Ининфимей
| Ининфимей | |
|---|---|
| др.-греч. Τιβέριος Ίούλιος Ίνινθιμαῖος | |
| | |
| 234/235 — 238/239 | |
| Предшественник | Рескупорид III (IV) |
| Преемник | Рескупорид IV (V) |
| Династия | Тиберии Юлии[англ.] |
Ининфимей (Тиберий Юлий Ининфимей[1], Ининсимей[2]; др.-греч. Τιβέριος Ίούλιος Ίνινθιμαῖος) — царь Боспорского царства с 234/235 по 238/239 годы[к 1][3].
На основании сходства имени царя и его тамги с аналогами среди сарматских правителей предполагается, что Ининфимей мог иметь сарматское происхождение. В сохранившихся от периода правления этого царя надписях он назван представителем властвовавшей на Боспоре династии Тибериев Юлиев[англ.]. По нумизматическим и эпиграфическим данным не наблюдается перерыва между Ининфимеем и его предшественником на боспорском троне Рескупоридом III (IV), что, вероятно, говорит о мирном переходе власти. Однако после прекращения монетной чеканки Ининфимея его преемник Рескупорид IV (V) возобновляет её только в 242 году. К безмонетному периоду относится прослеживаемое археологически уничтожение нескольких боспорских поселений, в частности, Горгиппии, что свидетельствует об определённых потрясениях в жизни государства.
В период своего царствования Ининфимей чеканил статеры из сплава серебра с медью, это отличает его чеканку от эмиссий прежних правителей в худшую сторону. В качестве разменной монеты он выпускал денарии и двойные денарии, которые потеряли в весе в сравнении с монетами тех же номиналов, относящимися к предшественникам Ининфимея, причём при нём процесс редукции веса медной монеты продолжился.
Биография
По одной из версий, переход власти от Рескупорида III (IV) к Ининфимею произошёл мирно, без потрясений, на что указывает отсутствие перерыва в чеканке и надпись[к 2][4] об окончании строительства в Китее храма «богу гремящему, внемлющему» (Зевсу), датируемая октябрём-ноябрём 234 года, но не содержащая имени правителя[5]. В научной литературе, однако, встречаются также и сомнения в ненасильственности переворота, Ининфимей трактуется как представитель сармато-аланской группировки, которая могла свергнуть Рескупорида[6]. Историки отмечали созвучие имени этого боспорского царя с именем сарматского царя Инисмея, правившего в I веке и, вероятно, происходившего из того же сарматского рода. Ининфимей, имя которого было производным от имени упомянутого сарматского царя[7], возможно, являлся выходцем из нижнедонской группировки поздних сарматов и принадлежал к ветви династии Тибериев Юлиев[англ.], не занимавшей ведущего положения в Боспорском царстве[5][7]. Существует опровергнутая версия о том, что Ининфимей вообще был узурпатором, происходившим из кочевой среды[2]. Однако он определённо был назван «Тиберием Юлием» в надписях, относящихся ко времени его правления[1]. Иранское имя царя, по некоторым данным, переводится как «имеющий большую храбрость»[2].

Тамга царя Ининфимея, найденная на зеркалах и прочих памятниках, отличалась от знаков его предшественников Савромата II и его сына Рескупорида II (III), напоминая лежащую «Н»[8]. Исследователи относят её к типу тамг сарматских царей I века Фарзоя и Инисмея[7][9]. Его тамга выполняла функции царского имени и печати для жителей азиатской части Боспора[к 3][2]. Археолог О. В. Шаров особо отмечал сходство тамг Ининфимея и Фарзоя, указывая, в свою очередь, что верхняя часть тамги Савромата II и часть тамги Фарзоя идентичны. На этом основании он делал вывод, что Ининфимей был дальним родственником Савромата II. При этом его тамга лишена царского трезубца, что маркирует его принадлежность к боковой линии боспорской царской династии[2]. Возможно, Ининфимей был родственником Фарсанза, боровшегося за власть с преемником Ининфимея Рескупоридом[7].
Ряд исследователей предполагали, что восшествие Ининфимея на трон было связано с возвышением Максимина I Фракийца и смерть второго спровоцировала утрату власти первым, укладывая, таким образом, правление Ининфимея в рамки периода властвования Максимина I[к 4][2][10].
Известны несколько восстановительных надписей[к 5][11], в которых он назван, в частности, «другом цезаря и другом римлян, благочестивым»[10]. Датированные надписи относятся ко времени около 236 года. В них сообщается, в числе прочего, что Хофразм, сын Форгабака, пресбевт Боспора в Танаисе[к 6] на свои средства восстановил фортификационные сооружения этого города[2][12][13].
Достоверно не известно о событиях, происходивших в период после прекращения чеканки Ининфимея в 238 году и перед возобновлением чеканки его преемником Рескупоридом IV (V) в 242 году[14]. Благодаря нумизматическим данным установлено, что в безмонетный период сгорели Горгиппия и Раевское городище[14][15] (расположено у станицы Раевской). По мнению В. А. Анохина, перерыв в чеканке был связан с внутридинастической борьбой за власть, закончившейся приходом к власти Рескупорида IV (V)[16]. О. В. Шаров связывал отсутствие чеканки с прекращением дотаций Рима ввиду воцарения малолетнего императора Гордиана III и возможным вторжением германцев в Крым[17]. Существует другая версия, что монета на Боспоре не чеканилась из-за установления гегемонии аланов в Приазовье и на Северном Кавказе[14]. Нумизмат Н. А. Фролова также обуславливала прекращение чеканки дестабилизацией в экономике царства, вызванной вражескими вторжениями в Крым[12].
Монеты
Последними боспорскими правителями, которые чеканили статеры из золотого сплава, были Котис III и Савромат III, в конце 220-х и начале 230-х годов[18]. Статеры Ининфимея отчеканены уже из сплава серебра с медью при небольшом количестве золота (не выше нескольких процентов). Соотношение двух основных металлов в разных экземплярах различно, вплоть до 85 % меди в отдельных случаях[19]. Источником для монет Ининфимея, вероятно, было серебро, поступавшее из европейских провинций Римской империи, например, из Галлии, которое смешивалось с металлом из месторождений, использовавшихся для серебряной чеканки Боспора ранее. Возможно, осуществлялась переплавка изделий из серебра, поступавших на Боспор из Рима. После Ининфимея начинается быстрое падение доли серебра в боспорских статерах[20].
Судя по количеству находок, наиболее значительной эмиссия статеров этого царя была в 238/239 году[21]. Статеры середины его царствования известны в крайне небольшом количестве (в частности, вообще нет сведений о монетах 533 года б. э.)[к 7][21][22]. Если не учитывать единичные находки, а также монеты из музейных собраний, происхождение которых достоверно не установлено, то на Боспоре, по состоянию на 2011 год, статеры Ининфимея были обнаружены в составе лишь 9 кладов. Подробные данные по двум кладам XIX века из Керчи отсутствуют; в 1970 году в Патрее было найдено 26 монет, в составе Керченского клада 1988 года — всего 5 экземпляров, степень представленности статеров Ининфимея в других кладах ещё ниже. Все эти клады были сокрыты после 251 года, за исключением двух кладов из Анапы, которые относятся к уничтожению Горгиппии сразу после прекращения чеканки Ининфимея[23][24].

В первый год царствования на статерах в качестве дифферента[к 8] представлены меч — знак, встречающийся у предшественников Ининфимея, Котиса III и Рескупорида III (IV), и палица — ещё один типичный боспорский дифферент, обычно помещаемый на аверс, но на статерах Ининфимея появившийся на реверсе[26]. В следующем году (532 б. э.) монеты выпускались без дифферента, а в последние два года правления — только с дифферентом «палица»[22]. Смысл этого знака остаётся предметом дискуссий[27]. Н. А. Фролова считала, что, поскольку палица оказалась рядом с изображением императора, она олицетворяла его суверенную власть (как значок перед бюстом самого Ининфимея на монете являлся символом его царской власти)[к 9][28]. В литературе широко представлено мнение о связи палицы с культом Геракла; перемещение же её с аверса на реверс при Ининфимее, возможно, отражало утрату прежнего символизма данного знака[29].
Медная чеканка этого царя может быть разделена на две серии. В начале царствования он выпускал денарии, отмеченные нехарактерным для чеканки ближайших предшественников Ининфимея буквенным знаком «А»[30], и двойные денарии с традиционным для боспорских монет знаком «B — *»[31]. Вес двойных денариев — 9-10 г, как и при Котисе III (за полвека до Ининфимея, при Савромате II, который ввёл двойные денарии в денежное обращение Боспорского царства — 17 г), вес денариев — 5-6 г, что заметно меньше, чем у Котиса III (9 г; у Савромата II — 11 г)[32].
Последующие типы медной чеканки Ининфимея представлены только двойными денариями, как полагала Н. А. Фролова, вес которых снизился до 6-8 г. Обозначен их номинал разными знаками — «B — *», «B» или просто «*» (знак денария до Ининфимея). На этом основании исследовательница сделала вывод, что подобная путаница знаменовала собой стирание граней между монетами разной стоимости и вообще отмирание боспорской медной разменной монеты, поскольку сам статер постепенно становится медным[33]. Эту версию Н. А. Фроловой В. А. Анохин считал неверной[34], так как в правление Рескупорида IV (V) продолжалась чеканка как денариев, так и двойных денариев, однако впоследствии её без какой-либо критики воспроизвёл М. Г. Абрамзон[35].
Комментарии
- ↑ С 531 года б. э. по 535 год б. э.
- ↑ КБН (Корпус боспорских надписей), 942.
- ↑ Аланов-танаитов (жителей Танаиса) и аспургиан.
- ↑ С февраля 235 года по апрель 238 года.
- ↑ КБН, 1249, 1250, 1251, 1251а, 1252.
- ↑ Официальный представитель, посланник какого-то лица или государства.
- ↑ То есть отчеканенных в 236/237 году.
- ↑ Дифферент — дополнительное символьное обозначение, кроме основного изображения.
- ↑ У Н. А. Фроловой этот значок — копьё. В работах других исследователей данный дифферент трактуется как «меч».
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Чореф, 2020, с. 695.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Шаров, 2019, с. 542.
- ↑ Анохин, 1999, с. 237.
- ↑ КБН, 1965, с. 523—525.
- ↑ 5,0 5,1 Анохин, 1999, с. 162.
- ↑ Алексеева, 2015, с. 12.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Ярцев, 2014, с. 73.
- ↑ Соломоник, 1959, с. 24.
- ↑ Ярцев, 2016, с. 174.
- ↑ 10,0 10,1 Анохин, 1999, с. 163.
- ↑ КБН, 1965, с. 740—745.
- ↑ 12,0 12,1 Лавров, 2000, с. 334.
- ↑ Завойкина, 2013, с. 259.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Шаров, 2019, с. 543.
- ↑ Алексеева, 2015, с. 8.
- ↑ Анохин, 1999, с. 164.
- ↑ Шаров, 2019, с. 542—543.
- ↑ Абрамзон, Ефимова, Копцева, Сапрыкина, Смекалова, 2021, с. 15.
- ↑ Абрамзон, Ефимова, Копцева, Сапрыкина, Смекалова, 2021, с. 18—20.
- ↑ Абрамзон, Ефимова, Копцева, Сапрыкина, Смекалова, 2021, с. 19, 20, 26.
- ↑ 21,0 21,1 Абрамзон, Фролова, Смекалова, Куликов, 2007, с. 60.
- ↑ 22,0 22,1 Анохин, 1986, с. 121.
- ↑ Абрамзон, Фролова, Смекалова, Куликов, 2007, с. 60—61.
- ↑ Абрамзон, Кузнецов, 2014, с. 58—59.
- ↑ Абрамзон, Иванина, 2010, с. 37.
- ↑ Панченко, 2020, с. 91.
- ↑ Панченко, 2020, с. 90—92.
- ↑ Фролова, 1997, с. 32.
- ↑ Панченко, 2020, с. 90—91.
- ↑ Фролова, 1997, с. 38.
- ↑ Абрамзон, 2011, с. 149.
- ↑ Фролова, 1997, с. 37—38.
- ↑ Фролова, 1997, с. 36—37, 38—39.
- ↑ Анохин, 1986, с. 122.
- ↑ Абрамзон, 2011, с. 150.
Литература
- Абрамзон М. Г. Корпус боспорских кладов античных монет. — Симферополь—Керчь: ИД «АДЕФ-Украина», 2011. — Т. II: Клады из новых поступлений в Керченский историко-культурный заповедник (2009—2010 гг.). — 280 с. — (Боспорские исследования. Supplementum 7). — ISBN 978-966-187-118-1.
- Абрамзон М. Г., Ефимова Ю. Ю., Копцева Н. В., Сапрыкина И. А., Смекалова Т. Н. Последнее серебро Боспора: мультианалитический подход к иcследованию боспорской серебряной чеканки III в. н. э.. — М.: Институт археологии РАН, 2021. — 128 с. — (Археометрия Причерноморья. Вып. 4). — ISBN 978-5-94375-344-2.
- Абрамзон М. Г., Иванина О. А. Античные монеты. Из собрания Керченского историко-культурного заповедника. — К.: Мистецтво, 2010. — Т. II. — 320 с. — (Нумизматическая коллекция). — ISBN 978-966-577-079-4.
- Абрамзон М. Г., Кузнецов В. Д. Клад боспорских статеров III—IV вв. н. э. из Фанагории (2011 год) // Вестник древней истории. — М.: Наука, 2014. — № 4 (291). — С. 56—86. — ISSN 0321-0391.
- Абрамзон М. Г., Фролова Н. А., Смекалова Т. Н., Куликов А. В. Клад боспорских статеров 234—253 гг. н. э. из Керчи (1988 г.) // Вестник древней истории. — М.: Наука, 2007. — № 2 (261). — С. 60—109.
- Алексеева Е. М. Горгиппия. Последний этап развития (конец I—III в. н. э.) // Древности Боспора. — 2015. — Т. 19. — С. 7—27.
- Анохин В. А. История Боспора Киммерийского. — К.: Одигитрия, 1999. — ISBN 966-95501-3-0.
- Анохин В. А. Монетное дело Боспора. — К.: Наукова думка, 1986.
- Завойкина Н. В. Из истории боспорской элиты II—III вв. н. э.: Юлий Менестрат и Хофразм, сын Фаргобака // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2013. — № 2 (40). — С. 250—262. — ISSN 1992-0431.
- Корпус боспорских надписей / Под отв. ред. Струве В. В. — М.—Л.: Наука, 1965.
- Лавров В. В. Восточные германцы в Приазовье в III—IV вв. н. э // Stratum plus. Археология и культурная антропология. — 2000. — № 4. — С. 331—341. — ISSN 1857-3533.
- Панченко В. В. Использование дифферента «трезубец» в монетном деле Боспора I—IV вв. н. э. // Боспорские исследования. — 2020. — Вып. XL. — С. 86—108. — ISSN 2413-1938.
- Соломоник Э. И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. — К.: Изд-во Акад. наук УССР, 1959. — 179 с.
- Фролова Н. А. Монетное дело Боспора (середина I в. до н. э. — середина IV в. н. э.) / Государственный Исторический музей. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. — Т. II. Монетное дело Боспора 211—341/342 гг. н. э. — 536 с. — ISBN 5-901006-15-1. — ISBN 5-901006-17-8.
- Чореф М. М. К вопросу о признаках подражаний поздним боспорским статерам // Via in tempore. История. Политология. — 2020. — Т. 47, № 4. — С. 693—703. — ISSN 2687-0967.
- Шаров О. В. История Боспора в эпоху первых «готских походов» // Верхнедонской археологический сборник. — Липецк: Липецкий гос. пед. университет, 2019. — Вып. 11. — С. 541—549. — ISBN 978-5-907168-29-9.
- Ярцев С. В. О начальных событиях кризиса на Боспоре III века нашей эры // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2014. — № 5 (27). — ISSN 2219-6048.
- Ярцев С. В. Римская стратегия в Северном Причерноморье в период правления императора Юлиана // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2016. — № 1 (51). — С. 166—185. — ISSN 1992-0431.
Эта статья входит в число бронзовых статей пантеона энциклопедии Руниверсалис. |