Индийское национально-освободительное движение
Индийское национально-освободительное движение (англ. Indian independence movement) включало в себя широкий спектр политических организаций, философий, и движений, которые объединяла общая цель прекращения британского колониального господства в Южной Азии.
Предыстория
Европейская колонизация Индии и установление британского владычества на Индийском субконтиненте — сначало в форме Британской Ост-Индской компании (1757–1857), а потом в форме Британской Индии (Британского Раджа) (1858–1947) принесло множество лишений населению Индии, разорение местных производителей, усиление эксплуатации и массового голода 1769—1773 годов в Бенгалии.
Зачастую оно встречало сопротивление местного населения — однако антибританские силы потерпели неудачу в результате Карнатикских войн (отсчёт подчинения Бенгалии ведут с их битвы при Плесси 1757 года), Англо-майсурских войн (продлившиеся до поражения правителя княжества Майсур Типу Султана в 1799 году), Первой и Второй англо-сикхской войны (покончивших с Сикхской империей в 1849 году).
Случались многочисленные вооружённые выступления против колонизаторов и их союзников — например, под предводительством Титумира или Паики Бакши. В 1857 году восстали сипаи (солдаты индийского происхождения в британской колониальной армии), и английские власти лишь путём больших усилий и серьёзного кровопролития смогли подавить это крупнейшее выступление. После этого вместо Ост-Индской компании Индией стала управлять непосредственно королева Виктория (с 1876 года принявшая титул императрицы Индии), от которой назначался вице-король.
История
Первые современные организованные движения за освобождение Индии появились в Бенгалии. В начале они выступали за использование военной силы для обретения независимости, но позднее перешли к политической борьбе, главной вехой в развитии которой стало образование Индийского национального конгресса (ИНК). Ему предшествовали «Восточноиндийская ассоциация», основанная Дадабхаем Наороджи в 1867 году, и «Индийская национальная ассоциация», основанная Сурендранатхом Банерджи в 1876 году.
По предложению отставного британского чиновника Юм, Аллан Октавиана в 1885 году либеральные представители национальной интеллигенции учредили ИНК. На этом этапе ощущалось влияние общественно-религиозных реформаторских движений вроде Арья-самадж и Брахмо-самадж. К 1890 году оформилось и «крайнее» течение в национально-освободительном движении, возглавляемое Бал Гангадхаром Тилаком. Применяя принцип «разделяй и властвуй», вице-король Индии лорд Джордж Натаниэл Керзон в 1905 году разделил Бенгалию на Западную (индуистскую) и Восточную (мусульманскую), поощряя также выделение из общеиндийского освободительного движения Всеиндийской мусульманской лиги в 1906 году. В ответ в 1900-х годах такие движения, как Лал Бал Пал во главе с Тилаком, Анни Безант и деятели наподобие Шри Ауробиндо выступили поборниками более радикальных методов борьбы за политическую независимость.
Рост протестного движения в 1918-1919 годах
В 1918 году Декларация Монтегю, разработанная министром по делам Индии, и направленная на предоставление прав индийцам и государственные меры по сдерживанию финансового кризиса помогли снизить уровень недовольство индийского общества. Но вскоре последовала еще более масштабная волна протестов. Если в 1916 году протестные акции собирали десятки тысяч человек, то к 1919 году участниками протестов стали миллионы. Фактором определившим рост поддержки Индийского национального конгресса и Лиги гомруля стал экономический кризис, рост стоимости жизни, голод.[1]
В январе 1919 года, не смотря на возражения Министра по делам Индии Монтегю, правительство Индии предложило продлить расширенные полномочия военного время на неопределенный срок. Это вызвало массовый протест населения.[2] В марте 1919 года был принят жёсткий Закон об охране порядка, в ответ на что ставший к тому времени известным общественным деятелем Махатма Ганди призвал провести в Индии хартал, то есть прекращение хозяйственной деятельности, всеобщую забастовку. Вскоре в стране начались волнения, что побудило Ганди отменить хартал. В первых числах апреля 1919 года в Бомбее и Лахоре происходили беспорядки. В Ахмадабаде было введено военное положение. В Пенджабе начались массовые превентивные аресты. В Амритсаре произошли столкновения демонстрантов, в результате которых было убито пять европейцев. 13 апреля 1919 года в Амритсаре войска под командованием бригадного генерала Реджинальда Дайера открыли огонь по демонстрантам, было убито не менее 379 человек.
Многие представители национал-освободительного движения, включая Ганди, соглашались с необходимостью компромисса и переговоров с британской стороной. Ганди критиковал недисциплинированность протестного двежения, которая давала повод для применения жестоких мир подавления. Но когда британская сторона пошла на путь насилия в отношении протестов, трудно было ожидать, что Ганди и другие умеренные националисты продолжат говорить о компромиссе и переговорах. С другой стороны, вице король Челмсфорд и британское правительство не дистанцировалось и не преследовала своих подопечных, совершавших акты насилия в отношении участников национально-освободительного движения.
Имелись и экономические причины протестного движения. Если инфляция и рост цен подпитывала протестную волну, для того чтобы снять социальное напряжение требовалась дефляция.[3] Еще перед Первой мировой войной индийские националисты требовали золотого стандарта. В феврале 1920 года Лондон провозгласил курс на установление золотого обеспечения. (См. История Великобритании Экономика). Рупия была привязана к золоту. Однако сильные дефляционные меры Великобритании не обеспечили экономической стабильности, но привели к уменьшению денежной массы, что привело к тому, что к лету 1920 года валютные запасы были опустошены, что в свою очередь привело к росту недовольства предпринимателей. Это подтолкнуло класс буржуазии к поддержке националистического движения.[4] Британская администрация объясняла рост протеста сугубо экономическими причинами, между тем протест приобретал все более всеохватывающий характер, включавший экономические, религиозные, социальные и антиколониальные причины.
Сложным для Великобритании стал и вопрос мусульманского населения. Защита мусульманского населения было одним из обоснований присутствия Великобритании в Индии. Однако после Лакхнауского пакта 1916 года, заключенного между Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой, опираться на такое объяснение стало невозможно. Когда кабальные условия договора с Османской империей весной 1919 года открылись, это сделало Великобританию врагом ислама. Движение в поддержку халифата подтолкнуло политически спокойное мусульманское население к протестам. Мусульмане протестовали против унизительного договора, навязанного турецкому султану, который как халиф служил защитником суннитской веры. В феврале 1920 года на съезде движения в Бенгалии большинство выступили не за реформирование Британской Индии, а за всеобщее восстание против британского владычества. Раздавались голоса и об объявлении джихада. Монтегю и британская администрация в Индии направляла письма в Лондон с просьбой смягчить отношения с Турцией или по крайней мере, дать возможность Британской Индии проводить в отношении Турции самостоятельную, более взвешенную политику. Однако Лондон отказал. Это способствовало объединению Индии против Великобритании.
Политические реформы Британской Индии и национально-освободительное движение. 1920-1922 года
Именно способность Ганди поддерживать союз Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги выдвинуло его на первые роли в национально-освободительном движении. В ноябре 1919 года он представлял индуистскую Индию на съезде Движения в поддержку халифата в Дели. На этом собрании он призвал к осуществлению стратегии неповиновения.
Съезд Индийского национального конгресса в Нагпуре в декабре 1920 года собрал 15 тыс. делегатов. Ганди настоял на реорганизации ИНК для того чтобы увеличть влияние поселений, "базовых институтов" индийского общества. Реорганизация усилила позиции общенациональных лидеров, и в частности Ганди, и уменьшило значимость региональных элит. На съезде Ганди с горячего одобрения большинства провозгласил цель установление в течении года свараджа - самоуправления. Для достижения самоуправления по решению съезда должны были применяться не только коституционные методы но также и любые другие "законные и мирные средства"[5]
Политика ненасилия на которой настаивал Ганди импонировала Монтегю и новому вице королю Руфусу Дэниелу Айзексу. Великобритания пыталась создать систему контролируемых демократических институтов в Индии. В декабре 1919 года через обе палаты британского парламента прошел законопроект предложенный правительством Индии. Он закрепил разделение избирателей так как это предлагалось соглашением между Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой.[6] Даже после амритсарской бойни съезд ИНК в декабре 1919 года был согласен на реформы Монтегю. Однако несправедливый Севрский мирный договор и отсутствие адекватной официальной реакции Великобритании на преступление в Амритсаре показали лидерам национально-освободительнойго движения и Ганди отсутствие у Великобритании доброй воли. В августе 1920 года Конгресс отказался учавствовать в выборах намеченных на ноябрь 1920 года. Однако, среди элиты Индийского национального конгресса были те, кто опасался новой волны массового движения. Они отделились от ИНК образовав Национальную либеральную лигу - Индийскую либеральную партию. Их платформой стала Декларация Монтегю-Челмсфорда.
К 1925 году правом учавствовать в выборах в Законодательные советы штатов (Provincial Legislative councils) обладали 8 млн. 258 тыс. индийцев. Правом учавствовать в выборах в Законодательное собрание Индии обладали 1,125 млн. индийцев. И только 32126 человек имели право избирать в Государственный совет Индии (Council of State). Таким образом менее чем 10% взрослого населения обладали избирательными правами.[7]В провинциальных выборах 1920 года участвовало только 25% индийцев, которые имели право голоса, от 53% от общего числа избирателей в индусских собществах Мадраса до менее 5% избирателей в сильно политизированных мусульманских общинах Бомбея. Благодаря отказу ИНК участвовать в выборах в 1920 году, много мест в представительных органах получила Индийская либеральная партия. Таким образом, в представительных органах доминировала позиция умеренных, выступавших за компромисс с британскими властями. В Мадрасе из-за того что представители индийского высшего класса отстранились от участия в выборах, избиратели из низших каст, объединенные Партией справедливости (Justice Party) смогли получить большинство в представительном органе.
Однако реальностью Индии стала не избирательная демократия, не участие индийцев в выборных органах, а движение народного сопротивления и сварадж Ганди.[8]
В ходе начавшейся в 1920-е годы последней стадии борьбы за независимость Индийский национальный конгресс взял на вооружение пропагандируемую Махатмой Ганди политику ненасилия — сатьяграха.
После того как Великобритания предоставила индийцам избирательные права, она ждала нормализации ситуации. В тоже время, Монтегю и Вице-король Индии с напражением наблюдали растущую конфоронтацию и искали способы снизить напряженность. Но Лондон к осени 1921 года потерял терпение. Ллойд Джордж телеграфировал вице королю, указывая на то, что "после реформ, к которым большинство индийцев отнеслось лояльно необходимо развеять сомнения кто сильнее Ганди или Британский Радж." [9] В таких условиях противоборство сторон приобретало все более ожесточенные формы. ИНК объявила бойкот государственному визиту Принца Уэльского Эдварда зимой 1921-1922 года. К январю 1922 года свыше 30 тыс. сторонников гражданского неповиновения Ганди были арестованы местными властями.
Стремясь разрядить обстановку вице-король Рединг предложил зимой 2021-2022 года собрать конституционный Круглый стол. Это предложение не было согласовано с Лондоном и властями штатов, поэтому вице-король шел на риск. Такое предложение могло привести его к конфликту с Лондоном и провинциальными властями. Положение спасло то, что Ганди, не смотря на то, что многие члены ИНК приветствовали это предложение вице-короля, отверг его. Это сыграло на руку колониальным властям, поскольку оставило Ганди в изоляции. Отношение индийского политического класса к Ганди изменилось, он стал восприниматься как опасный популист и радикал. После отказа от Круглого стола колониальная администрация стала получать сигналы о том, что влиятельные индийцы поддерживают арест Ганди, опасаясь радикализации протестного движения. С другой стороны, и со стороны Лондона стали раздаваться резкие требования более жестких мер. Поводом для таких мер стали события февраля 1922 года.
4 февраля 1922 года полиция с применением силы разогнала демонстрацию против повышения цен в Чаури-Чаура. В ответ на жесткие меры полиции активисты движения гражданского неповинования Ганди сожгли отделение полиции, убив 23 полицейских, находившихся в здании. Лондон потребовал немедленно арестовать Ганди. Ганди сам был потрясен трагедией в Чаури-Чаура и призвал к прекращению компании гражданского неповинования. Колониальные власти стремясь закрепить свой авторитет в Индии и, прежде всего, среди мусульманского населения, настаивали на изменении политики Великобритании относительно Османской империи. Напоминая о том, что значительный вклад в победу в Первой мировой войне внесли мусульмане Индии, сражавшиеся в Месопотамии и Палестине, вице-король и Монтегю указывали на необходимость отвода французских и английских войск из Константинополя, восстановление власти султана, являвшегося Халифом, над святыми местами, отвод греческих войск из Анатолии, разграничение территории Греции и Турции таким образом, чтобы Фракия осталась у Турции. Это заявление вызвало возмущение у министра иностранных дел Великобритании Джорджа Керзона. 9 марта 1922 года Монтегю отправили в отставку. 10 марта был арестован Ганди, через неделю он был приговорен к шести годам тюрмы.
Позднее, Субхас Чандра Бос и некоторые другие лидеры начали практиковать более радикальные, военные меры в борьбе с англичанами, тогда как другие вместе с политической свободой выступали за предоставление экономических свобод индийским крестьянам. Появившийся в первых десятилетиях XX века военно-милитаристский национализм достиг своего апогея во время Второй мировой войны и послужил причиной провалившегося индо-немецкого пакта и гхадарского заговора. В этот период активизировались такие движения, как Индийская национальная армия и «Оставьте Индию».
Движение достигло своей кульминации в 1947 году, когда произошёл раздел Британской Индии и образование доминионов Индии и Пакистана. Индия оставалась доминионом британской короны до 26 января 1950 года, когда была принята конституция Индии, объявившая страну республикой. Пакистан объявил себя республикой в 1956 году, но прошёл через ряд периодов внутренней борьбы, в ходе которых демократические свободы были приостановлены. Начавшаяся в 1971 году гражданская война переросла в военный конфликт 1971 года, в результате которого от Пакистана откололся Восточный Пакистан и на его территории образовалось независимое государство Бангладеш.
Индийское национально-освободительное движение было массовым движением, в котором приняли участие различные слои общества и которое прошло через процесс постоянной идеологической эволюции.[10] Хотя базовой идеологией движения был антиколониализм, его также вдохновляло идея будущего независимого капиталистического развития в совокупности со светской, демократической, республиканской и либеральной политической структурой.[11] В 1930-е годы движение приобрело ярко выраженную социалистическую ориентацию, в основном по причине всё возраставшего влияния левых элементов в Индийском национальном конгрессе и усиления Коммунистической партии Индии.[10]
См. также
Примечания
- ↑ G. Balachandran, John Bullion’s Empire: Britain’s Gold Problem and India Between the Wars (London, 1996).
- ↑ J. Brown, Gandhi’s Rise to Power: Indian Politics, 1915–1922 (Cambridge, 1972), 161.
- ↑ G. Balachandran, John Bullion’s Empire: Britain’s Gold Problem and India Between the Wars (London, 1996).
- ↑ B. R. Tomlinson, The Political Economy of the Raj, 1914–1947: The Economics of Decolonization in India (London, 1979).
- ↑ P. Woods, Roots of Parliamentary Democracy in India: Montagu-Chelmsford Reforms, 1917–1923 (Delhi, 1996), 139–40.
- ↑ A. Rumbold, Watershed in India, 1914–1922 (London, 1979), 160–93.
- ↑ W. R. Smith, Nationalism and Reform in India (New Haven, CT, 1938), 108–9.
- ↑ G. Pandey, ‘Peasant Revolt and Indian Nationalism: The Peasant Movement in Awadh, 1919–1922’, in R. Guha (ed.), Subaltern Studies (Delhi, 1982–9), vol. 1, 143–91.
- ↑ A. Rumbold, Watershed in India, 1914–1922 (London, 1979), 160–93.
- ↑ 10,0 10,1 Chandra, 1989, p. 26.
- ↑ Chandra, 1989, p. 521.
Литература
- Ashman, Sam. India: Imperialism, partition and resistance (неопр.) // International Socialism. — 1997. — Декабрь (№ 77).
- Brown, Giles (August 1948), The Hindu Conspiracy, 1914-1917.The Pacific Historical Review, vol. 17, University of California Press, ISSN 0030-8684.
- Chandler, Malcolm; Wright, John. Modern World History (неопр.). — Heinemann Educational publishers. 2nd Review edition, 2001. — ISBN 0435311417.
- Chandra, Bipan[англ.]; Mridula Mukherjee, Aditya Mukherjee, Sucheta Mahajan, K.N. Panikkar[англ.]. India's Struggle for Independence (неопр.). — New Delhi: Penguin Books, 1989. — С. 600. — ISBN 9780140107814.
- Collett, Nigel. The Butcher of Amritsar: General Reginald Dyer (англ.). — Hambledon & London, 2007 (New ed). — ISBN 1852855754.
- Forest, G W[англ.]. The Indian Mutiny 1857–1858 (неопр.). — Delhi: Low Price Publications, 2000. — ISBN 81-7536-196-4.
- Gandhi, Mohandas[англ.]. An Autobiography: The Story of My Experiments With Truth[англ.] (англ.). — Boston: Beacon Press[англ.], 1993. — ISBN 0807059099.
- Sofri, Gianni. Gandhi and India: A Century in Focus (неопр.). — English edition translated from the Italian. — Gloucestershire: The Windrush Press, 1995–1999. — ISBN 1900624125.
- Nehru, Jawaharlal[англ.]. Discovery of India (англ.). — Delhi: Oxford University Press, 1989. — ISBN 0-19-562359-2.
- Hoover, Karl. (May 1985), The Hindu Conspiracy in California, 1913-1918. German Studies Review, vol. 8, German Studies Association, с. 245–261, ISSN 01497952.
- Hopkirk, Peter (1997), Like Hidden Fire: The Plot to Bring Down the British Empire., Kodansha Globe, ISBN 1568361270.
- Collins, Larry[англ.]; Lapierre, Dominique[англ.]. Freedom at Midnight[англ.] (неопр.). — London: HarperCollins, 1997. — ISBN 0006388515.
- Sarkar, Sumit[англ.]. Modern India: 1885-1947 (неопр.). — Madras: Macmillan, 1983. — С. 486. — ISBN 0333904257.
- Popplewell, Richard J (1995), Intelligence and Imperial Defence: British Intelligence and the Defence of the Indian Empire 1904-1924., Routledge, ISBN 9780714645803.
- Fraser, Thomas G (1977), Germany and Indian Revolution, 1914-18. Journal of Contemporary History, Vol. 12, No. 2 (Apr., 1977), pp. 255-272., Sage Publications, ISSN 00220094.
- Strachan, Hew (2001), The First World War. Volume I: To Arms, Oxford University Press. USA., ISBN 0199261911.
- Lovett, Sir Verney (1920), A History of the Indian Nationalist Movement, New York, Frederick A. Stokes Company, ISBN 8175362499
- Majumdar, R.C. History of the Freedom movement in India (неопр.). — ISBN 0836423763.
- Philip Mason, A Matter of Honour: An Account of the Indian Army, its Officers and Men
- Sarkar, B.K. (March 1921), Political Science Quarterly, vol. 36, The Acedemy of Political Science, с. 136–138, ISSN 00323195.
- Seal, Anil. Emergence of Indian Nationalism: Competition and Collaboration in the Later Nineteenth Century (англ.). — London: Cambridge University Press, 1968. — ISBN 0521062748.
- Tinker, Hugh (October 1968), India in the First World War and after.Journal of Contemporary History, 1918-19: From War to Peace., vol. 3, Sage Publications, с. 89–107, ISSN 00220094.
- Amales Tripathi, Barun De, Bipan Chandra, Freedom Struggle ISBN 81-237-0249-3