Алые паруса (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алые паруса
Постер фильма
Жанр мелодрама
На основе одноимённой повести Александра Грина
Режиссёр Александр Птушко
Автор
сценария
Алексей Нагорный
Александр Юровский
В главных
ролях
Анастасия Вертинская
Василий Лановой
Оператор Геннадий Цекавый
Виктор Якушев
Композитор Игорь Морозов
Художник-постановщик Леван Шенгелия
Кинокомпания «Мосфильм»,
Творческое объединение детских фильмов
Страна  СССР
Язык русский
Год 1961
Ссылки
Кинопоиск ID 43474
IMDb ID 0054618
Сайт


Культура.РФ
 Кино 

«А́лые паруса́» — советский художественный фильм 1961 года в постановке Александра Птушко, ставший первой полнометражной звуковой экранизацией одноимённой повести-феерии Александра Грина. Роль Ассоль стала кинодебютом шестнадцатилетней московской школьницы Анастасии Вертинской.

Кинолента вышла во всесоюзный прокат 7 июня 1961 года и собрала 22,6 миллионов зрителей, став одним из лидеров советского проката[1].

Сюжет

В маленькую приморскую деревушку Каперну возвращается из очередного рейса моряк Лонгрен. Он узнает, что в его отсутствие его жена Мери родила долгожданную дочь, но роды были тяжелыми, деньги у бедняжки кончились, а трактирщик Менерс отказался давать в долг, требуя от молодой женщины любовных отношений... В итоге жена Лонгрена, ослабевшая после родов, пошла в город, чтобы добыть денег под залог, простыла под дождём и скоропостижно умерла. О девочке позаботилась добрая соседка, которая и рассказала Лонгрену о произошедшем.

Лонгрен оставляет море и начинает сам воспитывать свою девочку, которую зовут Ассоль.

Вскоре на глазах у Лонгрена лодка подлого трактирщика срывается с привязи вместе с хозяином, но Лонгрен не идёт на помощь, несмотря на крики уносимого в море Меннерса... Трактирщик провёл в открытом море под дождём и бурей несколько дней, когда его нашли. Вскоре он умер от потрясения и простуды, успев рассказать перед смертью о жестокости Лонгрена.

С тех пор к нелюдимому моряку и его дочери отношение стало в Каперне недоброжелательным.

Старый матрос мастерит игрушечные кораблики и еле сводит концы с концами. Несмотря на нищету, Ассоль растёт очень доброй, мечтательной и чистой душой.

Однажды девочка несёт на продажу кораблики и встречает бродячего сказочника, проходивший через Каперну. Добрый старик рассказывает Ассоль чудесную сказку о её будущем: однажды наступит день и в море появится красивый корабль с яркими алыми парусами, с него сойдёт прекрасный принц и увезёт Ассоль («и моего Лонгрена», сразу же добавляет она) в чудесные заморские страны, где все они будут счастливы.

Когда эту историю по случайности узнают в деревне, над Ассоль начинают жестоко смеяться; любимой забавой местных мальчишек становится крикнуть: «Смотри, Ассоль, алые паруса!» и потом потешаться над легковерной девушкой, на мгновение вспыхнувшей от радости.

На другом конце континента растёт Артур Грей. Его семья богата и знатна, носит графский титул, владеет фамильным замком, родители Артура полны чванства и чувства собственного превосходства. Однако юный граф растёт благородным и скромным, он тянется к простым людям, старается относиться с уважением к слугам, что приводит ко многим стычкам с его отцом. В конце концов он бежит из дома и нанимается юнгой на парусник, уходящий в дальние страны. Проходят годы, Грей возмужал, многому научился, прошёл через массу испытаний и стал самым уважаемым из молодых капитанов. Отцовское наследство дало ему полную материальную независимость, он сам — полноправный хозяин корабля, которым командует[2].

Однажды на стоянке в незнакомом порту, уплыв с весёлым матросом Летикой на рыбалку и гуляя по берегу, он увидел под соснами спящую девушку немыслимой красоты и прелести, а потом в местной таверне услышал её историю. Но насмешки трактирщика не испугали Грея, он понял, что он влюблён в Ассоль и у него есть шанс сделать её счастливой, исполнив её сказочную мечту.

Грей закупает две тысячи квадратных метров[3] шелка и заказывает для корабля новые паруса.

...вскоре в одно прекрасное утро Ассоль видит, как в дымке над морем встаёт алый корабль. Девушка сначала не может поверить, но бежит в гавань Коперны, где уже собрались все жители деревушки, где её ждут с удивлением, восторгом и ужасом. Отошедшая от корабля шлюпка плывёт к девушке, вбежавшей в воду, а прекрасный принц зовёт её по имени.

«Чудеса надо делать своими руками!», — провозглашает Грей уже на палубе своего «Секрета», представляя команде свою невесту, которая дождалась его, несмотря на всю невозможность детской мечты.

В фильме снимались

В эпизодах
В титрах не указаны

История создания

Режиссёр Александр Птушко взялся за произведение Александра Грина на переломе эпох, в годы начавшейся в стране «хрущёвской оттепели», когда перемена политического климата в середине пятидесятых годов означала и смену эстетического стиля.

… теперь на пути режиссёра встало новое испытание: ему предстояло поставить картину на основе повести ранее опального, а ныне реабилитированного писателя Александра Грина.
«Алые паруса» как литературный первоисточник были совершенно отличны от всего, с чем приходилось работать Птушко раньше. Гриновский стиль был далёк от монументальности и народной героики.

Наталья Орищук, «Кинематографическая репрезентация творчества Грина в СССР» 2006[4]

На роль Артура Грея пробовались Александр Белявский и Олег Стриженов, но окончательный выбор пал на актёра Театра имени Вахтангова Василия Ланового, знаменитого в то время своими романтическими театральными ролями[4].
Исполнительницу роли Ассоль первоначально Птушко видел тоже совершенно иначе — традиционной русской красавицей в стиле Тамары Макаровой или Аллы Ларионовой, с которыми он работал в прежних «былинных» картинах. Таковой была утверждённая им молодая молдавская актриса, но с режиссёром были несогласны операторы и художник[1].

…однажды мы чуть не поссорились. Мы по-разному представляли себе главную героиню — Ассоль. Я настаивал на Насте Вертинской и даже в своих эскизах использовал её образ. В конце концов набрался смелости и заявил: «Если героиня будет не такая, я уйду с картины». Рассудил нас худсовет, сделав выбор в пользу Вертинской.
…будучи непревзойдённым мастером комбинированных съёмок, Птушко хотел и «Алые паруса» насытить спецэффектами, фантазиями, а мы с операторами этого боялись. Все эти выдумки могли разрушить гриновскую драматургию. И Александр Лукич к нам прислушивался, он не был упрямым, что и спасло фильм.

Леван Шенгелия, «Газета.Ru» 19 апреля 2005[5]

Натурные съёмки проходили в Алупке, Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку (комбинированные съёмки на бассейне)[6]. Для съёмок в Крыму были привлечены баркентина «Альфа» и парусник «Товарищ»[1].

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
  • Главный художник: Леван Шенгелия
  • Композитор: Игорь Морозов
  • Звукооператор: Мария Бляхина
  • Режиссёр: Г. Левкоев
  • Художник по костюмам: Ольга Кручинина
  • Художник-декоратор: Александр Макаров
  • Художник-гримёр: А. Дубров
  • Комбинированные съёмки:
  • Директор картины: И. Харитонов
  • Оркестр Управления по производству фильмов

Технические данные

Фильм, как многие советские широкоэкранные фильмы того периода, был снят в двух вариантах — широкоэкранном и обычном[7].

Оценки

С лёгкой руки режиссёра Птушко в советскую культуру прочно вошла визуальная эмблема Грина: волны и парусник. Однако создав подобный внешний стереотип, Птушко также совершил скрытый идеологический перевод «скрипичного» языка Грина, его пронзительной и светлой лирики, на монументальную оптимистическую речь труб и фанфар. Этот перевод был осуществлён целиком в духе времени и традиции, частью которой был сам режиссёр.

Наталья Орищук, «Кинематографическая репрезентация творчества Грина в СССР» 2006[4]

Помимо введения в картину понятия классовости, создатели фильма также изменили изначальный гриновский жанр «феерии», переведя его в плоскость привычной сказки-былины сталинского образца.

Ричард Тейлор, «Пейзаж сталинизма: искусство и идеология советского пространства» 2003[8]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Орищук Наталья. «Алые паруса» (1961). newfoundglory.ru. Александр Грин. Дата обращения: 17 апреля 2020. Архивировано 20 февраля 2020 года.
  2. Капитан Гоп называет «Секрет» галиотом, хотя в фильме снимался барк.
  3. Так в фильме. Но суммарная площадь полного парусного вооружения трёхмачтового барка «Товарищ», «исполнявшего роль» галиота «Секрет» (23 паруса), действительно составляла именно 2000 кв. м.
  4. 4,0 4,1 4,2 Орищук Наталья. Официальная репрезентация творчества Александра Грина в СССР: Идеологические мифы, их творцы и потребители / ЧАСТЬ III: Кинематографическая репрезентация творчества Грина в СССР // Кентерберийский университет. — 2006. — С. 123—152.
  5. Капков Сергей. Я — обыкновенный гений // Газета.Ru. — 2005. — 19 апрель.
  6. blogrev. 7 июня 1961 года на экраны страны вышел художественный фильм «Алые паруса». Живой Журнал. Наше наследие (7 июня 2017). Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 25 июня 2020 года.
  7. Майоров Николай. «Алые паруса» (1961). Первые в кино (14 декабря 2021). Дата обращения: 23 мая 2022. Архивировано 14 декабря 2021 года.
  8. «But Eastward, Look, the Land is Brighter»: Toward a Topography of Utopia in the Stalinist Musical by Taylor Richard // The landscape of Stalinism: the art and ideology of Soviet space (англ.) / Evgeny Dobrenko and Eric Naiman. — Seattle: University of Washington Press, 2003. — P. 201—215. — ISBN 0-295-98333-7.

Литература

  • Семёнов Б. Алые паруса // Советский экран : журнал. — 1961. — № 4. — С. 13.
  • Советские художественные фильмы // аннотированный каталог (1958—1963) / сост.: Н. А. Глаголева, В. Н. Антропов, Н. И. Клейман и др. — М.: Искусство, 1968. — Т. 4. — 824 с. — 6700 экз.

Ссылки