Железнодорожный транспорт Испании
На Иберийском полуострове, в частности, на территории Испании, первая железнодорожная линия была построена в 1848 году. Она все ещё является действующей, имеет протяженность около 30 километров и соединяет Барселону и Матаро.
Из общего объёма внутренних перевозок грузов на долю железнодорожного транспорта приходится 3 %, в перевозках пассажиров доля 4,6 % (2004)[1].
По состоянию на 2008 год общая длина рельсового пути составляла 15293 км, из которых 9058 км электрифицировано[2].
Длинна железных дорог в 2006 году 14,97 тысяч км (в том числе 1052 км скоростных линий AVE)[1]. На 1969 год протяжённость железных дорог составляла 17,5 тысяч км из них треть была электрифицирована[3]
Из общей протяжённости с шириной колеи 1668 мм — 11,92 тыс. км, около 1200 км с колеёй 1435 мм (они в основном на севере страны и до границы с Францией, эксплуатируются компанией FEVE), 1930 км с шириной колеи 1000 мм[1]. Электрифицированы порядка 7700 км железных дорог[1].
На Испанском острове Майорка представлены сразу две колеи: 914 мм и 1000 мм. Эти железные дороги эксплуатируют разные компании: Ferrocarril de Sóller эксплуатирует дорогу 914 мм, Serveis Ferroviaris de Mallorca эксплуатирует дорогу 1000 мм.
В стране действуют множество скоростных магистралей: Мадрид — Толедо — Сьюдад-Реаль — Пуэртольяно — Севилья, Мадрид — Уэска, Мадрид — Кордова — Малага, Мадрид — Гвадалахара — Сарагоса — Лерида — Таррагона — Барселона, линия «Euromed» (с 2006) Барселона — Таррагона — Кастельон-де-ла-Плана — Валенсия — Аликанте, Мадрид — Сеговия — Вальядолид. По состоянию на 2007 год строились новые скоростные линии, в том числе и международные во Францию и Португалию[1].
При этом многие важные города Испании остаются без присоединения к железнодорожной сети. Крупнейшие города из этого числа Марбелья с населением более 140 тысяч человек, Рокетас-де-Мар (население 96800 человек), Эль-Эхидо (население 84000 человек), Торревьеха (население 83000 человек) и Михас (население 82 000 человек).
Одну из ведущих сфер в сфере производства занимают машиностроение (25 % на 2005 год), в том числе транспортное машиностроение (13,7 %)[1]. Производство подвижного состава для железных дорог занимаются компании Talgo (предприятие в городе Алава), Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (Провинция Гипускоа)[1].
С начала 2000-х на железнодорожном транспорте проводится активная модернизация, направляется около 42 % инвестиций. Для организации сквозного скоростного движения между Испанией и другими странами новые линии строятся со стандартной для Европы колеёй 1435 мм[1]. Также часть линий меняет ширину колеи на 1435 мм.
Ведущие компании (по данным на 2005 год): RENFE Operadora и ADIF (Administrador de Infraestructuras Ferroviarias).
Из-за сложного рельефа местности на железных дорогах Испании много туннелей, мостов, крутых подъёмов. Крупнейший тоннель Падорнело[3] с протяжённостью 6400 метров, ныне являющийся частью Галисийской высокоскоростной линии
История
История железнодорожного транспорта в Испании начинается в XIX веке. В 1848 году была открыта железнодорожная линия между Барселоной и Матаро. В 1852 году была построена первая узкоколейная линия, в 1863 году линия достигла португальской границы. К 1864 году была открыта линия Мадрид-Ирун, и была достигнута граница с Францией.
В 1841 году одновременно с национализацией испанских железных дорог была основана компания RENFE, монопольно просуществовавшая до 2005 года. В 2005 году RENFE была разделена на ADIF (Administrador de Infraestructuras Ferroviarias — компания по управлению инфраструктурой) и Renfe Operadora (компания-оператор, осуществляющая пассажирские и грузоперевозки).
К 1950-м годам испанская железнодорожная сеть достигла своего исторического максимума — почти 19000 километров[4]. Однако, начиная с середины 1950-х годов, сеть начала сокращаться из-за экспоненциального роста числа частных автомобилей и грузовиков. Это привело к снижению спроса на перевозки железнодорожный транспорт и закрытию некоторых железнодорожных линий ставших убыточными. К 1993 году было демонтировано почти 8000 км железнодорожных линий[5].
Метрополитены
Первая линия метрополитена в Испании построена в Мадриде в 1919 году[6]. Это была пятая система метро Европе после Великобритании, Венгрии, Франции и Германии.
Метрополитен есть в Барселоне, Мадриде, Бильбао, Пальма-де-Майорке, Севилье, Валенсии, Малаге.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Испания // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 26—69. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.
- ↑ https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sp.html#Trans CIA World Fact Book
- ↑ 3,0 3,1 Испания // Ива — Италики. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — С. 1474—1566. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 10).
- ↑ El ferrocarril en España tiene un gran futuro, pero hay que dárselo apostando por las mercancías (исп.). elDiario.es (28 марта 2021). Дата обращения: 26 сентября 2023.
- ↑ ¿Cómo sería España si no hubieran desaparecido 7.600 kilómetros de vías de tren? Este mapa lo muestra (исп.). elDiario.es. Дата обращения: 26 сентября 2023.
- ↑ Испания // Железнодорожный транспорт: энциклопедия / гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 171—172. — ISBN 5-85270-115-7.