Алые паруса (фильм)
Алые паруса | ||
---|---|---|
Жанр | мелодрама | |
На основе | одноимённой повести Александра Грина | |
Режиссёр | Александр Птушко | |
Автор сценария |
Алексей Нагорный Александр Юровский |
|
В главных ролях |
Анастасия Вертинская Василий Лановой |
|
Оператор |
Геннадий Цекавый Виктор Якушев |
|
Композитор | Игорь Морозов | |
Художник-постановщик | Леван Шенгелия | |
Кинокомпания |
«Мосфильм», Творческое объединение детских фильмов |
|
Страна | СССР | |
Язык | русский | |
Год | 1961 | |
Ссылки | ||
Кинопоиск | ID 43474 | |
IMDb | ID 0054618 | |
Сайт |
| |
Культура.РФ | ||
«Алые паруса» | ||
Открытая коллекция | ||
«А́лые паруса́» — советский художественный фильм 1961 года в постановке Александра Птушко, ставший первой полнометражной звуковой экранизацией одноимённой повести-феерии Александра Грина. Роль Ассоль стала кинодебютом шестнадцатилетней московской школьницы Анастасии Вертинской.
Кинолента вышла во всесоюзный прокат 7 июня 1961 года и собрала 22,6 миллионов зрителей, став одним из лидеров советского проката[1].
Сюжет
В маленькую приморскую деревушку Каперну возвращается из очередного рейса моряк Лонгрен. Он узнает, что в его отсутствие его жена Мери родила долгожданную дочь, но роды были тяжелыми, деньги у бедняжки кончились, а трактирщик Менерс отказался давать в долг, требуя от молодой женщины любовных отношений... В итоге жена Лонгрена, ослабевшая после родов, пошла в город, чтобы добыть денег под залог, простыла под дождём и скоропостижно умерла. О девочке позаботилась добрая соседка, которая и рассказала Лонгрену о произошедшем.
Лонгрен оставляет море и начинает сам воспитывать свою девочку, которую зовут Ассоль.
Вскоре на глазах у Лонгрена лодка подлого трактирщика срывается с привязи вместе с хозяином, но Лонгрен не идёт на помощь, несмотря на крики уносимого в море Меннерса... Трактирщик провёл в открытом море под дождём и бурей несколько дней, когда его нашли. Вскоре он умер от потрясения и простуды, успев рассказать перед смертью о жестокости Лонгрена.
С тех пор к нелюдимому моряку и его дочери отношение стало в Каперне недоброжелательным.
Старый матрос мастерит игрушечные кораблики и еле сводит концы с концами. Несмотря на нищету, Ассоль растёт очень доброй, мечтательной и чистой душой.
Однажды девочка несёт на продажу кораблики и встречает бродячего сказочника, проходивший через Каперну. Добрый старик рассказывает Ассоль чудесную сказку о её будущем: однажды наступит день и в море появится красивый корабль с яркими алыми парусами, с него сойдёт прекрасный принц и увезёт Ассоль («и моего Лонгрена», сразу же добавляет она) в чудесные заморские страны, где все они будут счастливы.
Когда эту историю по случайности узнают в деревне, над Ассоль начинают жестоко смеяться; любимой забавой местных мальчишек становится крикнуть: «Смотри, Ассоль, алые паруса!» и потом потешаться над легковерной девушкой, на мгновение вспыхнувшей от радости.
На другом конце континента растёт Артур Грей. Его семья богата и знатна, носит графский титул, владеет фамильным замком, родители Артура полны чванства и чувства собственного превосходства. Однако юный граф растёт благородным и скромным, он тянется к простым людям, старается относиться с уважением к слугам, что приводит ко многим стычкам с его отцом. В конце концов он бежит из дома и нанимается юнгой на парусник, уходящий в дальние страны. Проходят годы, Грей возмужал, многому научился, прошёл через массу испытаний и стал самым уважаемым из молодых капитанов. Отцовское наследство дало ему полную материальную независимость, он сам — полноправный хозяин корабля, которым командует[2].
Однажды на стоянке в незнакомом порту, уплыв с весёлым матросом Летикой на рыбалку и гуляя по берегу, он увидел под соснами спящую девушку немыслимой красоты и прелести, а потом в местной таверне услышал её историю. Но насмешки трактирщика не испугали Грея, он понял, что он влюблён в Ассоль и у него есть шанс сделать её счастливой, исполнив её сказочную мечту.
Грей закупает две тысячи квадратных метров[3] шелка и заказывает для корабля новые паруса.
...вскоре в одно прекрасное утро Ассоль видит, как в дымке над морем встаёт алый корабль. Девушка сначала не может поверить, но бежит в гавань Коперны, где уже собрались все жители деревушки, где её ждут с удивлением, восторгом и ужасом. Отошедшая от корабля шлюпка плывёт к девушке, вбежавшей в воду, а прекрасный принц зовёт её по имени.
«Чудеса надо делать своими руками!», — провозглашает Грей уже на палубе своего «Секрета», представляя команде свою невесту, которая дождалась его, несмотря на всю невозможность детской мечты.
В фильме снимались
- Анастасия Вертинская — Ассоль (озвучила Нина Гуляева)
- Василий Лановой — Артур Грей, капитан
- Лена Черемшанова — Ассоль (в детские годы)
- Саша Лупенко — Артур Грей (в детские годы)
- Иван Переверзев — моряк Лонгрен, отец Ассоль
- Сергей Мартинсон — Филипп, угольщик
- Николай Волков — Эгль, сказочник
- Сергей Ромоданов — капитан Гоп
- Олег Анофриев — Летика, матрос парусника «Секрет»
- Павел Волков — Польдишок, смотритель винного погреба в замке Грей (в титрах — И. Волков)
- Александр Хвыля — Меннерс-старший, трактирщик в Каперне
- Григорий Шпигель — Меннерс-младший, сын Меннерса-старшего
- Анна Орочко — соседка
- Антонина Кончакова — Мери, мать Ассоль
- Павел Массальский — граф Лионель Грей, отец Грея
- Зоя Фёдорова — гувернантка
- Наталия Орлова — Бетси, служанка в замке Грей
- Эммануил Геллер — Циммер, бродячий музыкант
- Алексей Алексеев — Пантен, помощник капитана парусника «Секрет»
- Иван Мочалов — Атвуд, боцман парусника «Секрет»
- В эпизодах
- Владимир Тягушев — нищий
- Даниил Нетребин — Джим, слуга в замке Грей
- Джемма Фирсова — графиня Лилиан Грей, мать Артура Грея
- Виктор Колпаков — продавец игрушек
- Евгений Моргунов — полицейский в Зурбагане
- В титрах не указаны
- Борис Новиков — художник в замке Грей
- Виктор Хохряков — Сандро, трактирщик в Зурбагане
- Геннадий Юхтин — углежог
История создания
Режиссёр Александр Птушко взялся за произведение Александра Грина на переломе эпох, в годы начавшейся в стране «хрущёвской оттепели», когда перемена политического климата в середине пятидесятых годов означала и смену эстетического стиля.
… теперь на пути режиссёра встало новое испытание: ему предстояло поставить картину на основе повести ранее опального, а ныне реабилитированного писателя Александра Грина.
«Алые паруса» как литературный первоисточник были совершенно отличны от всего, с чем приходилось работать Птушко раньше. Гриновский стиль был далёк от монументальности и народной героики.— Наталья Орищук, «Кинематографическая репрезентация творчества Грина в СССР» 2006[4]
На роль Артура Грея пробовались Александр Белявский и Олег Стриженов, но окончательный выбор пал на актёра Театра имени Вахтангова Василия Ланового, знаменитого в то время своими романтическими театральными ролями[4].
Исполнительницу роли Ассоль первоначально Птушко видел тоже совершенно иначе — традиционной русской красавицей в стиле Тамары Макаровой или Аллы Ларионовой, с которыми он работал в прежних «былинных» картинах. Таковой была утверждённая им молодая молдавская актриса, но с режиссёром были несогласны операторы и художник[1].
…однажды мы чуть не поссорились. Мы по-разному представляли себе главную героиню — Ассоль. Я настаивал на Насте Вертинской и даже в своих эскизах использовал её образ. В конце концов набрался смелости и заявил: «Если героиня будет не такая, я уйду с картины». Рассудил нас худсовет, сделав выбор в пользу Вертинской.
…будучи непревзойдённым мастером комбинированных съёмок, Птушко хотел и «Алые паруса» насытить спецэффектами, фантазиями, а мы с операторами этого боялись. Все эти выдумки могли разрушить гриновскую драматургию. И Александр Лукич к нам прислушивался, он не был упрямым, что и спасло фильм.
Натурные съёмки проходили в Алупке, Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку (комбинированные съёмки на бассейне)[6]. Для съёмок в Крыму были привлечены баркентина «Альфа» и парусник «Товарищ»[1].
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
- Режиссёр-постановщик: Александр Птушко
- Операторы-постановщики:
- Главный художник: Леван Шенгелия
- Композитор: Игорь Морозов
- Звукооператор: Мария Бляхина
- Режиссёр: Г. Левкоев
- Художник по костюмам: Ольга Кручинина
- Художник-декоратор: Александр Макаров
- Художник-гримёр: А. Дубров
- Комбинированные съёмки:
- оператор: Александр Ренков
- художник: Зоя Морякова
- Директор картины: И. Харитонов
- Оркестр Управления по производству фильмов
- Дирижёр: Семён Сахаров
Технические данные
Фильм, как многие советские широкоэкранные фильмы того периода, был снят в двух вариантах — широкоэкранном и обычном[7].
Оценки
С лёгкой руки режиссёра Птушко в советскую культуру прочно вошла визуальная эмблема Грина: волны и парусник. Однако создав подобный внешний стереотип, Птушко также совершил скрытый идеологический перевод «скрипичного» языка Грина, его пронзительной и светлой лирики, на монументальную оптимистическую речь труб и фанфар. Этот перевод был осуществлён целиком в духе времени и традиции, частью которой был сам режиссёр.
— Наталья Орищук, «Кинематографическая репрезентация творчества Грина в СССР» 2006[4]
Помимо введения в картину понятия классовости, создатели фильма также изменили изначальный гриновский жанр «феерии», переведя его в плоскость привычной сказки-былины сталинского образца.
— Ричард Тейлор, «Пейзаж сталинизма: искусство и идеология советского пространства» 2003[8]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Орищук Наталья. «Алые паруса» (1961) . newfoundglory.ru. Александр Грин. Дата обращения: 17 апреля 2020. Архивировано 20 февраля 2020 года.
- ↑ Капитан Гоп называет «Секрет» галиотом, хотя в фильме снимался барк.
- ↑ Так в фильме. Но суммарная площадь полного парусного вооружения трёхмачтового барка «Товарищ», «исполнявшего роль» галиота «Секрет» (23 паруса), действительно составляла именно 2000 кв. м.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Орищук Наталья. Официальная репрезентация творчества Александра Грина в СССР: Идеологические мифы, их творцы и потребители / ЧАСТЬ III: Кинематографическая репрезентация творчества Грина в СССР // Кентерберийский университет. — 2006. — С. 123—152.
- ↑ Капков Сергей. Я — обыкновенный гений // Газета.Ru. — 2005. — 19 апрель.
- ↑ blogrev. 7 июня 1961 года на экраны страны вышел художественный фильм «Алые паруса» . Живой Журнал. Наше наследие (7 июня 2017). Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 25 июня 2020 года.
- ↑ Майоров Николай. «Алые паруса» (1961) . Первые в кино (14 декабря 2021). Дата обращения: 23 мая 2022. Архивировано 14 декабря 2021 года.
- ↑ «But Eastward, Look, the Land is Brighter»: Toward a Topography of Utopia in the Stalinist Musical by Taylor Richard // The landscape of Stalinism: the art and ideology of Soviet space (англ.) / Evgeny Dobrenko and Eric Naiman. — Seattle: University of Washington Press, 2003. — P. 201—215. — ISBN 0-295-98333-7.
Литература
- Семёнов Б. Алые паруса // Советский экран : журнал. — 1961. — № 4. — С. 13.
- Советские художественные фильмы // аннотированный каталог (1958—1963) / сост.: Н. А. Глаголева, В. Н. Антропов, Н. И. Клейман и др. — М.: Искусство, 1968. — Т. 4. — 824 с. — 6700 экз.
Ссылки
- Алые паруса . cinema.mosfilm.ru/. Мосфильм. Дата обращения: 17 апреля 2020. Архивировано 25 июня 2020 года.
- Алые паруса . gosfilmofond.ru/. Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации. Дата обращения: 1 июля 2020. Архивировано 1 июля 2020 года.
- Детские фильмы. Алые паруса . culture.ru. Культура.РФ. Дата обращения: 1 июля 2020. Архивировано 1 июля 2020 года.