокрыты после 251 года, за исключением двух кладов из Анапы, которые относятся к уничтожению Горгиппии сразу после прекращения чеканки Ининфимея[23][24].

Двойной денарий Ининфимея: слева — бюст царя, справа — изображение богини (Афродиты Урании)[25] в калафе

В первый год царствования на статерах в качестве дифферента[к 8] представлены меч — знак, встречающийся у предшественников Ининфимея, Котиса III и Рескупорида III (IV), и палица — ещё один типичный боспорский дифферент, обычно помещаемый на аверс, но на статерах Ининфимея появившийся на реверсе[26]. В следующем году (532 б. э.) монеты выпускались без дифферента, а в последние два года правления — только с дифферентом «палица»[22]. Смысл этого знака остаётся предметом дискуссий[27]. Н. А. Фролова считала, что, поскольку палица оказалась рядом с изображением императора, она олицетворяла его суверенную власть (как значок перед бюстом самого Ининфимея на монете являлся символом его царской власти)[к 9][28]. В литературе широко представлено мнение о связи палицы с культом Геракла; перемещение же её с аверса на реверс при Ининфимее, возможно, отражало утрату прежнего символизма данного знака[29].

Медная чеканка этого царя может быть разделена на две серии. В начале царствования он выпускал денарии, отмеченные нехарактерным для чеканки ближайших предшественников Ининфимея буквенным знаком «А»[30], и двойные денарии с традиционным для боспорских монет знаком «B — *»[31]. Вес двойных денариев — 9-10 г, как и при Котисе III (за полвека до Ининфимея, при Савромате II, который ввёл двойные денарии в денежное обращение Боспорского царства — 17 г), вес денариев — 5-6 г, что заметно меньше, чем у Котиса III (9 г; у Савромата II — 11 г)[32].

Последующие типы медной чеканки Ининфимея представлены только двойными денариями, как полагала Н. А. Фролова, вес которых снизился до 6-8 г. Обозначен их номинал разными знаками — «B — *», «B» или просто «*» (знак денария до Ининфимея). На этом основании исследовательница сделала вывод, что подобная путаница знаменовала собой стирание граней между монетами разной стоимости и вообще отмирание боспорской медной разменной монеты, поскольку сам статер постепенно становится медным[33]. Эту версию Н. А. Фроловой В. А. Анохин считал неверной[34], так как в правление Рескупорида IV (V) продолжалась чеканка как денариев, так и двойных денариев, однако впоследствии её без какой-либо критики воспроизвёл М. Г. Абрамзон[35].

Комментарии

  1. С 531 года б. э. по 535 год б. э.
  2. КБН (Корпус боспорских надписей), 942.
  3. Аланов-танаитов (жителей Танаиса) и аспургиан.
  4. С февраля 235 года по апрель 238 года.
  5. КБН, 1249, 1250, 1251, 1251а, 1252.
  6. Официальный представитель, посланник какого-то лица или государства.
  7. То есть отчеканенных в 236/237 году.
  8. Дифферент — дополнительное символьное обозначение, кроме основного изображения.
  9. У Н. А. Фроловой этот значок — копьё. В работах других исследователей данный дифферент трактуется как «меч».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Чореф, 2020, с. 695.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Шаров, 2019, с. 542.
  3. Анохин, 1999, с. 237.
  4. КБН, 1965, с. 523—525.
  5. 5,0 5,1 Анохин, 1999, с. 162.
  6. Алексеева, 2015, с. 12.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Ярцев, 2014, с. 73.
  8. Соломоник, 1959, с. 24.
  9. Ярцев, 2016, с. 174.
  10. 10,0 10,1 Анохин, 1999, с. 163.
  11. КБН, 1965, с. 740—745.
  12. 12,0 12,1 Лавров, 2000, с. 334.
  13. Завойкина, 2013, с. 259.
  14. 14,0 14,1 14,2 Шаров, 2019, с. 543.
  15. Алексеева, 2015, с. 8.
  16. Анохин, 1999, с. 164.
  17. Шаров, 2019, с. 542—543.
  18. Абрамзон, Ефимова, Копцева, Сапрыкина, Смекалова, 2021, с. 15.
  19. Абрамзон, Ефимова, Копцева, Сапрыкина, Смекалова, 2021, с. 18—20.
  20. Абрамзон, Ефимова, Копцева, Сапрыкина, Смекалова, 2021, с. 19, 20, 26.
  21. 21,0 21,1 Абрамзон, Фролова, Смекалова, Куликов, 2007, с. 60.
  22. 22,0 22,1 Анохин, 1986, с. 121.
  23. Абрамзон, Фролова, Смекалова, Куликов, 2007, с. 60—61.
  24. Абрамзон, Кузнецов, 2014, с. 58—59.
  25. Абрамзон, Иванина, 2010, с. 37.
  26. Панченко, 2020, с. 91.
  27. Панченко, 2020, с. 90—92.
  28. Фролова, 1997, с. 32.
  29. Панченко, 2020, с. 90—91.
  30. Фролова, 1997, с. 38.
  31. Абрамзон, 2011, с. 149.
  32. Фролова, 1997, с. 37—38.
  33. Фролова, 1997, с. 36—37, 38—39.
  34. Анохин, 1986, с. 122.
  35. Абрамзон, 2011, с. 150.

Литература