Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс
Технические данные
Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс

Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс (БТК) — транспортный коридор, соединяющий железнодорожные пути Азербайджана, Грузии и Турции.

Железная дорога торжественно открыта 30 октября 2017 года на церемонии, организованной в порте Алят президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым [1] после первого испытательного проезда[2][3].

Общая протяженность железной дороги составляет 829 километров[4].

История

Переговоры о создании маршрута

В 1993 году Турция приостановила функционирование железной дороги Карс — Гюмри — Тбилиси с целью закрыть границу с Арменией в связи с оккупацией армянскими вооружёнными формированиями азербайджанских районов[5]. В июле 1993 года для предоставления альтернативы закрытой железной дороге впервые начались обсуждения проекта Баку — Тбилиси — Карс[6].

Соглашение между тремя странами о создании данного маршрута подписано в январе 2005 года[7]. Европейский союз и США отказались оказать финансовую помощь в продвижении линии, мотивируя отказ тем, что маршрут предназначен для обхода Армении[8].

Осуществление проекта началось 7 февраля 2007 года c подписанием межправительственного соглашения[9]. В рамках соглашения было запланировано строительство железнодорожной линии от станции Ахалкалаки (Грузия) до железнодорожной станции в городе Карс протяжённостью 105 км, из которых 76 км должны пройти по турецкой территории, 29 км — по грузинской территории. Также, была необходима реконструкция дороги на участке Ахалкалаки — Тбилиси[10].

Строительство

Строительство дороги началось в ноябре 2008 года[11][12]. Изначально завершение проекта планировалось на 2010 год. Однако, дата открытия переносилась несколько раз — на 2013 год, затем на 2015 год[13] и 2016 год[14]. Лютфи Эльван, министр транспорта Турции, в ноябре 2014 года заявил о 83 % завершения проекта[15]. В феврале 2016 года, после пятой встречи трёх стран-участниц в лице министров иностранных дел, была объявлена окончательная дата завершения работы — 2017 год[16].

На почтовом блоке Азербайджана

Первоначально стоимость проекта составляла 422 млн долларов, из которых 202 млн долларов должны были быть направлены на строительство грузинского участка, 220 млн долларов — турецкого. Позднее стоимость проекта была пересмотрена в сторону увеличения. На конец 2008 года общая стоимость проекта, по различным оценкам, превысила 600 млн долларов США[17]. Расходы взяли на себя поровну Азербайджан, путём предоставления кредита Грузии, и Турция. Азербайджан по минимальной процентной ставке выделил кредит Грузии на строительство участка от Ахалкалаки к границе с Турцией. За свой же счёт Азербайджан провёл реконструкцию участка Марнеули — Ахалкалаки.

На начальной стадии по дороге планировалось перевозить до 10 млн т груза с увеличением грузопотока до 25 млн т.

Технические параметры проекта

Строительство линии Карс – Ахалкалаки (105 км)
Турецкая сторона
Грузинская сторона
Протяжённость линии
76 (75,9) км
29 (28,9) км
Количество линий
одна
одна
Число путей
два
два
Вид тяги (вид напряжения, которое принимают электровозы)
Переменный ток
Максимальная скорость в проекте
120 км/ч
120 км/ч
Ширина железнодорожной колеи
1435 мм
1520 мм
Станция смены колёсных пар 1435мм / 1520 мм Ахалкалаки-Грузовая
Типы шпал
железобетон
железобетон
Магистральная линия связи
Оптико-
волоконная
Оптико-
волоконная
Протяжённость тоннеля
2250 м
2070 м
Количество мостов
12
4 железнодорожных
Количество станций
3
2 (Ахалкалаки и Карцахи)
Реконструкция линии Ахалкалаки-Марабда (160 км)
Стоимость реконструкции
99 млн долл. США
Ширина колеи 1520 мм

Пуск

30 октября 2017 года состоялась официальная церемония открытия железнодорожного сообщения Баку — Тбилиси — Карс. В церемонии приняли участие президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган, главы правительств Казахстана, Грузии и Узбекистана — Бакытжан Сагинтаев, Георгий Квирикашвили и Абдулла Арипов, а также другие официальные лица[18].

На церемонии открытия железной дороги Ильхам Алиев в своем выступлении сказал:[19]

«Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс имеет большое значение для развития бизнеса и взаимовыгодного сотрудничества. Уверен, что страны, вносящие наибольший вклад в региональное сотрудничество — Азербайджан, Грузия и Турция, всегда будут вместе и поддерживать друг друга. Такие гигантские проекты, как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, еще больше укрепляют наше единство и дружбу».

Европейский союз одобрил открытие БТК и назвал ее главным элементом транспортных артерий, соединяющих Европейский Союз с Турцией, Азербайджаном, Грузией и Центральной Азией. В официальном отчете указано, что эта железная дорога гарантирует лучшую сеть, создаст новые бизнес-условия и увеличит качество торговли среди сторон[20].

Технические параметры

Общая протяженность БТК составляет 826 километров[21]. Из них 504 километров проходит по территории Азербайджана, 246 километров — Грузии, 79 километров — Турции[22]. Предполагаемая пропускная способность — 1 миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов. В будущем она может быть увеличена до трех миллионов пассажиров и 20 миллионов тонн грузов.

Работа дороги

В июне 2014 года Азербайджанские железные дороги подписали контракт со швейцарской фирмой Stadler Rail на 120 млн швейцарских франков (115 млн евро) на поставку трёх поездов (каждый из которых сможет вместить в общей сложности 257 пассажиров) по 10 вагонов, с регулируемой шириной колеи, с возможностью поставки ещё семи. Stadler поставил первый из трех пассажирских поездов с десятью вагонами на Азербайджанские железные дороги в марте 2019 года[23]. Поезда произведены на заводе Stadler в Беларуси, два оставшихся поезда будут поставлены в начале 2020 года[24].

Между Турцией и Казахстаном курсирует три грузовых поезда в неделю, раз в неделю курсируют контейнерные поезда между Китаем и Турцией[25]. К ноябрю 2019 года по этой линии перевезено 275 000 тонн грузов, то есть порядка 150 тыс. тонн в год[26].

Первый маршрутный поезд из Китая в Грузию отправился из Сианя 10 сентября 2020 года и прибыл в Тбилиси 4 октября. Поезд доставил в столицу Грузии 41 контейнер с грузами.

По состоянию на октябрь 2021 года по железной дороге перевезено 1,3 млн тонн грузов[27].

Международные пассажирские перевозки по железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс анонсированы на 2020 год. При открытии пассажирского сообщения поезда будут обеспечены спальными вагонами[28]. По состоянию на 2021 год линия не обслуживает пассажиров.

Планы развития

Проект является частью более широкого плана соединения железных дорог южного Кавказа с Европой через Турцию. По программе развития железных дорог Турции построен подводный железнодорожный тоннель Мармарай под проливом Босфор в Стамбуле, что обеспечивает прямую связь с общеевропейской сетью железных дорог. В контексте проекта планируется строительство железной дороги из Карса в Нахичеванскую АР[29]. В перспективе, с выполнением проектов скоростного сообщения, проект Баку — Тбилиси — Ахалкалаки — Карс станет частью железнодорожного скоростного коридора Европа — КавказАзия[30].

В 2013 году объявлено о планах прокладки 224-километрового железнодорожного ответвления Карс — Дилуджу, которое соединит конечный участок дороги Баку—Тбилиси—Карс с Нахичеванской железной дорогой (Азербайджан) через турецкую провинцию Ыгдыр[31][32][33]. Предусматривается строительство скоростной дороги для движения товарных поездов, позволяющее в перспективе перевозку иранских грузов в Турцию (наряду с вновь открытым в июле 2019 года участком ВанТебриз)[34] и к черноморским портам Грузии (минуя Армению) через станцию Джульфа (Азербайджан), имеющую прямое железнодорожное сообщение с иранским Тебризом. Ожидается участие в проекте Азербайджана и Ирана[35]. В июне 2018 года начаты подготовительные работы,[36] в январе 2019 года был объявлен тендер на проектирование дороги[37]. Правительство Турции выделило 6,96 млрд турецких лир (1,155 млрд долларов США) на финансирование проекта, который включает в себя строительство четырёх станций[38]. Дорогу планируется сдать в эксплуатацию к 2024 году[39]. Ожидается, что поезда смогут развивать скорость до 160 км/ч[38].

6 мая 2019 года ОАО «РЖД» подписало меморандумы о развитии сотрудничества с ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и «Турецкими государственными железными дорогами» (TCDD). Документы предполагают возможность строительства в Турции железнодорожной магистрали стандарта 1520 мм, а также привлечения дополнительных грузов для перевозок контейнерными поездами по западному маршруту коридора «Север – Юг». Стороны намерены способствовать росту грузовых перевозок по маршрутам Иран – Азербайджан – Россия – Европа в рамках маршрута Россия — Азербайджан — Турция с использованием инфраструктуры магистрали БТК[40].

С введением в эксплуатацию железной дороги ожидается увеличение торгового оборота между Азербайджаном, Грузией и Турцией до 10 миллиардов долларов в год[41].

Дорога в филателии

  • Почтовый блок Азербайджан — 2012 год[42]

См. также

Примечания

  1. Главы Азербайджана, Турции и Грузии открыли железнодорожную линию. Радио Свобода. Дата обращения: 30 октября 2017. Архивировано 12 июня 2018 года.
  2. Will the Baku–Tbilisi–Kars Railway Become Uzbekistan’s New Connection to Europe? - Jamestown (англ.), Jamestown. Архивировано 1 января 2018 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
  3. Baku-Tbilisi-Kars Railway Line Officially Launched (англ.). RadioFreeEurope/RadioLiberty. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 1 ноября 2017 года.
  4. Москва, Баку и Анкара построят новую ветку БТК с российской колеей в Турцию Архивная копия от 27 июля 2019 на Wayback Machine // Sputnik
  5. Игорь Кармазин. Заклятые соседи: когда Турция откроет границу с Арменией. Известия (13 февраля 2021). — «Во время войны 1991–1994 годов Турция поддержала Азербайджан. В 1992 году Анкара грозила вмешаться, называя положение дел неприемлемым. Годом позже армянские вооруженные формирования заняли азербайджанские районы, окружавшие Нагорный Карабах, в частности, Кельбаджарский район. Именно это стало формальным поводом для блокирования Турцией государственной границы с соседом.». Дата обращения: 12 декабря 2021. Архивировано 12 декабря 2021 года.
  6. Fears of Turkey's 'invisible' Armenians (англ.) (22 June 2006). Архивировано 25 января 2007 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
  7. AZERBAIJAN | Railways - SkyscraperCity (англ.). www.skyscrapercity.com. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 22 февраля 2018 года.
  8. CRIA. CRIA » The Baku-Tbilisi-Kars Railroad and its Geopolitical Implications for the South Caucasus (англ.) (недоступная ссылка). cria-online.org. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. Открытие ж/д Баку-Тбилиси-Карс намечено на конец октября Архивная копия от 19 октября 2018 на Wayback Machine // kavkazplus.com — новости Грузии<
  10. Азербайджан начнет финансирование грузинского участка строительства линии Карс-Тбилиси-Баку Архивная копия от 30 августа 2008 на Wayback Machine // Регнум
  11. [1] Архивная копия от 26 июля 2019 на Wayback Machine // Регнум
  12. Кавказский Узел | Экономисты озвучили проблемы строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Дата обращения: 26 июля 2019. Архивировано 26 июля 2019 года.
  13. Railway to link Kars, Tbilisi, Baku in 2015 (англ.). Hürriyet Daily News. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 22 февраля 2018 года.
  14. Passenger Trains for Baku-Tbilisi-Kars Railway to Launch 2016. Georgia Today on the Web. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 19 февраля 2018 года.
  15. Turkey’s 79km-long section of Baku-Tbilisi-Kars railway project to complete in 2015 - Railway Technology (англ.), Railway Technology (19 October 2014). Архивировано 22 февраля 2018 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
  16. Completion of Baku–Tbilisi–Kars Railway Project Postponed Again - Jamestown (англ.), Jamestown. Архивировано 16 декабря 2017 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
  17. Первая шпала. Началось строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс Архивная копия от 24 августа 2018 на Wayback Machine // ЦентрАзия
  18. Ильхам Алиев: «Внешние силы не верили в реализацию «Баку - Тбилиси - Карс» - Прямая трансляция; Фото Архивная копия от 30 октября 2017 на Wayback Machine // Haqqin.az, 2017-10-30
  19. Official Speech by Ilham Aliyev at the opening ceremony of Baku-Tbilisi-Kars railway Архивная копия от 21 февраля 2018 на Wayback Machine // President of Azerbaijan Republic - NEWS » Speeches, 2018-02-22
  20. EU Statement on opening of the Baku-Tbilisi-Kars railway - EEAS - European External Action Service - European Commission (англ.). EEAS - European External Action Service. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 28 августа 2018 года.
  21. Новый завод обеспечит потребности Азербайджана в пассажирских вагонах. Дата обращения: 17 февраля 2014. Архивировано 14 февраля 2014 года.
  22. Турция нацелена на увеличение объема грузоперевозок по ж/д Баку-Тбилиси-Карс. Day.Az (6 ноября 2021). Дата обращения: 6 ноября 2021. Архивировано 6 ноября 2021 года.
  23. 1st Passenger Coach Rolls On Baku-Tbilisi-Kars Railway - Caspian News. Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 6 ноября 2019 года.
  24. Stadler Prepares to Send Next Batch of Ultra-Modern Wagons for Baku-Tbilisi-Kars Route - Caspian News. Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 6 ноября 2019 года.
  25. Two years on, Baku-Tbilisi-Kars railway line carries 275,000 tons of freight | Daily Sabah. Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 6 ноября 2019 года.
  26. Отсель грузить мы будем шведу… и всем остальным. Проект БТК: от Пекина до Лондона через Транссиб и Баку Архивная копия от 26 июля 2019 на Wayback Machine // vgudok.com, 26 июля 2019
  27. Рашад Набиев: До сегодняшнего дня по БТК перевезено 1,3 млн тонн грузов. Информационное Агентство Репорт. Дата обращения: 11 октября 2021. Архивировано 11 октября 2021 года.
  28. UK, DVV Media. Stadler signs Baku – Tbilisi – Kars sleeping car contract (англ.), Railway Gazette. Архивировано 6 марта 2018 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
  29. В направлении Нахчывана из Турции проложат железную дорогу Архивная копия от 2 апреля 2019 на Wayback Machine.
  30. Проект «Баку-Тбилиси-Карс» Архивная копия от 28 января 2013 на Wayback Machine // Georgian Railway
  31. Азербайджан и Турция начали проектирование железной дороги Карс-Нахичевань Архивная копия от 27 мая 2019 на Wayback Machine. Радио Озоди. 7 декабря 2013 г.
  32. Kars Milletvekilleri Demiryollarını Ziyaret Etti Архивная копия от 27 мая 2019 на Wayback Machine. Rayhaber. 18 марта 2016 г.
  33. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 мая 2019. Архивировано 27 мая 2019 года.
  34. Tehran-Ankara Passenger Rail Services to Resume in July Архивная копия от 7 мая 2019 на Wayback Machine. Financial Tribune. 26 мая 2019 г.
  35. Железная дорога Карс-Игдыр-Нахчыван будет построена совместно с Ираном и Азербайджаном — минтранспорта Турции Архивная копия от 27 мая 2019 на Wayback Machine. Trend. 13 июня 2018 г.
  36. Bakan Arslan açıkladı: «Kars-Iğdır-Aralık-Dilucu Demiryolu projesi başlıyor» Архивная копия от 27 мая 2019 на Wayback Machine // Kars Manşet, 6 июня 2018 г.
  37. DANISMANLIK-IHALELERI - Kars-ığdır-aralık-dilucu Demiryolu Bağlantısı Revize Etüt Proje. Дата обращения: 27 мая 2019. Архивировано 27 мая 2019 года.
  38. 38,0 38,1 Kars-Iğdır Demiryolu Azerbaycan’a açılan kapı olacak Архивная копия от 18 марта 2022 на Wayback Machine. Emlaknews, 11 ноября 2019 г.
  39. Müjde…Müjde… Hızlı Tren Iğdır’dan Geçiyor Архивная копия от 5 января 2020 на Wayback Machine. Güven, 24 декабря 2019 г.
  40. Баку – Тбилиси – Карс дотянется до России
  41. Гасанов, Вугар. Железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс планируют открыть в этом году, РИА Новости (16 мая 2016). Архивировано 13 декабря 2021 года. Дата обращения 13 декабря 2021.
  42. Azermarka.The Postage stamps of Azerbaijan (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 сентября 2017. Архивировано 9 ноября 2017 года.


Ссылки