Перейти к содержанию

Индийское национально-освободительное движение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Перейти к шаблону «История Индии» История Индии
Древняя Индия
Средневековая Индия
Современная Индия

Индийское национально-освободительное движение (англ. Indian independence movement) включало в себя широкий спектр политических организаций, философий, и движений, которые объединяла общая цель прекращения британского колониального господства в Южной Азии.

Предыстория

Европейская колонизация Индии и установление британского владычества на Индийском субконтиненте — сначало в форме Британской Ост-Индской компании (1757–1857), а потом в форме Британской Индии (Британского Раджа) (1858–1947) принесло множество лишений населению Индии, разорение местных производителей, усиление эксплуатации и массового голода 1769—1773 годов в Бенгалии.

Зачастую оно встречало сопротивление местного населения — однако антибританские силы потерпели неудачу в результате Карнатикских войн (отсчёт подчинения Бенгалии ведут с их битвы при Плесси 1757 года), Англо-майсурских войн (продлившиеся до поражения правителя княжества Майсур Типу Султана в 1799 году), Первой и Второй англо-сикхской войны (покончивших с Сикхской империей в 1849 году).

Случались многочисленные вооружённые выступления против колонизаторов и их союзников — например, под предводительством Титумира или Паики Бакши. В 1857 году восстали сипаи (солдаты индийского происхождения в британской колониальной армии), и английские власти лишь путём больших усилий и серьёзного кровопролития смогли подавить это крупнейшее выступление. После этого вместо Ост-Индской компании Индией стала управлять непосредственно королева Виктория (с 1876 года принявшая титул императрицы Индии), от которой назначался вице-король.

История

Первые современные организованные движения за освобождение Индии появились в Бенгалии. В начале они выступали за использование военной силы для обретения независимости, но позднее перешли к политической борьбе, главной вехой в развитии которой стало образование Индийского национального конгресса (ИНК). Ему предшествовали «Восточноиндийская ассоциация», основанная Дадабхаем Наороджи в 1867 году, и «Индийская национальная ассоциация», основанная Сурендранатхом Банерджи в 1876 году.

По предложению отставного британского чиновника Юм, Аллан Октавиана в 1885 году либеральные представители национальной интеллигенции учредили ИНК. На этом этапе ощущалось влияние общественно-религиозных реформаторских движений вроде Арья-самадж и Брахмо-самадж. К 1890 году оформилось и «крайнее» течение в национально-освободительном движении, возглавляемое Бал Гангадхаром Тилаком. Применяя принцип «разделяй и властвуй», вице-король Индии лорд Джордж Натаниэл Керзон в 1905 году разделил Бенгалию на Западную (индуистскую) и Восточную (мусульманскую), поощряя также выделение из общеиндийского освободительного движения Всеиндийской мусульманской лиги в 1906 году. В ответ в 1900-х годах такие движения, как Лал Бал Пал во главе с Тилаком, Анни Безант и деятели наподобие Шри Ауробиндо выступили поборниками более радикальных методов борьбы за политическую независимость.

Рост протестного движения в 1918-1919 годах

В 1918 году Декларация Монтегю, разработанная министром по делам Индии, и направленная на предоставление прав индийцам и государственные меры по сдерживанию финансового кризиса помогли снизить уровень недовольство индийского общества. Но вскоре последовала еще более масштабная волна протестов. Если в 1916 году протестные акции собирали десятки тысяч человек, то к 1919 году участниками протестов стали миллионы. Фактором определившим рост поддержки Индийского национального конгресса и Лиги гомруля стал экономический кризис, рост стоимости жизни, голод.[1]

В январе 1919 года, не смотря на возражения Министра по делам Индии Монтегю, правительство Индии предложило продлить расширенные полномочия военного время на неопределенный срок. Это вызвало массовый протест населения.[2] В марте 1919 года был принят жёсткий Закон об охране порядка, в ответ на что ставший к тому времени известным общественным деятелем Махатма Ганди призвал провести в Индии хартал, то есть прекращение хозяйственной деятельности, всеобщую забастовку. Вскоре в стране начались волнения, что побудило Ганди отменить хартал. В первых числах апреля 1919 года в Бомбее и Лахоре происходили беспорядки. В Ахмадабаде было введено военное положение. В Пенджабе начались массовые превентивные аресты. В Амритсаре произошли столкновения демонстрантов, в результате которых было убито пять европейцев. 13 апреля 1919 года в Амритсаре войска под командованием бригадного генерала Реджинальда Дайера открыли огонь по демонстрантам, было убито не менее 379 человек.

Многие представители национал-освободительного движения, включая Ганди, соглашались с необходимостью компромисса и переговоров с британской стороной. Ганди критиковал недисциплинированность протестного двежения, которая давала повод для применения жестоких мир подавления. Но когда британская сторона пошла на путь насилия в отношении протестов, трудно было ожидать, что Ганди и другие умеренные националисты продолжат говорить о компромиссе и переговорах. С другой стороны, вице король Челмсфорд и британское правительство не дистанцировалось и не преследовала своих подопечных, совершавших акты насилия в отношении участников национально-освободительного движения.

Имелись и экономические причины протестного движения. Если инфляция и рост цен подпитывала протестную волну, для того чтобы снять социальное напряжение требовалась дефляция.[3] Еще перед Первой мировой войной индийские националисты требовали золотого стандарта. В феврале 1920 года Лондон провозгласил курс на установление золотого обеспечения. (См. История Великобритании Экономика). Рупия была привязана к золоту. Однако сильные дефляционные меры Великобритании не обеспечили экономической стабильности, но привели к уменьшению денежной массы, что привело к тому, что к лету 1920 года валютные запасы были опустошены, что в свою очередь привело к росту недовольства предпринимателей. Это подтолкнуло класс буржуазии к поддержке националистического движения.[4] Британская администрация объясняла рост протеста сугубо экономическими причинами, между тем протест приобретал все более всеохватывающий характер, включавший экономические, религиозные, социальные и антиколониальные причины.

Сложным для Великобритании стал и вопрос мусульманского населения. Защита мусульманского населения было одним из обоснований присутствия Великобритании в Индии. Однако после Лакхнауского пакта 1916 года, заключенного между Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой, опираться на такое объяснение стало невозможно. Когда кабальные условия договора с Османской империей весной 1919 года открылись, это сделало Великобританию врагом ислама. Движение в поддержку халифата подтолкнуло политически спокойное мусульманское население к протестам. Мусульмане протестовали против унизительного договора, навязанного турецкому султану, который как халиф служил защитником суннитской веры. В феврале 1920 года на съезде движения в Бенгалии большинство выступили не за реформирование Британской Индии, а за всеобщее восстание против британского владычества. Раздавались голоса и об объявлении джихада. Монтегю и британская администрация в Индии направляла письма в Лондон с просьбой смягчить отношения с Турцией или по крайней мере, дать возможность Британской Индии проводить в отношении Турции самостоятельную, более взвешенную политику. Однако Лондон отказал. Это способствовало объединению Индии против Великобритании.

Политические реформы Британской Индии и национально-освободительное движение. 1920-1922 года

Именно способность Ганди поддерживать союз Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги выдвинуло его на первые роли в национально-освободительном движении. В ноябре 1919 года он представлял индуистскую Индию на съезде Движения в поддержку халифата в Дели. На этом собрании он призвал к осуществлению стратегии неповиновения.

Съезд Индийского национального конгресса в Нагпуре в декабре 1920 года собрал 15 тыс. делегатов. Ганди настоял на реорганизации ИНК для того чтобы увеличть влияние поселений, "базовых институтов" индийского общества. Реорганизация усилила позиции общенациональных лидеров, и в частности Ганди, и уменьшило значимость региональных элит. На съезде Ганди с горячего одобрения большинства провозгласил цель установление в течении года свараджа - самоуправления. Для достижения самоуправления по решению съезда должны были применяться не только коституционные методы но также и любые другие "законные и мирные средства"[5]

Политика ненасилия на которой настаивал Ганди импонировала Монтегю и новому вице королю Руфусу Дэниелу Айзексу. Великобритания пыталась создать систему контролируемых демократических институтов в Индии. В декабре 1919 года через обе палаты британского парламента прошел законопроект предложенный правительством Индии. Он закрепил разделение избирателей так как это предлагалось соглашением между Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой.[6] Даже после амритсарской бойни съезд ИНК в декабре 1919 года был согласен на реформы Монтегю. Однако несправедливый Севрский мирный договор и отсутствие адекватной официальной реакции Великобритании на преступление в Амритсаре показали лидерам национально-освободительнойго движения и Ганди отсутствие у Великобритании доброй воли. В августе 1920 года Конгресс отказался учавствовать в выборах намеченных на ноябрь 1920 года. Однако, среди элиты Индийского национального конгресса были те, кто опасался новой волны массового движения. Они отделились от ИНК образовав Национальную либеральную лигу - Индийскую либеральную партию. Их платформой стала Декларация Монтегю-Челмсфорда.

К 1925 году правом учавствовать в выборах в Законодательные советы штатов (Provincial Legislative councils) обладали 8 млн. 258 тыс. индийцев. Правом учавствовать в выборах в Законодательное собрание Индии обладали 1,125 млн. индийцев. И только 32126 человек имели право избирать в Государственный совет Индии (Council of State). Таким образом менее чем 10% взрослого населения обладали избирательными правами.[7]В провинциальных выборах 1920 года участвовало только 25% индийцев, которые имели право голоса, от 53% от общего числа избирателей в индусских собществах Мадраса до менее 5% избирателей в сильно политизированных мусульманских общинах Бомбея. Благодаря отказу ИНК участвовать в выборах в 1920 году, много мест в представительных органах получила Индийская либеральная партия. Таким образом, в представительных органах доминировала позиция умеренных, выступавших за компромисс с британскими властями. В Мадрасе из-за того что представители индийского высшего класса отстранились от участия в выборах, избиратели из низших каст, объединенные Партией справедливости (Justice Party) смогли получить большинство в представительном органе.

Однако реальностью Индии стала не избирательная демократия, не участие индийцев в выборных органах, а движение народного сопротивления и сварадж Ганди.[8]

В ходе начавшейся в 1920-е годы последней стадии борьбы за независимость Индийский национальный конгресс взял на вооружение пропагандируемую Махатмой Ганди политику ненасилия — сатьяграха.

После того как Великобритания предоставила индийцам избирательные права, она ждала нормализации ситуации. В тоже время, Монтегю и Вице-король Индии с напражением наблюдали растущую конфоронтацию и искали способы снизить напряженность. Но Лондон к осени 1921 года потерял терпение. Ллойд Джордж телеграфировал вице королю, указывая на то, что "после реформ, к которым большинство индийцев отнеслось лояльно необходимо развеять сомнения кто сильнее Ганди или Британский Радж." [9] В таких условиях противоборство сторон приобретало все более ожесточенные формы. ИНК объявила бойкот государственному визиту Принца Уэльского Эдварда зимой 1921-1922 года. К январю 1922 года свыше 30 тыс. сторонников гражданского неповиновения Ганди были арестованы местными властями.

Стремясь разрядить обстановку вице-король Рединг предложил зимой 2021-2022 года собрать конституционный Круглый стол. Это предложение не было согласовано с Лондоном и властями штатов, поэтому вице-король шел на риск. Такое предложение могло привести его к конфликту с Лондоном и провинциальными властями. Положение спасло то, что Ганди, не смотря на то, что многие члены ИНК приветствовали это предложение вице-короля, отверг его. Это сыграло на руку колониальным властям, поскольку оставило Ганди в изоляции. Отношение индийского политического класса к Ганди изменилось, он стал восприниматься как опасный популист и радикал. После отказа от Круглого стола колониальная администрация стала получать сигналы о том, что влиятельные индийцы поддерживают арест Ганди, опасаясь радикализации протестного движения. С другой стороны, и со стороны Лондона стали раздаваться резкие требования более жестких мер. Поводом для таких мер стали события февраля 1922 года.

4 февраля 1922 года полиция с применением силы разогнала демонстрацию против повышения цен в Чаури-Чаура. В ответ на жесткие меры полиции активисты движения гражданского неповинования Ганди сожгли отделение полиции, убив 23 полицейских, находившихся в здании. Лондон потребовал немедленно арестовать Ганди. Ганди сам был потрясен трагедией в Чаури-Чаура и призвал к прекращению компании гражданского неповинования. Колониальные власти стремясь закрепить свой авторитет в Индии и, прежде всего, среди мусульманского населения, настаивали на изменении политики Великобритании относительно Османской империи. Напоминая о том, что значительный вклад в победу в Первой мировой войне внесли мусульмане Индии, сражавшиеся в Месопотамии и Палестине, вице-король и Монтегю указывали на необходимость отвода французских и английских войск из Константинополя, восстановление власти султана, являвшегося Халифом, над святыми местами, отвод греческих войск из Анатолии, разграничение территории Греции и Турции таким образом, чтобы Фракия осталась у Турции. Это заявление вызвало возмущение у министра иностранных дел Великобритании Джорджа Керзона. 9 марта 1922 года Монтегю отправили в отставку. 10 марта был арестован Ганди, через неделю он был приговорен к шести годам тюрмы.

Позднее, Субхас Чандра Бос и некоторые другие лидеры начали практиковать более радикальные, военные меры в борьбе с англичанами, тогда как другие вместе с политической свободой выступали за предоставление экономических свобод индийским крестьянам. Появившийся в первых десятилетиях XX века военно-милитаристский национализм достиг своего апогея во время Второй мировой войны и послужил причиной провалившегося индо-немецкого пакта и гхадарского заговора. В этот период активизировались такие движения, как Индийская национальная армия и «Оставьте Индию».

Движение достигло своей кульминации в 1947 году, когда произошёл раздел Британской Индии и образование доминионов Индии и Пакистана. Индия оставалась доминионом британской короны до 26 января 1950 года, когда была принята конституция Индии, объявившая страну республикой. Пакистан объявил себя республикой в 1956 году, но прошёл через ряд периодов внутренней борьбы, в ходе которых демократические свободы были приостановлены. Начавшаяся в 1971 году гражданская война переросла в военный конфликт 1971 года, в результате которого от Пакистана откололся Восточный Пакистан и на его территории образовалось независимое государство Бангладеш.

Индийское национально-освободительное движение было массовым движением, в котором приняли участие различные слои общества и которое прошло через процесс постоянной идеологической эволюции.[10] Хотя базовой идеологией движения был антиколониализм, его также вдохновляло идея будущего независимого капиталистического развития в совокупности со светской, демократической, республиканской и либеральной политической структурой.[11] В 1930-е годы движение приобрело ярко выраженную социалистическую ориентацию, в основном по причине всё возраставшего влияния левых элементов в Индийском национальном конгрессе и усиления Коммунистической партии Индии.[10]

См. также

Примечания

  1. G. Balachandran, John Bullion’s Empire: Britain’s Gold Problem and India Between the Wars (London, 1996).
  2. J. Brown, Gandhi’s Rise to Power: Indian Politics, 1915–1922 (Cambridge, 1972), 161.
  3. G. Balachandran, John Bullion’s Empire: Britain’s Gold Problem and India Between the Wars (London, 1996).
  4. B. R. Tomlinson, The Political Economy of the Raj, 1914–1947: The Economics of Decolonization in India (London, 1979).
  5. P. Woods, Roots of Parliamentary Democracy in India: Montagu-Chelmsford Reforms, 1917–1923 (Delhi, 1996), 139–40.
  6. A. Rumbold, Watershed in India, 1914–1922 (London, 1979), 160–93.
  7. W. R. Smith, Nationalism and Reform in India (New Haven, CT, 1938), 108–9.
  8. G. Pandey, ‘Peasant Revolt and Indian Nationalism: The Peasant Movement in Awadh, 1919–1922’, in R. Guha (ed.), Subaltern Studies (Delhi, 1982–9), vol. 1, 143–91.
  9. A. Rumbold, Watershed in India, 1914–1922 (London, 1979), 160–93.
  10. 10,0 10,1 Chandra, 1989, p. 26.
  11. Chandra, 1989, p. 521.

Литература