Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс
Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс | |
---|---|
Технические данные | |
Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс (БТК) — транспортный коридор, соединяющий железнодорожные пути Азербайджана, Грузии и Турции.
Железная дорога торжественно открыта 30 октября 2017 года на церемонии, организованной в порте Алят президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым [1] после первого испытательного проезда[2][3].
Общая протяженность железной дороги составляет 829 километров[4].
История
Переговоры о создании маршрута
В 1993 году Турция приостановила функционирование железной дороги Карс — Гюмри — Тбилиси с целью закрыть границу с Арменией в связи с оккупацией армянскими вооружёнными формированиями азербайджанских районов[5]. В июле 1993 года для предоставления альтернативы закрытой железной дороге впервые начались обсуждения проекта Баку — Тбилиси — Карс[6].
Соглашение между тремя странами о создании данного маршрута подписано в январе 2005 года[7]. Европейский союз и США отказались оказать финансовую помощь в продвижении линии, мотивируя отказ тем, что маршрут предназначен для обхода Армении[8].
Осуществление проекта началось 7 февраля 2007 года c подписанием межправительственного соглашения[9]. В рамках соглашения было запланировано строительство железнодорожной линии от станции Ахалкалаки (Грузия) до железнодорожной станции в городе Карс протяжённостью 105 км, из которых 76 км должны пройти по турецкой территории, 29 км — по грузинской территории. Также, была необходима реконструкция дороги на участке Ахалкалаки — Тбилиси[10].
Строительство
Строительство дороги началось в ноябре 2008 года[11][12]. Изначально завершение проекта планировалось на 2010 год. Однако, дата открытия переносилась несколько раз — на 2013 год, затем на 2015 год[13] и 2016 год[14]. Лютфи Эльван, министр транспорта Турции, в ноябре 2014 года заявил о 83 % завершения проекта[15]. В феврале 2016 года, после пятой встречи трёх стран-участниц в лице министров иностранных дел, была объявлена окончательная дата завершения работы — 2017 год[16].
Первоначально стоимость проекта составляла 422 млн долларов, из которых 202 млн долларов должны были быть направлены на строительство грузинского участка, 220 млн долларов — турецкого. Позднее стоимость проекта была пересмотрена в сторону увеличения. На конец 2008 года общая стоимость проекта, по различным оценкам, превысила 600 млн долларов США[17]. Расходы взяли на себя поровну Азербайджан, путём предоставления кредита Грузии, и Турция. Азербайджан по минимальной процентной ставке выделил кредит Грузии на строительство участка от Ахалкалаки к границе с Турцией. За свой же счёт Азербайджан провёл реконструкцию участка Марнеули — Ахалкалаки.
На начальной стадии по дороге планировалось перевозить до 10 млн т груза с увеличением грузопотока до 25 млн т.
Технические параметры проекта
Протяжённость линии | ||
Количество линий | ||
Число путей | ||
Вид тяги (вид напряжения, которое принимают электровозы) | ||
Максимальная скорость в проекте | ||
Ширина железнодорожной колеи | ||
Станция смены колёсных пар 1435мм / 1520 мм | — | Ахалкалаки-Грузовая |
Типы шпал | ||
Магистральная линия связи | волоконная |
волоконная |
Протяжённость тоннеля | 2070 м | |
Количество мостов | 4 железнодорожных | |
Количество станций | 2 (Ахалкалаки и Карцахи) | |
Стоимость реконструкции | ||
Ширина колеи | — | 1520 мм |
Пуск
30 октября 2017 года состоялась официальная церемония открытия железнодорожного сообщения Баку — Тбилиси — Карс. В церемонии приняли участие президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган, главы правительств Казахстана, Грузии и Узбекистана — Бакытжан Сагинтаев, Георгий Квирикашвили и Абдулла Арипов, а также другие официальные лица[18].
На церемонии открытия железной дороги Ильхам Алиев в своем выступлении сказал:[19]
- «Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс имеет большое значение для развития бизнеса и взаимовыгодного сотрудничества. Уверен, что страны, вносящие наибольший вклад в региональное сотрудничество — Азербайджан, Грузия и Турция, всегда будут вместе и поддерживать друг друга. Такие гигантские проекты, как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, еще больше укрепляют наше единство и дружбу».
Европейский союз одобрил открытие БТК и назвал ее главным элементом транспортных артерий, соединяющих Европейский Союз с Турцией, Азербайджаном, Грузией и Центральной Азией. В официальном отчете указано, что эта железная дорога гарантирует лучшую сеть, создаст новые бизнес-условия и увеличит качество торговли среди сторон[20].
Технические параметры
Общая протяженность БТК составляет 826 километров[21]. Из них 504 километров проходит по территории Азербайджана, 246 километров — Грузии, 79 километров — Турции[22]. Предполагаемая пропускная способность — 1 миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов. В будущем она может быть увеличена до трех миллионов пассажиров и 20 миллионов тонн грузов.
Работа дороги
В июне 2014 года Азербайджанские железные дороги подписали контракт со швейцарской фирмой Stadler Rail на 120 млн швейцарских франков (115 млн евро) на поставку трёх поездов (каждый из которых сможет вместить в общей сложности 257 пассажиров) по 10 вагонов, с регулируемой шириной колеи, с возможностью поставки ещё семи. Stadler поставил первый из трех пассажирских поездов с десятью вагонами на Азербайджанские железные дороги в марте 2019 года[23]. Поезда произведены на заводе Stadler в Беларуси, два оставшихся поезда будут поставлены в начале 2020 года[24].
Между Турцией и Казахстаном курсирует три грузовых поезда в неделю, раз в неделю курсируют контейнерные поезда между Китаем и Турцией[25]. К ноябрю 2019 года по этой линии перевезено 275 000 тонн грузов, то есть порядка 150 тыс. тонн в год[26].
Первый маршрутный поезд из Китая в Грузию отправился из Сианя 10 сентября 2020 года и прибыл в Тбилиси 4 октября. Поезд доставил в столицу Грузии 41 контейнер с грузами.
По состоянию на октябрь 2021 года по железной дороге перевезено 1,3 млн тонн грузов[27].
Международные пассажирские перевозки по железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс анонсированы на 2020 год. При открытии пассажирского сообщения поезда будут обеспечены спальными вагонами[28]. По состоянию на 2021 год линия не обслуживает пассажиров.
Планы развития
Проект является частью более широкого плана соединения железных дорог южного Кавказа с Европой через Турцию. По программе развития железных дорог Турции построен подводный железнодорожный тоннель Мармарай под проливом Босфор в Стамбуле, что обеспечивает прямую связь с общеевропейской сетью железных дорог. В контексте проекта планируется строительство железной дороги из Карса в Нахичеванскую АР[29]. В перспективе, с выполнением проектов скоростного сообщения, проект Баку — Тбилиси — Ахалкалаки — Карс станет частью железнодорожного скоростного коридора Европа — Кавказ — Азия[30].
В 2013 году объявлено о планах прокладки 224-километрового железнодорожного ответвления Карс — Дилуджу, которое соединит конечный участок дороги Баку—Тбилиси—Карс с Нахичеванской железной дорогой (Азербайджан) через турецкую провинцию Ыгдыр[31][32][33]. Предусматривается строительство скоростной дороги для движения товарных поездов, позволяющее в перспективе перевозку иранских грузов в Турцию (наряду с вновь открытым в июле 2019 года участком Ван—Тебриз)[34] и к черноморским портам Грузии (минуя Армению) через станцию Джульфа (Азербайджан), имеющую прямое железнодорожное сообщение с иранским Тебризом. Ожидается участие в проекте Азербайджана и Ирана[35]. В июне 2018 года начаты подготовительные работы,[36] в январе 2019 года был объявлен тендер на проектирование дороги[37]. Правительство Турции выделило 6,96 млрд турецких лир (1,155 млрд долларов США) на финансирование проекта, который включает в себя строительство четырёх станций[38]. Дорогу планируется сдать в эксплуатацию к 2024 году[39]. Ожидается, что поезда смогут развивать скорость до 160 км/ч[38].
6 мая 2019 года ОАО «РЖД» подписало меморандумы о развитии сотрудничества с ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и «Турецкими государственными железными дорогами» (TCDD). Документы предполагают возможность строительства в Турции железнодорожной магистрали стандарта 1520 мм, а также привлечения дополнительных грузов для перевозок контейнерными поездами по западному маршруту коридора «Север – Юг». Стороны намерены способствовать росту грузовых перевозок по маршрутам Иран – Азербайджан – Россия – Европа в рамках маршрута Россия — Азербайджан — Турция с использованием инфраструктуры магистрали БТК[40].
С введением в эксплуатацию железной дороги ожидается увеличение торгового оборота между Азербайджаном, Грузией и Турцией до 10 миллиардов долларов в год[41].
Дорога в филателии
- Почтовый блок Азербайджан — 2012 год[42]
См. также
- Новый шёлковый путь
- Железная дорога Астара — Решт — Казвин
- Азербайджанские железные дороги
- Грузинская железная дорога
- Турецкая железная дорога
Примечания
- ↑ Главы Азербайджана, Турции и Грузии открыли железнодорожную линию . Радио Свобода. Дата обращения: 30 октября 2017. Архивировано 12 июня 2018 года.
- ↑ Will the Baku–Tbilisi–Kars Railway Become Uzbekistan’s New Connection to Europe? - Jamestown (англ.), Jamestown. Архивировано 1 января 2018 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
- ↑ Baku-Tbilisi-Kars Railway Line Officially Launched (англ.). RadioFreeEurope/RadioLiberty. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 1 ноября 2017 года.
- ↑ Москва, Баку и Анкара построят новую ветку БТК с российской колеей в Турцию Архивная копия от 27 июля 2019 на Wayback Machine // Sputnik
- ↑ Игорь Кармазин. Заклятые соседи: когда Турция откроет границу с Арменией . Известия (13 февраля 2021). — «Во время войны 1991–1994 годов Турция поддержала Азербайджан. В 1992 году Анкара грозила вмешаться, называя положение дел неприемлемым. Годом позже армянские вооруженные формирования заняли азербайджанские районы, окружавшие Нагорный Карабах, в частности, Кельбаджарский район. Именно это стало формальным поводом для блокирования Турцией государственной границы с соседом.». Дата обращения: 12 декабря 2021. Архивировано 12 декабря 2021 года.
- ↑ Fears of Turkey's 'invisible' Armenians (англ.) (22 June 2006). Архивировано 25 января 2007 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
- ↑ AZERBAIJAN | Railways - SkyscraperCity (англ.). www.skyscrapercity.com. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 22 февраля 2018 года.
- ↑ CRIA. CRIA » The Baku-Tbilisi-Kars Railroad and its Geopolitical Implications for the South Caucasus (англ.) (недоступная ссылка). cria-online.org. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Открытие ж/д Баку-Тбилиси-Карс намечено на конец октября Архивная копия от 19 октября 2018 на Wayback Machine // kavkazplus.com — новости Грузии<
- ↑ Азербайджан начнет финансирование грузинского участка строительства линии Карс-Тбилиси-Баку Архивная копия от 30 августа 2008 на Wayback Machine // Регнум
- ↑ [1] Архивная копия от 26 июля 2019 на Wayback Machine // Регнум
- ↑ Кавказский Узел | Экономисты озвучили проблемы строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс . Дата обращения: 26 июля 2019. Архивировано 26 июля 2019 года.
- ↑ Railway to link Kars, Tbilisi, Baku in 2015 (англ.). Hürriyet Daily News. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 22 февраля 2018 года.
- ↑ Passenger Trains for Baku-Tbilisi-Kars Railway to Launch 2016 . Georgia Today on the Web. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 19 февраля 2018 года.
- ↑ Turkey’s 79km-long section of Baku-Tbilisi-Kars railway project to complete in 2015 - Railway Technology (англ.), Railway Technology (19 October 2014). Архивировано 22 февраля 2018 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
- ↑ Completion of Baku–Tbilisi–Kars Railway Project Postponed Again - Jamestown (англ.), Jamestown. Архивировано 16 декабря 2017 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
- ↑ Первая шпала. Началось строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс Архивная копия от 24 августа 2018 на Wayback Machine // ЦентрАзия
- ↑ Ильхам Алиев: «Внешние силы не верили в реализацию «Баку - Тбилиси - Карс» - Прямая трансляция; Фото Архивная копия от 30 октября 2017 на Wayback Machine // Haqqin.az, 2017-10-30
- ↑ Official Speech by Ilham Aliyev at the opening ceremony of Baku-Tbilisi-Kars railway Архивная копия от 21 февраля 2018 на Wayback Machine // President of Azerbaijan Republic - NEWS » Speeches, 2018-02-22
- ↑ EU Statement on opening of the Baku-Tbilisi-Kars railway - EEAS - European External Action Service - European Commission (англ.). EEAS - European External Action Service. Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано 28 августа 2018 года.
- ↑ Новый завод обеспечит потребности Азербайджана в пассажирских вагонах . Дата обращения: 17 февраля 2014. Архивировано 14 февраля 2014 года.
- ↑ Турция нацелена на увеличение объема грузоперевозок по ж/д Баку-Тбилиси-Карс . Day.Az (6 ноября 2021). Дата обращения: 6 ноября 2021. Архивировано 6 ноября 2021 года.
- ↑ 1st Passenger Coach Rolls On Baku-Tbilisi-Kars Railway - Caspian News . Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 6 ноября 2019 года.
- ↑ Stadler Prepares to Send Next Batch of Ultra-Modern Wagons for Baku-Tbilisi-Kars Route - Caspian News . Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 6 ноября 2019 года.
- ↑ Two years on, Baku-Tbilisi-Kars railway line carries 275,000 tons of freight | Daily Sabah . Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 6 ноября 2019 года.
- ↑ Отсель грузить мы будем шведу… и всем остальным. Проект БТК: от Пекина до Лондона через Транссиб и Баку Архивная копия от 26 июля 2019 на Wayback Machine // vgudok.com, 26 июля 2019
- ↑ Рашад Набиев: До сегодняшнего дня по БТК перевезено 1,3 млн тонн грузов . Информационное Агентство Репорт. Дата обращения: 11 октября 2021. Архивировано 11 октября 2021 года.
- ↑ UK, DVV Media. Stadler signs Baku – Tbilisi – Kars sleeping car contract (англ.), Railway Gazette. Архивировано 6 марта 2018 года. Дата обращения 22 февраля 2018.
- ↑ В направлении Нахчывана из Турции проложат железную дорогу Архивная копия от 2 апреля 2019 на Wayback Machine.
- ↑ Проект «Баку-Тбилиси-Карс» Архивная копия от 28 января 2013 на Wayback Machine // Georgian Railway
- ↑ Азербайджан и Турция начали проектирование железной дороги Карс-Нахичевань Архивная копия от 27 мая 2019 на Wayback Machine. Радио Озоди. 7 декабря 2013 г.
- ↑ Kars Milletvekilleri Demiryollarını Ziyaret Etti Архивная копия от 27 мая 2019 на Wayback Machine. Rayhaber. 18 марта 2016 г.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 мая 2019. Архивировано 27 мая 2019 года.
- ↑ Tehran-Ankara Passenger Rail Services to Resume in July Архивная копия от 7 мая 2019 на Wayback Machine. Financial Tribune. 26 мая 2019 г.
- ↑ Железная дорога Карс-Игдыр-Нахчыван будет построена совместно с Ираном и Азербайджаном — минтранспорта Турции Архивная копия от 27 мая 2019 на Wayback Machine. Trend. 13 июня 2018 г.
- ↑ Bakan Arslan açıkladı: «Kars-Iğdır-Aralık-Dilucu Demiryolu projesi başlıyor» Архивная копия от 27 мая 2019 на Wayback Machine // Kars Manşet, 6 июня 2018 г.
- ↑ DANISMANLIK-IHALELERI - Kars-ığdır-aralık-dilucu Demiryolu Bağlantısı Revize Etüt Proje . Дата обращения: 27 мая 2019. Архивировано 27 мая 2019 года.
- ↑ 38,0 38,1 Kars-Iğdır Demiryolu Azerbaycan’a açılan kapı olacak Архивная копия от 18 марта 2022 на Wayback Machine. Emlaknews, 11 ноября 2019 г.
- ↑ Müjde…Müjde… Hızlı Tren Iğdır’dan Geçiyor Архивная копия от 5 января 2020 на Wayback Machine. Güven, 24 декабря 2019 г.
- ↑ Баку – Тбилиси – Карс дотянется до России
- ↑ Гасанов, Вугар. Железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс планируют открыть в этом году, РИА Новости (16 мая 2016). Архивировано 13 декабря 2021 года. Дата обращения 13 декабря 2021.
- ↑ Azermarka.The Postage stamps of Azerbaijan (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 сентября 2017. Архивировано 9 ноября 2017 года.
Для улучшения этой статьи желательно: |
Ссылки
- История Шёлкового пути // azerbaijan.az
- Тестирование железной дороги Баку-Тбилиси-Карс начнется в январе Архивная копия от 12 ноября 2016 на Wayback Machine // newsgeorgia.ge, 10 ноября 2016
- Китай подстегнул Баку, Тбилиси и Анкару. Транспортный коридор Восток-Запад откроется весной // НГ, 31.01.2017