Железная дорога Астара — Решт — Казвин

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Астара — Решт — Казвин
Страна Азербайджан, Иран, Россия
Город управления Астара, Решт, Казвин

Железная дорога Астара — Решт — Казвин — строящийся транспортный коридор, который соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Проект осуществляется в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг», целью которого является интеграция транспортно-информационных магистралей России, Азербайджана, Ирана и Индии[1].

Проект железной дороги Астара — Решт — Казвин предусматривает строительство на территории Ирана новой железнодорожной ветки, которая соединит азербайджанскую Астару с иранскими городами Астара, Решт и Казвин[2].

На 2019 год сданы в эксплуатацию участок Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) и участок Решт — Казвин.

История

Ранее железнодорожное сообщение между Тегераном и Москвой осуществлялось через территорию Нахичеванской Автономной Республики (Азербайджан), Армении и Грузии, однако армяно-азербайджанский Карабахский конфликт и последовавшая за ним блокада Нахичевани Арменией и собственно Армении — Азербайджаном воспрепятствовали эксплуатации этой ветки в постсоветское время[3].

Соглашение о строительстве дороги было подписано тремя сторонами в 2005 году[4]. В его рамках предусматривается строительство сегментов железной дороги на территории Ирана протяжённостью около 350 километров и на территории Азербайджана между Астарой и азербайджано-иранской границей протяжённостью 8,5 километров, а также реконструкция уже существующей железной дороги на территории Азербайджана. Стоимость проекта оценивается в 2 млрд долл. США[5]. Строительство началось в 2006 году.

Участок Астара — Решт

Первый испытательный грузовой поезд из России достиг иранской Астары 8 февраля 2018 года[6]. Сразу после введения в эксплуатацию участка Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) в конце марта 2018 года иранский участок железной дороги вместе со станцией Астара и новопостроенным грузовым терминалом был передан в аренду Азербайджану сроком на 25 лет[7][8]. За 11 месяцев посредством этой железной дороги было перевезено более 270 тысяч тонн грузов[9].

Азербайджан предоставил Ирану льготный кредит на 500 млн долларов США для строительства участка Астара — Решт[10]. Для завершения строительства ветки Россия планирует выделить 1,5 млрд долл. до 2030 года[5].

Строительство отрезка Решт — Энзели планируется завершить до марта 2022 года[11].

В настоящее время грузоперевозки по данному участку осуществляются автомобильным транспортом[5].

Протяжённость участка - 165 км.[12]

Участок Решт — Казвин

В 2009 году иранская сторона приступила к строительству участка железной дороги между Рештом и Казвином[13].

На первоначальном этапе по коридору планируются грузоперевозки в объеме 6 млн, в дальнейшем — 15-20 млн тонн в год. Строительство железной дороги Решт — Казвин рассматривалось как один из самых сложных железнодорожных проектов Ирана, учитывая, что он проходит по разнообразному рельефу. На всём протяжении железной дороги было построено 22 туннеля и 15 мостов, общей длинной 25 и 8 километров, соответственно.

22 ноября 2018 года был запущен первый пробный поезд по железной дороге Казвин — Решт. Главная церемония открытия этого 164 км участка состоялась 6 марта 2019 года с участием президента Ирана Хасана Рухани[14], министра экономики Азербайджана Шахина Мустафаева и официальных лиц Пакистана и Ирака[15].

См. также

Примечания

  1. Началась реализация проекта международного транспортного коридора «Север-Юг» (недоступная ссылка). Day.az. 22 июня 2007 года.
  2. Армения может быть включена в проект строительства нового железнодорожного пути между Азербайджаном, Россией и Ираном (недоступная ссылка). Day.az. 4 июня 2004 года.
  3. Очередной крах транспортных надежд Армении: В Ереване опоздали на поезд (недоступная ссылка). Day.az. 10 декабря 2009 года.
  4. Азербайджан, Россия и Иран подписали соглашение о строительстве железнодорожной магистрали Казвин-Решт-Энзели-Астара (недоступная ссылка). Day.az. 4 мая 2005 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Россия собралась дать Ирану денег на строительство железной дороги. lenta.ru.
  6. Тестовый поезд пущен из Азербайджана в Иран по железной дороге Архивная копия от 27 марта 2019 на Wayback Machine. ТАСС. 8 февраля 2018 г.
  7. Азербайджан инвестирует $60 млн в железнодорожную станцию в Иране Архивная копия от 7 марта 2019 на Wayback Machine. ИА REGNUM. 26 марта 2018 г.
  8. Азербайджан увеличит пропускную способность грузового терминала в Астаре Архивная копия от 7 марта 2019 на Wayback Machine. Trend. 5 марта 2019 г.
  9. Джавид Гурбанов: Экономические связи между Азербайджаном и Ираном еще больше укрепятся Архивная копия от 9 марта 2019 на Wayback Machine. Взгляд. 6 марта 2019 г.
  10. Qazvin- Rasht railway opens today Архивная копия от 22 ноября 2018 на Wayback Machine. AzerNews. 22 November 2018
  11. Rasht-Anzali Railroad to Be Completed by March 2022. Financial Tribune (12 апреля 2021). Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 2 мая 2021 года.
  12. Строительство ж/д Решт-Астара активизирует транспортный коридор "Север-Юг" - Рустам Гасеми. Day.Az (29 января 2022). Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 9 февраля 2022 года.
  13. Представитель минтранса ИРИ рассказал о преимуществах проекта «Север-Юг» для Азербайджана и Ирана (недоступная ссылка). Day.az. 25 мая 2010 года.
  14. INSTC: Iran’s Qazvin-Rasht Railway to Roll on Wednesday Архивная копия от 27 марта 2019 на Wayback Machine. Financial Tribune. 5 марта 2019 г.
  15. В Иране открылась железная дорога Казвин-Решт. «Каспийский вестник» (11 марта 2019). Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 21 февраля 2020 года.

Ссылки