Золотой ключик (фильм, 1939)
Золотой ключик | |
---|---|
Duration: 1 час, 18 минут и 41 секунда. | |
Жанр | фильм-сказка |
Режиссёр | Александр Птушко |
Автор сценария |
Алексей Толстой Людмила Толстая Николай Лещенко |
В главных ролях |
Ольга Шаганова-Образцова Александр Щагин Сергей Мартинсон Георгий Уваров Тамара Адельгейм |
Оператор | Николай Ренков |
Композитор | Лев Шварц |
Кинокомпания | «Мосфильм» |
Длительность | 78 мин |
Страна |
|
Язык | русский |
Год | 1939 |
«Золото́й клю́чик» — художественный игровой фильм, созданный по мотивам одноимённой пьесы Алексея Толстого в 1939 году.
Вышел на экраны 1 июля 1939 года[1].
Сюжет
Сказка о приключениях вырезанной из полена шарманщиком Карло деревянной куклы. Буратино переживает удивительные приключения и побеждает всех своих врагов. Многие сюжетные линии оригинальной пьесы отличаются от повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В соответствии с пьесой снят и финал фильма. Буратино и его друзья открывают золотым ключиком заветную дверь, добираются до волшебной книги и на сошедшем с её страниц воздушном корабле отправляются вместе с советскими полярниками в страну, где «все дети учатся в школах, и славно живут старики».
В ролях
Персонаж | Оригинальный исполнитель (1939) | Актёр озвучивания (1959) |
Карабас-Барабас | Александр Щагин | |
Дуремар | Сергей Мартинсон | |
Буратино | Ольга Шаганова-Образцова | Георгий Вицин |
Папа Карло | Георгий Уваров / Анатолий Орфёнов (вокал) | |
Капитан воздушного корабля | Николай Боголюбов | |
Джузеппе | Михаил Дагмаров | Георгий Вицин |
Мальвина | Тамара Адельгейм | |
Пьеро | Раиса Хаирова | |
Сандро, корчмарь | Николай Мичурин | |
Базилио | Кирилл Никифоров | |
Алиса | Валентина Покорская | Юлия Юльская |
Полицейский | Василий Краснощёков (нет в титрах) | |
Клоун на сцене | Георгий Милляр (нет в титрах) | |
Продавец сластей | Павел Рожицкий (нет в титрах) | |
Вениамин Гут (нет в титрах) |
Съёмочная группа
- Авторы сценария: Алексей Толстой, Людмила Толстая, Николай Лещенко
- Режиссёр: Александр Птушко
- Оператор: Николай Ренков
- Художник: Юрий Швец
- Композитор: Лев Шварц
- Звукооператор: А. Бондарев
- Кукловоды: С. Зонненбург, А. Васильева, К. Никифоров, В. Покорская, Ф. Тихонова
- Художник кукол и костюмов: Валентин Кадочников
- Художник-гримёр: В. Шишков
- Монтаж: В. Массино
- Автор песен: Михаил Фроман
- Дирижёр: Василий Ширинский
- Директор картины: М. Бердичевский
Производство
Сцены с участием персонажей-кукол, в том числе и с самим Буратино, снимались с применением как классической покадровой трёхмерной анимации (это были в основном сцены, где Буратино взаимодействует с Шушарой, Тортилой, Алисой и Базилио, где их всех изображали куклы), так и метода перспективного совмещения (в сценах с Карабасом-Барабасом, Папой Карло и другими человеческими персонажами игравшие их актёры для соответствия масштаба находились гораздо ближе к камере, чем актёры, игравшие кукол)[2]. В ряде сцен Буратино изображала кукла-марионетка.
Новая редакция
Спустя 20 лет, в 1959 году, фильм заново переозвучен. Новая музыкальная дорожка была сыграна под руководством дирижёра Альгиса Жюрайтиса.
- В самом начале присутствует логотип «Мосфильма»;
- У Буратино изменился тембр голоса. Причём если в оригинальной редакции голос Ольги Образцовой был записан вчистую, то в новой редакции голос Георгия Вицина подвергся обработке в виде ускорения;
- В имени папы Карло персонажи теперь ставят ударение на первый слог;
- Для последнего куплета финальной песни был написан новый текст;
- Были изменены некоторые реплики, которые в оригинальной редакции были прямыми цитатами из книги.
Оценки фильма
Режиссёр-мультипликатор И. П. Иванов-Вано писал: «Мастерству комбинированных съёмок в этом фильме удивлялись не только рядовые зрители, но и многие специалисты. Недаром же „Золотой ключик“ в дальнейшем стал „настольной книгой“, наглядным пособием не только для операторов комбинированных съёмок, но и для всех любителей мультипликации»[3].
Киновед Нина Спутницкая описала процесс создания фильма и оценила его следующим образом: «Этот фильм по сей день остаётся примером филигранной работы по оптическому совмещению в кадре большого человека и маленькой куклы»[4].
Выпуск на видео
С начала 1990-х годов фильм выпущен на видеокассетах VHS, также на DVD. На DVD изданы обе версии фильма — оригинальная (1939) и переозвученная (1959).
Примечания
- ↑ Советские художественные фильмы. Т. 2, 1961, с. 194.
- ↑ Масуренков Дмитрий. Из истории комбинированных киносъёмок. Мастера визуальных эффектов . rus.625-net.ru. журнал «Техника и технологии кино» (апрель 2006). Дата обращения: 20 января 2021.
- ↑ Иванов-Вано, 1980, с. 95.
- ↑ Спутницкая, 2018, с. 36.
Литература
- Карюков М. Новые способы комбинированный съёмки / Е. Нефёдова. — М.: Госкиноиздат, 1939. — С. 134. — 140 с. — 2700 экз.
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — С. 194—195. — 784 с. — 3000 экз.
- Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. — М.: Искусство, 1980. — С. 95. — 240 с.
- Шаганова-Образцова О. Из записок Буратино // Наука и жизнь. — 1982. — № 11. — с. 138—142.
- Ильина М. Рассказ старой куклы: как снимался фильм «Золотой ключик» // Мир музея. — 2005. — № 10. — С. 36—39.
- Спутницкая Н.Ю. Птушко. Роу: Мастер-класс российского кинофэнтези. — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2018. — С. 36—40. — 371 с.
- С. Александров. Актёры и куклы. «Золотой ключик» А. Птушко // Искусство кино. — 1939. — № 6. — С. 24—25.
Ссылки
- Золотой ключик . cinema.mosfilm.ru. Мосфильм. Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 28 января 2021 года.
- «Золотой ключик» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- Песня из кинофильма «Золотой ключик» «Далёко-далёко за морем…» Архивная копия от 4 июля 2013 на Wayback Machine слушать онлайн. SovMusic.ru.